Порядок предоставления и оплаты ежегодных и дополнительных отпусков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок предоставления и оплаты ежегодных и дополнительных отпусков



Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее 24 рабочих дней в расчете на шестидневную рабочую неделю или не менее 28 календарных дней. В первый год работы сотрудника на предприятии ему могут предоставить отпуск не ранее, чем через 6 месяцев после начала работы.

Временные и сезонные работники имеют право на оплачиваемый отпуск на общих основаниях. Но если временные работники по трудовому договору отработали до 4 месяцев, а сезонные работники — до 6 месяцев, то они не имеют право на отпуск. Надомным работникам отпуск предоставляется на общих основаниях.

Работникам, совершившим прогул без уважительной причины, оплачиваемый отпуск уменьшается на число дней прогула.

Некоторые категории работников пользуются правом на удлиненный отпуск. К таким категориям относятся: работники моложе
18 лет, работники учебных заведений, детских учреждений, научно-исследовательских учреждений, другие категории работников, продолжительность отпуска которых устанавливается в соответствии с законодательными актами.

Дополнительный ежегодный отпуск предоставляется: работникам с ненормированным рабочим днем, работникам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.

Если работник заболел в период нахождения в очередном отпуске, то на дни болезни отпуск продлевается.

Если работник заболел в период нахождения в дополнительном отпуске, то отпуск не продлевается и на другой срок не переносится.

При наступлении срока отпуска по беременности и родам в период очередного отпуска последний прерывается и предоставляется в любое другое время по желанию работницы.

Если работник увольняется до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил отпуск, то с него удерживается сумма за неотработанные дни отпуска.

Удержания за нетрудоспособные дни отпуска не производятся в случаях: если при увольнении работнику не причитается выплат, призыва работника на военную службу, сокращения штата организации, а также в случае ликвидации, ухода на пенсию, направления на учебу, неявки на работу более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности, несоответствия работника занимаемой должности.

 

№33 Основные и оборотные фонды: состав, структура

 

 

Предприятие в своей деятельности использует материальные ресурсы.

Они делятся на средства труда: станки, оборудования, здания и предметы труда: сырье, материалы. Средства и предметы труда играют различную роль в производственном процессе и образования готового продукта.

Средства труда (основные фонды) многократно участвуют в производственном процессе. Они переносят свою стоимость на готовый продукт частями по мере износа (амортизации). Амортизация включается в себестоимость продукции. При продаже готовой продукции производится возмещение амортизированной части средств труда.

Предметы труда (оборотные фонды) целиком потребляются в течение одного производственного цикла. Они изменяют свою натуральную форму, становясь частью готовой продукции. Они полностью переносят в готовую продукцию свою стоимость. Возмещение затрат на предметы труда производится всякий раз как продукция будет продана.
Средства и предметы труда несут овеществленную форму, т.е. конкретный станок, конкретное здание или конкретный материал.
Денежное обозначение средств труда называется основными производственными фондами, а предметов труда – оборотными производственными фондами.


Состав и структура основных производственных фондов в % приведена в таблице.
Наименование отдельных видов основных производственных фондов Промышленность Машиностроение
Здание 28,9 39,5
Сооружение 18,8 7,1
Передаточные устройства 11,3 4,0
Машины и оборудование 37,7 44,9
Транспортные средства 2,2 2,4
Инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь со сроком службы более 1 года 1,1 2,1
Итого 100,0 100,0


