Сущность, виды и функции рыночной инфраструктуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, виды и функции рыночной инфраструктуры.



Сущность, виды и функции рыночной инфраструктуры.

Рыночная инфраструктура НЭ – система организационно-правовых институтов для поддержания развития рыночных отношений хозяйствующих субъектов.

Основные элементы рыночной инфраструктуры – биржи, банки, аукционы, посреднические фирмы, рекламные агентства, страховые компании, консалтинговые и аудиторские фирмы, инвестиционные фонды.

Особая роль отводится финансовой инфраструктуре – совокупность разных элементов, обеспечивающих функционирование финансов как общественного института.

Организационная финансовая инфраструктура – совокупность соответствующих структур, которые обеспечивают функционирование финансов и управление ими.

Содержит 3 составляющие:

а)управленческая финансовая инфраструктура – совокупность финансовых органов, выполняющих функции оперативного управления в сфере гос.финансов и регулирующую деятельность отраслевых министерств, ведомств, предприятий, организаций;

б)институционально-финансовая инфраструктура – совокупность финансовых органов, которые функционируют на финансовом рынке и рынке финансовых услуг, выполняя мобилизацию, перемещение и инвестирование денежных ресурсов. (коммерческие банки, небанковские кредитные учреждения, факторинговые лизинговые компании, институты совместного инвестирования;

в)обслуживающая финансовая инфраструктура – субъекты, выполняющие функции вспомогательных элементов на рынке ценных бумаг (регистраторы, депозитарии, клиринговые центры, информационные, рейтинговые, аналитические агентства).

Функции составляющих рыночной инфраструктуры НЭ:

1.Организуют оформление рыночных отношений и деятельности субъектов хозяйствования;

2.облегчают участникам рыночных отношений реализацию экономических интересов;

3.Повышают оперативность работы разных объектов экономики;

4.облегчают формы юрид.и экон.контроля за предпринимательской деятельностью через мониторинговые организации.

 

Понятие и значение структуры НЭ.

Эк-ка страны как с-мный объект имеет опр. стр-ру – сов-ть эл-тов и подс-м, связей меж. ними, кот. присущ. однор-ть.

НЭ имеет слож. внеш. и внутр. микро- и макроэк. стр-ру.

В эк-ке стр-ру нэ рассм. как соотн. разных эл-тов нац. эс, отраж. пропорции и сост. орт.

Стра-ра эк-ки – это соотн., отраж. взаимосвязи и взаимозав-ти отдел. частей эк-ки, её секторов и отраслей.

Осн. критерии опред. стр-ры НЭ:

1)объемы произвед. и реализ. пр-ции и оказ. услуг;

2) кол-во занятого населения;

объем потребл. капитала.

Выражены в абс. и отн. величинах соотн. между взаимосвяз. эл-ми эк-ки дают возм-сть качеств. и кол-но оценить стр-ру эк-ки и её структ. сдвиги.

 

Бюджетная система НЭ

Центральным звеном всей ФС является госбюджет.

Бюджетная система страны – совокупность гос.и местного бюджетов.

Госбюджет – это год.смета доходов и расходов страны.

Доходная часть – формируется через систему налогообложения(80%) и ВЭД(20%).

Расходная часть – расходы на оборону, соц.мероприятия, админ.управл.расходы, выплата госдолга, дотации и т.д.

Бюджет бывает профицитный (доходы > расходы), дефицитный (доходы<расходы), нормальный (доходы=расходы).

Причины дефицита госбюджета:

-снижение налоговых поступлений;

-спад производства и снижение доходов и предприятий и предпринимателей;

-внеплановое увеличение расходов.

Мероприятия для уменьшения бюджетного дефицита:

1.рост и развитие производства;

2.конверсия ВПК;

3.уменьшение дотаций убыточным предприятиям;

4.сворачивание соц.программ;

5.увеличение пенсионного возраста для жителей страны.

Способы покрытия бюджетного дефицита:

1.ужесточение налогообложения и введение новых налогов;

2.эмиссия денег;

3.выпуск облигаций госзайма;

4.внешн.валютные займы.

