Б2Б1 Теория и история народной художественной культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б2Б1 Теория и история народной художественной культуры



Б2Б1 Теория и история народной художественной культуры

Направление подготовки 071500 Народная художественная культура

 

Профиль «Теория и история народной художественной культуры»

 

Курс II

Форма обучения _____очная_____

 

Общая трудоемкость дисциплины по ГОС ВПО ____180_____ часов

____5 _____зачетных единиц

 

 

1. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки ___ «Теория и история народной художественной культуры»,

утвержденного __________22 декабря 2009 г. ____№ 791____

 

2. Разработчик рабочей программы

К.культурологии, доцент кафедры НХТ Л.Ю. Мазай

 

3. ПРИНЯТА на заседании кафедры ____Народного художественного творчества ____

 

___31.08.2012 г._____ протокол № __1__

 

Зав.кафедрой ____________________ _________Л.Ю. Мазай________

(подпись) (ФИО)

 

 

4. В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры ___________________________________________ протокол № ______ дата ____________

 

Зав.кафедрой __________________________ _______Л.Ю.Мазай_______

(подпись) (ФИО)

 

В основу содержания теоретического, практического, методико-технологического элементов положены материалы, разработанные Бондаревой Ю.В., старшего преподавателя кафедры народного художественного творчества (Абакан, 2009).

 

 

ПРОГРАММНЫЙ ЭЛЕМЕНТ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Теория и история народной художественной культуры»

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования подготовки направления бакалавров по профессионально-образовательной программе направления 071500 «Народная художественная культура» Дисциплина «Теория и история народной художественной культуры» общим объёмом 180 часов (5 зачётных единиц) изучается студентами образовательного модуля «Руководство студией декоративно-прикладного творчества» в течение двух семестров.

1. Цели и задачи дисциплины.

Целью данной учебной дисциплины является формирование у студентов представления о художественной культуре народа как явлении целостном и динамичном, изменяющемся и развивающемся со всеми этническими, политическими, социальными и экономическими общественными явлениями различных исторических периодов; формирование целостной системы методологических, теоретических и исторических знаний в области народной художественной культуры.

Основные задачи:

- раскрытие сущности, структуры и основных функций НХК;

- освоение студентами ключевых понятий теории народной художественной культуры;

- формирование у студентов системы знаний об исторических формах народной художественной культуры;

- формирование у студентов представлений об основных видах и жанрах НХК;

- знакомство с современными направлениями и тенденциями сохранения и развития НХК.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате освоения курса студент должен знать:

- содержание ключевых теоретических понятий курса;

- научные основы изучения динамики НХТ;

- Традиционные русские народные праздники и обряды;

- основные виды и жанры русской народной художественной культуры;

уметь:

- раскрывать содержание каждой темы курса;

- анализировать тексты первоисточников, включенных в список основной рекомендуемой литературы;

иметь представление:

- о возможных сферах и способах применения полученных теоретических знаний;

- о современных направлениях и тенденциях сохранения и развития НХК;

основные виды и жанры народной художественной культуры;

- об основных видах и жанрах хакасской народной художественной культуры.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

ОК-6 стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

ОК-8 осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

ОК-9 использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

ПК-1 быть способным реализовывать актуальные задачи воспитания различных групп населения, развития духовно-нравственной культуры общества и социально-культурных отношений на материале и средствами НХК, декоративно-прикладного творчества;

ПК-2 владеть основными формами и методами этнокультурного образования, этнопедагогики, руководства студией декоративно-прикладного творчества;

ПК-9 быть мотивированным на систематическое повышение уровня своей профессиональной квалификации;

ПК-10 быть способным выполнять функции художественного руководителя студии декоративно-прикладного творчества;

ПК-11 быть способным руководить художественно-творческой деятельностью студии декоративно-прикладного творчества.

Программой курса предусмотрено на данную дисциплину 180 часов. Из них на аудиторные занятия – 90 часов, на самостоятельное изучение – 90 часов. Содержание программы составляет несколько разделов. Первый предполагает ознакомление с теоретическими основами народной художественной культуры, второй – историческими аспектами НХК, без знания которых профессиональная деятельность, предусмотренная стандартом, невозможна. Третий раздел знакомит студентов с обрядами и праздниками русского народа в сопоставительном анализе с хакасской культурой. Четвёртый раздел посвящен изучению видов и жанров народного художественного творчества. Последний раздел направлен на изучение народной художественной культуры в современном культурном пространстве.

