Институт социальных коммуникаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт социальных коммуникаций



Институт социальных коммуникаций

 

«Утверждаю»

(декан факультета / директор института)

«_____» _________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

______________ Теория культуры _______________________

(наименование дисциплины (модуля)

 

Направление подготовки

___________________033000 Культурология_________________

 

 

Профиль подготовки

__________________Управление в социокультурной сфере_______________

 

Степень выпускника

БАКАЛАВР

 

 

Форма обучения

_______________ Очная_________________

(очная, заочная, очно-заочная)

 

Ижевск 2012
1. Цель и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины (модуля) является:

Сформировать у студента набор общекультурных и профессиональных компетенций в рамках теории культуры, с учётом её места в современном культурологическом знании и практиках исследования культуры;

 

Задачи освоения дисциплины:

- Освоение студентом понятийного аппарата дисциплины, основных теории культуры, теоретических подходов к пониманию истории культуры, областей и сфер культуры

- Овладение студентом навыками теоретического анализа культурных форм и процессов;

- Освоение студентом основных техник анализа текста, умениями критического восприятия текста и грамотной его интерпретации

-овладение умениями и навыками применять полученные знания в

конкретной профессиональной (научно-исследовательской)

деятельности.

- освоение необходимых знаний в области предмета, подходов, направлений, методов

 

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Характеристика профессиональной деятельности бакалавра

Требования к результатам освоения программы бакалавриата по направлению подготовки 033000 Культурология

 

2.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

Владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели по выбору пути ее достижения (ОК-1);

Умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

стремлением саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства по развитию достоинств и устранению недостатков (ОК-7);

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

использованием основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, принимает методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угроз, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);

владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);

владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);

владением самостоятельного и методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения социальной и профессиональной деятельности (ОК-16);

 

2.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

научно-исследовательская деятельность:

владениями теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способен применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной практике и социальной деятельности (ПК-1);

способностью понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию, по тематике исследования и представлять результаты исследований; владеет методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);

способностью применять на практике приемы составления научных отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок (ПК-3);

организационно-управленческая деятельность:

готовностью к использованию современного знания о культуре и ведущих направлений современной культурной деятельности (концепций и инструментария) в организационно-управленческой работе (ПК-4);

способностью строить межкультурные и межличностные коммуникации; владеет навыками и приемами профессионального общения (ПК-5);

способностью применять на практике знания теоретических основ управления в социокультурной сфере, находить и принимать управленческие решения в области организации труда (ПК-6);

способностью критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль профессиональной деятельности (ПК-7);

проектно-аналитическая деятельность:

готовностью к проектной работе в разных сферах социокультурной деятельности, участию в разработке инновационными проектами (ПК-8);

способностью разрабатывать проекты с учетом конкретных технологических, эстетических, эстетических, экономических параметров; готов использовать современные информационные технологии при разработке новых культурных продуктов (ПК-9);

готовностью пользоваться нормативными документами, определяющими параметры и стоимость проведения работ в разных сферах социокультурной деятельности (ПК-10);

способностью представлять освоенное знание, системные взаимосвязи внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры; готов к участию в экспертно-консультационной работе (ПК-11);

производственно-технологическая деятельность:

способностью применять в производственной социокультурной деятельности базовые профессиональные знания по культурологии (ПК-12);

готовностью обосновать принятие конкретного решения при разработке технологических процессов в сфере социокультурной деятельности; способностью выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (ПК-13);

способностью применять современные технологии для формирования баз данных в своей предметной области (ПК-14);

культурно-просветительская деятельность:

готовностью к реализации направлений государственной культурной политики, связанной с сохранением и освоением художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия (ПК-15);

способностью к реализации социально-культурных программ в системе массовых коммуникаций (ПК-16);

способностью к осуществлению художественно-творческих планов и программ в социокультурной сфере (ПК-17);

готовностью к участию в реализации форм культурно-досуговой деятельности (ПК-18);

преподавательская деятельность:

способностью осуществлять воспитательную и педагогическую деятельность в общеобразовательных учреждениях (ПК-19);

способностью к использованию современных методик и форм учебной работы в общеобразовательных учреждениях (ПК-20)

 

Принципы построения курса:

 

Курс адресован студентам направления 033000 «Культурология» (бакалавриат)

Курс входит в профессиональный цикл ООП

Междисциплинарные связи: Курс взаимосвязан с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла («Философия») и профессионального цикла («Философия культуры», «Методы изучения культуры», «Социология культуры» и др.) ООП.