Если дефицит госбюджета носит временный характер и не превышает 10% ВВП, то считается вполне допустимым.

Дефицит > 20% ВВП – критический.

В Украине в 2011 году бюджетный дефицит составлял 12 млрд.грн – 5%ВВП

Рост бюджетного дефицита приводит к росту госдолга.

Госдолг – сумма задолженности страны другим странам или своим гражданам.

Внешний – долг перед другими странами, международным организациями и ин.частными лицами (2011г – 300млрд.грн)

Внутренний – долг населению страны (2011г – 174 млрд.грн)

 

Современная демократия

Демократия западного образца сформировалась из либеральной политической системы и унаследовала ее основные организационные принципы:

-конституционализм;

-разделение власти;

-индивидуальная свобода;

-права человека.

Современная демократия существенно отличается от нее – построена на синтезе различных идей, концепций, форм организаций, объединяет традиционные либеральные ценности с идеями соц., коммун., христианского и других движений.

Назначение демократии:

-стимулировать разнообразие взглядов;

-плюрализм явлений в обществе;

-предоставить возможность гражданам выражать свои интересы.

Если обобщить разнообразные концепции плюралистической демократии, то можно выделить такие основные элементы:

1)заинтересованная группа – центральный элемент демократической политической системы, гарантирующий реализацию интересов, прав и свобод человека;

2)общая свобода как результат взаимодействия разных групп и их компромиссов;

3)соперничество и баланс группы интересов;

4)разумный эгоизм – личный и групповые интересы должны взаимодействовать;

5)государство как орган, отвечающий за нормальное функционирование всех элементов общественной системы;

6)диффузия – разделение власти между центрами политического влияния;

7)демократическая организация самих групп как условие представления интересов граждан, входящих в эти группы.

Принципиальная проблема демократии – каким образом демократия взаимодействует с природой человека или исходит из реальной, противоречивой природы современной личности, ограниченности ресурсов, запретов, комплексов или ориентируется на определенный идеал человека.

 

 

Сущность и формы демократии

Демократия – форма общественной власти и государства, основанная на признании народа как источника власти.

Принципы:

1.Раноправность всех граждан;

2.Наделение соц., полит., нац.и др.правами и свободами, закрепленные в законах и традициях;

3.право на участие в управлении государством и обществом;

4.Подчинение меньшинства большинству.

Характерные черты:

-юр.признание и суверенитет верховной власти народа;

-периодичная выборность основных госорганов;

-равенство прав граждан в управлении государством;

-принятие решений большинством.

Основа демократии в НЭ:

1.экономическая демократия, означающая реальную возможность и право реализовать свои права собственника;

2.права индивидов на собственное усмотрение выбирать сферу деятельности.

Экономическая демократия – теория, практика и последствия воплощения принципов демократии в экономических отношениях.

На уровне НЭ развитие экономической деятельности демократии предполагает:

1)наличие органов соц.партнерства или экономического самоуправления;

2)процесс привлечения профсоюзов к управлению предприятием;

3)контроль за определенной сферой хоздеятельности.

Развитие демократичной НЭ тормозит бюрократизация общества. Следует различать бюрократию как элемент любой системы и бюрократизм.

Бюрократия – система экон., соц., полит.и админ.управления, основанная на разграничении полномочий власти с целью формирования единого управленческого центра для координации всех элементов.

Бюрократизм – монополизация в корыстных целях основных рычагов власти в руках определенных работников и ориентация низших звеньев на формальное выполнение приказов.

В современных условиях модели демократии делятся на:

1.индивидуалистические – источник власти личность;

2.плюралистические – групповые;

3.коллективные – народ, нация, класс.

Существуют такие разновидности демократии:

1)деспотичная – ничем неограниченная власть большинства;

2)тоталитарная – власть большинства требует полного подчинения личности и стремится к установлению всеобщего контроля;

3)конституционная – власть большинства заключается в определенные рамки, ограничиваются полномочия и функции конституцией.

Формы демократии:

1)прямая – непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решения.

2)плебисцит – предполагает открытое волеизъявление народа, но только на определенной фазе подготовке решения.

