Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Высшие индивидуально – психологические качества и ценности человека
В настоящее время науки, изучающие человека, признают внутренний мир личности реальным и объективно существующим. Это понимание влечет за собой необходимость изучения содержания внутреннего мира и отношений личности к нему и к миру внешнему. Другое положение современной психологии - признание системной организации жизнедеятельности - влечет за собой необходимость изучения атрибутивных схем и принципов структурной организации систем личности. В свою очередь признание рефлексии, самодетерминации и выбора ведет к необходимости изучения стратегий, межуровневых регуляторов и механизмов самотрансценденции и надситуативности. Эти предметы психологии предполагают разработку более сложной стратегии тестирования, чем традиционная психометрика, поскольку соответствующие индивидуальные различия несводимы к легко измеряемым количественным показателям и имеют качественную, уровнево-типологическую и системную природу. Новые виды переменных отражают то, что помогает человеку не столько быть равным самому себе, сколько гибко реагировать на ситуацию, жить в непрерывно изменяющемся мире. «Изменяющаяся личность в изменяющемся мире» (А.Г.Асмолов, 1990) должна обладать гибкими механизмами саморегуляции и самоорганизации, которые позволяют ей, оставаясь в главном стабильной, сохранять потенциал большой гибкости и реагирования на то, что с ней происходит. Эта личность способна не только приспособиться к изменяющимся обстоятельствам, но и эти изменяющиеся обстоятельства к себе и к своим собственным ценностно-смысловым ориентациям. В таком понимании личностный потенциал можно рассматривать как потенциал саморегуляции, для его понимания следует изучать атрибутивные схемы и стратегии. Но эти структуры невозможно протестировать классическими методами психодиагностики. Общепризнано, что представители бихевиоризма всесторонне рассмотрели подкрепление и его закономерности, но намного позднее психологи стали уточнять то, как личность относится к регуляции своей деятельности. В качестве одной из основных характеристик атрибутивных схем рассматривается «локус контроля» Дж. Роттера. Этот конструкт представляет собой убеждение в существовании большей или меньшей связи между индивидуальными действиями и усилиями и их результатом. Человек может прийти к пониманию полного отсутствия такой связи.
Появились новые характеристики. Например, выученная беспомощность как отсутствие связи между усилиями и результатом (Seligman, 1975); самоэффективность как мера связи между наличными средствами и целью (Bandura, 1997); каузальные ориентации как меры связи действия с его возможными причинами (Deci, Ryan, 1985), и др. Обнаружилось, что люди могут по-разному конструировать связи между собственными действиями, их причинами и последствиями, и характер этих конструируемых связей оказывает огромное влияние на мотивацию и регуляцию жизнедеятельности. По мнению А.Н.Леонтьева, природа атрибутивных схем лучше всего иллюстрируется на примере такой переменной, как оптимизм. Сейчас получили распространение две основных теории оптимизма/пессимизма. Одна из них характеризует оптимизм/пессимизм как обобщенное ожидание будущего, которое может быть более радужным или, напротив, мрачным (Ч. Карвер, М. Шейер). Другая теория (М. Селигман) рассматривает оптимизм/пессимизм как устойчивую схему атрибуции, понимания в одном случае позитивных событий как закономерных, а негативных как случайных, в другом случае наоборот. Оптимисты считают, что плохие события случайны и неустойчивы, а хорошие неслучайны и закономерны, стабильны и детерминированы. Пессимисты же считают, что хорошие события случайны, а плохие закономерны. От такого рода субъективной интерпретации радикальным образом зависит вся саморегуляция жизнедеятельности. Атрибутивные схемы складываются прижизненно под влиянием событий, с которыми мы сталкиваемся. Система представлений о том, как именно устроен мир, что от чего зависит, что с чем связано, - это та ориентировочная основа, от которой во многом зависит, как мы будем действовать, какие будем принимать решения, с какой энергией побуждения будем преследовать те или иные цели. Вера в то, что эти действия приведут к какому-то результату, побуждает энергично стараться этого результата достичь. Если мы не верим, что эти действия приведут к какому-то результату, то какая бы сильная мотивация у нас ни была, она не породит интенсивных усилий - смысла нет.
