Изучение самооценки младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение самооценки младших школьников



Модификация методики Дембо-Рубинштейн.

Цель: исследование самооценки учащегося.

Оборудование: бланк, выполненный из клетчатой бумаги, на котором начертаны семь параллельных вертикальных линий длиной 10 см, каждая с точкой посередине. Линии подписываются в соответствии со шкалируемыми качествами: «рост», «доброта», «ум», «справедливость», «смелость», «честность», «хороший товарищ» (перечень качеств можно изменить).

Порядок работы. Ребенку предъявляется бланк. Инструкция испытуемому: «Представь себе, что вдоль этой линии расположены все ученики нашего класса по... (название качества). В верхней точке находится самый... (максимум качества), в нижней - самый... (минимум качества). Где бы ты поместил себя? Отметь черточкой»

После самооценки по всем качествам с ребенком проводится беседа с целью выяснения смысла, который он вкладывает в каждое из названий качества (кроме роста), выяснения, что ему не хватает, чтобы поместить себя на самый верх линии по определенному качеству. Ответы ребенка записываются. В беседе, таким образом, выясняется когнитивный компонент самооценки.

Обработка данных. Шкала разбивается на двадцать частей (клеток) таким образом, чтобы середина находилась между десятой и одиннадцатой. Отметке, поставленной на шкале, приписывается числовое значение соответствующей клетки.

Уровень самооценки представлен от +1 до -1. Эмоциональный компонент самооценки определяется по ее высоте, отражающей степень удовлетворенности собой. В области положительных значений выделяется три уровня удовлетворенности (0,3 - низкий; 0,3-0,6 - средний; 0,6-1,0 - высокий). Уровень неудовлетворенности собой находится в области отрицательных значений. Шкала роста не учитывается, она нужна только для того, чтобы объяснить ребенку, чего от него хочет экспериментатор.

Баллы по всем остальным шкалам суммируются и делятся на шесть. Это средний уровень самооценки данного ученика.

Результаты двух диагностик заносятся в протокол.

 

Протокол диагностики личностных особенностей

Младшего школьника

Ф.И. Тип темперамента Уровень самооценки
     

Примерная схема составления психолого-педагогической

Характеристики учащегося

1. Общие данные об ученике:

а) фамилия, имя, класс, возраст; условия жизни в семье, положение школьника в семье, основная линия семейного воспитания;

б) внешний вид школьника (рост, лицо, походка и т.д.);

в) физическое развитие, состояние здоровья, физкультурная активность.

2. Учебная деятельность:

а) успеваемость (преобладающие оценки, предметы более или менее доступные, предметы предпочитаемые);

б) соотношение успеваемости и общего умственного развития (способности, кругозор, начитанность);

в) проявление в учебной деятельности школьника особенностей внимания, свойств памяти, сообразительности;

г) речь (словарный запас, образованность речи, умение выражать мысли устно и письменно);

д) отношение к учению (прилежание, добросовестность, организованность в учебной деятельности; чем объясняется отношение школьника к учению: интерес к познавательной деятельности, стремление к самоутверждению, «нажимом» со стороны родителей или учителей, способностями и т.д.).

3. Дисциплинированность:

а) особенности поведения на уроках, на переменах, в свободное от занятий время;

б) выполнение школьного режима, выполнение требований учителей;

в) навыки культуры проведения;

г) единство сознания и поведения.

4. Отношение к труду:

а) любит ли школьник трудиться, уважает ли труд;

б) наличие трудовых навыков;

в) какие виды труда школьник предпочитает.

5. Общественная активность:

а) общественные обязанности (поручения), которые выполняет;

б) степень активности в общественной жизни класса.

6. Интересы школьника, глубина и активность интересов:

а) ценностные ориентации;

б) интересы, увлечения.

6. Мечты и планы на будущее(в том числе и профессиональная ориентация)

7. Взаимоотношения с учениками класса:

а) характер общения (общителен ли, легко ли взаимодействует с большинством в классе, примыкает ли к какой-либо группировке; взаимоотношения с классным руководителем, учителями, с девочками и мальчиками);

б) положение, которое занимает ученик в классе, социометрический статус, удовлетворенность своим положением.

9. Отношение школьника к себе:

а) мнение о себе, свойствах своей личности, самооценка, адекватность самооценки.

10. Особенности темперамента и характера:

а) выражение особенности темперамента в поведении, работоспособности, общительности, эмоциональной сфере, темпе работы (ровный темп или работает порывами, быстрое начало работы или долгая «раскачка»); в уверенности (неуверенности) в себе;

б) преобладающее настроение (вялое, грустное, подавленное, устойчивое, неустойчивое или частая смена настроения);

в) ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера школьника.

11. Специальные способности, задатки, склонности:

а) например, к науке, к рисованию, к литературному творчеству;

б) дифференциация склонностей.

12. Характерные проявления особенностей возраста в поведении ученика

13. Выводы:

а) выскажите свое мнение, насколько идет успешно формирование личности школьника;

б) на какие сильные стороны личности школьника, по Вашему мнению, надо опираться в дальнейшем его воспитании;

в) какие недостатки Вы видите в формировании личности школьника, и над какими сторонами его личности необходимо работать.

Методические рекомендации по оформлению отчетной документации

По результатам психолого-педагогической практики студенты представляют отчетный документ. Структура его оформления и записей в нем следующая:

- титульный лист, содержащий сведения о студенте, название практики, сведения о месте прохождения практики с указанием фамилии, имени, отчества и должности руководителя практики;

- цели, задачи и задание психологического блока практики;

- Протокол фиксации диагностики личностных особенностей

- Психолого-педагогическая характеристика учащегося

Предпочтительна печатная форма отчета, однако допускается и аккуратно оформленная, написанная разборчиво и без ошибок рукопись.

 

Титульный лист

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.01 с.)