Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соціально-економічні та психологічні причини виникнення профорієнтації.
Первые лаборатории профориентации появились в 1903 г. в Страсбурге (Франция) и в 1908 г. в Бостоне (США). Обычно выделяют следующие причины появления этих первых профориентационных служб: бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в города, проблема поиска работы, проблема отбора наиболее «подходящих» людей уже со стороны работодателей. Но все это причины, скорее, социально-экономические. Нам же интересно разобраться в том, каковы психологические причины возникновения профориентации, что изменилось в сознании людей? Главная психологическая причина появления профориентации заключается в том, что именно в этот период и именно в этих странах перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора, чего раньше не было (или было характерно лишь для отдельных людей, которые не могли и не хотели жить по заранее заведенному, патриархальному порядку). Такая свобода действительно порождала множество проблем, и главная из них — это ответственность за важные жизненные выборы, к которой большинство людей были не готовы. Интересно, что именно в это время увеличивается количество психических заболеваний по сравнению с более стабильными периодами общественной жизни. Это обстоятельство, в свою очередь, способствовало развитию разнообразных психиатрических и психотерапевтических служб и центров, где особую роль стали играть именно центры профконсультации. 11. 20р. в США,Франції акцент на працевлашт.30р.- екон.криза. 40,-50р.р.післявоєн.період.Тут визначається тестологія,спрямування на розв.проблеми придатності,пошуку роботи придатної для людини, шукають фахівців. 60-70рр.-організ.спец.лаболаторії по вибору професії.Демонстрація фасадів. 70р.провідний фактор виховання у молоді в усих країнах самостійно робити вибір, формування суб’єктності людині в даній ситуації.70р.в США головна ідея полишити масові тестування і перейти до проф..інд.тестування.Але на рівні практики все залиш. по старому 11. В У. профорієнт.служба ніколи повністю не реал-сь. 1. (до 1917)-соц-ек.база країни,демокр.свободи,свободи сильно обмежені.(1907)-служба підшукування роботи.(1914)-держ.статус профорієнт.(1900)-книга,де описані:типи вибору професії. 2. (1917,жовтень)-нова економічна політика,ідеологія”Праця,проф.підготовка,освіта”.(1928-1933)-50 бюро почин.готувати проф..консультантів. 3. (тоталітаризм-1936)-в школах займалися педологи,психологів небуло,профорієнт.постраждала від тоталітаризму,профор.заборонена. 4. (період відлиги 1950)-поч. 60-х рр.групи профорієнт. 5. (сер.60-82рр.-застой)-профорієнт.незаборон.,але к-ть відкриттів зменшується,профор.-деградує. 6. ( пербудова-82-91рр.)-постанова”Основні напрями роз-ку школи”,міжшкільні центри. 7. (1991)-епоха демократичних перетворень,неприділ.увага профоріент.в школі.
12. Первая служба по «приисканию» работы в России появилась в 1897 г., но только в годы Первой мировой войны эти службы приобрели государственный статус. Фактически это была еще не профориентация, а трудоустройство.Выделяют четыре типичных варианта выбора: согласно семейным традициям; случайно, необдуманно; по призванию; по расчету. До революции в России издавались журналы, в которых содержалась информация о профессиональ-ных учебных заведениях: «Студенческий альманах», «Адрес-кален-дарь» и др. Еще до революции в Санкт-Петербурге профессор Н. Киреев безвозмездно помогал молодым людям в выборе факультета и специализации в университете, а чуть позже М. А. Рыбникова и И. А. Рыбников перенесли эту инициативу в некоторые гимназии. В целом в дореволюционной России профориентации как са-мостоятельного научно-практического направления еще не было, но условия создавались. В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации стали важнейшими темами марк-систской идеологии. 13. При ЦИТе (Центральном институте труда, открытом в 1921 г. по прямому указанию В.И.Ленина) была со-здана лаборатория, занимавшаяся вопросами профориентации. Проблемы профориентации стали разрабатываться во Всеукраин-ском институте труда (Харьков), в лаборатории по выбору про-фессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро НОТ, в Московском институте профзаболеваний им. Обухова и в других местах. В 1922 г. в Наркомате РСФСР был рассмотрен воп-рос о создании для подростков бюро по выбору профессии. Активно вопросами профориентации молодежи занималась Н. К. Крупская. Первое бюро профессиональной консультации появилось в 1927 г. при Ленинградской бирже труда. Сразу же стали готовить профконсультантов. В школах вопросами профориентации (проф-отбора) занимались педологи. В 1930-е гг. Центральная лаборато-рия по профконсультации и профотбору ВЦСПС начала разраба-тывать систему школьной профориентации. В 1932 г. был создан штаб по координации исследований проблем школьной проф-ориентации. Таким образом, в период нэпа и в начале 1930-х гг. профориентация активно развивалась. В 1936 г. вышло печально известное Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Заме-тим, что наступление на гуманитарные науки началось именно с профориентации. Именно она оказалась самой уязвимой пе-ред лицом ущемления свобод (и прежде всего, свободы выбо-ра...).