ОФ подразделяются на две части: активную и пассивную. Активная часть – это средства, непосредственно участвующие в производственном процессе, машины, оборудования, транспортные средства. Пассивная часть - это средства, способствующие производству продукции и размещения активной части средств.
Амортизация – это постепенное перенесение стоимости основных фондов на производимую продукцию в целях накопления денежных средств для полного их восстановления (реновации). Величина годовой амортизации определяется как стоимость основных фондов, помноженная на норму амортизации. Норма амортизации определяется сроком службы основных фондов. Например, для зданий устанавливается срок службы 50 лет, для машин и оборудования – 10 лет. Следовательно, норма амортизации будет 2% для зданий и 10% для машин и оборудования.
Стоимостная оценка основных производственных фондов (ОФ) имеет три измерителя.
Первоначальная стоимость – это сметная стоимость строительства объекта или затраты на приобретение и ввод в эксплуатацию ОФ.
Остаточная стоимость ОФ – это реальная величина стоимости, отличающаяся от первоначальной на величину амортизации.
Износ основных фондов определяется делением остаточной стоимости к первоначальной стоимости. Рассчитывается как коэффициент износа либо процент износа.
Износ основных фондов бывает двух видов: физический и моральный.
Физический износ возникает вследствие эксплуатации основных фондов и потери ими первоначальных производственно – технических свойств. На многих российских предприятиях физический износ оборудования достигает 60-70%.
Моральный износ обусловливается научно-техническим прогрессом, в ходе которого создаются и внедряются более совершенные и более экономичные виды машин, аппаратов, агрегатов и другой техники. После появления новых агрегатов, ценность предыдущих снижается.
Эффективное использование основных фондов определяется рядом показателей:
1. Фондоотдача = объем произведенной продукции, руб. / стоимость основных фондов, руб.
2. Фондоемкость – это обратная величина, т.е. стоимость основных фондов, руб. делится на объем произведенной продукции в руб.
3. Коэффициент загрузки оборудования определяется делением фактически отработанного времени в часах к плановому фонду работы оборудования в часах.
Полное использование рабочего времени оборудования означает снижение затрат на производство.

 

Оборотные производственные фонды представляют собой часть производственных фондов предприятий, вещественным содержанием которых являются предметы труда, функционирующие в сфере производства. Оборотные производственные фонды оставляют в промышленности около 70% всех оборотных средств. Они состоят из предметов труда, подготовленных для запуска в производственный процесс, и предметов труда, находящихся в производственном процессе. Оборотные производственные фонды подразделяются на ряд групп:
1. Производственные запасы – запасы сырья, основных и вспомогательных материалов, покупных полуфабрикатов, топливо, тара, запчастей для ремонта машин и оборудования, малоценной и быстро изнашиваемый инструмент и инвентарь.
2. Незавершенное производство, т.е. продукция, находящаяся на различных стадиях производственного процесса, но еще не законченная производством, и подлежащая дальнейшей обработки.
3. Расходы будущих периодов.


Помимо выше названных оборотных производственных фондов, у предприятия есть фонды обращения, которые функционируют в сфере обращения. К ним относится:
Ø готовая продукция на складах предприятия, ожидающая реализации,
Ø продукция отгруженная, но не оплаченная покупателем,
Ø свободные денежные средства предприятия на расчетном счете и в незаконченных расчетах.
Совокупность денежных средств, вложенных в оборотные производственные фонды, и фонды обращения составляют оборотные средства.
Время, за которое оборотные средства проходят период производства и обращения, т.е. совершают полный кругооборот, называется оборачиваемостью оборотных средств. Оборачиваемость определяется либо как длительность одного оборота в днях, либо количеством оборотов в год. Количество оборотов определяется делением объема производства в рублях на среднюю годовую величину оборотных средств в рублях. Длительность одного оборота определяется делением средней годовой стоимости оборотных средств в рублях на среднее суточное производство продукции в рублях.


Ускорение оборачиваемости оборотных средств играет исключительно важное значение для экономики предприятий. Чем короче длительность оборотов в днях или больше количества оборотов, тем меньше величина оборотных средств требуется для производства продукции. Если принять:
Т1 – длительность оборотов в днях, сложившихся на предприятии,
Т2 – длительность оборотов в днях после осуществления мероприятий, направленных на улучшение оборачиваемости.
Рс – суточный объем производства в рублях.
∆ОС – сокращение оборотных средств за счет мероприятий, связанных с увеличением оборачиваемости оборотных средств.
∆ОС = Рс (Т1 - Т2)
Нехватка на российских предприятиях оборотных средств и вынужденная недозагрузка производственных мощностей во многом определяется низкой оборачиваемостью оборотных средств.

