Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность, виды и функции рыночной инфраструктуры.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Сущность, виды и функции рыночной инфраструктуры. Рыночная инфраструктура НЭ – система организационно-правовых институтов для поддержания развития рыночных отношений хозяйствующих субъектов. Основные элементы рыночной инфраструктуры – биржи, банки, аукционы, посреднические фирмы, рекламные агентства, страховые компании, консалтинговые и аудиторские фирмы, инвестиционные фонды. Особая роль отводится финансовой инфраструктуре – совокупность разных элементов, обеспечивающих функционирование финансов как общественного института. Организационная финансовая инфраструктура – совокупность соответствующих структур, которые обеспечивают функционирование финансов и управление ими. Содержит 3 составляющие: а)управленческая финансовая инфраструктура – совокупность финансовых органов, выполняющих функции оперативного управления в сфере гос.финансов и регулирующую деятельность отраслевых министерств, ведомств, предприятий, организаций; б)институционально-финансовая инфраструктура – совокупность финансовых органов, которые функционируют на финансовом рынке и рынке финансовых услуг, выполняя мобилизацию, перемещение и инвестирование денежных ресурсов. (коммерческие банки, небанковские кредитные учреждения, факторинговые лизинговые компании, институты совместного инвестирования; в)обслуживающая финансовая инфраструктура – субъекты, выполняющие функции вспомогательных элементов на рынке ценных бумаг (регистраторы, депозитарии, клиринговые центры, информационные, рейтинговые, аналитические агентства). Функции составляющих рыночной инфраструктуры НЭ: 1.Организуют оформление рыночных отношений и деятельности субъектов хозяйствования; 2.облегчают участникам рыночных отношений реализацию экономических интересов; 3.Повышают оперативность работы разных объектов экономики; 4.облегчают формы юрид.и экон.контроля за предпринимательской деятельностью через мониторинговые организации.
Понятие и значение структуры НЭ. Эк-ка страны как с-мный объект имеет опр. стр-ру – сов-ть эл-тов и подс-м, связей меж. ними, кот. присущ. однор-ть. НЭ имеет слож. внеш. и внутр. микро- и макроэк. стр-ру. В эк-ке стр-ру нэ рассм. как соотн. разных эл-тов нац. эс, отраж. пропорции и сост. орт.
Стра-ра эк-ки – это соотн., отраж. взаимосвязи и взаимозав-ти отдел. частей эк-ки, её секторов и отраслей. Осн. критерии опред. стр-ры НЭ: 1)объемы произвед. и реализ. пр-ции и оказ. услуг; 2) кол-во занятого населения; объем потребл. капитала. Выражены в абс. и отн. величинах соотн. между взаимосвяз. эл-ми эк-ки дают возм-сть качеств. и кол-но оценить стр-ру эк-ки и её структ. сдвиги.
