Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опыт 5. Комплексные соединения d-элементов
а) Получение аммиачных комплексов металлов. Выполнение опыта. Получить аммиачные комплексы с ионами меди (II), цинка (II), кадмия (II), кобальта (II) и никеля (II). Для этого в пробирки с растворами солей, содержащих ионы указанных металлов (2 - 3 капли), добавить по каплям 2 н. раствор аммиака до полного растворения образовавшихся вначале осадков. Отметить окраску осадков и растворов полученных комплексных соединений. Написать уравнения реакций получения комплексных солей. б) Взаимодействие солей ртути с раствором аммиака. Выполнение опыта. В одну пробирку поместить 2 капли раствора нитрата ртути (II), в другую - столько же нитрата ртути (I). В каждую пробирку добавить по 1 - 2 капли 2 н. раствора аммиака. Наблюдать в первой пробирке выпадение белого осадка нитрата меркураммония [Hg2ONH2]NO3, во второй пробирке - черный осадок ртути, которая образуется наряду с нитратом меркураммония по уравнению:
2Hg2(NO3)2 + 4NH3 + Н2О = [Hg2ONH2]NO3 + 2Hg + 3NH4NO3.
Разложение [Hg2]2+ = Hg2+ + Hg в присутствии аммиака так ускоряется, что происходит практически мгновенно. В чем отличие реакции взаимодействия с аммиаком солей ртути и солей других d-элементов (Cu2+, Zn2+, Cd2+, Co2+, Ni2+)? в) Получение йодидного комплекса ртути (II). Выполнение работы. В пробирку с 2 - 3 каплями раствора нитрата ртути(II) прибавить 2 капли раствора йодида калия до выпадения осадка йодида ртути. Прибавить избыток йодида калия (10 - 12 капель) до растворения осадка. Написать уравнения реакций, учитывая, что ион ртути (II) имеет координационное число 4. г) Получение роданидных комплексов кобальта, железа. Выполнение опыта. Поместить в пробирку с ионами кобальта Со2+ 2 капли насыщенного раствора роданида аммония. Учесть, что при этом образуется раствор комплексной соли (NH4)2[Co(CNS)4]. Комплексные ионы [Co(CNS)4]2- окрашены в синий цвет, а гидратированные ионы Co2+ в розовый. Прибавить к комплексной соли кобальта воды. Как изменяется окраска? Эта реакция применяется для качественного обнаружения иона Co2+. В другую пробирку с 5 - 6 каплями раствора железа (III) добавить 1 каплю 0,01 н. раствора роданида аммония. Отметить окраску раствора. Эта реакция является качественной на ион Fe3+. Написать уравнения реакций, отметить окраску полученных роданидных комплексов кобальта (II) и железа (III).
д) Получение фосфатного комплекса железа (III). Выполнение опыта. В пробирку с 3 - 4 каплями раствора FeCl3 добавить 1 каплю 0,01 н. раствора роданида аммония и 2 капли 2 н. раствора ортофосфорной кислоты. Что наблюдается? Учитывая, что устойчивый комплексный ион [Fe(PO4)2]3- бесцветен, объяснить происходящий процесс и написать уравнения соответствующих реакций. Опыт 6. Окислительно-восстановительные свойства Ионов металлов а) Окислительные свойства ионов серебра (I) (получение серебряного зеркала). Выполнение опыта. В маленьком стаканчике нагреть 30 - 50 мл воды до кипения. В пробирку внести 4 - 5 капель раствора нитрата серебра и прибавить 2 - 5 капель 2 н. раствора NaOH, встряхивая пробирку до растворения выпавшего в начале реакции осадка Ag2O (избегать избытка NaOH!). К полученному раствору прибавить такой же объем 10%-ного раствора глюкозы C5H6(OH)5COH (или муравьиного альдегида НСОН). Перемешать раствор и поставить пробирку в стаканчик с горячей водой. Через 2 - 3 мин вынуть пробирку из горячей воды и наблюдать полученное серебряное зеркало. Написать уравнение реакции нитрата серебра с муравьиным альдегидом в присутствии NaOH, считая, что муравьиный альдегид переходит в муравьиную кислоту НСООН. б) Окислительные свойства ионов меди (II). Выполнение опыта. Внести в пробирку по 2 капли растворов сульфата меди (II) и йодида калия. Выделившийся свободный йод обесцветить, для чего прибавить в пробирку несколько кристалликов сульфита натрия до исчезновения желтой окраски. Написать уравнения реакций: • взаимодействия сульфата двухвалентной меди с йодидом калия. Отметить цвет образующегося осадка CuI; • взаимодействия йода с сульфитом натрия. в) Окислительные свойства ионов железа (III). Выполнение опыта. В пробирку с 2 - 3 каплями раствора соли Fe (III) добавить 1 - 2 капли раствора йодида калия. Наблюдать изменение окраски раствора. Написать уравнение реакции. г) Восстановительные свойства железа (II). Выполнение опыта. В две пробирки поместить по 2 - 3 капли растворов КМnO4 и К2Сr2О7 и прибавить по 5 капель подкисленного раствора соли Мора (FeSO4). Наблюдать изменение окраски растворов.