Для успешного освоения дисциплины должны быть сформирована(ны) необходимые компетенции на повышенном уровне.

 

Программа дисциплины построена блочно-модульно, в ней выделены разделы: 1. Культурология в системе социогуманитарного знания

2.Основные культурологические теории и школы современности

3.Коммуникативное пространство культуры.

Технология обучения:

Предполагается сочетание лекционных и практических занятий и самостоятельная работа студентов, курс имеет практическую частью в виде семинарских занятий

Углублённое изучение дисциплины возможно, благодаря написанию курсовой работы или ВКР, аттестация проводится в форме зачёта.

 

И формируемых компетенций

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 54 аудиторных часа, зачетных единиц,18 лекционных часов, 32 семинара,18 часов самостоятельной работы.

 

  № п/п   Разделы, темы дисциплины   Неделя семестра Виды учебной работы (в часах) Формы текущего контроля успеваемости     Формируемые компетенции (код) Всего компетенций
Л. Пр. Сам. раб.    
Семестр 5
  Раздел 1 Культурология в системе социогуманитарного знания  
1.1 Вводная. Предмет теории культуры,ее методы. Структура культурологического знания. I       Опрос, кр, тест и т.д. ОК1, ОК-2, ПК-1, ПК-2.    
1.2. Сущность, структура, и функции культуры. Основные понятия культурологии. Семинар 1. Античные представления о культуре Семинар 2. Понимание культуры в Средние века Семинар 3. Осмысление культуры в европейской философии Нового времени II   III     IV                   ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-2.  
1.3. Социально- исторические формы и типы культуры Семинар 4 Проблемы типологии культуры Семинар 5 Теории цивилизации XIX в. Семинар 6 Современные теории цивилизации Семинар 7 Русская цивилизация   V   VI   VII                   ОК-1, ОК-2, ОК-3,ОК -9, ПК-1, ПК-2.  
1.4     Динамика культуры Семинар 8 Социокультурный кризис в России и мире, пути выхода из него VIII   IX                 К.р ОК-1, ОК-2, ОК-3,ОК-9, ПК-1, ПК-2, ПК-3  
    Раздел 2 Основные культурологические теории и школы современности                
2.1 Общая характеристика культурологических исследований XXв. Семинар 9 Психоаналитические концепции культуры Семинар 10 Культурологическая концепция О.Шпенглера Семинар 11 Культурологическая концепция К.Ясперса Семинар 12 Интеграционная теория культуры П.Сорокина     X     XI     XII                       ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-2.  
  Раздел 3 Коммуникативное пространство культуры              
3.1. Сущность социокультурного пространства Семинар 13 Социокультурная коммуникация и коммуникативное пространство культуры   XIII         ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-9,ПК-1, ПК-2.  
3.2 Семиотическое понимание культуры Семинар 14 Сущность семиотического подхода к культуре Семинар 15 Знаки в культуре   XIV   XV           ОК-1, ОК-2, ОК-3,ОК -9, ПК-1, ПК-2.  
3.3 Языки и коды культуры Семинар 16 Культура как механизм создания текстов     XVI           ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-2.  
3.4 Проблема смысла в культуре     XVII         ОК-1, ОК-2, ОК-3,ОК -9, ПК-1, ПК-2, ПК-3  
Итого:                      
Форма промежуточной аттестации – зачет / экзамен
                           