 

 

№34 Себестоимость продукции: ее виды, состав по элементам и статьям калькуляции. Калькулирование себестоимости единицы продукции (услуги)

 

 

Одной из важнейших задач учета является калькулирование себестоимости продукции. Себестоимость продукции - это выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции. Себестоимость продукции предприятия складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Себестоимость продукции является качественным показателем, в котором концентрированно отражаются результаты хозяйственной деятельности организации, ее достижения и имеющиеся резервы. Чем ниже себестоимость продукции, тем больше экономится труд, лучше используются основные фонды, материалы, топливо, тем дешевле производство продукции обходится предприятию.

В себестоимость продукции включаются: затраты труда, средства и предметов труда на производство продукции на предприятии. К ним относят: затраты на подготовку и освоение производства; затраты, непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства, включая расходы по контролю производственных процессов и качества выпускаемой продукции; расходы, связанные со сбытом продукции: упаковкой, хранением, погрузкой и транспортировкой; расходы, непосредственно не связанные с производством и реализацией продукции данного предприятия, но их возмещение путем включения в себестоимость продукции отдельных предприятий необходимо в интересах обеспечения простого воспроизводства.

Кроме того, в себестоимости продукции отражаются также потери от брака, от простоев по внутрипроизводственным причинам, недостачи материальных ценностей в производстве и на складах в пределах норм естественной убыли, выплата пособий в результате потери трудоспособности из-за производственных травм.

В системах финансового и управленческого учета подходы к формированию себестоимости различны. В управленческом учете себестоимость формируется для того, чтобы управляющий имел полную картину о затратах. Поэтому в системе данного учета могут использоваться различные методы расчета себестоимости. В калькулировании могут участвовать даже те затраты, которые не включаются в себестоимость продукции в финансовом учете.

Для предприятия важна достоверная информация о структуре себестоимости - предприятие получает возможность влиять на нее, т.е. управлять своими издержками. Именно такая информация должна формироваться в системе бухгалтерского учета.

В зависимости от того, какие затраты включались в себестоимость продукции, в отечественной экономической литературе выделялись следующие ее виды:

· цеховая - включала прямые затраты и общепроизводственные расходы; характеризовала затраты цеха на изготовление продукции;

· производственная - состояла из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов; свидетельствовала о затратах предприятия, связанных с выпуском продукции;

· полная себестоимость - производственная себестоимость, увеличенная на сумму сбытовых расходов. Этот показатель интегрировал общие затраты предприятия, связанные как с производством, так и с реализацией продукции.

Такой подход несколько противоречил международным стандартам финансовой отчетности, в соответствии с которыми в производственную себестоимость должны включаться лишь производственные издержки. Кроме того, различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость. Индивидуальная себестоимость свидетельствует о затратах конкретного предприятия по выпуску продукции; среднеотраслевая - характеризует средние по отрасли затраты на производство данного изделия.

Существуют также плановая и фактическая себестоимости. В расчеты плановой себестоимости включаются максимально допустимые затраты предприятия на изготовление продукции, предусмотренные планом на предстоящий период. Фактическая себестоимость характеризует размер действительно затраченных средств на выпущенную продукцию.

Калькулирование - это система расчетов, с помощью которых определяется себестоимость всей проданной продукции и ее частей, себестоимость конкретных видов изделий.

Процесс калькулирования себестоимости продукции включает разграничение затрат на производство между законченной продукцией и незавершенным производством; исчисление затрат на забракованную продукцию; оценку отходов производства и побочной продукции; определение суммы расходов, относящихся к готовым изделиям; распределение затрат между видами продукции; расчет себестоимости единицы продукции.

Калькуляция себестоимости необходима для определения цены единицы продукции, соизмерения затрат предприятия с результатами его производственно-хозяйственной деятельности, определения уровня эффективности работы предприятия. Объектами калькулирования в зависимости от особенностей выпускаемой продукции и характера технологического процесса могут быть: технологический передел; деталеоперация; деталь; сборочная единица; изделие в целом; заказ на изготовление нескольких изделий.