3)представительская – сложная форма политического участия граждан, предполагает опосредованное введение граждан в процесс принятия решений через представителей, которых выбирают в законодательные или исполнительные органы власти.

 

Виды стр-ры нэ.

1. Воспр-ная стр-ра хар-ся:

1) использ. ВВП (НД) на воспр-во осн. К, его накопл. и потр-е;

2) соотн. между производст. и личным потреблением.

К осн. вопр-ным проп-ям относ.:

1) соотн. между пр-вом ср-тв пр-ва и предметов потр-я;

2) соотн. между замещением ст-ти использ. ср-тв пр-ва и вновь созд. ст-тью;

3) соотн. между потребл. и накоплением.

2. Отраслевая стр-ра – отраж. пропорции развития отдел. отраслей, подотраслей, межотрасл. комплексов (АПК, ВПК, ТЭК, машиностр., траснпорт). Классификац. ед-цей отрасли явл-ся пр-тие, имеющее самостоят. баланс и банк. счёт.

Соотн. между отраслями обеспеч. инфратруктура.

Проиводств. инфрастр-ра вкл. отрасли, обслуж. матер. производство (транспорт, связь, дорож. хоз-во, энерго, газо, водообеспечение).

Соц. инфрастр-ра вкл. отрасли, косвенно связ. с пр-вом (образование, охрана здоровья и опс).

Согласно внедр. в Укр. СНС эк-ка дел. на 5 секторов:

1) нефинанс. корпорации (добыча и перераб. рес-сов, изгот. пр-ции, информ. науч. технич. услуги);

2) фин. корпорации;

3) сектор общего гос. упр-ния;

4) дом. хоз-ва;

5) некомерч. орг-ции, обслуж. дом.хоз.

3. Функционал. стр-ра хар-ет взаимод-вие и взаимозав-сть отдел. рынков (рес-сов, пр-ции, денег, инвестиций и т.д.) и их эл-тов (D, S, P, расходы и доходы), представлена такими функц. пропорциями:

- между платежеспос. D и S;

- между прод-стью труда и з/п;

между доходами и расходами;

- между I и S(сбер);

- между импортом и экспортом пр-ции.

4. Териториальная стр-ра отраж. размещ. пр-ва и инфрастр-ры в отд. тер. с-мах, хар-щихся опред. прир. усл-ми, географ. располож., культ. традициями.

В пределах НЭ сущ-т 2 типа тер. эс:

1) деление нэ на эк. р-ны и сэз;

2) дел. нэ в админ-тер. разрезе (обл., р-ны, АРК).

5. Соц. стр-ра хар-ет такие соотн. в НЭ:

1) между орг.-прав. ф-ми пр-тий с учётом концентрации К и ф-м собств-ти (малые, сред., крупные пр-тия; гос., частные…);

2) между опред. слоями нас. по ур-ню доходов.

6. Внешнеэк. стр-ра отраж. проп-ции между экспортом и импортом тов., услуг, капитала.

 

 

Планирование соц-экон. развития

В общем понимании план – это сво-ть обосн. целей и способов их достижения. Процесс разраю плана наз-ся планированием.

Ос-сть макроэк. план-ния в том, что его объектом явл-ся НЭ, а субъектом – гос-во.

Макроэк. план-ние – особый вид д-сти гос-ва по определению стратегии, тактики и опретивности целей план. периода, способов достижения целей.

Планы созд-ся на осн. прогнозов: из неск. вар-тов выб 1 наиб. подх-й иногда разраб. резерв., аварийный вар-т плана.

Соц-эк. план-ние осущ-ся на всех ур-нях упр-я – гос, регион., местные. Стратегич. цель планир. – это обеспеч. эк. роста, макроэк. рановесия и сбалансированности.

Осн. ф-ции план-ния:

1) опред. целей и приоритетов развития НЭ;

2) обеспеч. оптимал. развития НЭ;

3) координация эк. д-сти субъектов хоз-ния;

4) гармонизация эк. интересов субъектов хоз-ния.

