Тема 3. Высшие индивидуально – психологические качества и ценности человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Высшие индивидуально – психологические качества и ценности человека



 

В настоящее время науки, изучающие человека, признают внутренний мир личности реальным и объективно существующим. Это понимание влечет за собой необходимость изучения содержания внутреннего мира и отношений личности к нему и к миру внешнему. Другое положение современной психологии - признание системной организации жизнедеятельности - влечет за собой необходимость изучения атрибутивных схем и принципов структурной организации систем личности. В свою очередь признание рефлексии, самодетерминации и выбора ведет к необходимости изучения стратегий, межуровневых регуляторов и механизмов самотрансценденции и надситуативности. Эти предметы психологии предполагают разработку более сложной стратегии тестирования, чем традиционная психометрика, поскольку соответствующие индивидуальные различия несводимы к легко измеряемым количественным показателям и имеют качественную, уровнево-типологическую и системную природу.

Новые виды переменных отражают то, что помогает человеку не столько быть равным самому себе, сколько гибко реагировать на ситуацию, жить в непрерывно изменяющемся мире. «Изменяющаяся личность в изменяющемся мире» (А.Г.Асмолов, 1990) должна обладать гибкими механизмами саморегуляции и самоорганизации, которые позволяют ей, оставаясь в главном стабильной, сохранять потенциал большой гибкости и реагирования на то, что с ней происходит. Эта личность способна не только приспособиться к изменяющимся обстоятельствам, но и эти изменяющиеся обстоятельства к себе и к своим собственным ценностно-смысловым ориентациям.

В таком понимании личностный потенциал можно рассматривать как потенциал саморегуляции, для его понимания следует изучать атрибутивные схемы и стратегии. Но эти структуры невозможно протестировать классическими методами психодиагностики.

Общепризнано, что представители бихевиоризма всесторонне рассмотрели подкрепление и его закономерности, но намного позднее психологи стали уточнять то, как личность относится к регуляции своей деятельности.

В качестве одной из основных характеристик атрибутивных схем рассматривается «локус контроля» Дж. Роттера. Этот конструкт представляет собой убеждение в существовании большей или меньшей связи между индивидуальными действиями и усилиями и их результатом. Человек может прийти к пониманию полного отсутствия такой связи.

Появились новые характеристики. Например, выученная беспомощность как отсутствие связи между усилиями и результатом (Seligman, 1975); самоэффективность как мера связи между наличными средствами и целью (Bandura, 1997); каузальные ориентации как меры связи действия с его возможными причинами (Deci, Ryan, 1985), и др.

Обнаружилось, что люди могут по-разному конструировать связи между собственными действиями, их причинами и последствиями, и характер этих конструируемых связей оказывает огромное влияние на мотивацию и регуляцию жизнедеятельности.

По мнению А.Н.Леонтьева, природа атрибутивных схем лучше всего иллюстрируется на примере такой переменной, как оптимизм. Сейчас получили распространение две основных теории оптимизма/пессимизма. Одна из них характеризует оптимизм/пессимизм как обобщенное ожидание будущего, которое может быть более радужным или, напротив, мрачным (Ч. Карвер, М. Шейер).

Другая теория (М. Селигман) рассматривает оптимизм/пессимизм как устойчивую схему атрибуции, понимания в одном случае позитивных событий как закономерных, а негативных как случайных, в другом случае наоборот. Оптимисты считают, что плохие события случайны и неустойчивы, а хорошие неслучайны и закономерны, стабильны и детерминированы. Пессимисты же считают, что хорошие события случайны, а плохие закономерны. От такого рода субъективной интерпретации радикальным образом зависит вся саморегуляция жизнедеятельности.

Атрибутивные схемы складываются прижизненно под влиянием событий, с которыми мы сталкиваемся. Система представлений о том, как именно устроен мир, что от чего зависит, что с чем связано, - это та ориентировочная основа, от которой во многом зависит, как мы будем действовать, какие будем принимать решения, с какой энергией побуждения будем преследовать те или иные цели. Вера в то, что эти действия приведут к какому-то результату, побуждает энергично стараться этого результата достичь. Если мы не верим, что эти действия приведут к какому-то результату, то какая бы сильная мотивация у нас ни была, она не породит интенсивных усилий - смысла нет.

