Изучение темперамента школьника методом наблюдения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение темперамента школьника методом наблюдения



Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.

План наблюдений

1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

а) легко включается в работу;

б) действует со страстью;

в) действует спокойно, без лишних слов;

г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания учителя:

а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;

б) возмущается тем, что ему делают замечания;

в) выслушивает и реагирует спокойно;

г) молчит, но обижен.

3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;

б) быстро, со страстью, но других не слушает;

в) медленно, спокойно, но уверенно;

г) с большим волнением и сомнением.

4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;

б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;

в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;

г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

а) бросает, потом опять продолжает работу;

б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;

в) проявляет неуверенность, растерянность.

6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

а) быстро соглашается;

б) возмущается;

в) остается, не говорит ни слова;

г) проявляет неуверенность.

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;

б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;

в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;

г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменту: а) сангвинический; б) холерический; в) флегматический; г) меланхолический.

Обработка данных. Подсчитывается количество знаков "+" в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков «+» в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку "чистых" темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.

 

Примерная схема составления психолого-педагогической

Характеристики учащегося

1. Общие данные об ученике:

а) фамилия, имя, класс, возраст; условия жизни в семье, положение школьника в семье, основная линия семейного воспитания;

б) внешний вид школьника (рост, лицо, походка и т.д.);

в) физическое развитие, состояние здоровья, физкультурная активность.

2. Учебная деятельность:

а) успеваемость (преобладающие оценки, предметы более или менее доступные, предметы предпочитаемые);

б) соотношение успеваемости и общего умственного развития (способности, кругозор, начитанность);

в) проявление в учебной деятельности школьника особенностей внимания, свойств памяти, сообразительности;

г) речь (словарный запас, образованность речи, умение выражать мысли устно и письменно);

д) отношение к учению (прилежание, добросовестность, организованность в учебной деятельности; чем объясняется отношение школьника к учению: интерес к познавательной деятельности, стремление к самоутверждению, «нажимом» со стороны родителей или учителей, способностями и т.д.).

3. Дисциплинированность:

а) особенности поведения на уроках, на переменах, в свободное от занятий время;

б) выполнение школьного режима, выполнение требований учителей;

в) навыки культуры проведения;

г) единство сознания и поведения.

4. Отношение к труду:

а) любит ли школьник трудиться, уважает ли труд;

б) наличие трудовых навыков;

в) какие виды труда школьник предпочитает.

5. Общественная активность:

а) общественные обязанности (поручения), которые выполняет;

б) степень активности в общественной жизни класса.

6. Интересы школьника, глубина и активность интересов:

а) ценностные ориентации;

б) интересы, увлечения.

6. Мечты и планы на будущее(в том числе и профессиональная ориентация)

7. Взаимоотношения с учениками класса:

а) характер общения (общителен ли, легко ли взаимодействует с большинством в классе, примыкает ли к какой-либо группировке; взаимоотношения с классным руководителем, учителями, с девочками и мальчиками);

б) положение, которое занимает ученик в классе, социометрический статус, удовлетворенность своим положением.

9. Отношение школьника к себе:

а) мнение о себе, свойствах своей личности, самооценка, адекватность самооценки.

10. Особенности темперамента и характера:

а) выражение особенности темперамента в поведении, работоспособности, общительности, эмоциональной сфере, темпе работы (ровный темп или работает порывами, быстрое начало работы или долгая «раскачка»); в уверенности (неуверенности) в себе;

б) преобладающее настроение (вялое, грустное, подавленное, устойчивое, неустойчивое или частаясменанастроения);

в) ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера школьника.

11. Специальные способности, задатки, склонности:

а) например, к науке, к рисованию, к литературному творчеству;

б) дифференциация склонностей.

12. Характерные проявления особенностей возраста в поведении ученика

13. Выводы:

а) выскажите свое мнение, насколько идет успешно формирование личности школьника;

б) на какие сильные стороны личности школьника, по Вашему мнению, надо опираться в дальнейшем его воспитании;

в) какие недостатки Вы видите в формировании личности школьника, и над какими сторонами его личности необходимо работать



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.01 с.)