3. Организационно-методический план

вид учебной работы всего часов № семестров (по учебному плану)
     
1. Аудиторная:        
лекции        
практические занятия        
Итого:        
2. Внеаудиторная:        
проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий        
Написание курсовой работы   -    
Самостоятельное изучение разделов        
Итого:        
3. Контроль по дисциплине   Зач. Экз.  
Общая трудоёмкость дисциплины:        

Тематический план

    наименование разделов и тем курса количество часов
аудиторные внеаудиторные
  всего   лекции   Практи- ческие повторение лекций Самостоятельн. изучение разделов
Раздел I. Теоретические основы народной художественной культуры          
Тема 1. Теоретические основы НХК          
Раздел II. Историческая динамика НХК          
Тема 1. Научные основы изучения динамики НХК          
Тема 2. Динамика русской народной художественной культуры          
Раздел III. Традиционные русские народные праздники и обряды          
Тема 1. Традиционные календарные праздники и обряды          
Тема 2. Семейно-бытовые праздники и обряды          
Раздел IV. Виды и жанры НХТ          
Тема 1. Устное народное творчество          
Тема 2. Народная музыка          
Тема 3. Народный театр          
Тема 4. Народная хореография          
Тема 5. Народная игра          
Тема 6. Народное зодчество          
Тема 7. Народный костюм          
Тема 8. Народное изобразительное и декоративно-прикладное творчество          
Раздел V. НХК в современном мировом культурном пространстве          
Тема 1. НХК как основа современного мирового культурного пространства          
Написание курсовой работы          
Всего       36+10 (к.р.)  

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Краткое содержание теоретических разделов

Тема 2. Народная музыка

1. Народная песня. Жанровое разнообразие народной песни.

Обрядовые песни. Календарные: жатвенные, подблюдные и др. Свадебные песни: причитания, ритуальные песни, заклинательные, величальные, корильные, игровые.

2. Региональные традиции русского народного песенного творчества. Понятие «местная традиция». Западнорусская традиция, традиция русского Севера, южнорусская народная музыкальная культура, традиция песенного творчества донских казаков, традиция среднего Поволжья. Песенные традиции Сибири: старожильческая традиция, традиция семейских, традиция алтайских казаков.

3. Русские народные музыкальные инструменты. История возникновения и развития. Описание, формы бытования. Оркестр народных инструментов и деятельность В.В. Андреева.

4. Детский фольклор: понятие, классификация. Колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки. Детские народные песни: диалогические, кумулятивные, песни с припевом, песенки-перегудки, календарные песни, заклички, пригворки, потешный фольклор (небылицы, прибаутки, дразнилки), игровой фольклор (считалки, игры).

Тема 3. Народный театр

Истоки фольклорного театра. Первые исполнители – скоморохи.

Кукольный театр. Комедии о Петрушке.

Тема 5. Народная игра.

Сущность игры. Функции игр. Русские народные игры. Культовый характер игр в языческой Руси. Классификация игр: игры с игрушками, игры с движениями, игры с орудиями, домашние, зимние, детские, девичьи, мужские, игры обоего пола.

Бытовые игры. Орнаментальные игры, игры спортивные. Сферы бытования народных игр.

Тема 6. Народное зодчество.

1. Понятие народное зодчество. Родовая сущность зодчества, природосообразность. Традиция в зодчестве. Художественно-образная система зодчества. Технологические и конструктивные основы деревянного зодчества. Материал и способы его обработки. Основные конструктивные элементы.

Крестьянское жилище и его типы. Типы внутренней планировки избы. Художественно-образная система крестьянского жилища. Хоромы. Планировка и назначение помещений хором. Художественно-образная система хором. Хозяйственные постройки. Крепости.

2. Культовые деревянные постройки. Классификация (часовни, церкви, колокольни) и описание.