5. Содержание дисциплины

Темы и их аннотации

Структура СРС

Код формируемой компетенции Тема Вид Форма Объем учебной работы (часов) Учебно-методические материалы
ОК1, ОК-2, ПК-1, ПК-2.   1.1Вводная. Предмет теории культуры,ее методы. Структура культурологического знания.   подготовка доклада СРС    
ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-2. 1.2 Сущность, структура, и функции культуры. Основные понятия культурологи.Семинар 1. Античные представления о культуре Семинар 2. Понимание культуры в Средние века Семинар 3. Осмысление культуры в европейской философии Нового времени   подготовка доклада СРС    
ОК-1, ОК-2, ОК-3,ОК -9, ПК-1, ПК-2. 1.3 Социально- исторические формы и типы культуры Семинар 4 Проблемы типологии культуры Семинар 5 Теории цивилизации XIX в. Семинар 6 Современные теории цивилизации Семинар 7 Русская цивилизация Подготовка к КР СРС    
ОК-1, ОК-2, ОК-3,ОК-9, ПК-1, ПК-2, ПК-3 1.4 Динамика культуры Семинар 8 Социокультурный кризис в России и мире, пути выхода из него подготовка реферата КСР    
ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-2. 2.1 Общая характеристика культурологических исследований XXв. Семинар 9 Психоаналитические концепции культуры Семинар 10 Культурологическая концепция О.Шпенглера Семинар 11 Культурологическая концепция К.Ясперса Семинар 12 Интеграционная теория культуры П.Сорокинав.   подготовка доклада СРС    
ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-9,ПК-1, ПК-2 9.1 Сущность социокультурного пространства Семинар 13 Социокультурная коммуникация и коммуникативное пространство культуры   подготовка доклада СРС    
ОК-1, ОК-2, ОК-3,ОК -9, ПК-1, ПК-2. 9.2 Семиотическое понимание культуры Семинар 14 Сущность семиотического подхода к культуре Семинар 15 Знаки в культуре   подготовка доклада СРС    
ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-2. 9.3 Языки и коды культуры Семинар 16 Культура как механизм создания текстов   Подготовка к КР СРС    
ОК-1, ОК-2, ОК-3,ОК -9, ПК-1, ПК-2, ПК-3 3.4 Проблема смысла в культуре   подготовка реферата КСР    

Виды СРС:

- подготовка к контрольной работе;

- подготовка к коллоквиуму;

- подготовка реферата, доклада;

- подготовка к деловым играм;

- решение задач;

- выполнение расчетно-графических работ;

- написание курсовой работы.

По одной теме может быть несколько видов СРС.

 

Формы СРС:

- СРС без участия преподавателя;

- КСР контроль самостоятельной работы студента.

 

Содержание СРС (по выбору преподавателя)

(Тематика докладов)

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Понятие «культурной картины мира» как базового концепта культурологического познания.

2. Наука с точки зрения культурологии

3.Художественный процесс с культурологической точки зрения

10. Экономика с культурологической точки зрения

11. Право с культурологической точки зрения

12. Политика с культурологической точки зрения

13. Здоровье, здоровьесберегающие технологии и здоровьеориентированные практики в культурологическом измерении

14. Образование как механизм трансляции ценностей культуры.

15. Спорт и досуг с культурологической точки зрения

16. Религия с культурологической точки зрения

17. Миф с культурологической точки зрения

18. Значение принципа культурного релятивизма в формировании плюралистического взгляда на историю культур.

19. Игра как принцип объяснения культуры.

20. Категория «сверхестественного» в мышлении традиционного и современного общества.

21. Логика и мифы современной культуры.

22. Лингвистическая относительность: мифы и реальность.

23. Аполлоновкая и дионисийское начала в культуре Древней Греции и в современной европейской культуре.

24. Значение измененных состояний сознания в современной культуре.

25. Культура и природа: экологический кризис или гармония?

26. Гуманизм и технократизм в современной культуре.

Вопросы к коллоквиуму (не предусмотрено).

Учебно-методические материалы для СРС:

  1. Культурная антропология: Методические рекомендации для студентов бакалавриата по направлению «Культурология» / Сост. А.М.Субботина Ижевск, 2007. 116 с.
  2. Философия культуры: учеб.-метод. комплекс / УдГУ, Ин-т соц. коммуникаций; сост. И. В. Соловей. - Ижевск: Изд-во УдГУ, 2007. - 49, [1] с.
  3. Философия культуры: учеб.-метод. комплекс / УдГУ, Ин-т соц. коммуникаций; сост. И. В. Соловей. - Ижевск: Изд-во УдГУ, 2007. - 49, [1] с.
  4. О.М.Штомпель и др. Электронный учебник. Античная культура.
  5. О.М.Штомпель. Социокультурный кризис. Лекция.
  6. О.М.Штомпель, Л.А.Штомпель. Методические материалы по курсу «Теория культуры».
  7. О.М.Штомпель. Программа курса «Теория культуры».
  8. Е..Я.Режабек. Спецкурс «Соотносительность родоисторической эволюции мышления и языка». Программа и вопросы к экзамену.
  9. М.В.Заковоротная. Курс «Теория и история культуры повседневности».
  10. М.В.Заковоротная. Курс «Культурная антропология».
  11. .В.Заковоротная. Курс «Человек: социально-философские проблемы в ХХ веке».
  12. М.В.Заковоротная. Спецкурс «Особенности культуры информационного общества».
  13. Г.Б.Хмелевская. Спецкурс «Культурная доминанта России и частная собственность».
  14. Г.Б.Хмелевская. Спецкурс «Западный рационализм и русский логос в свете восточной многомерной космоантропологии».
  15. Г.Б.Хмелевская. Курс «История и теория отечественной культуры».