Как сообщает Интернет, Генри Форду принадлежит следующее изречение - Генри Форд: «Если вы думаете, что способны выполнить что-то, или думаете, что не способны на это, вы правы в обоих случаях».

Было бы не совсем корректно называть эти представления когнитивными, так как к когнитивной сфере относится все то, что связано с опознанием инвариант внешнего окружения. Имеется в виду отображение некоторой иной объективно существующей, или полагаемой нами как существующей, реальности. Если речь идет о конструировании образа, который не может быть протестирован на степень соответствия некоторому объективному критерию, разделение на когнитивные и аффективные процессы и элементы невозможно. Скорее всего, можно говорить о «единстве аффекта и интеллекта» (Л.С. Выготский, 1996). Леонтьев Д.А. вводит понятие атрибутивной схемы, которое можно определить как субъективное истолкование обследуемым объективно неоднозначных ситуаций. Аттрибутивные схемы не являются истинными, ни ложными, они задают движение к результату посредством «самоосуществляющегося пророчества» (Д.А.Леонтьев, 2003).

Также для понимания жизненных сценариев и нарративов следует исследовать стратегии, которые по содержанию являются разновидностью устойчивых личностных диспозиций. Человек представляет собой не устройство, в которое заложены определенные механизмы реагирования. Он - более сложное существо, обладающее сознанием и возможностью выбора, возможностью по-разному относиться к самому себе, к своему поведению, к своим реакциям и по - разному строить свои действия. Стратегии, подобно чертам личности, являются устойчивыми, но, в отличие от подавляющего большинства черт, стратегии являются более или менее осознанно выбранными при наличии альтернативы. Стратегии подвержены целенаправленным изменениям, что важно как для саморазвития, так в для психологического сопровождения. По словам А.Н.Леонтьева, это не самопроизвольно функционирующие на автопилоте «пленки», а стабильные ориентиры для «ручного» управления собственной произвольной активностью.

Выбирая стратегию, субъект выбирает способ обращения с внешними ситуациями и внутренними переживаниями. Стратегии не всегда осознаются нами в актуальном времени, но являются всегда объектом выбора и могут быть осознаны, даже если мы делаем этот выбор, не заметив, что его сделали. Стратегии - это всегда устойчивая направленность нашего поведения, которая может быть в данной ситуации и иной. Примерами стратегий выступают такие составляющие личностного потенциала, как контроль за действием, жизнестойкость и толерантность к неопределенности.

Также принято относить к стратегиям индивидуальные механизмы совладания с трудными ситуациями.

Вопросы для самостоятельного изучения.

1. Мудрость в психологических науках: исследования, содержание и динамика.

2. Высшие потребности и стремления в исследованиях отечественных и зарубежных психологов.

3. Религиозное понимание смысла жизни. Психология и религия.

4. Копинг - стратегии, стратегии совладания с жизненными трудностями в отечественной и зарубежной психологии.

Вопросы для обсуждения.

1. В чем значение общечеловеческих ценностей?

2. Какие личностные качества и внешние условия определяют жизненную мудрость?

3. Какие психологические понятия используются для описания высших человеческих устремлений?

4. Сравните психологическое и религиозное понимание высших ценностей и устремлений. Что общего и что различается в их понимании?

5. Проанализируйте сходство и различия функций и роли, которые выполняют психология как наука и религия как форма общественного сознания.

6. Насколько актуально обращение к высшим потребностям в обыденной жизни современного человека?

7. Дайте определение понятия копинг – стратегия. В чем его отличие от психологической защиты?

8. Приведите примеры из жизни, иллюстрирующие единство аффекта и интеллекта.

9. Какие средства относят к нарративным методикам? Какой метод лежит в основе?

10. Прокомментируйте понятия оптимизм и пессимизм. Каким образом они формируют будущие события?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.009 с.)