Методико-технологический элемент 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методико-технологический элемент



4.1. Методические рекомендации по изучению дисциплины

УМКД «Теория и история народной художественной культуры» призван сформировать у студентов четкие представления о теоретических основах изучения народной художественной культуры, исторических формах её бытования, о видах и жанрах народного художественного творчества, а также о проблемах бытования народной культуры в современном мире, о возможных путях сохранения и развития народной художественной культуры в современных социокультурных условиях.

Центральное место в УМКД занимает теоретический элемент - краткое изложение содержания основных разделов курса, а также конспект лекций по дисциплине. Практический элемент содержит план практических занятий, а также задания к семинарским занятиям, включающие в себя темы для обсуждения, вопросы для самопроверки и список литературы, необходимой для подготовки. Здесь же представлены задания к самостоятельной работе студентов, включающие в себя понятия и темы, которые необходимо изучить, а также список литературы для подготовки.

Кроме того, в УМКД представлены контролирующие материалы: темы для написания рефератов, вопросы к зачётам и экзаменам, вопросы к Государственному экзамену.

В процессе преподавания дисциплины «Теория и история народной художественной культуры» преподаватель может и должен использовать различные методы обучения. Познавательная деятельность студента осуществляется на занятиях различного типа: лекционных, практических, а так же в процессе самостоятельного изучения некоторых разделов.

На занятиях любого типа можно применять такие методы активного обучения как:

1. Интеллектуальная разминка, представляющая собой своеобразный экспресс-опрос, целью является приведение обучаемых в активное «стартовое» состояние за счет актуализации имеющихся знаний, обмена мнениями и выработки общей позиции. Вместе с тем, преподаватель имеет возможность определить уровень подготовленности студентов к дальнейшей работе по наращиванию знаний.

2. Сократический метод способствует выявлению пробелов в знаниях студентов, повышает интерес к изучаемой дисциплине, способствует активному усвоению знаний, формирует навыки самостоятельной работы, развивает критическое мышление, вооружает эффективными способами и приемами ведения полемики. Вместе с тем, этот метод предполагает высокую методическую подготовленность преподавателя, знание материала студентами, наличие у них вкуса к полемике.

3. Учебная тематическая дискуссия улучшает и закрепляет знания, увеличивает объем новой информации, вырабатывает умение спорить, доказывать, защищать и отстаивать свое мнение. Он используется как метод, положенный в основу всего занятия (лекция – дискуссия, семинар «круглый стол» и др.), а также как метод, используемый фрагментарно почти во всех видах учебных занятий, придавая им диалогическую форму.

К способам активации обучаемых в процессе проведения практических занятий можно отнести:

1. Раскрытие темы практического занятия, конкретизацию цели предстоящего занятия, знакомство с планом изложения материала преподавателем;

2. Соблюдение преемственности в излагаемом новом материале;

3. Осуществление связи вновь изучаемого учебного материала с ранее пройденным;

4. Интересное, логическое, доходчивое изложение материала преподавателем, постановку вопросов с целью проверки внимательности студентов и осознанного понимания ими изучаемого;

5. Постановку проблемы; формулировку познавательных задач; связь с жизнью, с будущей специальностью и т.д.

4.2. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов

Самостоятельная работа студентов является средством организации и выполнения учащимися определённой деятельности в соответствии с поставленной целью. Она может рассматриваться как учебное задание и форма проявления способа деятельности студентов. Для осуществления самостоятельной работы студентов нами разработаны познавательные и практические задачи. В процессе решения этих задач необходимо проявление активности и самостоятельности студентов, наличие у них навыков самостоятельной работы.

Для самостоятельного изучения разделов дисциплины мы рекомендуем применять метод, обозначенный как «Индивидуальный практикум», в частности такой его вид, как выполнение внеаудиторных исследовательских заданий. Применительно к данной дисциплине этот метод представляет их себя поиск научного материала по заданной преподавателем теме.

Студент должен знать, что самостоятельная работа выполняет несколько функций. Основными являются:

1. обучающая - овладение навыками успешного самообразования будущего специалиста при проявлении самостоятельности в учебном процессе;

2. воспитывающая, связанная с формированием профессионально значимых качеств личности будущего специалиста (организованность, ответственность, инициативность, предприимчивость и т.д.);

3. развивающая (возрастающая самостоятельность студента в приобретении новых знаний способствует повышению качества знаний и развитию познавательных способностей, креативности мышления, его критичности и т.д.);

4. проверочная (проявление умения эффективного самоконтроля при проверке достигнутой цели и соотнесении ее с требуемым результатом);

5. диагностирующая (направление самостоятельной познавательной деятельности студента на выявление пробелов в знаниях и выяснение условий их преодоления).

Самостоятельная работа как вид учебной деятельности содержит в себе несколько типов работы.

1. Повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий представляет собой воспроизводящий тип самостоятельной работы, в основу которой положены знания, уже приобретённые к времени выполнения работы. Преподаватель может по необходимости контролировать аккуратность ведения записей лекционного материала. Необходимо особо отметить, объяснить студентам, что если этот процесс будет несистематичным, то могут возникнуть дополнительные трудности в подготовке к экзаменам, а так же к итоговой аттестации (Государственному экзамену).