Тема 7. Народный костюм

Русский народный костюм (классификация русского народного костюма и его основные комплексы). Крестьянский костюм в Центральной России. Мужской костюм. Детский костюм. Историческое развитие русского народного костюма. История социального бытования русского народного костюма.

Основные элементы женского крестьянского костюма: головной убор, рубаха.

Список основной литературы

 

1. Азбелов С.Н. Полное собрание русских былин в книге: Проблемы «Свода русского фольклора» Русский фольклор 17 в. Л.: Наука, 1977. – С. 11-24.

2. Аникин В.П. Теория фольклора. – М.: Русская книга, 1996.

3. Анжиганова Традиционное мировоззрение хакасов. – Новосибирск, 2006.

4. Асов А.И. Славянская астрология. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

5. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. – Л.: Наука, 1983.

6. Балабас В.С. О понятиях и терминах этнопедагогики // Педагогика. – 2001. - №1.

7. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М., 2003.

8. Белик А.А. Культурология: антропологическая теория культуры // Культурлогия Дайджест. – 2000. - №3 (15).

9. Белов А.В. Теория культурно-исторических типов // Культурология Дайджест. – 2004. - №2.

10. Белов В.И. Повседневная жизнь русского Севера /очерки о быте и народном искусстве крестьян. – М.: Молодая гвардия, 2000.

11. Богатырёв П.Г. Функционально-структурное изучение фольклора. – М., 2006.

12. Бодэ А.Б. Поэзия русского Севера: илл. обзор существующих памятников древнего культового зодчества. – М.: Эдиториал УРСС. – 2000.

13. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса – М., 1983

14. Бромлей Ю.В. Человечество – это народы. – М., 1990

15. Брун В., Тильке М. История костюма: от древности до Нового времени. – М.: ЭКСМО, 1996.

16. Вардугин В.И. Русская одежда: история народного костюма от скифских до современных времён с очерками обрядов. – Саратов, 2001.

17. Васильев М.В. Канун крещения России: «проводы-похороны» киевских кумиров Перуна и Волоса // Славяноведение. – 1992. – №2.

18. Великая Русь: история и художественная культура 10 – 17 вв. /Д.С. Лихачёв, Г.К. Вагнер. – М.: Искусство, 1994.

19. Великорусские заклинания /сост. Л.Н. Майков. – М.: Терра, 1997.

20. Весь мир: Расы. Народы. Нации и народности: энциклопедия-справочник /отв. сост. Ю. Г. Хацкевич. – М.: АСТ, 2000.

21. Волков Г. Этнопедагогика. – М.: Академия, 1999.

22. Гачев А.Д. Национальные образы мира: курс лекций. – М., 2002.

23. Гачев Г. Ментальности народов мира.

24. Грошев В.Д. Календарь российского земледельца (народные обычаи и приметы). – М., 1991.

25. Гудзенко А. Русский менталитет. – М. АиФ Принт, 2003.

26. Гудзь-Марков А.В. История славян. – М. ПИК ВИНИТИ, 1997.

27. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: популярные лекции по народоведению. – М., 2007

28. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 2001

29. Гумилёв Л.Н. Этносфера: история людей и история природы – М., 1993

30. Гумилёв Л.Н.: От Руси к России: очерки этнической истории. – М.: Айрис-пресс: Рольф, 2000.

31. Гусев В.Е. Фольклор как универсальный тип субкультуры. – СПб., 2001.

32. Душенко К.В., Иванов С.А. Лев Гумилёв как феномен пассионарности // Культурология Дайджест. – 1999. – №4 (12).

33. Ефимова Л.В. Костюм в России 15 – 20 вв. – М., 2000.

34. Журавлев В.В. Мир художественной культуры. – М., 1987.

35. Забылин М. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М.: Рипол классик, 1997.

36. Запесоцкий А.С. Культурософия Д.С. Лихачёва и вызовы эпохи // Человек. – 2007. – №1.

37. Збелев С.Н. Ф.И. Буслаев и его ученики об историко-бытовых основах народного эпоса. // Русская литература. – 1991. – №4.

38. Зеленин Д.К. Избранные труды: статьи по духовной культуре. – М.: ИНДРИК, 1994.

39. Иванова Л.В. Ваша свадьба. – Смоленск: Русич, 1998.