Бюджетная система НЭ Центральным звеном всей ФС является госбюджет. Бюджетная система страны – совокупность гос.и местного бюджетов. Госбюджет – это год.смета доходов и расходов страны. Доходная часть – формируется через систему налогообложения(80%) и ВЭД(20%). Расходная часть – расходы на оборону, соц.мероприятия, админ.управл.расходы, выплата госдолга, дотации и т.д. Бюджет бывает профицитный (доходы > расходы), дефицитный (доходы<расходы), нормальный (доходы=расходы). Причины дефицита госбюджета: -снижение налоговых поступлений; -спад производства и снижение доходов и предприятий и предпринимателей; -внеплановое увеличение расходов. Мероприятия для уменьшения бюджетного дефицита: 1.рост и развитие производства; 2.конверсия ВПК; 3.уменьшение дотаций убыточным предприятиям; 4.сворачивание соц.программ; 5.увеличение пенсионного возраста для жителей страны. Способы покрытия бюджетного дефицита: 1.ужесточение налогообложения и введение новых налогов; 2.эмиссия денег; 3.выпуск облигаций госзайма; 4.внешн.валютные займы. Если дефицит госбюджета носит временный характер и не превышает 10% ВВП, то считается вполне допустимым. Дефицит > 20% ВВП – критический. В Украине в 2011 году бюджетный дефицит составлял 12 млрд.грн – 5%ВВП Рост бюджетного дефицита приводит к росту госдолга. Госдолг – сумма задолженности страны другим странам или своим гражданам. Внешний – долг перед другими странами, международным организациями и ин.частными лицами (2011г – 300млрд.грн) Внутренний – долг населению страны (2011г – 174 млрд.грн)
Современная демократия Демократия западного образца сформировалась из либеральной политической системы и унаследовала ее основные организационные принципы:
-конституционализм; -разделение власти; -индивидуальная свобода; -права человека. Современная демократия существенно отличается от нее – построена на синтезе различных идей, концепций, форм организаций, объединяет традиционные либеральные ценности с идеями соц., коммун., христианского и других движений. Назначение демократии: -стимулировать разнообразие взглядов; -плюрализм явлений в обществе; -предоставить возможность гражданам выражать свои интересы. Если обобщить разнообразные концепции плюралистической демократии, то можно выделить такие основные элементы: 1)заинтересованная группа – центральный элемент демократической политической системы, гарантирующий реализацию интересов, прав и свобод человека; 2)общая свобода как результат взаимодействия разных групп и их компромиссов; 3)соперничество и баланс группы интересов; 4)разумный эгоизм – личный и групповые интересы должны взаимодействовать; 5)государство как орган, отвечающий за нормальное функционирование всех элементов общественной системы; 6)диффузия – разделение власти между центрами политического влияния; 7)демократическая организация самих групп как условие представления интересов граждан, входящих в эти группы. Принципиальная проблема демократии – каким образом демократия взаимодействует с природой человека или исходит из реальной, противоречивой природы современной личности, ограниченности ресурсов, запретов, комплексов или ориентируется на определенный идеал человека.
Сущность и формы демократии Демократия – форма общественной власти и государства, основанная на признании народа как источника власти. Принципы: 1.Раноправность всех граждан; 2.Наделение соц., полит., нац.и др.правами и свободами, закрепленные в законах и традициях; 3.право на участие в управлении государством и обществом; 4.Подчинение меньшинства большинству. Характерные черты: -юр.признание и суверенитет верховной власти народа; -периодичная выборность основных госорганов; -равенство прав граждан в управлении государством; -принятие решений большинством. Основа демократии в НЭ: 1.экономическая демократия, означающая реальную возможность и право реализовать свои права собственника; 2.права индивидов на собственное усмотрение выбирать сферу деятельности. Экономическая демократия – теория, практика и последствия воплощения принципов демократии в экономических отношениях. На уровне НЭ развитие экономической деятельности демократии предполагает: 1)наличие органов соц.партнерства или экономического самоуправления; 2)процесс привлечения профсоюзов к управлению предприятием; 3)контроль за определенной сферой хоздеятельности. Развитие демократичной НЭ тормозит бюрократизация общества. Следует различать бюрократию как элемент любой системы и бюрократизм. Бюрократия – система экон., соц., полит.и админ.управления, основанная на разграничении полномочий власти с целью формирования единого управленческого центра для координации всех элементов. Бюрократизм – монополизация в корыстных целях основных рычагов власти в руках определенных работников и ориентация низших звеньев на формальное выполнение приказов.
В современных условиях модели демократии делятся на: 1.индивидуалистические – источник власти личность; 2.плюралистические – групповые; 3.коллективные – народ, нация, класс. Существуют такие разновидности демократии: 1)деспотичная – ничем неограниченная власть большинства; 2)тоталитарная – власть большинства требует полного подчинения личности и стремится к установлению всеобщего контроля; 3)конституционная – власть большинства заключается в определенные рамки, ограничиваются полномочия и функции конституцией. Формы демократии: 1)прямая – непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решения. 2)плебисцит – предполагает открытое волеизъявление народа, но только на определенной фазе подготовке решения. 3)представительская – сложная форма политического участия граждан, предполагает опосредованное введение граждан в процесс принятия решений через представителей, которых выбирают в законодательные или исполнительные органы власти.