2. Написание реферата – следующий вид самостоятельной работы студентов. Этот вид деятельности включает в себя несколько этапов: выбор темы, работа в библиотеке с литературными источниками, написание черновика, оформление работы. Дисциплина «Теория и история НХК» состоит из четырёх разделов. Темы рефератов составлены таким образом, что отражают содержание каждого из разделов. Студент может выбрать тему, предложенную преподавателем, а так же изменить её, перефразировать или предложить новую, отвечающую содержанию раздела. Например: «Плачи и причитания похоронного обряда славян» - «Славянский похоронный обряд и его песнопения» - «Особенности исполнения русских плачей в северной традиции». Отметим некоторые требования к оформлению реферата. Работа должна состоять не менее чем из 10 печатных страниц (14 шрифт, полуторный интервал), содержать план, список использованной литературы.

3. Самостоятельное изучение разделов – один из наиболее сложных видов самостоятельной деятельности – познавательно-поисковая деятельность студента, направленная на получение новых знаний. Данный вид работы предполагает приобретение знаний из различных источников, процесс переработки их в процессе аналитико-синтетической деятельности, вычленения главного в изучаемом материале. Студентам уже знаком такой вид деятельности, как работа с литературным источником. Озвучивая темы и разделы, предполагающие самостоятельное изучение, преподаватель должен подчеркнуть важность такой работы для успешного освоения материала учебной дисциплины, а так же успешной итоговой аттестации по данной дисциплине. Темы, предназначенные для самостоятельного изучения, преподаватель даёт в конце лекционного курса каждого семестра. Одновременно озвучивается список основной и дополнительной литературы по всему разделу. Отметим, что студент может самостоятельно найти дополнительную литературу, по необходимости, воспользовавшись Интернетом. Подробное описание конкретных тем и разделов, отведённых для самостоятельного изучения, дано в соответствующем разделе. К каждому разделу прилагается список основной и дополнительной литературы.

4.3. Методические рекомендации по подготовке к Государственному экзамену

 

В процессе подготовки к Государственному экзамену студентам следует учесть следующее. Определённая сложность состоит в том, что изучение дисциплины завершается в 6 семестре, то есть на третьем курсе, поэтому многое из изученного может забыться. Некоторое неудобство создаёт также отсутствие учебника по дисциплине «Теория и история народной художественной культуры», где были бы представлены материалы для подготовки по всем разделам дисциплины. Однако в Университетской библиотеке, а также в Республиканской библиотеке имеется достаточное количество литературы, необходимой для подготовки к Государственному экзамену. Полный список основной и дополнительной литературы по всем разделам названной дисциплины содержится в заданиях к семинарским занятиям, а также в заданиях к самостоятельной работе студентов. Необходимо особо подчеркнуть значимость систематического конспектирования лекционного материала, а также выполнения рефератов и своевременности подготовки к практическим и семинарским занятиям.

Для успешной подготовки к Государственному экзамену мы рекомендуем студентам составить чёткий план работы. Его можно представить в виде графика посещения библиотеки, а также обозначить время ежедневных домашних занятий. Наиболее сложным для освоения является, на наш взгляд, теоретический раздел, а именно такие его темы, как «Культурно-историческая типология» и «Социокультурная динамика», которые рассматривают возможность изучения народной художественной культуры в культурологичяеском и философском аспектах. На изучение этих тем следует отвести больше времени

Затруднения могут вызвать и другие вопросы, поэтому целесообразным является составление графика консультаций по подготовке к государственному экзамену, проводимых преподавателем для выпускников в течение всего учебного года. Эти консультации можно проводить ежемесячно, а также по мере необходимости.

 

 

Глоссарий

Антропология

Балаган

Благовещение

Былина

Вариантность

Вертеп

Декоративно-прикладное творчество

Детский фольклор

Древнеславянская мифология

Духовные стихи

Загадка

Зажинки, дожинки

Изба

Изобразительный фольклор

Кадриль

Колокольня

Коляда

Крепость

Крестины

Крещение

Купала

Масленица

Менталитет

Миф

Народная игра

Народная игрушка

Народная песня

Народное зодчество

Народное творчество

Народные музыкальные инструменты

Народные ремёсла

Народный календарь

Народный театр

Национальный характер

Неофольклор

Обряд

Обычаи

Осенины

Пляска

Поговорка

Покров

Понёва

Пословица

Похороны

Радуница

Раёк

Региональная исполнительская традиция

Ритуал

Родины

Рождество

Сакрализация

Сарафан

Свадьба

Святки

Секуляризация

Семик

Синкретизм

Сказка

Скороговорка

Солярный знак

Спас

Средокрестие

Традиция

Троица

Фольклор

Фольклоризм

Фольклористика

Хоровод

Хоромы

Храм

Христианство

Ценности

Церковь

Часовня

Эпос

Этническая картина мира

Этнические архетипы

Этническое самосознание

Этногенез

Этнография

Этнология

Этнопедагогика

Этнопсихология

Этнос

Язычество

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.035 с.)