40. Из истории русской культуры. – М.: Языки российской культуры. Т. 3 Русская культура в канун петровских реформ / А.И. Панченко. Статьи по истории и типологии русской культуры. – 2000.

41. Из истории русской культуры. – М.: Языки российской культуры. Т. 4. Русская культура 18 в. /Ю.М. Лотман. Статьи по истории и типологии русской культуры. – 2000.

42. Из истории русской культуры. – М.: Языки российской культуры. Т. 5. Русская культура в 19 в. /Егоров Б.Ф. статьи по истории и типологии русской культуры. – 2000.

43. История костюма: Эпоха. Стиль. Мода: От Др. Египта до модерна. СПб.: Паритет, 2001.

44. История культур славянских народов (в 3 т.). т. 1. Древность и средневековье. Рец.: Сафронова Л.А. // Славяноведение. – 2005. – №1.

45. Калугин В. Мир былинного эпоса в книге Былины. – М., 1980.

46. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. – М.: Флинта: Наука, 2001.

47. Каргин А.С. Народная художественная культура: Курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств.– М., 1997.

48. Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество: История, теория, практика.– М., 1988.

49. Каргин А.С., Хренов Н. А. Фольклор и кризис общества. – М., 1993.

50. Касьянова К. О русском национальном характере. – М., 1994.

51. Кирсанова Р.М. Костюм в художественной культуре 18-20 в. – М., 1995.

52. Клибанов А.И. Духовная культура Средневековой Руси. – М.: Аспект-пресс, 1994.

53. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. – М., 1998.

54. Коринфский А.А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. – Смленск: Русич, 1995.

55. Костомаров Н.И., Забелин И.Е. О жизни, быте и нравах русского народа. – М., 1996.

56. Круглый год: русский земледельческий календарь. – М.: Правда, 1989.

57. Культура славян и Русь. Сб. статей – М.: Наука, 1998.

58. Культурология 20 век. Словарь. СПб., 1997.

59. Лапина Т.С. Аксиология культуры // Культурология Дайджест. – 2008. – №1 (44).

60. Левченко Е.В. Художественное творчество как переживаемое бытие. // Вопросы философии. – 2004. - №10.

61. Лихачёв Д.С. Память истории священна // Наше наследие. – 2001. – №59/60.

62. Лихачёв Д.С. Русская культура. – М.: Искусство, 2000.

63. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (18- нач. 19 в.). – СПб.: Искусство, 1999.

64. Лотман Ю.М. Семиотика культуры // Экология и жизнь. – 2003. – №6.

65. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. – СПб.: Аккад. проект, 2002.

66. Лурье С.В. Историческая этнология: уч. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1997.

67. Ляховицкая Л.П. Календарь славянской жизни и трапезы. – М., 1996.

68. Майстрович Т.В. Слово Д.С. Лихачёва // Мир библиографии. – 1999. – №5.

69. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обрядах и обычаях 19-нач. 20 в. – М.: Наука, 1984.

70. Мыльников А.С. Картина славянского мира. – СПб., 1999.

71. Мюрей Л.А. История и традиции: герменевтика национальных символов // Культурология Дайджест. – 2003. – №3 (26).

72. Народная свадьба: сборник статей и материалов. – Омск, 1997.

73. Нации и этносы в современном мире: Словарь-справочник. – СПб., 1999.

74. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец 18 – начало 20-го века. – Л., 1984.

75. Никольский С.А. О русском мировоззрении // Человек. – 2007. – №4.

76. Новицкая М.Ю. Человек и природа в народной культуре. М., 2000.

77. Обряды и обрядовый фольклор. – М.: Наследие, 1997.

78. Панкеев И.А. От крестин до поминок: обычаи, обряды, предания русского народа. – М., 1997.

79. Панкеев И.А. Русские народные игры. – М., 1998.

80. Панкеев И.А. Русские обряды и суеверия. – М., 1998.

81. Панченко А. Весёлые люди скоморохи. // Знание – сила. – 1993. - №2. – С. 21-29.

82. Панченко А.М. Юродивые на Руси // Культурология Дайджест. – 2002. – №2 (21).

83. Преображенский П.Ф. Курс этнологии. – М., 1999.

