Баллы
| 1. Подготовленность к деятельности
|
| Все члены нашего коллектива обладают глубокими профессиональными знаниями, способны с успехом применять
их на практике, заинтересованы в повышении своей квалификации. Каждый член коллектива имеет профессиональный авторитет. Коллектив добивается высоких показателей в труде.
|
| Большинство членов коллектива имеют хорошую профессиональную подготовку, стремятся повысить свою квалификацию, стараются применять свои знания на практике.
|
| В нашем коллективе есть и недостаточно квалифицированные работники, которые своим самомнением наносят ущерб
профессиональному авторитету коллектива.
|
| Члены коллектива имеют низкую профессиональную подготовку. В большинстве вопросов - это дилетанты, не умеющие грамотно решать производственные проблемы и квалифицированно выполнять свои обязанности. Коллектив часто срывает выполнение производственных заданий.
|
Баллы
| 2. Направленность
|
| Наш коллектив имеет общую, четкую для всех цель, которая
осознается и понимается каждым, как его собственная. Коллектив опирается на давние традиции, вырабатывая взаимоуважительные нормы поведения, общие ценности. В нашем коллективе высоко ценятся принципиальность, честность, бескорыстие.
|
| Перед нашим коллективом стоит общая задача. Каждый член
коллектива старается удовлетворить свои интересы в рамках
решения общей групповой задачи. В нашем коллективе
выработаны взаимоприемлемые нормы поведения.
|
| У каждого члена нашего коллектива существуют свои индивидуальные цели и ценности, которые совершенно не зависят от официальной цели коллектива. Каждый в своем поведении руководствуется собственными нормами и правилами, не пытаясь согласовывать их с другими членами коллектива.
|
| Наш коллектив существует только как официальная организация, цели которой не принимаются, а часто и входят в противоречие с целями отдельных членов коллектива. Каждый строит свое поведение, опираясь на эгоистические цели. В отношениях наблюдаются конфликтность.
|
Баллы
| 3. Организованность
|
| Наш коллектив способен самостоятельно организовать свою
работу и досуг. Отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи и доброжелательности. Мы всегда совместно и дружно решаем, как нам эффективнее организовать свой труд. В коллективе есть авторитетные специалисты, способные взять на себя функции организаторов работы.
|
| Наш коллектив часто пытается самостоятельно организовать свою работу, но это не всегда получается эффективно. Наш руководитель нечетко представляет себе план работы и возможности каждого.
|
| При попытках коллектива организовать общую работу возникает много споров, суеты, потерь драгоценного времени. В коллективе нет человека, который мог бы взять на себя функцию организатора. В результате приходится вмешиваться вышестоящему начальнику.
|
| Члены коллектива не могут договориться о том, как совместно организовать работу. Часто мешают друг другу или делают ненужную работу, дублируя друг друга. В коллективе преобладают соперничество, агрессия, подавление личности. У нас нет человека, который был бы способен взять на себя организаторские функции. Даже вышестоящий начальник не в состоянии справиться с коллективом.
|
|
Баллы
| 4. Активность
|
| Все члены нашего коллектива люди энергичные, кровно заинтересованные в эффективной работе. Они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело. Все
очень активно участвуют в решении общих задач коллектива,
сотрудничают и помогают друг другу.
|
|
|
| Большинство членов нашего коллектива люди энергичные,
заинтересованные в эффективной работе. Когда нужно сделать
полезное дело, многие члены коллектива участвуют в общей
работе, помогая, друг другу.
|
| Большинство членов коллектива пассивны, мало участвуют в
общей работе, не помогают друг другу, стараются решать свои
проблемы индивидуально.
|
| Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый
думает только о своих интересах. Практически все члены
коллектива проявляют пассивность, инертность при решении
общих задач. Они разбираются со своими проблемами отдельно,
независимо друг от друга. В коллективе преобладают
соперничество, конкуренция.