Виды стр-ры нэ. 1. Воспр-ная стр-ра хар-ся: 1) использ. ВВП (НД) на воспр-во осн. К, его накопл. и потр-е; 2) соотн. между производст. и личным потреблением. К осн. вопр-ным проп-ям относ.: 1) соотн. между пр-вом ср-тв пр-ва и предметов потр-я; 2) соотн. между замещением ст-ти использ. ср-тв пр-ва и вновь созд. ст-тью; 3) соотн. между потребл. и накоплением. 2. Отраслевая стр-ра – отраж. пропорции развития отдел. отраслей, подотраслей, межотрасл. комплексов (АПК, ВПК, ТЭК, машиностр., траснпорт). Классификац. ед-цей отрасли явл-ся пр-тие, имеющее самостоят. баланс и банк. счёт. Соотн. между отраслями обеспеч. инфратруктура. Проиводств. инфрастр-ра вкл. отрасли, обслуж. матер. производство (транспорт, связь, дорож. хоз-во, энерго, газо, водообеспечение). Соц. инфрастр-ра вкл. отрасли, косвенно связ. с пр-вом (образование, охрана здоровья и опс). Согласно внедр. в Укр. СНС эк-ка дел. на 5 секторов: 1) нефинанс. корпорации (добыча и перераб. рес-сов, изгот. пр-ции, информ. науч. технич. услуги); 2) фин. корпорации; 3) сектор общего гос. упр-ния; 4) дом. хоз-ва; 5) некомерч. орг-ции, обслуж. дом.хоз. 3. Функционал. стр-ра хар-ет взаимод-вие и взаимозав-сть отдел. рынков (рес-сов, пр-ции, денег, инвестиций и т.д.) и их эл-тов (D, S, P, расходы и доходы), представлена такими функц. пропорциями: - между платежеспос. D и S; - между прод-стью труда и з/п;
между доходами и расходами; - между I и S(сбер); - между импортом и экспортом пр-ции. 4. Териториальная стр-ра отраж. размещ. пр-ва и инфрастр-ры в отд. тер. с-мах, хар-щихся опред. прир. усл-ми, географ. располож., культ. традициями. В пределах НЭ сущ-т 2 типа тер. эс: 1) деление нэ на эк. р-ны и сэз; 2) дел. нэ в админ-тер. разрезе (обл., р-ны, АРК). 5. Соц. стр-ра хар-ет такие соотн. в НЭ: 1) между орг.-прав. ф-ми пр-тий с учётом концентрации К и ф-м собств-ти (малые, сред., крупные пр-тия; гос., частные…); 2) между опред. слоями нас. по ур-ню доходов. 6. Внешнеэк. стр-ра отраж. проп-ции между экспортом и импортом тов., услуг, капитала.