84. Проблемы этнологии и этнопедагогики: сборник статей и материалов Международной научно-практической конференции, Фольклорного фестиваля «Георгий Победоносец». Новосибирск, 1996.

85. Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. – СПб.: Наука, 1994.

86. Рождество и Новый год: обычаи, обряды, суеверия, сказки /состав. и авт. вступ. ст. Л.О. Вознесенская. – М., Воронеж: МОДЭК, 1997.

87. Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты: энц. словарь./ отв. ред. М.П. Мчедлов. – М.: Республика, 2001.

88. Русин М. Ю. Фольклор: традиции и современность. – Киев, 1991.

89. Русская изба: иллюстрированная энциклопедия. – СПб.: Искусство, 1999.

90. Русские / отв. ред. В.А. Александров. – М.: Наука: МАИК «Наука», 1999.

91. Русский народ: терминология, исследования, анализ. – М., 2001.

92. Русский праздник: праздники и обряды народного земледельческого календаря – СПб.: Искусство, 2002.

93. Русский традиционный костюм: иллюстрированная энциклопедия. – СПб.: Искусство, 1998

94. Садохин А.П. Этнология: учебник для студентов вузов. – М., 29004.

95. Садохин А.П. Этнология: учебный словарь – М, 2002.

96. Семёнова М. Мы – славяне: популярная энциклопедия. – СПб.: Азбука, 1998.

97. Сергеева А.В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. М.: Флинта: Наука, 2006.

98. Славяне и Русь: проблемы и идеи / отв. ред А.Ф. Киселёв. – М.: Флинта: Наука, 1998.

99. Славяне: этногенез и этническая история / под ре. А.С. Герда, Г.С. Лебедева. – Л.: изд-во ЛГУ, 1989.

100. Тавадов Г.Т. Этнология: учебник для вузов. – М., 2004.

101. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: пер. с анг.- М.: Политиздат, 1989.

102. Толстой Н.И. Очерки славянского язычества. – М.: ИНДРИК, 2003.

103. Трофимчук Б.А. Восточные славяне: от общины к городам /отв. ред. Плетиева С.А. – М.: изд-во МГУ, 1995.

104. Флиер А.Я. Историческая динамика культуры // Философские науки. 2000. – №3.

105. Хотинец В.Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека // Вопросы психологии. – 2001. – №5.

106. Художественная жизнь современного общества. В 4-х томах. Т 1. Субкультуры и этносы в художественной жизни /отв. ред. К.Б. Соколов. – СПб, 1996.

107. Чёрная Л.А. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени. – М.. 1999.

108. Энциклопедия обрядов и обычаев / сост. Брудная Л.И., Гуревич З.М., Дмитриева О.Л. – СПб.: Респект, 1996.

109. Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы: Материалы 2 Международной научно-практической конференции. – Абакан, 2007.

 

 

Практический элемент

План практических занятий

Практические занятия представляют собой деятельность по непосредственному восприятию произведений НХК, художественного творчества. Они включают в себя прослушивание аудио записей, просмотр видеозаписей, репродукций, собственно предметов народного художественного творчества, а так же посещение музея, выставок декоративно-прикладного творчества, выступлений профессиональных и любительских коллективов народного художественного творчества.

 