В 1937 г. — отмена трудового обучения в школе и резкое свертывание профориентационной работы. Таким образом, в период сталинского тоталитаризма профориентацию, реально связанную с проблематикой свободы выбора, просто запретили. В школах профорієнт. І добором займалися педагоги.Профорієнт. знаходився між педологією і психотехнікою.Психології як науки ще не було, вона підпорядковувалася педагогіці.Профорієнт.виявилася найвразливішою перед пригніченими свободами. Було скорочене труд.навчання в школах, а профорієнт.,яка реально була повяз. З проблемою вибору була просто заборонена.1953 помер Сталін. Только в конце 1950-х гг. стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации. В 1960-е гг. (в период хрущевской «оттепели») была организована группа профориента-ции в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР (руководи-тель А.Н.Волковский), открыта лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве (руководитель Б. А. Федоришин); орга-низован Научно-исследовательский институт трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР — НИИ ТОиПО АПН СССР (руководитель А. М. Голомшток). Таким обра-зом, в период хрущевской «оттепели», т. е. в период возрождения некоторых демократических свобод, в стране наблюдалось явное возрождение профориентации. К сожалению, долгий перерыв в развитии профориентации во многом еще оставлял профориен-тационные разработки на достаточно простом (и даже примитив-ном) уровне. 16. В годы брежневского правления (с середины 1960-х гг. до середи-ны 1980-х гг.) профориентацию не запрещали, но уровень разра-боток еще более понизился. Это было время, когда на официаль-ном уровне призывали: «Всем классом на ферму!», «...на завод!», «...на комсомольскую стройку!» В таких призывах на первом месте оказывались не интересы личности, а интересы народного хозяй-ства и обороноспособности страны. В итоге ущемления многих сво-бод в этот период профориентация стала деградировать. Правда, уже с середины 1980-х гг. в стране стала вызревать по-требность в существенных изменениях, и прежде всего в плане увеличения свобод. В 1984 г. вышло Постановление ЦК КПСС «Ос-новные направления реформы общеобразовательной и профессио-нальной школы», где особое место уделялось развитию трудового обучения и профориентации молодежи. 17. В период горбачевской «перестройки» в этом направлении было сделано довольно много:
- создано более 60 региональных Центров профессиональной ориентации молодежи (ЦПОМ), а в районах — множество пунктов профконсультации — ПКП (в Госкомтруде СССР все это курировал О. П. Апостолов, много сделавший для возрождения отечественной профориентации, а фактически и для становления школьной психологической службы); - на базе Госкомтруда началась активная подготовка профкон- сультантов (заметим, что в тогдашнем СССР практических пси хологов в массовом порядке еще не готовили); - в школах ввели курс «Основы производства. Выбор профес сии» (заметим, что это также был один из первых психологиче ских курсов в школе); - наметился переход к более качественной работе (хотя опыта было мало, но он быстро приобретался); - в итоге в 1986 г. была создана реальная государственная служба профориентации молодежи с перспективой дальнейшего совер шенствования. Таким образом, рост свободы в обществе вызвал резкое воз-рождение и развитие школьной профориентации. 18.В 1992 г. вышел Закон РФ «Об образовании», и сразу же резко сократилось финансирование школы и особенно профориента-ции. К сожалению, школьная профориентация была почти разру-шена, что усугублялось неясностью в вопросе о ее подчинении: Минобразования РФ от профориентации фактически отказался, а в Минтруда РФ и в подчиненных ему службах занятости населе-ния «работа с молодежью» обозначалась как «дополнительная ус-луга» (по принципу: «Школа не в нашем ведении»). К счастью, отдельные местные начальники иногда поддержи-вали руководителей оставшихся Центров профориентации моло-дежи, т. е. не дали им «погибнуть» в условиях социально-экономи-ческого абсурда. В варианте же коммерческого профотбора в большинстве случаев используются явно неадек-ватные тесты, но самое печальное, что такой профотбор прак-тически исключает выход на серьезный уровень профессиональ-ного и личностного самоопределения. На рубеже XX и XXI вв. появились надежды на возрождение и развитие профориентации, и для этого были серьезные основания. Например, директора некоторых школ, понимая необходимость профориентационной работы, привлекают к ней психологов и педагогов. 