|
Баллы
| 5. Сплоченность
|
| В нашем коллективе существует справедливое отношение ко
всем его членам, здесь всегда поддерживают не опытных,
выступают в их защиту. Коллектив участливо и доброжелательно относится к новичкам, помогает им адаптироваться в новых условиях. Все члены коллектива тесно сработались друг с другом, активно обмениваются знаниями и необходимым для работы инструментарием. При возникновении трудностей все сплачиваются, объединяются, живут по принципу: «Один за всех, все за одного». В коллективе велико желание трудиться совместно.
|
| Большинство членов коллектива стараются справедливо относиться друг к другу, помочь неопытным, поддержать их,
сориентироваться в новых условиях. В трудных случаях коллектив временно объединяется, чувствуется эмоциональная поддержка друг друга.
|
| Члены коллектива проявляют друг к другу равнодушие. Трудности, с которыми сталкиваются новички, не волнуют их. Каждый предоставлен сам себе и решает свои проблемы самостоятельно. В кризисных ситуациях наш коллектив «раскисает», возникает растерянность, отчужденность.
|
|
| Наш коллектив заметно разделяется на «привилегированных» и
«пренебрегаемых». Здесь презрительно относятся к слабым,
неопытным, нередко высмеивают их. Новички чувствуют себя
лишними, чужими, к ним могут проявить враждебность. В
трудных случаях в коллективе возникают ссоры, конфликты,
взаимные обвинения, подозрения, доносы.
|
Баллы
| 6. Интегративность
|
| При необходимости выработать важное решение, определяющее
дальнейшую деятельность коллектива, все члены активно
участвуют в процессе выработки и принятия такого решения.
Внимательно выслушивается мнение каждого и учитывается его
интересы. В результате вырабатывается согласованное решение.
|
| При необходимости выработать каждое решение все члены
коллектива стараются активно участвовать в процессе его выработки и принятия. Учитывается мнение большинства членов коллектива. Решение принимается путем общего гласного голосования.
|
|
| При необходимости выработать важное решение только узкий
круг активистов участвуют в процессе его принятия. Учитываются мнения и интересы нескольких человек, а не всех членов коллектива. Решение принимаются без гласного обсуждения, на закрытом совещании. В коллективе каждый считает свою точку зрения главной, и не терпим к мнению других. В результате совместное решение принять не возможно.
|
Баллы
| 7. Референтность
|
| Все члены нашего коллектива доброжелательно настроены по
отношению друг к другу. В коллективе развиты взаимопомощь,
взаимное доверие и взаимопонимание. Все мы близкие друзья,
глубоко симпатизирующие друг другу. Достижения и неудачи
всего коллектива переживаются нами как свои собственные.
Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают
искреннее участие остальных. Критика высказывается с
добрыми побуждениями. В коллективе преобладает бодрый,
жизнерадостный тон взаимоотношений, оптимизм в настроении.
У нас есть чувство гордости за свой коллектив.
|
| В нашем коллективе есть всякие люди - хорошие и плохие,
очень симпатичные и малопривлекательные. Достижения и
неудачи всего коллектива искренне переживаются нами. В
коллективе у всех хорошее, ровное настроение.
|
| Принятие членов нашего коллектива – люди малопривлекательные, несимпатичные, только в силу производственной необходимости работающие вместе. В коллективе относятся друг к другу критически, бывают мелочные придирки. Отношения между людьми прохладные, настроение чаще всего подавленное.
|
| Члены нашего коллектива люди неприятные, враждебно настроенные по отношению друг к другу. В коллективе преобладает настроение угнетенности и пессимизма. Критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов. Успехи отдельных членов коллектива вызывают зависть, неудачи - злорадство. Люди неуютно себя чувствуют в коллективе.
|
Обработка и интерпретация результатов. Ответы всех членов группы по каждому групповому состоянию суммируются, и подсчитывается средняя оценка уровня развития группы. В зависимости от полученной средней оценки можно дать содержательное описание изучаемой группы, определить уровень ее развития и зрелости.
От 10 до 12 баллов — группа является зрелой, сложившейся, сплоченной, работоспособной и надежной.