Как сообщает Интернет, Генри Форду принадлежит следующее изречение - Генри Форд: «Если вы думаете, что способны выполнить что-то, или думаете, что не способны на это, вы правы в обоих случаях». Было бы не совсем корректно называть эти представления когнитивными, так как к когнитивной сфере относится все то, что связано с опознанием инвариант внешнего окружения. Имеется в виду отображение некоторой иной объективно существующей, или полагаемой нами как существующей, реальности. Если речь идет о конструировании образа, который не может быть протестирован на степень соответствия некоторому объективному критерию, разделение на когнитивные и аффективные процессы и элементы невозможно. Скорее всего, можно говорить о «единстве аффекта и интеллекта» (Л.С. Выготский, 1996). Леонтьев Д.А. вводит понятие атрибутивной схемы, которое можно определить как субъективное истолкование обследуемым объективно неоднозначных ситуаций. Аттрибутивные схемы не являются истинными, ни ложными, они задают движение к результату посредством «самоосуществляющегося пророчества» (Д.А.Леонтьев, 2003). Также для понимания жизненных сценариев и нарративов следует исследовать стратегии, которые по содержанию являются разновидностью устойчивых личностных диспозиций. Человек представляет собой не устройство, в которое заложены определенные механизмы реагирования. Он - более сложное существо, обладающее сознанием и возможностью выбора, возможностью по-разному относиться к самому себе, к своему поведению, к своим реакциям и по - разному строить свои действия. Стратегии, подобно чертам личности, являются устойчивыми, но, в отличие от подавляющего большинства черт, стратегии являются более или менее осознанно выбранными при наличии альтернативы. Стратегии подвержены целенаправленным изменениям, что важно как для саморазвития, так в для психологического сопровождения. По словам А.Н.Леонтьева, это не самопроизвольно функционирующие на автопилоте «пленки», а стабильные ориентиры для «ручного» управления собственной произвольной активностью. Выбирая стратегию, субъект выбирает способ обращения с внешними ситуациями и внутренними переживаниями. Стратегии не всегда осознаются нами в актуальном времени, но являются всегда объектом выбора и могут быть осознаны, даже если мы делаем этот выбор, не заметив, что его сделали. Стратегии - это всегда устойчивая направленность нашего поведения, которая может быть в данной ситуации и иной. Примерами стратегий выступают такие составляющие личностного потенциала, как контроль за действием, жизнестойкость и толерантность к неопределенности. Также принято относить к стратегиям индивидуальные механизмы совладания с трудными ситуациями. Вопросы для самостоятельного изучения. 1. Мудрость в психологических науках: исследования, содержание и динамика. 2. Высшие потребности и стремления в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. 3. Религиозное понимание смысла жизни. Психология и религия. 4. Копинг - стратегии, стратегии совладания с жизненными трудностями в отечественной и зарубежной психологии. Вопросы для обсуждения. 1. В чем значение общечеловеческих ценностей? 2. Какие личностные качества и внешние условия определяют жизненную мудрость? 3. Какие психологические понятия используются для описания высших человеческих устремлений? 4. Сравните психологическое и религиозное понимание высших ценностей и устремлений. Что общего и что различается в их понимании? 5. Проанализируйте сходство и различия функций и роли, которые выполняют психология как наука и религия как форма общественного сознания. 6. Насколько актуально обращение к высшим потребностям в обыденной жизни современного человека? 7. Дайте определение понятия копинг – стратегия. В чем его отличие от психологической защиты? 8. Приведите примеры из жизни, иллюстрирующие единство аффекта и интеллекта. 9. Какие средства относят к нарративным методикам? Какой метод лежит в основе? 10. Прокомментируйте понятия оптимизм и пессимизм. Каким образом они формируют будущие события?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.009 с.) |