Соціально-економічні та психологічні причини виникнення профорієнтації. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соціально-економічні та психологічні причини виникнення профорієнтації.



Первые лаборатории профориентации появились в 1903 г. в Страсбурге (Франция) и в 1908 г. в Бостоне (США). Обычно выделяют следующие причины появления этих первых профориентационных служб: бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в города, проблема поиска работы, проблема отбора наиболее «подходящих» людей уже со стороны работодателей. Но все это причины, скорее, социально-экономические. Нам же интересно разобраться в том, каковы психологические причины возникновения профориентации, что изменилось в сознании людей? Главная психологическая причина появления профориентации заключается в том, что именно в этот период и именно в этих странах перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора, чего раньше не было (или было характерно лишь для отдельных людей, которые не могли и не хотели жить по заранее заведенному, патриархальному порядку). Такая свобода действительно порождала множество проблем, и главная из них — это ответственность за важные жизненные выборы, к которой большинство людей были не готовы. Интересно, что именно в это время увеличивается количество психических заболеваний по сравнению с более стабильными периодами общественной жизни. Это обстоятельство, в свою очередь, способствовало развитию разнообразных психиатрических и психотерапевтических служб и центров, где особую роль стали играть именно центры профконсультации.

 

11. 20р. в США,Франції акцент на працевлашт.30р.- екон.криза. 40,-50р.р.післявоєн.період.Тут визначається тестологія,спрямування на розв.проблеми придатності,пошуку роботи придатної для людини, шукають фахівців. 60-70рр.-організ.спец.лаболаторії по вибору професії.Демонстрація фасадів. 70р.провідний фактор виховання у молоді в усих країнах самостійно робити вибір, формування суб’єктності людині в даній ситуації.70р.в США головна ідея полишити масові тестування і перейти до проф..інд.тестування.Але на рівні практики все залиш. по старому

11. В У. профорієнт.служба ніколи повністю не реал-сь. 1. (до 1917)-соц-ек.база країни,демокр.свободи,свободи сильно обмежені.(1907)-служба підшукування роботи.(1914)-держ.статус профорієнт.(1900)-книга,де описані:типи вибору професії. 2. (1917,жовтень)-нова економічна політика,ідеологія”Праця,проф.підготовка,освіта”.(1928-1933)-50 бюро почин.готувати проф..консультантів. 3. (тоталітаризм-1936)-в школах займалися педологи,психологів небуло,профорієнт.постраждала від тоталітаризму,профор.заборонена. 4. (період відлиги 1950)-поч. 60-х рр.групи профорієнт. 5. (сер.60-82рр.-застой)-профорієнт.незаборон.,але к-ть відкриттів зменшується,профор.-деградує. 6. ( пербудова-82-91рр.)-постанова”Основні напрями роз-ку школи”,міжшкільні центри. 7. (1991)-епоха демократичних перетворень,неприділ.увага профоріент.в школі.

12. Первая служба по «приисканию» работы в России появилась в 1897 г., но только в годы Первой мировой войны эти службы приобрели государственный статус. Фактически это была еще не профориентация, а трудоустройство.Выделяют четыре типичных варианта выбора: согласно семейным традициям; случайно, необдуманно; по призванию; по расчету. До революции в России издавались журналы, в которых содержалась информация о профессиональ-ных учебных заведениях: «Студенческий альманах», «Адрес-кален-дарь» и др. Еще до революции в Санкт-Петербурге профессор Н. Киреев безвозмездно помогал молодым людям в выборе факультета и специализации в университете, а чуть позже М. А. Рыбникова и И. А. Рыбников перенесли эту инициативу в некоторые гимназии. В целом в дореволюционной России профориентации как са-мостоятельного научно-практического направления еще не было, но условия создавались. В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации стали важнейшими темами марк-систской идеологии.

13.