Различ. такие виды планирования:

- директивное – способ упр-я эк-кой при помощи разраб. обязат. для вып-ния заданий;

- индирективное – разница с дир. план. в том, что в инд. прим. не только админ., но и эк-кие рычаги; предусм. поощрения в виде премий или админ. наказания;

- индикативное – рекомендации с возм-тью их корректир.

Макроэк-кие планы разраб. с исп-нием с-мы пок-лей:

- натур. и стомост.; - кличеств. и качеств.; - объект. и сетевые; - абс. и относит.; - обязат., расчёт., информационные.

Осн. методы планово-эк-ких расчётов:

1) балансовый (примен. расчётов, кот. дают возм-ть устан. связь и согласованность между потребн. и рес-ми для их удовл-ния);

2) нормативный (баз-ся на исп-нии прогрес. научно обосн., с-ме норм. и нормативов, при помощи кот. опред. потр-ть в пр-ве пр-ции, обосн-ют возм-ть их удовл-ния);

3) программно-целевой (опред. пробл. формирования целей, разраб. и реал-ция прог. для ждостиж. целей, систематич. контроль за рез-ми р-ты).

Прог.-целевой метод реал-ся через гос. целевые прог. – док-ты, в кот. сод-ся комплекс мероприятий в соотв. в рес., исполнит. и сроками.

 

 

Структурная политика гос-ва

Рац. стр-ра НЭ – это такая с-ма пр-ва, кго ден.-кредит., кадрового, нацчно-технолог. обслыживания., в соотв. с кот. сормир. необх. кооперация для пр-ва пр-ции такого кол-ва и каества, кот. соотв-ет спросу и рынкам сбыта.

Стр-ная политика гос-ва – обоснование целей и хар-ра структур. преобраз. в эк-ке страны, опред-е меропр-тий развития тех структур. эл-тов Нэ, кот. обеспеч. эк. рост и решение актуал. соц-эк. проблем.

Гл. цель гос. стр-ной политики – формир. и поддержка соврем. эфф-ной эколого-безопасной рацион. стр-ры эк-ки, конкретизирующейся по след. напр-ям:

- устан. оптимал. макроэк. проп-ций;

- развитие конкуренции и огранич. монополизма;

- ликвидац. диспропорций между отрасл. комплексами;

- повыш. инновационности пр-ции;

- соц. ориентация эк-ки;

- охрана опс;

- создание эфф-ного нац. р-ка.

Реализация гос. стр-ной политики осущ-ся в зав-ти от типа стр-ной политики:

1) пассивная (американская) – созд. гос-вом благопр-ной прав. базы для конк0ции и своб. перелива К и рес-сов из одних отраслей в другие под влиянием рын. мех-ма без непоср. вмеш. гос-ва;

2) активная (японская) – примен. гос-вом широкого спектра инструментов как прчмого, так и косвенного влияния.

Её осн. черты:

- активная роль гос-ва;

- ускор. процесс стр. измен. в эк-ке;

- примен. погноз. оценок для выявл. перспект. и неперспект. отраслей;

- опред. приоритет. отраслей и пр-тв;

- разраб. гос. прог. и планов стркутур. перестройки эк-ки;

- гос. поддержка отд. отраслей и регионов.

Осущ. стр-ной пол-ки происходит при помощи ср-тв прямого и непрямого рег-ния.

Ср-ва прямого рег0ния:

- предост. фин. помощи в виде субс-й, дотаций и надбавок;

- исп-ние с-мы гос. заказов, контрактов, закупок;

- гос. планы и проги;

- индикативное план-е;

- централиз. устан. цен.

Ср-ва непрямого рег-ния;

- предоставл. налог. и кредит. льгот;

- примен. ускор. амортизации;

- реал-ция эфф-ной тамож. политики;

- создание СЭЗ.

Выбор приоритетных отраслей разв. отд. тер-рий закл. в опред. таких отраслей, спос-х вызвать положит. измен. в эк-ке и обеспечить реал. гос. эк. пол.