Написать уравнения соответствующих реакций и составить электронно-ионный баланс. Индивидуальные задания. У преподавателя получить одно из следующих заданий, выполнить его и сдать ответ. Задание 1. а) Какими реакциями можно различить изделия из меди (или ее сплавов) и золота? Привести уравнения реакций. б) Серебряная деталь покрылась черным налетом. Объяснить, что это за соединение. Как снять налет химическим способом, не повредив детали? Привести уравнения реакций. Задание2*. Получить три пробирки (№№ 1 - 3), содержащие бесцветные растворы солей цинка, кадмия и ртути. Пользуясь лишь реагентом NaOH (2 н), определить, в какой пробирке находится каждый из ионов. Проделать опыты, написать уравнения реакций. Задание 3*. Получить три пробирки (№№ 1 - 3), содержащие бесцветные растворы солей цинка, кадмия и ртути. Пользуясь лишь реагентом Na2S (2 н.), определить, в какой пробирке находится каждый из ионов. Проделать опыты, написать уравнения реакций. Задание 4*. Получить три пробирки (№№ 1 - 3), содержащие: а) растворы солей железа (II), алюминия (III), кобальта (II). Пользуясь лишь реагентами КМnO4 (0,05 н.) и Н2SO4 (2 н.), определить, в какой пробирке находится каждый из ионов; б) растворы солей железа (III), алюминия (III), никеля (II). Пользуясь лишь реагентом NaOH (2 н.), определить, в какой пробирке находится каждый из ионов; в) растворы солей меди (II), ртути (II), никеля (II). Пользуясь лишь реагентом KI (2 н.), определить, в какой пробирке находится каждый из ионов; г) растворы солей меди (II), цинка (II), алюминия. Пользуясь лишь реагентом NH4OH (2 н.), определить, в какой пробирке находится каждый из ионов. Проделать опыты, написать уравнения реакций. __________________________________ * Для экспериментального выполнения задания надо взять три чистые пробирки (А, В, С) и в каждую пробирку поместить по 3 - 5 капель анализируемого раствора из пробирок №№ 1 - 3. Затем в каждую пробирку (А, В, С) добавить 2 - 3 капли указанного реагента. Отметить результаты наблюдений. Если надо, прибавить избыток реагента. Чтобы не было сомнения в предполагаемых результатах, нужно поступить следующим образом: поместить в чистую пробирку 3 - 5 капель заранее приготовленного раствора (из штатива) предполагаемого иона, провести реакцию с предложенным реагентом и сопоставить полученный эффект с контрольным анализом (пробирки А, В, С). Не забудьте обратить внимание на исходную окраску ионов в контрольных растворах (№№ 1 - 3)!) Контрольные вопросы и задания 1. Как изменяется химическая активность металлов в IВ и IIB подгруппах? Ответ обоснуйте. 2. Приведите уравнения реакций растворения золота. 3. Предложите несколько методов разрушения комплексного иона [Ag(NH3)2]+. 4. Как взаимодействует ртуть с избытком и недостатком азотной кислоты? Напишите уравнения соответствующих реакций. 5. Как проявляется амфотерность металлов? Приведите примеры реакций для цинка, алюминия. 6. Как изменяется химическая активность металлов IIIA подгруппы? 7. Как взаимодействует бор с концентрированной азотной кислотой? Напишите уравнения реакции. 8. Как происходит гидролиз буры? Напишите уравнение реакции. 9. Для каких солей металлов имеет место полный гидролиз? 10. Приведите примеры роданидных комплексов кобальта и железа. 11. Приведите пример реакции окисления сульфида железа (II).
12. Приведите примеры окрашенных сульфидов металлов.
Элементы IА подгруппы
Литий Li, натрий Na, калий K, рубидий Rb, цезий Cs, франций Fr находятся в IA подгруппе периодической системы Д.И. Менделеева и относятся к щелочным металлам. Эти элементы принадлежат к s- электронному семейству, их атомы имеют на внешнем уровне один электрон (ns1), который они легко отдают, приобретая степень окисления +1. Все эти металлы - мягкие, серебристо белые, только цезий золотисто желтый. Литий самый легкий металл (ρ = 0,53г/см3), литий, натрий, калий легче воды. Все они высоко активны. Активность возрастает сверху вниз по подгруппе. Литий, натрий, калий на воздухе тотчас окисляются, Rb и Cs – самовоспламеняются. Литий с кислородом и азотом взаимодействует в нормальных условиях, поэтому на воздухе окисляется образуя темно-серый налет продуктов взаимодействия (Li2O, Li3N). Характерно, что только литий при сгорании образует нормальный оксид Li2O, остальные щелочные металлы образуют при этом пероксидные соединения: Na2O2, KO2, RbO2, CsO2. При растворении в воде пероксиды металлов образуют пероксид водорода, обладающий, как и все пероксиды, окислительно-восстановительной двойственностью. Na2O2 + 2Н2О = Н2О2 + 2NaOH
В атмосфере фтора и хлора эти металлы самовоспламеняются, при нагревании взаимодействуют с серой, водородом и другими неметаллами. Восстановительная способность щелочных металлов настолько велика, что они восстанавливают даже атомы водорода, превращая их в отрицательно заряженные ионы Н–: 2Na +H2 = 2NaH Гидриды металлов имеют ионное строение – в их составе металл является катионом, а водород – анионом. Все щелочные металлы энергично разлагают воду, восстанавливая из нее водород. Взаимодействие калия с водой сопровождается самовоспламенением выделяющегося водорода, а взаимодействие Rb и Cs – даже взрывом.
2K + 2HOH = 2KOH + H2↑+ Q
Поэтому их хранят под слоем вазелина или парафина в запаянных сосудах. Гидроксиды ЭOH – бесцветные гигроскопические вещества, хорошо растворимы в воде, являются самыми сильными основаниями. Также они энергично растворяются в кислотах, образуя соответствующие соли. Большинство солей этих металлов хорошо растворимы в воде. Соли, образованные щелочными металлами и слабыми кислотами, имеют щелочную реакцию среды в результате гидролиза. Например:
Na2S + HOH ⇄ NaHS + NaOH
Труднорастворимых солей немного, к ним относятся: LiF, Li2CO3, Li3PO4, перхлораты KClO4, RbClO4, CsClO4, гексахлороплатинаты(VI) K2[PtCl6], Rb2[PtCl6], гексанитритокобальтат(III) натрия Na3[Co(NO2)6].
Наиболее чувствительным методом определения присутствия этих металлов является фотометрия. При внесении в пламя горелки соли щелочного металла она разлагается, и пары освободившегося металла окрашивают пламя в характерный для каждого металла цвет: литий – в карминово-красный, натрий – в желтый, калий – в фиолетовый.
Работа № 8. Натрий Приборы и реактивы: тигель; фильтровальная бумага; треугольник фарфоровый; микрошпатель; стеклянная палочка; натрий; перекись натрия; карбонат натрия; гидрокарбонат натрия; сульфат хрома; лакмус (нейтральный); фенолфталеин; раствор KMnO4 (0,5 н).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.166 (0.025 с.) |