При ЦИТе (Центральном институте труда, открытом в 1921 г. по прямому указанию В.И.Ленина) была со-здана лаборатория, занимавшаяся вопросами профориентации. Проблемы профориентации стали разрабатываться во Всеукраин-ском институте труда (Харьков), в лаборатории по выбору про-фессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро НОТ, в Московском институте профзаболеваний им. Обухова и в других местах. В 1922 г. в Наркомате РСФСР был рассмотрен воп-рос о создании для подростков бюро по выбору профессии. Активно вопросами профориентации молодежи занималась Н. К. Крупская. Первое бюро профессиональной консультации появилось в 1927 г. при Ленинградской бирже труда. Сразу же стали готовить профконсультантов. В школах вопросами профориентации (проф-отбора) занимались педологи. В 1930-е гг. Центральная лаборато-рия по профконсультации и профотбору ВЦСПС начала разраба-тывать систему школьной профориентации. В 1932 г. был создан штаб по координации исследований проблем школьной проф-ориентации. Таким образом, в период нэпа и в начале 1930-х гг. профориентация активно развивалась. В 1936 г. вышло печально известное Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Заме-тим, что наступление на гуманитарные науки началось именно с профориентации. Именно она оказалась самой уязвимой пе-ред лицом ущемления свобод (и прежде всего, свободы выбо-ра...).

14.

В 1937 г. — отмена трудового обучения в школе и резкое свертывание профориентационной работы. Таким образом, в период сталинского тоталитаризма профориентацию, реально связанную с проблематикой свободы выбора, просто запретили. В школах профорієнт. І добором займалися педагоги.Профорієнт. знаходився між педологією і психотехнікою.Психології як науки ще не було, вона підпорядковувалася педагогіці.Профорієнт.виявилася найвразливішою перед пригніченими свободами. Було скорочене труд.навчання в школах, а профорієнт.,яка реально була повяз. З проблемою вибору була просто заборонена.1953 помер Сталін.

Только в конце 1950-х гг. стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации. В 1960-е гг. (в период хрущевской «оттепели») была организована группа профориента-ции в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР (руководи-тель А.Н.Волковский), открыта лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве (руководитель Б. А. Федоришин); орга-низован Научно-исследовательский институт трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР — НИИ ТОиПО АПН СССР (руководитель А. М. Голомшток). Таким обра-зом, в период хрущевской «оттепели», т. е. в период возрождения некоторых демократических свобод, в стране наблюдалось явное возрождение профориентации. К сожалению, долгий перерыв в развитии профориентации во многом еще оставлял профориен-тационные разработки на достаточно простом (и даже примитив-ном) уровне.

16.

В годы брежневского правления (с середины 1960-х гг. до середи-ны 1980-х гг.) профориентацию не запрещали, но уровень разра-боток еще более понизился. Это было время, когда на официаль-ном уровне призывали: «Всем классом на ферму!», «...на завод!», «...на комсомольскую стройку!» В таких призывах на первом месте оказывались не интересы личности, а интересы народного хозяй-ства и обороноспособности страны. В итоге ущемления многих сво-бод в этот период профориентация стала деградировать. Правда, уже с середины 1980-х гг. в стране стала вызревать по-требность в существенных изменениях, и прежде всего в плане увеличения свобод. В 1984 г. вышло Постановление ЦК КПСС «Ос-новные направления реформы общеобразовательной и профессио-нальной школы», где особое место уделялось развитию трудового обучения и профориентации молодежи.

17.

В период горбачевской «перестройки» в этом направлении было сделано довольно много:

- создано более 60 региональных Центров профессиональной ориентации молодежи (ЦПОМ), а в районах — множество пунктов профконсультации — ПКП (в Госкомтруде СССР все это курировал О. П. Апостолов, много сделавший для возрождения отечественной профориентации, а фактически и для становления школьной психологической службы);

- на базе Госкомтруда началась активная подготовка профкон- сультантов (заметим, что в тогдашнем СССР практических пси хологов в массовом порядке еще не готовили);

- в школах ввели курс «Основы производства. Выбор профес сии» (заметим, что это также был один из первых психологиче ских курсов в школе);

- наметился переход к более качественной работе (хотя опыта было мало, но он быстро приобретался);

- в итоге в 1986 г. была создана реальная государственная служба профориентации молодежи с перспективой дальнейшего совер шенствования.

Таким образом, рост свободы в обществе вызвал резкое воз-рождение и развитие школьной профориентации.

18.

В 1992 г. вышел Закон РФ «Об образовании», и сразу же резко сократилось финансирование школы и особенно профориента-ции.