Планирование соц-экон. развития В общем понимании план – это сво-ть обосн. целей и способов их достижения. Процесс разраю плана наз-ся планированием. Ос-сть макроэк. план-ния в том, что его объектом явл-ся НЭ, а субъектом – гос-во. Макроэк. план-ние – особый вид д-сти гос-ва по определению стратегии, тактики и опретивности целей план. периода, способов достижения целей. Планы созд-ся на осн. прогнозов: из неск. вар-тов выб 1 наиб. подх-й иногда разраб. резерв., аварийный вар-т плана. Соц-эк. план-ние осущ-ся на всех ур-нях упр-я – гос, регион., местные. Стратегич. цель планир. – это обеспеч. эк. роста, макроэк. рановесия и сбалансированности. Осн. ф-ции план-ния: 1) опред. целей и приоритетов развития НЭ; 2) обеспеч. оптимал. развития НЭ; 3) координация эк. д-сти субъектов хоз-ния; 4) гармонизация эк. интересов субъектов хоз-ния. Различ. такие виды планирования: - директивное – способ упр-я эк-кой при помощи разраб. обязат. для вып-ния заданий; - индирективное – разница с дир. план. в том, что в инд. прим. не только админ., но и эк-кие рычаги; предусм. поощрения в виде премий или админ. наказания; - индикативное – рекомендации с возм-тью их корректир. Макроэк-кие планы разраб. с исп-нием с-мы пок-лей: - натур. и стомост.; - кличеств. и качеств.; - объект. и сетевые; - абс. и относит.; - обязат., расчёт., информационные. Осн. методы планово-эк-ких расчётов: 1) балансовый (примен. расчётов, кот. дают возм-ть устан. связь и согласованность между потребн. и рес-ми для их удовл-ния); 2) нормативный (баз-ся на исп-нии прогрес. научно обосн., с-ме норм. и нормативов, при помощи кот. опред. потр-ть в пр-ве пр-ции, обосн-ют возм-ть их удовл-ния); 3) программно-целевой (опред. пробл. формирования целей, разраб. и реал-ция прог. для ждостиж. целей, систематич. контроль за рез-ми р-ты). Прог.-целевой метод реал-ся через гос. целевые прог. – док-ты, в кот. сод-ся комплекс мероприятий в соотв. в рес., исполнит. и сроками.
Структурная политика гос-ва Рац. стр-ра НЭ – это такая с-ма пр-ва, кго ден.-кредит., кадрового, нацчно-технолог. обслыживания., в соотв. с кот. сормир. необх. кооперация для пр-ва пр-ции такого кол-ва и каества, кот. соотв-ет спросу и рынкам сбыта. Стр-ная политика гос-ва – обоснование целей и хар-ра структур. преобраз. в эк-ке страны, опред-е меропр-тий развития тех структур. эл-тов Нэ, кот. обеспеч. эк. рост и решение актуал. соц-эк. проблем.
Гл. цель гос. стр-ной политики – формир. и поддержка соврем. эфф-ной эколого-безопасной рацион. стр-ры эк-ки, конкретизирующейся по след. напр-ям: - устан. оптимал. макроэк. проп-ций; - развитие конкуренции и огранич. монополизма; - ликвидац. диспропорций между отрасл. комплексами; - повыш. инновационности пр-ции; - соц. ориентация эк-ки; - охрана опс; - создание эфф-ного нац. р-ка. Реализация гос. стр-ной политики осущ-ся в зав-ти от типа стр-ной политики: 1) пассивная (американская) – созд. гос-вом благопр-ной прав. базы для конк0ции и своб. перелива К и рес-сов из одних отраслей в другие под влиянием рын. мех-ма без непоср. вмеш. гос-ва; 2) активная (японская) – примен. гос-вом широкого спектра инструментов как прчмого, так и косвенного влияния. Её осн. черты: - активная роль гос-ва; - ускор. процесс стр. измен. в эк-ке; - примен. погноз. оценок для выявл. перспект. и неперспект. отраслей; - опред. приоритет. отраслей и пр-тв; - разраб. гос. прог. и планов стркутур. перестройки эк-ки; - гос. поддержка отд. отраслей и регионов. Осущ. стр-ной пол-ки происходит при помощи ср-тв прямого и непрямого рег-ния. Ср-ва прямого рег0ния: - предост. фин. помощи в виде субс-й, дотаций и надбавок; - исп-ние с-мы гос. заказов, контрактов, закупок; - гос. планы и проги; - индикативное план-е; - централиз. устан. цен. Ср-ва непрямого рег-ния; - предоставл. налог. и кредит. льгот; - примен. ускор. амортизации; - реал-ция эфф-ной тамож. политики; - создание СЭЗ. Выбор приоритетных отраслей разв. отд. тер-рий закл. в