От 7 до 9 баллов - группа является достаточно зрелой, развитой, способной выполнять трудовые задания.
От4 до 6 баллов - группа недостаточно зрелая и развитая, не всегда способная эффективно справиться с поставленными задачами.
От1 до 3 баллов - группа характеризуется как незрелая, неразвитая, не способная справиться с поставленными задачами.
От уровня развития группы зависит эффективность работы ее членов. Групповое состояние представляет собой относительно статический момент развития динамики группы, характеризующий устойчивость, закрепленность и повторяемость действий и психических состояний членов группы, а так же социально-психологических особенностей их взаимоотношений и взаимодействий.
Основные состояния группы:
· Подготовленность к деятельности - это состояние, которое
характеризует степень готовности членов группы к решению
поставленной задачи.
· Направленность - это состояние, характеризующее четким,
согласованным и интериоризированным осознанием членами группы
ее целей, интересов, норм, способов и средств деятельности, а также
критериев оценки результатов.
· Организованность - это состояние, которое характеризуется четким
распределением ролей и статусов в группе, наличием формальной и
неформальной структуры.
· Активность - это состояние, характеризующее способность группы
совершать общественно значимую деятельность и выражающее
степень реализации физического и интеллектуального потенциала ее
членов.
· Сплоченность - это состояние, характеризующееся устойчивостью и
единством межличностных взаимоотношений и взаимодействий, что
обеспечивает стабильность и преемственность деятельности группы.
· Интегративность - это такое состояние группы, которое
характеризуется согласованностью внутригрупповых процессов.
· Референтность - это такое состояние группы, членство в которой
представляется для людей наиболее ценным и значимым.
Практикум №6. Изучение уровня удовлетворенности педагогического коллектива работой (Тест).
Инструкция: оценить утверждение по предложенной шкале.
Утверждение
| Крайне
не удовлет-ворен
| Не удовлет-ворен
| Не
вполне
удовлет-ворен
| Удовлет-ворен
| Вполне удовлет-
ворен
|
1. Ваша общая удовлетворенность учреждением, где вы работаете.
|
|
|
|
|
|
2. Ваша удовлетворенность его материально-технической базой и температурными условиями.
|
|
|
|
|
|
3. Ваша удовлетворенность учебно-методическим оснащением.
|
|
|
|
|
|
4. Ваша удовлетворенность стилем взаимоотно-шений руководителя с подчиненными.
|
|
|
|
|
|
5. Ваша удовлетворенность взаимоотношениями по работе.
|
|
|
|
|
|
6. Ваша удовлетворенность профессиональной компетенцией методиста.
|
|
|
|
|
|
7. Ваша удовлетворен-ность психологическим климатом в коллективе.
|
|
|
|
|
|
8. Ваша удовлетворенность материальными и моральными стимулами вознаграждения.
|
|
|
|
|
|
9. Ваша удовлетворенность тем, как вы можете использовать свой опыт и способности.
|
|
|
|
|
|
10. В какой степени ваша удовлетворенность работой повлияла бы на ваше решение, если бы вы искали другую работу.
|
|
|
|
|
|
Данные анкет суммируются, затем выводятся средние показатели и оцениваются по следующей шкале (в баллах):
10-15 -оптимум; 16-27 -норма; 28- 50 - ниже нормы.
АНКЕТА
«Способность педагогов к развитию»
Инструкция: Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие вашему мнению:
5 - если данное утверждение полностью соответствует действительности;
4 - скорее соответствует, чем нет;
3 - да, и нет;
2 - скорее не соответствует;
1 - не соответствует.
1. Я стремлюсь изучить себя.
2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами.
3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
6. Я анализирую свои чувства и опыт.
7. Я много читаю.
8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
9. Я верю в свои возможности.
10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.
11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
13. Я получаю удовольствие от освоения нового.
14.Возрастающая ответственность не пугает меня.
15. Я положительно бы отнесся к продвижению по службе.
Подсчитайте общую сумму баллов.
· Если у вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии;
· если вы набрали от 36-54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития;
· насчитав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития.