Культурно-исторический и деятельностный подход 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурно-исторический и деятельностный подход



КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

В ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИИ

 

1) Тема практического занятия 1: Сравнительный анализ культурно-исторической теории Л.С.Выготского и М. Коула

2) План занятия

1. Теоретические и практические предпосылки для возникновения культурно-исторической теории.

2. Биография М. Коула. Теоретические и практические предпосылки для возникновения культурно-исторической теории человеческой практики. Французская социологическая школа, работы социологов и этнографов.

3. Психологические школы о проблемах исторической психологии

4. Сравнительный анализ треугольников, характеризующих различные подходы к культурно-исторической трактовке развития психики.

 

1) Тема практического занятия 2: Развитие культурно-исторической психологии

2) План занятия

5. Теоретические и практические предпосылки для возникновения культурно-исторической теории.

6. Биография М. Коула. Теоретические и практические предпосылки для возникновения культурно-исторической теории человеческой практики. Французская социологическая школа, работы социологов и этнографов.

7. Психологические школы о проблемах исторической психологии

8. Сравнительный анализ треугольников, характеризующих различные подходы к культурно-исторической трактовке развития психики.

 

1) Тема практического занятия 3: Деятельностный подход и проблема деятельности в психологии

2) План занятия

1. Становление деятельностного подхода

2. Деятельность как психологическая проблема

3. Понятие деятельности как предмета психологического исследования

4. Соотношение психики и деятельности

 

1) Тема практического занятия 4: Основные положения теории Л.С. Выготского

2) План занятия

1. Основные положения теории Л.С. Выготского, две линии развития человеческого поведения

2. Культурно-историческая природа высших психических функций человека, их структура, генезис, основные черты

3. Понятие знака

4. Идея интериоризации

 

Тема практического занятия 5: Филогенетические и социогенетические исследования развития психики, сознания и деятельности. Сравнительный анализ теории Ж. Пиаже и Л.С. Выготского

2) План занятия

1. Общая характеристика теории Ж. Пиаже. Основные понятия: схемы, ассимиляция и аккомодация.

2. Фило- и социогенез мышления. Развитие мышления в теории Ж. Пиаже и в теории Выготского.

3. Развитие речи в теории Ж. Пиаже и в теории Выготского.

4. Антропологические исследования в конкретно-психологическом плане: проблема возникновения сознания в процессе трудовой деятельности человека (Рубинштейн, Леонтьев), психологические различия между орудиями труда у человека и вспомогательными средствами деятельности у животных (Гальперин).

5. Социогенетические исследования: различия отношений деятельности и сознания в условиях разных исторических эпох и разных культур (Леонтьев, М.Р.Лурия, М. Коул и др.).

6. Роль культуры в развитии мышления. Сравнительная характеристика мышления в разных культурах: кросскультурные исследования. Требования к процедурам кросскультурных исследований интеллектуальных процессов. Мышление как составляющая менталитета.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН

 

Основная литература

1. Зинченко В. Истоки культурно-исторической психологии [Текст]: философско-гуманит. контекст / Владимир Зинченко, Борис Пружинин, Татьяна Щедрина. – М.: РОССПЭН, 2010. – 415 с.

2. Немов Р.С. Общая психология [Текст]: / Р.С.Немов. – СПб.и др.: Питер, 2011. – 304 с.

3. Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания [Текст]: к 80-летию Владимира Петровича Зинченко / [ред. Т.Г.Щедрина]. – М.: РОССПЭН, 2011. – 639 с.

Дополнительная литература

 

4. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров: Психолог. Психопедагог. Психоисторик [Текст] /. – М.: Изд-во Ин-та практ.психологии; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. – 768 с.

5. Белик А.А. Историко-теоретические проблемы психологической антропологии: учеб.пособие [Текст] / А.А.Белик. – М.: Рос.гос.гуманит.ун-т, 2005. – 420 с.

6. Выготский Л.С. Психология развития человека: [Текст] / Л.С.Выготский. – М.: Смысл: Эксмо, 2006. – 1135 с.

7. Панферов В.Н. Психология человека: душа и тело. организм и психика. функции психики. структура психики: учеб.пособие [Текст] / В.Н.Панферов. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 252 с.

8. Поляков А.М. Психология развития: учеб.пособие для вузов [Текст] / А.М.Поляков. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 303 с.

 

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

обучающихся по дисциплине

 

9. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст] // Педагогика. 2009. № 4 (эл. версия статьи на сайте «Учреждение Российской академии образования «Институт стратегических исследований в образовании» (ИСИО РАО)».

10. Атанов, Г. А. Деятельностный подход в обучении [Текст] / Г. А. Атанов. – Донецк: ЕАИ-пресс, 2001. – 114 с.

11. Боровских, А. В. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: пособие для системы профессионального педагогического образования [Текст] / А. В. Боровских, Н. Х. Розов; МГУ. – М. – МАКС Пресс, 2010. – 312 с.

12. Выготский, Л. С. Психология развития как феномен культуры: Избранные психологические труды [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. М. Г. Ярошевского. – М.: Институт практической психологии,1996. – 263 с.

13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / под ред. В. В. Давыдова – М.: Педагогика, 1991. – 321 с.

14. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. – 417 с.

15. Выготский, Л. С. Этюды по истории поведения: Обезьяна: Примитив: Ребенок [Текст] / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. – М.:Педагогика-Пресс,1993. – 176 с.

16. Зинченко, В. П. Истоки культурно-исторической психологии: философско-гуманитарный контекст [Текст] / В. П. Зинченко, Б. И. Пружинин, Т. Г. Щедрина. – М. – РОССПЭН, 2010. – 251 с.

17. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект Российской академии образования [Текст] / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М., 2008. – 117 с.

18. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и основания современной психологии развития " (к 110- летию со дня рождения), конференция (2005; Москва). Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 14-16 апреля 2005 г. [Текст] / Психологический ин-т РАО; ред. Л. С. Гребнев. – М.: Про-Пресс, 2006. – 217 с.

19. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии: учебное пособие для вузов [Текст] / А. Н. Леонтьев; под ред.: Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. – М.: Смысл, 2000. – 341 с.

20. Учителю о психологии: сб. науч. ст. 2-е изд., перераб. [Текст] / под ред. В.И. Панова. – М.: ИНИМ РАО, 2010. [Электронный ресурс - http://inim-rao.ru]

21.. Фокин, Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход / учебное пособие для вузов [Текст] / Ю. Г. Фокин. – М. Академия, 2010. – 218 с.

22. Ясвин В.А. Новая школа как развивающая среда: сб. науч. тр. - М.: ИНИМ РАО, 2010. [Электронный ресурс - http://inim-rao.ru]

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН

Основная литература

 

1. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб.пособие для вузов [Текст] / Н.М.Борытко,А.В.Моложавенко,И.А.Соловцова; ред.Н.М.Борытко. – М.: Академия, 2009. – 320 с.

2. Кожухар В.М. Основы научных исследований: учеб.пособие [Текст] / В.М.Кожухар. – М.: Дашков и К, 2010. – 216 с.

3. Научные исследования: информация, анализ, прогноз [Текст]: монография / [Г.В. Арсеньева, л.С. Вагина, О.Г. Вяльшина и др.; ред. О.И. Кирикова]. – Москва: Наука; Воронеж: ВГПУ, 2012. – 227 с.

4. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: учеб.пособие [Текст] / М.Ф.Шкляр. – М.: Дашков и К, 2010. – 243 с.

 

Дополнительная литература

 

2. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление [Текст] / И.Н.Кузнецов. – М.: Дашков и К, 2008. – 457 с.

3. Междисциплинарные научные исследования в инновационной системе подготовки специалистов в области гуманитарных технологий: учеб.-метод.пособие для вузов [Текст] / В.В.Лаптев, В.И.Богословский, Е.Н.Глубокова и др.; Рос.гос.пед.ун-т им.А.И.Герцена. – СПб.: Акад.Исслед.Культуры, 2008. – 173 с.

4. Научное педагогическое исследование: хрестоматия [Текст] / [сост. И.А. Вальковская, Т.В.Красноперова, Н.А.Кузнецова, Л.А.Семенова]. – Иркутск: Изд-во Иркутского гос.ун-та, 2008. – 145 с.

5. Основы научных исследований: теория и практика: учеб.пособие для вузов [Текст] / В.А.Тихонов, Н.В.Корнев, В.А.Ворона, В.В.Остроухов. – М.: Гелиос АРВ, 2006. – 350 с.

6. Подготовка научных кадров высшей квалификации: обновление содержания и технологий образования: учеб.-метод.материалы для вузов [Текст] / [сост.С.А.Писарева]; Рос.гос.пед.ун-т им.А.И. Герцена. – СПб.: Акад.Исслед.Культуры, 2008. – 190 с.

7. Степин В.С. Философия науки: общие проблемы: учеб. [Текст] / В.С.Степин. – М.: Гардарики, 2008. – 383 с.

8. Францифоров Ю.В. От реферата к курсовой, от диплома к диссертации: практ. руководство по подготовке, изложению и защите науч.работ [Текст] / Ю.В.Францифоров, Е.П.Павлова. – М.: Книга сервис, 2004. – 127 с.

 

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

обучающихся по дисциплине

9. Адольф В.А. Магистерская диссертация: на пути становления профессионала в сфере образования: учебно-методическое пособие [Текст] / В.А. Адольф, И.Ю. Степанова. – Красноярск, 2011. – 244 с.

10. Бережнова, Е. В. Прикладное исследование в педагогике [Текст] / Е. В. Бережнова. – М.: Волгоград, 2003.

11. Берестнева, О. Г. Математические методы в психологии: учеб. пособ. [Текст] / О. Г. Берестнева. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. – 301 с.

12. Бордовская, Н. В. Системная методология современных педагогических исследований [Текст] // Педагогика. – 2005. – № 5. – С. 21 - 29.

13. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – СПб.: Питер, 2003. – 519 с.

14. Глуханюк Н.С. Психодиагностика: учеб.пособие для студ. Высш. проф. образования [Текст] / Н.С.Глуханюк, Д.Е. Щипанова. – М., 2011. – 248 с.

15. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента [Текст] / Пер с англ. Ч. А. Измайлова, В. В. Петухова. – М.: Академия, 2005. – 366 с.

16. Давыдов, В. П. Методология и методика психолого-педагогического исследования [Текст] / В. П. Давыдов и [др.]. – М., 2006.

17. Загвязинский, В. И. Как учителю подготовить и провести эксперимент [Текст] / В. И. Загвязинский, М. М. Поташник. – М., 2005. – 142 с.

18. Ильина Н.Ф. Современные проблемы науки и образования: учебно-методическое пособие [Текст]. – Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2012. – 104 с.

22. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пос. [Текст] / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М., 2007.

23. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы: учебник для вузов [Текст] / Т. В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.

24. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пос. [Текст] / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. – М., 2006.

25. Никольская, О. Л. Экспериментальная психология: учебное пособие [Текст] / О. Л. Никольская. – Томск: Издательство ТГПУ, 2012. – 186 с.

 

 

И БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ

 

1) Тема практического занятия 1: Психологический анализ проблем безопасности образовательной среды

2) План занятия

1. Подходы к определению понятия «психологическая безопасность образовательной среды»

2. Психологическая защищенность и референтность как показатели психологической безопасности образовательной среды

3. Межличностное взаимодействие и психологическая безопасность образовательной среды

4. Педагогическое общение и психологическая безопасность образовательной среды

5. Психологические риски в образовательной среде

 

Тема практического занятия 2: Психологические проблемы насилия в образовательной среде и способы противодействия

2) План занятия

1. Определение насилия в разных сферах социальной практики. Классификация видов насилия

2. Уровень психологического насилия во взаимодействии как показатель психологической безопасности образовательной среды

3. Социальные и социально-психологические причины насилия

4. Профессиональные и личностные особенности педагога как причина насилия над ребенком

5. Физические, психологические, социальные последствия насилия

6. Методические инструменты для изучения распространенности насилия над детьми: опросники, проективные методики, карта наблюдений

7. Профилактика насилия в образовательной среде.

 

1) Тема практического занятия 3: Диагностика психологической безопасности образовательной среды

2) План занятия

1. Современные подходы и исследовательский инструментарий оценки образовательной среды. Экспертный подход к оценке образовательной среды

2. Гуманитарная экспертиза образовательной среды

3. Теоретические и методологические основания создания методики диагностики психологической безопасности образовательной среды

4. Психологическое обоснование эмпирических критериев психологической безопасности образовательной среды.

 

1) Тема практического занятия 4: Концепция психологической безопасности образовательной среды

2) План занятия

1. Теоретические основы концепции психологической безопасности образовательной среды

2. Принципы создания психологической безопасности образовательной среды

3. Структурная модель психологически безопасной образовательной среды

 

Тема практического занятия 5: Технологии создания психологической безопасности образовательной среды

2) План занятия

1. Характеристика основных психотехнологий в работе службы сопровождения

2. Механизмы создания психологической безопасности образовательной среды

3. Технологическая модель создания психологической безопасности образовательной среды

4. Тренинги психологической безопасности в образовательной среде детского сада

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН

 

Основная литература

1. Безопасность жизнедеятельности и здоровьесбережение на современном этапе: перспективы развития [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции: Самара, 25-26 октября 2012 года / [ред. Г.Р. Хасаев, С.И. Ашмарина, Е.В. Сухова и др.]. – Самара: Изд-во Самар. гос. эконом. ун-та, 2012. – 167 с.

2. Безопасность социальной сферы в условиях современной поликультурной России [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции: 23-24 ноября 2012 г. / [ред. В.В. Садырин и др.]. – Челябинск: Цицеро, 2012. – 338 с.

3. Безопасность пространства образования Челябинской области [Текст]: коллективная монография / [В.С. Антонюк, Е.А. Гнатышина, А.А. Саламатов и др.]; Челяб. гос. пед. ун-т. – Челябинск: ЛИР, 2011. – 332 с.

2. Комплексная безопасность объектов и субъектов социальной сферы [Текст]: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием 23-24 нояб. 2011 г. / [ред. В.В. Садырин и др.]. – Челябинск: Дитрих, 2011. – 371 с.

Дополнительная литература

 

3. Образование и безопасность: методологи, теория, практика [Текст]: коллективная монография / [ред. В.В. Садырин, В.В. Базелюк, Е.А. Гнатышина и др.]. – Челябинск: ООО ЛИР, 2011. – 315 с.

4. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / ред. Л.Регуш, А.Орлова. – М.и др.: Питер, 2011. – 414 с.

5. Синицын Д.С.Психолого-педагогические условия обучения информационно-психологической безопасности подростков [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01: защищена 07.06.2005 / Синицын Дмитрий Сергеевич. – Санкт-Петербург: [б.и.], 2005. – 18 с.

6. Технологии обеспечения психологической безопасности в социальном взаимодействии: учеб.-метод.комплекс для вузов [Текст] / [И.А.Баева, Л.А.Гаязова, Е.Б.Лактионова]; Рос.гос.пед.ун-т им.А.И.Герцена. – СПб.: Изд-во РГПУ, 2007. – 242 с.

7. Формирование культуры здоровья как основы развития здоровой личности в условиях инновационного образовательного процесса [Текст]: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием 27-28 апр. 2012 года / Тюмен. гос. ун-т; [ред. Н.Н. Гребнева]. – Тюмень: Вектор Бук, 2012. – 323 с.

 

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

обучающихся по дисциплине

 

8. Баева, И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учеб. пособие [Текст] / под ред. И. А. Баевой. М.: Экон-Информ, 2009. – 248 с.

9. Баева, И.А. Экспертная оценка состояния образовательной среды на предмет комфортности и безопасности [Текст] / И.А. Баева, Е.Б. Лактионова // Психологическая наука и образование. 2013. – №6. – С.5–13.

10. Баева, И.А. Мониторинг психологической безопасности образовательной среды и качества образования в условиях модернизации [Электронный ресурс] / И.А. Баева, И.С. Якиманкая// Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. – №1. URL: http://psyjournals.ru/

13. Барышева Т. Д. Концептуальные ориентиры в области образования: образовательная среда и личность [Текст] /Психологическая безопасность личности в образовательном пространстве: материалы I Всероссийской виртуальной научно-практической конференции, 1-30 ноября 2010 г. / отв. Ред. М. Ю. Двоеглазова. – Мурманск: МГГУ, 2011. с. 3-10.

14. Кора Н. А. Исследование факторов социально-психологической безопасности студентов в условиях образовательной среды [Текст] / Кора Н. А. // Инновации в образовании. – 2011. - № 11. – С. 107-122.

15. Минаев Г.А. Образование и безопасность: учеб. пособие [Текст] / Г.А. Минаев. – М.: Университетская книга, Логос, 2009. – 312 с.

16. Михайлов Л.А. Обеспечение безопасности образовательного учреждения: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений [Текст] / Л.А. Михайлов, Е.Л. Шевченко, Ю.В. Громов; под ред. Л.А. Михайлова. – М.: Академия, 2010. – 176 с.