19.Суч.стан проф..роботи в Укр. Профорієнтаційна робота в найбільш повному обсязі здійснюється підрозділами державної служби зайнятості. Окремі її елементи застосовуються в дошкільних, загальноосвітніх, професійних та вищих навчальних закладах, системі післядипломного навчання та військкоматах. На стадії суспільного усвідомлення перебуває організація професійної орієнтації осіб з обмеженою працездатністю. В дошкільних навчально-виховних закладах здійснюється попереднє вибіркове інформування малят про світ професій, їх ігрове засвоєння. Профорієнтаційна робота в загальноосвітніх школах зводиться в основному до предметно-навчальної орієнтації. Розширення диференціації навчання, мережі шкіл і класів з поглибленим вивченням предметів, формування мережі навчальних закладів нового типу та навчально-виховних комплексів створюють умови для розвитку професійних інтересів і здібностей учнів. У системі професійної освіти здійснюється перехід відпрактики профагітації до конкурсного відбору учнів. У вищій школі поширюється тестування абітурієнтів. Однак усе це становить лише окремі елементи професійної орієнтації, тоді як цілісної її системи посьогодні не існує. Важливою умовою залучення до праці осіб з обмеженою працездатністю є організація професійної орієнтації цих групп громадян у державній службі зайнятості, установах охорони здоров'я та соціального захисту населення. Центри професійної орієнтації і ПКП мають у своєму розпорядженні певні інформаційно-методичні та матеріально-технічні засоби, але їх кількість і діагностичні можливості недостатні і потребують методичної та процедурної уніфікації. Профорієнтаційні підрозділи не забезпечені необхідними виробничими приміщеннями, щоУскладнює проведення профконсультування та профдіагностичних обстежень у повному обсязі. Існують також певні труднощі у доборі спеціалістів з відповідною базовою освітою і практичним досвідом роботи. Потребує зміцнення і розвитку поліграфічна база. Усе це істотно звужує профорієнтаційну роботу з незайнятим населенням,вивільнюваними працівниками та військовослужбовцями, які звільняються в запас у зв'язку із скороченням Збройних Сил та за станом здоров'я. Результативність профорієнтаційної роботи знижується також через відсутність повної і своєчасної інформації про структурні тапрофесійно-кваліфікаційні кадрові зміни в галузяхнародногосподарського комплексу.20Рівень свободи в суспільстві як псих критерій розв.профорієнт. В итоге получается, что в 1930-е гг. развитие профориентации ограничивалось политическими способами, в 1970—1980-е гг. — бюрократическими, а сейчас — экономическими мерами. То есть периоды расцвета профессионального самоопределения в определенной степени связаны с уровнем реальной свободы выбора для большинства населения данного общества. А это означает, что сама профориентация должна планироваться и осуществляться с учетом этого обстоятельства. Например, если уровень реальной свободы самоопределения в обществе невысок, то это отражается и на позиции многих клиентов, и на позиции самих профконсультантов, порождая особые проблемы, связанные с осознанием себя как субъекта (или не-субъекта) самоопределе-ния, с желанием (или нежеланием) понять то, что происходит вокруг, т.е. понять, в «пространстве» каких смыслов приходится самоопределяться.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.009 с.) |