  16. Н.В.Скляренко. Программа спецкурса «Трапеза как социокультурный феномен».
  17. М.А. Андреева Учебно-методический материал по спецкурсу «Осевая концепция культуры».
  18. М.А. Андреева. Учебно-методический материал по курсу «Культурология».

 

График контроля СРС

Недели семестра                                    
формы контроля д д д д д д д р1 Кр1 Д д д д д д д р2 Кр2

 

 

Условные обозначения: кр – контрольная работа, к – коллоквиум, р – реферат, д – доклад, ди – деловая игра, рз – решение задач, кур – курсовая работа.

Образовательные технологии

При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются не только традиционные технологии, но и интерактивные методы обучения. Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. В деятельности преподавателя главное место занимает группа взаимодействующих учащихся, которые, обсуждая вопросы, спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга. При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Действует и такой психологический феномен, как заражение, и высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную аналогичную или близкую к высказанной или, наоборот, вовсе противоположную.

Во время таких занятий от преподавателя требуется гораздо больше активности и творчества, чем тогда, когда оно проходит в форме пересказа вычитанных в книгах или давно известных истин. Формы участия преподавателя в дискуссии могут быть самыми разнообразными, но ни в коем случае не навязыванием своего мнения. Лучше всего это делать путем тонко рассчитанного управления ходом дискуссий, через постановку проблемных вопросов, требующих продуктивного мышления, творческого поиска истины.

К методам интерактивного обучения могут быть отнесены:

1) эвристическая беседа, 2) метод дискуссии, 3) «мозговая атака», 4) метод «круглого стола», 5) метод «деловой игры», 6) конкурсы практических работ с их обсуждением и др.

Эвристическая беседа. Метод получил название от восходящего к Сократу метода обучения «эвристика» (гр. – нахожу, отыскиваю, открываю). Данный метод путем искусно сформулированных наводящих вопросов и примеров побуждал учеников прийти к самостоятельному правильному ответу. По своей психологической природе эвристическая беседа, в современном понимании – это коллективное мышление или беседа как поиск ответа на проблему. В педагогике этот метод принято считать методом проблемного обучения (проблемно-поисковая беседа). Объясним, почему эвристическую беседу мы рассматриваем не в ряду методов проблемного обучения, хотя она построена на мыслительном поиске решения учебной проблемы. Дело в том, что в беседе мыслительный поиск превращается в поиск коллективный, где происходит обмен мнениями, предположениями, догадками, различными вариантами промежуточных решений, когда учащиеся ищут истину во взаимодействии и во взаимопомощи, активизируя мышление друг друга. Следует иметь в виду, что этот метод предполагает наличие у учащихся определенного запаса знаний, представлений, понятий. При подготовке к беседе преподаватель должен: а) четко определить цель; б) составить план-конспект; в) подобрать наглядные средства; г) сформулировать основные и вспомогательные вопросы. Важно правильно формулировать и задавать вопросы:

– они должны быть логически связаны;

– они должны соответствовать уровню развития учащихся;

– они не должны подсказывать ответ.

Помните: вопрос задается всему классу, всей группе. После небольшой паузы для обдумывания вызывается учащийся. Необходимо привлекать других учащихся исправлять, уточнять, дополнять ответ. Беседа – сложный метод, так как требует определенного напряжения сил, соответствующих условий, мастерства преподавателя, который внимательно слушает ответы, правильные одобряет, ошибочные комментирует, уточняет и вовлекает в процесс работы всю группу.

Дискуссия как метод интерактивного обучения успешно применяется в системе учебных заведений на Западе, в последние годы стала применяться и в нашей системе образования. Метод дискуссии (учебной дискуссии)представляет собой «вышедшую из берегов» эвристическую беседу. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. Это активный метод, позволяющий научиться отстаивать свое мнение и слушать других.