Тема занятия Объём работы
Раздел I. Теоретические основы народной художественной культуры  
Тема 1. Введение в Теорию и историю НХК, научные предпосылки Теории НХК. Основные понятия теории НХК. Сущность, структура и функции НХК  
Раздел II. Историческая динамика НХК  
Тема 1. Культурно-историческая типология, теория социокультурной динамики. Мифологические истоки НХК, история изучения мифов. Миф и классическое искусство.  
Тема 2. Мифологические истоки русской и хакасской НХК. Историческая динамика НХК от Древней Руси к современной России.  
Раздел III. Традиционные русские народные праздники и обряды  
Тема 1. Народный календарь, зимние и весенние календарные праздники. Летние и осенние календарные праздники. Отражение сюжетов и образов календарных праздников в классическом искусстве. НХК в традиционных календарных обрядах и праздниках.  
Тема 2. Художественные традиции семейно-бытовых обрядов и праздников. Бытовые формы народного художественного творчества русского и хакасского народов. Многообразие и самобытность традиций художественных культур народов России  
Раздел IV. Виды и жанры НХТ  
Тема 1. Фольклорные образы в классическом искусстве. Устное народное творчество.  
Тема 2. Народная музыка. Жанрово-стилистическое разнообразие русских и хакасских народных песен. Русская и хакасская народная инструментальная музыка. Народная музыка в современном искусстве.  
Тема 3. Народное театральное творчество.  
Тема 4. Народная хореография. Русский народный танец в творчестве современных профессиональных и любительских коллективов.  
Тема 5. Художественный мир народных игр.  
Тема 6. Народное зодчество. Православные храмы  
Тема 7. Русский народный костюм.  
Тема 8. Народное изобразительное и декоративно-прикладное творчество. Видовое разнообразие декоративно-прикладного творчества  
Раздел V. НХК в современном мировом культурном пространстве  
Тема1. НХК как основа мирового культурного пространства  
Всего  

 

Православные храмы

Просмотр репродукций изображений храмов (деревянных, каменных), видео.

 

Основные понятия теории НХК

Темы для обсуждения:

4. Актуальность изучения и сохранения НХК в современном мире.

5. Этнология как дисциплина и её проблемное поле.

6. Понятия антропология, этнография, этническая история, этнопсихология, этнопедагогика, этнолингвистика, этнокультурология, фольклористика.

Вопросы для самопроверки:

7. В чём заключается актуальность изучения и сохранения НХК в современном мире?

8. Какие вы знаете теории в этнологии?

9. Как происходит развитие культуры с точки зрения эволюционистов?

10. В чём смысл теории диффузионизма?

11. Чем является культура с точки зрения функционистов?

12. Расскажите о предмете изучения антропологии, этнографии, этнической истории, этнопсихологии, этнопедагогики, этнокультурологии, фольклористики.

Литература:

20. Культурология 20 век. Словарь. СПб., 1997.

21. Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы: Материалы 2 Международной научно-практической конференции. – Абакан, 2007.

22. Проблемы этнологии и этнопедагогики: сборник статей и материалов Международной научно-практической конференции, Фольклорного фестиваля «Георгий Победоносец». – Новосибирск, 1996.

23. Бромлей Ю.В. Человечество – это народы. – М., 1990.

24. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса – М., 1983.

25. Гумилёв Л.Н. Этносфера: история людей и история природы – М., 1993.

26. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 2001.

27. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: популярные лекции по народоведению. – М., 2007.

28. Садохин А.П. Этнология: учебный словарь – М, 2002.

29. Садохин А.П. Этнология: учебник для студентов вузов. – М., 2004.

30. Преображенский П.Ф. Курс этнологии. – М., 1999.

31. Нации и этносы в современном мире: Словарь-справочник. – СПб., 1999.

32. Лурье С.В. История этнологии: учебное пособие для вузов. – М., 1997.

33. Тавадов Г.Т. Этнология: учебник для вузов. – М., 2004.

34. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М., 2003.

35. Гачев А.Д. Национальные образы мира: курс лекций. – М., 2002.

36. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Академия, 1999.

37. Болбас В.С. О понятиях и терминах этнопедагогики // Педагогика. – 2001. – №1.

38. Волков Г.Н. Этнопедагогика как педагогика национальной школы и семьи // Магистр. – 2001. – №1.

 

Основные понятия теории НХК

Темы для обсуждения:

1. Исходные понятия теории НХК: ценности, этнос, народная культура, менталитет, коллективное бессознательное, архетип, этническая картина мира, национальный характер, национальное самосознание, традиция, обычай, обряд, ритуал.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие вы знаете подходы к определению понятия «культура»?

2. В чём смысл культуры с точки зрения аксиологии?

3. Какие вы знаете определения понятия «ценности»?

4. Перечислите основные ценности традиционной культуры.

5. Как вы понимаете слово «добродетель»?

6. Назовите добродетели, представленные в русской традиционной культуре.

7. Чем грозит обществу отказ от традиционных ценностей, почему?

8. Как определяет понятие «этнос» Бромлей?

9. Как определяет понятие «этнос» Гумилёв?