17. Психологическая безопасность личности в образовательном пространстве: материалы I Всероссийской виртуальной научно-практической конференции, 1-30 ноября 2010 г. [Текст] / отв. Ред. М.Ю. Двоеглазова. – Мурманск: МГГУ, 2011. – 179 с.

18. Сергеев С. Ф. Постклассические модели психологической безопасности в образовательных средах [Текст] / Сергеев С. Ф. // Школьные технологии. – 2012. - № 2. – С. 66-71.

 

Примерные вопросы к экзамену

1. Безопасность как социальное явление и категория бытия.

2. Феноменология категории безопасности, ее структура, роль и место безопасности в жизнедеятельности человека и общества.

3. Понятие о психологической безопасности в науке

4. Основные категории концепции психологической безопасности образовательной среды.

5. Риски и угрозы, деформирующие образовательную среду и снижающие ее безопасность.

6 Структурные компоненты безопасного образовательного пространства.

7 Психологическая культура как важнейшее условие создания и поддержания безопасной среды.

8. Принципы моделирования психологически безопасной образовательной среды.

9. Механизмы обеспечения психологически безопасной образовательной среды.

10. Проблема безопасности организации и личной безопасности.

11. Угрозы современной социальной ситуации развития ребенка.

12. Способы эмоциональной саморегуляции участников образовательного процесса.

13. Подходы к определению понятия «психологическая безопасность образовательной среды»

14. Психологическая защищенность и референтность как показатели психологической безопасности образовательной среды

15. Межличностное взаимодействие и психологическая безопасность образовательной среды

16. Педагогическое общение и психологическая безопасность образовательной среды

17. 5. Психологические риски в образовательной среде

18. Определение насилия в разных сферах социальной практики. Классификация видов насилия

19. Уровень психологического насилия во взаимодействии как показатель психологической безопасности образовательной среды

20. Социальные и социально-психологические причины насилия

21. Профессиональные и личностные особенности педагога как причина насилия над ребенком

22. Физические, психологические, социальные последствия насилия

23. Методические инструменты для изучения распространенности насилия над детьми: опросники, проективные методики, карта наблюдений

24. Профилактика насилия в образовательной среде.

25. Психологическое обоснование эмпирических критериев психологической безопасности образовательной среды.

26. Теоретические основы концепции психологической безопасности образовательной среды

27. Принципы создания психологической безопасности образовательной среды

28. Структурная модель психологически безопасной образовательной среды

29. Механизмы создания психологической безопасности образовательной среды

30. Тренинги психологической безопасности в образовательной среде детского сада

 

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

В ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИИ

 

1) Тема практического занятия 1: Сравнительный анализ культурно-исторической теории Л.С.Выготского и М. Коула

2) План занятия

1. Теоретические и практические предпосылки для возникновения культурно-исторической теории.

2. Биография М. Коула. Теоретические и практические предпосылки для возникновения культурно-исторической теории человеческой практики. Французская социологическая школа, работы социологов и этнографов.

3. Психологические школы о проблемах исторической психологии

4. Сравнительный анализ треугольников, характеризующих различные подходы к культурно-исторической трактовке развития психики.

 

1) Тема практического занятия 2: Развитие культурно-исторической психологии

2) План занятия

5. Теоретические и практические предпосылки для возникновения культурно-исторической теории.

6. Биография М. Коула. Теоретические и практические предпосылки для возникновения культурно-исторической теории человеческой практики. Французская социологическая школа, работы социологов и этнографов.

7. Психологические школы о проблемах исторической психологии

8. Сравнительный анализ треугольников, характеризующих различные подходы к культурно-исторической трактовке развития психики.

 

1) Тема практического занятия 3: Деятельностный подход и проблема деятельности в психологии

2) План занятия

1. Становление деятельностного подхода

2. Деятельность как психологическая проблема

3. Понятие деятельности как предмета психологического исследования

4. Соотношение психики и деятельности

 

1) Тема практического занятия 4: Основные положения теории Л.С. Выготского

2) План занятия

1. Основные положения теории Л.С. Выготского, две линии развития человеческого поведения

2. Культурно-историческая природа высших психических функций человека, их структура, генезис, основные черты

3. Понятие знака

4. Идея интериоризации

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.098 с.)