К сожалению, школьная профориентация была почти разру-шена, что усугублялось неясностью в вопросе о ее подчинении: Минобразования РФ от профориентации фактически отказался, а в Минтруда РФ и в подчиненных ему службах занятости населе-ния «работа с молодежью» обозначалась как «дополнительная ус-луга» (по принципу: «Школа не в нашем ведении»).

К счастью, отдельные местные начальники иногда поддержи-вали руководителей оставшихся Центров профориентации моло-дежи, т. е. не дали им «погибнуть» в условиях социально-экономи-ческого абсурда. В варианте же коммерческого профотбора в большинстве случаев используются явно неадек-ватные тесты, но самое печальное, что такой профотбор прак-тически исключает выход на серьезный уровень профессиональ-ного и личностного самоопределения. На рубеже XX и XXI вв. появились надежды на возрождение и развитие профориентации, и для этого были серьезные основания. Например, директора некоторых школ, понимая необходимость профориентационной работы, привлекают к ней психологов и педагогов. 19.Суч.стан проф..роботи в Укр. Профорієнтаційна робота в найбільш повному обсязі здійснюється підрозділами державної служби зайнятості. Окремі її елементи застосовуються в дошкільних, загальноосвітніх, професійних та вищих навчальних закладах, системі післядипломного навчання та військкоматах. На стадії суспільного усвідомлення перебуває організація професійної орієнтації осіб з обмеженою працездатністю. В дошкільних навчально-виховних закладах здійснюється попереднє вибіркове інформування малят про світ професій, їх ігрове засвоєння. Профорієнтаційна робота в загальноосвітніх школах зводиться в основному до предметно-навчальної орієнтації. Розширення диференціації навчання, мережі шкіл і класів з поглибленим вивченням предметів, формування мережі навчальних закладів нового типу та навчально-виховних комплексів створюють умови для розвитку професійних інтересів і здібностей учнів. У системі професійної освіти здійснюється перехід відпрактики профагітації до конкурсного відбору учнів. У вищій школі поширюється тестування абітурієнтів. Однак усе це становить лише окремі елементи професійної орієнтації, тоді як цілісної її системи посьогодні не існує. Важливою умовою залучення до праці осіб з обмеженою працездатністю є організація професійної орієнтації цих групп громадян у державній службі зайнятості, установах охорони здоров'я та соціального захисту населення. Центри професійної орієнтації і ПКП мають у своєму розпорядженні певні інформаційно-методичні та матеріально-технічні засоби, але їх кількість і діагностичні можливості недостатні і потребують методичної та процедурної уніфікації. Профорієнтаційні підрозділи не забезпечені необхідними виробничими приміщеннями, щоУскладнює проведення профконсультування та профдіагностичних обстежень у повному обсязі. Існують також певні труднощі у доборі спеціалістів з відповідною базовою освітою і практичним досвідом роботи. Потребує зміцнення і розвитку поліграфічна база. Усе це істотно звужує профорієнтаційну роботу з незайнятим населенням,вивільнюваними працівниками та військовослужбовцями, які звільняються в запас у зв'язку із скороченням Збройних Сил та за станом здоров'я. Результативність профорієнтаційної роботи знижується також через відсутність повної і своєчасної інформації про структурні тапрофесійно-кваліфікаційні кадрові зміни в галузяхнародногосподарського комплексу.

20Рівень свободи в суспільстві як псих критерій розв.профорієнт. В итоге получается, что в 1930-е гг. развитие профориентации ограничивалось политическими способами, в 1970—1980-е гг. — бюрократическими, а сейчас — экономическими мерами. То есть периоды расцвета профессионального самоопределения в определенной степени связаны с уровнем реальной свободы выбора для большинства населения данного общества. А это означает, что сама профориентация должна планироваться и осуществляться с учетом этого обстоятельства. Например, если уровень реальной свободы самоопределения в обществе невысок, то это отражается и на позиции многих клиентов, и на позиции самих профконсультантов, порождая особые проблемы, связанные с осознанием себя как субъекта (или не-субъекта) самоопределе-ния, с желанием (или нежеланием) понять то, что происходит вокруг, т.е. понять, в «пространстве» каких смыслов приходится самоопределяться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.009 с.)