Ведущее место занимает калькулирование себестоимости готовых изделий, полуфабрикатов, услуг. Калькуляционная единица должна соответствовать единице измерения, принятой в стандартах и плане производства в натуральном выражении. Для калькулирования себестоимости продукции используются следующие производственные счета: счет 20 «Основное производство»; счет 23 «Вспомогательные производства»; счет 25-1 «Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования»; счет 26 «Общепроизводственные расходы»; счет 28 «Брак в производстве»; счет 97 «Расходы будущих периодов»; счет 89 «Резервы предстоящих расходов и платежей».

Для калькулирования себестоимости единицы продукции затраты классифицируются по статьям расходов, в которых объединяются затраты по признаку места их возникновения и назначения. Предприятия могут вносить изменения в приведенную номенклатуру статей затрат на производство с учетом особенностей техники, технологии и организации производства. В зависимости от полноты охвата классификационных статей расходов на предприятиях различают следующие виды себестоимости: себестоимость проданной продукции; производственная себестоимость, которая подразделяется на полную и неполную производственную себестоимость.

Себестоимость проданной продукции - это затраты предприятия на ее производство и продажу, включает итог всех 12 статей расходов. Производственная себестоимость - это затраты предприятия на производство выпущенной продукции. Полная производственная себестоимость формируется из всех затрат предприятия, связанных с процессом производства и управления предприятием, включает 11 статей расходов. Неполная производственная себестоимость продукции складывается из затрат подразделений предприятия, включает 8 статей расходов.

Затраты по отдельным статьям калькуляции определяются в следующем порядке: нормативный расчет прямых затрат на изготовление изделий; распределение косвенных затрат на себестоимость отдельных изделий.

В зависимости от назначения различают плановую, сметную, нормативную, проектную, отчетную и хозрасчетную калькуляции. Плановую калькуляцию составляют исходя из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и норм расходов по организации обслуживания производства. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода.

Плановые калькуляции определяют среднюю себестоимость продукции или выполнения работ на плановый период. Сметная калькуляция разрабатывается аналогично плановой на разовые работы и производство изделий по заказам со стороны. Она является основой цены при расчетах с заказчиком.

Нормативная калькуляция - это расчет себестоимости изделия по нормам расхода сырья, материалов, топлива, энергии, полуфабрикатов, нормам и расценкам по заработной плате, утвержденным сметами расходов по управлению и обслуживанию производства. В отличие от плановой нормативная калькуляция отражает уровень себестоимости изделия на момент ее составления. Проектная калькуляция определяется при подготовке производства продукции и предназначена для обоснования эффективности проектируемых новых производств и технологических процессов, ее разрабатывают по укрупненным расходным нормативам.

Отчетная калькуляция показывает фактическую себестоимость единицы продукции, ее составляют по тем же статьям затрат, что и в плановой, но включают некоторые обоснованные потери и расходы, не предусмотренные плановой калькуляцией. Хозрасчетную калькуляцию разрабатывают на продукцию подразделений предприятия только по тем статьям, на которые они оказывают влияние.

 

 

№35 Качество услуг: методы оценки и пути повышения

 

 

Проблема обеспечения качества услуг носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в развитии любой отрасли. [32; с.51].

Значение качества услуг состоит в том, что только качественная услуга открывает экспортную дорогу на платежеспособные западные рынки. Большую роль в обеспечении качества услуг российских производителей и ее успешной конкуренции на мировых рынках призваны сыграть специальные выставки-конкурсы под девизом «Всероссийская марка (3-е тысячелетие). Знак качества XXI века». Программа выставки-конкурса предполагает проведение долгосрочной рекламно-имиджевой кампании по продвижению качественных отечественных товаров, услуг и передовых технологий на внутренний и внешний рынки.