Осн. критерии опред. приоритетности обл-ти (тер-рий):

1) перспективы спроса на пр-цию на внутр. рынке;

2) сниж. ресурсоёмкости пр-ва;

3) экспорт. потенциал отрасли;

4) минимиз. зав-ти отрасли от импорта;

5) быстрая отдача инв-ций;

6) способствование соц-эк. разв. страны;

7) реш. проблем зан-ти и эколог. проблем.

Все отрасли, виды д-сти и территор. коплексы в Укр. дел-ся на такие ур-ни приоритетности:

1) наукоёмкие и технологич. отрасли (ракетокосмич., самолётостроение, биотехнологии, машиностроение);

2) отрасли АПК (пищевая, мукомольная, крупяная, кондитер. и т.д.);

3) транзит. перевозки грузов, транспорт. нефти, газа, электроэнергии, предоставл. междунар. услуг;

4) рекреац. таристич. и оздоровит.-лечебные комплексы Карпат, Причерноморья и др. регионов;

5) виды д-сти, связ. с охраной здоровья чел. и охраной опс.

17. Макроэкономическое прогнозирование.

- это выявл. и анализ зак-тей и тенденций развития НЭ, предвид. изм-ний и создание науч. базы для эк. политики и гос. рег. нэ.

Осн. принципы макроэк. прогнозирования:

1) принцип науч. обонованности;

2) пр. системности и целостности;

3) пр. адекватности – точное и полное отбраж. реал. процессов НЭ;

4) пр. многовариантности – разраю 3 вар-та прогноза:

- писсимистич. (нижняя граница возможного развития);

- оптимистич. (верх. граница);

- оптимал.-реалистич. (наиб. вероятная траектория развития)

5) пр. рентабельности;

6) пр. занятости.

Задачи, реш. с пом. макроэкю. пр-ния:

1) теоретико-познават. – изуч. и анализ развития нэ;

2) практич. – возм-ть прин. реш. по усоверш-нию хоз. д-сти.

Стадии науч. анализа объекта прогнозирования:

1) ретроспектива – иссл-ние историй разв. объекта прогноз.;

2) диагноз – опред. соврем. сост-я объекта, анализ объекта, обраб. пр-ния, выбор метода;

3) перспектива – разраб. самого прогноза (верификация – оцен. точности и обон-ти прогноза, оценка полноты инфо, корректир. модели).

Сущность, виды и функции рыночной инфраструктуры.

Рыночная инфраструктура НЭ – система организационно-правовых институтов для поддержания развития рыночных отношений хозяйствующих субъектов.

Основные элементы рыночной инфраструктуры – биржи, банки, аукционы, посреднические фирмы, рекламные агентства, страховые компании, консалтинговые и аудиторские фирмы, инвестиционные фонды.

Особая роль отводится финансовой инфраструктуре – совокупность разных элементов, обеспечивающих функционирование финансов как общественного института.

Организационная финансовая инфраструктура – совокупность соответствующих структур, которые обеспечивают функционирование финансов и управление ими.

Содержит 3 составляющие:

а)управленческая финансовая инфраструктура – совокупность финансовых органов, выполняющих функции оперативного управления в сфере гос.финансов и регулирующую деятельность отраслевых министерств, ведомств, предприятий, организаций;

б)институционально-финансовая инфраструктура – совокупность финансовых органов, которые функционируют на финансовом рынке и рынке финансовых услуг, выполняя мобилизацию, перемещение и инвестирование денежных ресурсов. (коммерческие банки, небанковские кредитные учреждения, факторинговые лизинговые компании, институты совместного инвестирования;

в)обслуживающая финансовая инфраструктура – субъекты, выполняющие функции вспомогательных элементов на рынке ценных бумаг (регистраторы, депозитарии, клиринговые центры, информационные, рейтинговые, аналитические агентства).

Функции составляющих рыночной инфраструктуры НЭ:

1.Организуют оформление рыночных отношений и деятельности субъектов хозяйствования;

2.облегчают участникам рыночных отношений реализацию экономических интересов;

3.Повышают оперативность работы разных объектов экономики;

4.облегчают формы юрид.и экон.контроля за предпринимательской деятельностью через мониторинговые организации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.104 с.)