10. Как определяет понятие «этнос» Лурье?

11. Объясните термин «этничность» с точки зрения отечественной культурологи.

12. Что такое «народная культура» и каковы её проявления?

13. Какова особенность народной культуры в современное время?

14. Что значит «традиционность народной культуры»?

15. Объясните, что означает понятие «менталитет».

16. В чём состоит отличие ментальности и ценностных ориентаций?

17. Что такое «коллективное бессознательное»?

18. Раскройте смысл понятия «архетип».

19. Расскажите об универсальных и этнокультурных архетипах.

20. Дайте определение понятию «этнический менталитет».

21. Раскройте смысл понятия «этническая картина мира».

22. Что представляет собой «национальный характер» и в чём проявляются его особенности?

23. Какие вы знаете концепции национального характера?

24. Назовите структурные элементы национального самосознания.

25. Назовите характерные признаки осознания человеком своей этнической принадлежности?

26. Дайте определение понятию «традиция».

27. Расскажите о концепции «центральной зоны культуры» Шилза.

28. Что, по мнению Гумилёва, является фундаментом этнической традиции?

29. Раскройте смысл понятия «обычай».

30. Раскройте смысл понятия «обряд».

31. Раскройте смысл понятия «ритуал».

32. В чем отличие этих трёх понятий?

33. Расскажите о классификации ритуалов, данной Дюркгеймом.

Литература:

1. Культурология 20 век. Словарь. – СПб., 1997.

2. Богатырёв П.Г Вопросы теории народного искусства. – М., 1971.

3. Бромлей Ю.В. Человечество – это народы. – М., 1990.

4. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса – М., 1983.

5. Гумилёв Л.Н. Этносфера: история людей и история природы – М., 1993.

6. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 2001.

7. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: популярные лекции по народоведению. – М., 2007.

8. Гачев Г. Ментальности народов мира. – М., 2003.

9. Гудзенко А. Русский менталитет. – М., 2003.

10. Лихачев Д. С. О национальном характере русских // Вопросы философии. – 1990. – №4.

11. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. Опыт исследования. – М., 1997.

12. Лапина Т.С. Аксиология культуры // Культурология Дайджест. – 2008. – №1 (44).

 

Устное народное творчество.

Темы для обсуждения:

1. Малые жанры устного народного творчества.

2. Сказка.

3. Эпос. Былины.

4. Духовные стихи.

5. Дидактическое значение устного народного творчества.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите малые жанры устного народного творчества.

2. В чём своеобразие каждого из названных вами жанров?

3. Какие виды сказок вы знаете?

4. Каковы особенности сказок каждого вида?

5. Назовите основные характеристики русского эпоса.

6. Вспомните имена русских былинных богатырей и основные сюжеты былин.

7. Охарактеризуйте особенности русского духовного стиха.

8. Как отражается в духовном стихе книжная и фольклорная традиция?

9. Каковы воспитательные возможности устного народного творчества?

Литература:

1. Азбелов С.Н. Полное собрание русских былин в книге: Проблемы «Свода русского фольклора» Русский фольклор 17 в. Л.: Наука, 1977. с. 11-24.

2. Аникин В.П. Теория фольклора. – М.: Русская книга, 1996.

3. Богатырёв П.Г. Функционально-структурное изучение фольклора. – М., 2006.

4. Великорусские заклинания /сост. Л.Н. Майков. – М.: Терра, 1997.

5. Гусев В.Е. Фольклор как универсальный тип субкультуры. – СПб., 2001.

6. Забылин М. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М.: Рипол классик, 1997.

7. Калугин В. Мир былинного эпоса в книге Былины. – М., 1980.

8. Каргин А.С., Хренов Н. А. Фольклор и кризис общества. – М., 1993.

9. Каргин А.С. Народная художественная культура: Курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств.– М., 1997.

10. Клибанов А.И. Духовная культура Средневековой Руси. – М.: Аспект-пресс. 1994.

11. Коринфский А.А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. – Смленск: Русич, 1995.

12. Костомаров Н.И., Забелин И.Е. О жизни, быте и нравах русского народа. – М., 1996.

13. Обряды и обрядовый фольклор. – М.: Наследие, 1997.

14. Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. – СПб.: Наука, 1994

15. Рождество и Новый год: обычаи, обряды, суеверия, сказки /состав. и авт. вступ. ст. Л.О. Вознесенская. – М., Воронеж: МОДЭК, 1997.

16. Толстой Н.И. Очерки славянского язычества. – М.: ИНДРИК, 2003.

17. Абрашкин А. Чудо-Юдо и русская история (о русской сказке) // Молодая гвардия. – 1993. – №1.

18. Абуллина А.Б., Багизбаева М.М. Баллада о песенном творчестве семиреченских казаков. // Русская речь. – 1983. – №1.

19. Балушок В.Г. Исцеление Ильи Муромца: древнерусский ритуал в былине // Советская этнография. – 1991. – №5.

20. Глухих В.М. Приёмы лаконичности в пословицах и поговорках. // Русский язык в школе. – 1996.

21. Гуткина Н. Поэтика слова в русских народных пословицах // Русский язык в школе. – 1994. – №4.

22. Зуева Т.В. Бытовые сказки // Литература в школе. – 1993. – №6.

23. Зуева Т.В. Поэтика былин. // Литература в школе. – 2000. – №2.

24. Ильин И. Духовный смысл сказки. // Литература в школе – 1992. – №1.

25. Крупина Н.П. Древнее и вечно юное: волшебная сказка о любви // Литература в школе. – 2000. – № 2.

26. Кулагина Н.В. Былина о Вольге и Микуле // Литература в школе. – 2000. – №2.

27. Морозов Ю.Н. Как соловей стал разбойником?// Знак вопроса. – 1994. – №4.

28. Соловей Т. Яйцо Курочки Рябы (образ яйца – образ жизни и смерти в мифах и сказках). // Литература в школе. – 2000. - №3. – С. 79-86.

29. Чубайс И. Что же у русских на языке?: Пословицы и поговорки как своеобразная таблица ценностей русского народа.// Российская газета. – 1996. – 26 декабря. – С.2.

30. Фольклор Новгородской области: история и современность/ сост. О.С. Бердяева. – М.: Стратегия, 2005.

 

Народная музыка

Темы для обсуждения:

1. Русская народная песня.

2. Жанры детского фольклора.

3. Русские народные инструменты и инструментальная музыка.

4. Оркестр народных инструментов.

5. Хакасские народные инструменты.

Вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте основные жанры русской народной песни.

2. Использовались ли песни в календарных праздниках и обрядах, в каких?

3. Расскажите о жанрах свадебных песне и охарактеризуйте каждый из них.

4. Что такое «детский фольклор»?

5. Назовите основные жанры и виды «детского фольклора».

6. Охарактеризуйте основные региональные певческие традиции, в чём их различия?

7. Какие русские народные инструменты вы знаете?

8. Какие хакасские народные инструменты вы знаете?

9. Каков состав современного оркестра русских народных инструментов?

10. Каково положение народной музыки в современном мире?

Литература:

1. Аникин В.П. Теория фольклора. – М.: Русская книга, 1996.

2. Великая Русь: история и художественная культура 10 – 17 вв. /Д.С. Лихачёв, Г.К. Вагнер. – М.: Искусство, 1994.

3. Гусев В.Е. Фольклор как универсальный тип субкультуры. – СПб., 2001.

4. Забылин М. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М.: Рипол классик, 1997.

5. Каргин А.С. Народная художественная культура: Курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств.– М., 1997.

6. Каргин А.С., Хренов Н. А. Фольклор и кризис общества. – М., 1993.

7. Клибанов А.И. Духовная культура Средневековой Руси. – М.: Аспект-пресс, 1994.

8. Народная свадьба: сборник статей и материалов. – Омск, 1997.

9. Обряды и обрядовый фольклор. – М.: Наследие, 1997.

10. Панкеев И.А. От крестин до поминок: обычаи, обряды, предания русского народа. – М., 1997.

11. Панченко А. Весёлые люди скоморохи. // Знание – сила. – 1993. - №2. – С. 21-29.

12. Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. – СПб.: Наука, 1994.

13. Русин М. Ю. Фольклор: традиции и современность. – Киев, 1991.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.265 с.)