Качество является важным инструментом в борьбе за рынки сбыта. Именно качество обеспечивает конкурентоспособность товара. Оно складывается из технического уровня услуги и полезности товара для потребителя через функциональные, социальные, эстетические, эргономические, экологические свойства. Если не уделять серьезного внимания качеству, потребуются значительные средства на исправление дефектов. Гораздо больший эффект будет достигнут путем разработки долгосрочных программ по предотвращению дефектов. Переход к рыночной экономике обусловливает необходимость изучения опыта ведущих фирм мира по достижению высокого качества.

Современное управление качеством исходит из того, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как услуга произведена, эта деятельность должна осуществляться в ходе формирования услуги.

Фирмы, функционирующие в рыночной экономике, формулируют политику в области качества таким образом, чтобы она касалась деятельности каждого работника, а не только качества предлагаемых изделий или услуг. В политике четко определяются уровни стандартов качества работы для конкретной фирмы и аспекты системы обеспечения качества. При этом услуга заданного качества должна быть поставлена потребителю в заданные сроки, в заданных объемах и за приемлемую цену.

Сегодня в управлении качеством большое значение имеет наличие на фирмах сертифицированной системы менеджмента качества, что является гарантией высокой стабильности и устойчивости качества услуг.

Важнейшей составляющей всей системы качества является качество услуги. В соответствии с определением Международной организации по стандартизации (ИСО) качество – это совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное направление менеджмента - менеджмент качества. В настоящее время ученые и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM (total quality management) – всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества.

Существует также определение качества услуги, приведенное в ГОСТ 15467-79, согласно которому «качество услуги - совокупность свойств услуги, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

Более предпочтительной и отвечающей современным представлениям о качестве применительно к услугам можно признать следующую формулировку: качество – определенная совокупность свойств услуги, потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.

Стандарты ИСО серии 9000 установили единый, признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями услуги. Иными словами, стандарты ИСО – жесткая ориентация на потребителя.

Качество можно представить в виде пирамиды (рис.1.1.)

 
 

 


 

Рис.1.1. Пирамида качества

 

Наверху пирамиды находится TQM – всеохватывающий, тотальный менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества услуги. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, напрямую связанной с предоставлением услуги (контроль качества технологических процессов и т.д.). Качество услуги непосредственно вытекает из качества работы. Здесь оценивается качество годной услуги, учитывается мнение потребителя, анализируются рекламации.

Уточним понятие услуга. Услуги следует характеризовать как результат взаимодействия поставщиков (исполнителей, изготовителей) и их средств труда с потребителями по удовлетворению потребностей последних.

Основное различие в понятиях качества лежит между его пониманием в условиях командно-административной и рыночной экономики.

В условиях командно-административной экономики качество трактуется с позиции производителя. В рыночной экономике качество рассматривается с позиции потребителя.

Качество изделия может проявляться в процессе потребления.

Понятие качества услуги с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики.

Идея такого к определению качества услуги содержится в специальной науке – квалиметрии. Квалиметрия - наука о способах измерения и количественной оценки качества услуг. Квалиметрия исходит из того, что качество зависит от большого числа свойств рассматриваемого объекта. Для того чтобы судить о качестве услуги недостаточно только данных о его свойствах. Нужно учитывать и условия, в которых услуга будет реализована.

Основной целью квалиметрии является разработка и совершенствование методик, которые позволяют выразить качество конкретного оцениваемого объекта одним числом, характеризующим степень удовлетворения объектом общественной или личной потребности.

Вместе с тем нельзя рассматривать качество изолированно с позиций производителя и потребителя. Без обеспечения технико-эксплуатационных,

эксплуатационных и других параметров качества, записанных в технических условиях (ТУ), не может быть осуществлена сертификация услуги. Разнообразные физические свойства, важные для оценки качества, сконцентрированы в потребительной стоимости. Важными свойствами для оценки качества являются:

- технический уровень, который отражает материализацию;

- эстетический уровень, который характеризуется комплексом свойств, связанных с эстетическими ощущениями и взглядами;

- эксплуатационный уровень, связанный с технической стороной реализации услуг;

Следовательно, качество является комплексным понятием, отражающим эффективность всех сторон деятельности фирмы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.04 с.)