опред. таких отраслей, спос-х вызвать положит. измен. в эк-ке и обеспечить реал. гос. эк. пол. Осн. критерии опред. приоритетности обл-ти (тер-рий): 1) перспективы спроса на пр-цию на внутр. рынке; 2) сниж. ресурсоёмкости пр-ва; 3) экспорт. потенциал отрасли; 4) минимиз. зав-ти отрасли от импорта; 5) быстрая отдача инв-ций; 6) способствование соц-эк. разв. страны; 7) реш. проблем зан-ти и эколог. проблем. Все отрасли, виды д-сти и территор. коплексы в Укр. дел-ся на такие ур-ни приоритетности: 1) наукоёмкие и технологич. отрасли (ракетокосмич., самолётостроение, биотехнологии, машиностроение); 2) отрасли АПК (пищевая, мукомольная, крупяная, кондитер. и т.д.); 3) транзит. перевозки грузов, транспорт. нефти, газа, электроэнергии, предоставл. междунар. услуг; 4) рекреац. таристич. и оздоровит.-лечебные комплексы Карпат, Причерноморья и др. регионов; 5) виды д-сти, связ. с охраной здоровья чел. и охраной опс. 17. Макроэкономическое прогнозирование. - это выявл. и анализ зак-тей и тенденций развития НЭ, предвид. изм-ний и создание науч. базы для эк. политики и гос. рег. нэ. Осн. принципы макроэк. прогнозирования: 1) принцип науч. обонованности; 2) пр. системности и целостности; 3) пр. адекватности – точное и полное отбраж. реал. процессов НЭ; 4) пр. многовариантности – разраю 3 вар-та прогноза: - писсимистич. (нижняя граница возможного развития); - оптимистич. (верх. граница); - оптимал.-реалистич. (наиб. вероятная траектория развития) 5) пр. рентабельности; 6) пр. занятости. Задачи, реш. с пом. макроэкю. пр-ния: 1) теоретико-познават. – изуч. и анализ развития нэ; 2) практич. – возм-ть прин. реш. по усоверш-нию хоз. д-сти. Стадии науч. анализа объекта прогнозирования: 1) ретроспектива – иссл-ние историй разв. объекта прогноз.; 2) диагноз – опред. соврем. сост-я объекта, анализ объекта, обраб. пр-ния, выбор метода; 3) перспектива – разраб. самого прогноза (верификация – оцен. точности и обон-ти прогноза, оценка полноты инфо, корректир. модели). Сущность, виды и функции рыночной инфраструктуры. Рыночная инфраструктура НЭ – система организационно-правовых институтов для поддержания развития рыночных отношений хозяйствующих субъектов. Основные элементы рыночной инфраструктуры – биржи, банки, аукционы, посреднические фирмы, рекламные агентства, страховые компании, консалтинговые и аудиторские фирмы, инвестиционные фонды. Особая роль отводится финансовой инфраструктуре – совокупность разных элементов, обеспечивающих функционирование финансов как общественного института. Организационная финансовая инфраструктура – совокупность соответствующих структур, которые обеспечивают функционирование финансов и управление ими. Содержит 3 составляющие: а)управленческая финансовая инфраструктура – совокупность финансовых органов, выполняющих функции оперативного управления в сфере гос.финансов и регулирующую деятельность отраслевых министерств, ведомств, предприятий, организаций; б)институционально-финансовая инфраструктура – совокупность финансовых органов, которые функционируют на финансовом рынке и рынке финансовых услуг, выполняя мобилизацию, перемещение и инвестирование денежных ресурсов. (коммерческие банки, небанковские кредитные учреждения, факторинговые лизинговые компании, институты совместного инвестирования; в)обслуживающая финансовая инфраструктура – субъекты, выполняющие функции вспомогательных элементов на рынке ценных бумаг (регистраторы, депозитарии, клиринговые центры, информационные, рейтинговые, аналитические агентства). Функции составляющих рыночной инфраструктуры НЭ: 1.Организуют оформление рыночных отношений и деятельности субъектов хозяйствования; 2.облегчают участникам рыночных отношений реализацию экономических интересов; 3.Повышают оперативность работы разных объектов экономики; 4.облегчают формы юрид.и экон.контроля за предпринимательской деятельностью через мониторинговые организации.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.104 с.) |