Обычно предполагается, что из мышления рождается ответ на высказывание оппонента в дискуссии, поэтому разномыслие и рождает дискуссию. Однако дело обстоит как раз наоборот: спор, дискуссия рождает мысль, активизирует мышление, а в учебной дискуссии к тому же обеспечивает сознательное усвоение учебного материала как продукта мыслительной его проработки.

Метод дискуссии используется в групповых формах занятий: на семинарах-дискуссиях, собеседованиях по обсуждению итогов выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях, когда студентам нужно высказываться. На лекции дискуссия в полном смысле развернуться не может, но дискуссионный вопрос, вызвавший сразу несколько разных ответов из аудитории, не приведя к выбору окончательного, наиболее правильного из них, создает атмосферу коллективного размышления и готовности слушать преподавателя, отвечающего на этот дискуссионный вопрос.

Дискуссия на семинарском (практическом) занятии требует продуманности и основательной предварительной подготовки обучаемых. Нужны не только хорошие знания (без них дискуссия беспредметна), но также наличие у студентов умения выражать свои мысли, четко формулировать вопросы, приводить аргументы и т. д. Учебные дискуссии обогащают представления учащихся по теме, упорядочивают и закрепляют знания.

Метод «мозговой атаки». Название метода родилось в системе управления, а также в сфере научных исследований. Он широко применяется в экономической управленческой деятельности, менеджменте. Метод заключается в поиске ответа специалистов на сложную проблему посредством интенсивных высказываний всевозможных приходящих в голову идей, догадок, предположений, случайных аналогий. Золотое правило мозговой атаки – ничего из произнесенного участниками не подвергать сомнению, не критиковать, а обеспечить полную свободу высказывания любых идей. Такая психологическая свобода позволяет вести себя раскованно, не бояться ставить себя в неловкое положение неудачной репликой, показаться неумным, смешным и т. д. В такой обстановке рождаются самые невероятные, поистине сумасшедшие идеи, многие из которых в дальнейшем, после тщательного анализа могут быть отсеяны, но неожиданно возникает то, что надо для решения данной проблемы. Ради этого и затевается мозговая атака.

Метод мозговой атаки может быть использован в преподавании психологии, когда ставится цель убедить обучаемых в трудности разрешения какой-либо проблемы. Таковы, например, некоторые проблемы педагогики (противоречия между нравственностью и свободой нравов современной молодежи и задачи воспитания); психологии (законы развития психики и практика обучения и воспитания); в педагогической психологии (проблема подросткового кризиса в психическом развитии).

Метод круглого стола был заимствован из области политики и науки. В обучении метод круглого стола используется для повышения эффективности усвоения теоретических проблем путем рассмотрения их в разных научных аспектах, с участием специалистов разного профиля. Так, например, для студентов юридического факультета, изучающих раздел психологии «Личность и деятельность юриста», преподаватель психологии провел занятие по теме «Психология криминального поведения» методом круглого стола. На занятии присутствовал и преподаватель-юрист с кафедры уголовного права. Он наравне с преподавателем психологии задавал студентам вопросы, уточнял их высказывания, давал разъяснения, приводил примеры. А преподаватель психологии, являясь ведущим, включался в разговор вслед за очередным высказыванием или вопросом преподавателя-юриста. Это было необходимо потому, что правовые вопросы, особенно конкретное поведение человека (пострадавшего или преступника, следователя или подследственного, судьи или свидетеля и т. п.) требовали психологической оценки, интерпретации или объяснения. Эта сторона криминального поведения людей и была предметом всего занятия, поскольку студентов-юристов в криминалистике интересовали не только сугубо правовые и специальные вопросы криминологии, но и психология преступника и жертвы, судьи и свидетеля, прокурора и адвоката. Обсуждение этих психологических вопросов прошло активно благодаря не только подключению к занятию представителя юридической науки, но и возможности для студентов применить свои правовые знания в области криминалистики в качестве материала для психологического анализа.

Таким образом, тема была рассмотрена с двух сторон – юридической (криминологической) и психологической, что обеспечило ее глубокое усвоение. Метод круглого стола применим и в других формах. Так, можно в рамках студенческой учебно-методической конференции провести «круглый стол» студентов-психологов с группой студентов-социологов. Главное, выбрать общую тему, входящую в программы как по психологии, так и других смежных предметов (социологии и др.). Есть опыт проведения такого рода занятий с приглашением студентов и преподавателей другого вуза по одной и той же специальности – психологии. Как видим, метод круглого стола может иметь разнообразные формы, если при этом помнить об одном важном условии и его неукоснительном соблюдении – это осознание необходимости разностороннего рассмотрения теоретической проблемы с разных позиций и точек зрения на ее практическое воплощение в жизнь.

