Личные цели деятельности субъекта и уровень субъективного благополучия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личные цели деятельности субъекта и уровень субъективного благополучия



Цели деятельности, связанные с позитивным субъективным благополучием Цели деятельности, связанные с низким субъективным благополучием
Стремление к созданию теплых отношений Стремление к власти
Духовные и религиозные цели Внешние цели (организации, семьи, группы и т.д.)
Цели созидания Конфликт целей и разрушение
Внутренние цели Амбивалентные цели
Цели достижения Цели избегания
Цели низкого уровня притязаний Цели высокого уровня притязаний
Приверженность целям Отсутствие целей и смыслов
Прогресс целей Межличностные конфликты и барьеры

Высшие личностные качества и устремления, как мы подчеркивали выше, дают человеку духовность и целостность, именно они избавляют от внутреннего беспорядка и конфликта. В этом воздействии на жизнь человека психология и религия очень близки, но все – таки каждая из этих сфер знания и практики имеет свои особенности. Духовная жизнь понимается по – разному, но общими ориентирами и критериями духовной жизни выступают общечеловеческие ценности - справедливость, труд, красота и, более всего, доброта. Целостность в психологии понимается как непротиворечивость широкого контекста личности и е включенность личности в реализацию позитивных проектов своей жизни.

Нацеленность на будущее благополучие в нерелигиозных трактовках связывается с понятием личностная интеграция. Понятие используется для описания синтеза противоположных тенденций личности – стремления расширить границы своего «Я» и объединиться с внешним беспредельным миром и стремления сохранить автономию и возможность пройти свой жизненный путь.

Г.Оллпорт считал, что здоровая душа требует иерархической организации чувств, а религиозный интерес наилучшим образом направляет процесс интеграции противоречий и конфликтов личности. Не религиозный высший смысл может быть обнаружен в стремлении к самоактуализации, как принятии и осуществлении высшего предназначения. понимание смысла своей жизнедеятельности приводят к снижению конфликтности и противоречий в повседневном общении, приводит к гармонии и психическому равновесию.

Следует более подробно остановиться на понятии «созидание». Э. Эриксон использует его для описания самого продолжительного этапа в жизни. Забота о будущих поколениях часто выражается в родительстве, в более широком смысле проявляется в профессиональной и социальной активности, благотворительности и участии в общественных событиях.

В психологии есть понятие символическое бессмертие, оно используется для описания потребности в преодолении смерти и конечного существования на Земле (Д.Лифтон, С.Л. Рубинштейн, П.С.Гуревич, Р.Эммонс и др.). Долговременные цели созидания определяются этой потребностью. Созидание выражается в поведении, связанном с выражением и расширением своего «Я» и самопожертвованием, то есть за счет творческой деятельности человек может устранить свой конфликт между потребностью в расширении личного влияния и общественными нуждами, занимаясь делом, полезным и одобряемым обществом.

Исследования, направленные на то, что делает жизнь человека ценной и осмысленной, подтверждают, что наличие жизненных устремлений является необходимым условием осмысленной жизни. Мотивация и духовность не однозначно связаны с религиозным пониманием смысла жизни. Методология позитивной психологии расширяет поле для исследования целей и развития, в тоже время однозначно опирается на общечеловеческие ценности – доброту, справедливость, красоту и труд.

Задание 1. Каждый человек имеет присущие лишь ему желания и намерения что – либо сделать. Методика незавершенных предложений позволяет обнаружить уникальные стремления и намерения, даже если индивид пока не имеет возможности их реализовать.

Продолжите следующие предложения.

Больше всего мне бы хотелось…

Я обычно стараюсь…

В жизни я хочу добиться…

Всегда стремлюсь быть…

Часто пытаюсь…

Мои лучшие качества - это….

Самое хорошее дело в моей жизни...

Я стремлюсь к тому, чтобы …

Обработка и обсуждение результатов. Проанализируйте полученный материал. Воспользуйтесь данными, полученными ранее в работах по разделу «Введение в позитивную психологию». Посмотрите данные (таблица 2), касающиеся постановки целей и структурирования деятельности по ее достижению. Сделайте заключение о субъективном благополучии, связанном с целями Вашего испытуемого.

Задание 2. Проведите беседу (интервью) с кем – либо из ваших знакомых, направленную на исследование жизненных целей и стратегий. Воспользуйтесь таблицей, включающей взаимосвязи личных целей деятельности субъекта и уровня субъективного благополучия по Р.Эммонсу.

Вспомните правила составления анкети опросников для интервью. Проанализируйте полученные ответы и сделайте заключение об уровне субъективного благополучия вашего респондента.

Сделайте выводы о том, какой информации вам недостает для более точного заключения и для более долгосрочного прогноза о том, как будет осуществлять свои цели ваш собеседник. Возможно, вы использовали уже известную вам информацию об этом человеке, обратитесь к своим знаниям об инструментах психодиагностики.

Задание 3. Обратитесь к классификации потребностей, предложенной Д. Мак Клеландом. Заполните таблицу 7, содержащую основные классы мотивов по Д. Мак Клеланду, указав во второй колонке соответствующие стремления.

В качестве примера можно стремление «заставить контактировать коллег с собой» можно отнести и к классу принятия, и к классу насилия.

Таблица 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.006 с.)