Метод деловой игры первоначально появился не в системе образования, а в практической сфере управления. Сейчас деловые игры применяются в самых различных областях практики: в исследовательской работе, в процессе проектных разработок, при коллективной выработке решений в реальных производственных ситуациях, а также в военном деле.

Суть метода деловой игры как метода обучения заключается в учебном моделировании ситуаций той деятельности, которой предстоит обучить учащихся, чтобы на моделях, а не на реальных объектах учить будущих специалистов выполнять соответствующие профессиональные функции. Например, при преподавании психологии в педагогическом вузе можно разыгрывать ситуации: «урок», «работа с отстающими», «разбор ошибок» и т. д.. Такая деловая игра заранее планируется (составление сценария, распределение ролей, выбор ситуаций и т. д.) и проводится на практическом занятии.

«Деловая игра», поставив студента в ситуацию реальных действий в роли конкретного действующего лица (учителя, завуча, директора, методиста и пр.) заставляет его мыслить конкретно и предметно, с ясно осознаваемой целью достичь реально ощутимого результата. Это обстоятельство обостряет внимание обучаемого, делает целеустремленнее мышление, а значит, способствует лучшему усвоению.

Тренинг – это один из сравнительно новых методов интерактивного обучения. Различные ситуации, возникающие в группах тренинга, являясь учебными и в этом смысле условными, игровыми, для обучаемого выступают как вполне реальные ситуации, в которых надо действовать со всей ответственностью за результат действия. Чувство ответственности здесь особое: не только перед самим собой, но и перед партнерами по группе, так как успешность действия каждого – это залог успеха деятельности всей группы.

В этом аспекте тренинг напоминает метод деловой игры, где тоже сильна ответственная зависимость участников игры друг от друга. Различие же методов обучения в том, что один из них служит обучению практическому применению теории (по принципу «дело на основе теории»), а другой – практическому обучению самой теории («теория из живой практики»).

Проведение занятия методом группового тренинга требует от преподавателя большой подготовительной работы. Подготовка включает в себя:

– работу над планом – сценарием тренинга;

– работу со студентами по их настрою на активное участие в решении проблемы, выносимой на тренинг;

– самоподготовку преподавателя;

– распределение ролей между участниками, хотя роли могут получить не все, а большинство окажется в роли как бы сторонних наблюдателей и критиков, и в этом качестве принимать самое активное участие в тренинге.

Важной особенностью группового тренинга как метода обучения является такое взаимодействие обучаемых, которое превращает обычную учебную группу в наглядную модель различных социально-психологических явлений, в исследовательский полигон для их изучения или практическую лабораторию для их коррекции. Социально-психологический тренинг – это не тренировка в обычном смысле слова, не отработка каких-то конкретных навыков, а активное социально-психологическое обучение с целью формирования компетентности, активности и направленности личности в общении с людьми и повышения уровня развития группы как социально-психологического объекта.

В заключение следует отметить, что в практике преподавания психологии активные методы, скорее всего, будут выступать не в «чистом виде», не самостоятельно, а их элементы будут включены в разных долях в разные формы занятий: то в методику лекции, то в методику семинара или практических занятий. Возможно, что несколько разных методов из числа рассмотренных будут взаимодействовать на одном и том же занятии.

Таким образом, использование методов зависит от самого преподавателя и научной значимости содержания изучаемой темы. Активные методы обучения в преподавании психологии создают обстановку, в которой взаимоотношения между преподавателем и студентами не только придают учебным занятиям активный характер в познавательном смысле, но и превращают их в процесс воспитательный.

Метод проектов – это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть «осязаемыми». Суть метода – стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Метод обучения в сотрудничестве – метод, основанный на коллективном способе обучения. Обучение осуществляется путём общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого. При этом особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

-развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;

-каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;

-совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала;

-актуализируются полученные опыт и знания;

-повышается ответственность за результат коллективной работы.

Дифференцированный подход в обучении как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности заключается в раскрытии индивидуальности, в помощи её развития, проявления и обретения избирательности и устойчивости к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и максимальному развитию способностей каждого ученика. Существенно то, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений и навыков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.139.162 (0.077 с.)