Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Своеобразное употребление глагола в научном стилеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Отвлеченность научного стиля проявляется и на грамматическом уровне в выборе форм слова, и в построении словосочетаний и предложений. Особенно своеобразно употребляется в научном стиле глагол. В данном стиле типичным является употребление форм настоящего времени глагола, и эти формы, характеризуя изучаемое явление, имеют обобщенное вневременное значение. Вневременное значение приобретают, и формы прошедшего времени. Чередование форм настоящего и прошедшего времени в других стилях делает речь образной, в научном же стиле чередование форм настоящего и прошедшего времени указывает на закономерность явления, что подчеркивается контекстом. В научном стиле чаще употребляются глаголы несовершенного вида (около 80% всех глаголов), так как от них образуются формы настоящего времени, которые, как уже сказано выше, имеют вневременное обобщенное значение. Глаголы совершенного вида употребляются значительно реже и используются часто в устойчивых оборотах типа: рассмотрим...; докажем, что...; сделаем выводы; покажем на примерах и т.п. В научном стиле часто используются возвратные глаголы в страдательном (пассивном) значении. Частота употребления в научных текстах пассивной формы глагола объясняется тем, что при описании механизма, процесса, структуры внимание сосредоточивается на них самих, а не на производителе действия. В научном стиле изложения часто используется глагол в форме 3-го лица множественного числа настоящего и прошедшего времени без указания на субъект действия. Большое распространение в научном стиле имеют краткие страдательные причастия, которые по функции близки к возвратным глаголам с пассивным значением. В научной речи чаще, чем в других стилях речи, употребляются краткие прилагательные. Своеобразно проявляется категория лица: значение лица обычно ослабленное, неопределенное, более обобщенное. Объясняется это тем, что в научной речи не принято употреблять местоимение 1-го лица единственного числа я. Его заменяют местоимением мы (его называют «авторское мы»). Принято считать, что употребление местоимения мы создает атмосферу авторской скромности и объективности, например: Мы исследовали и пришли к выводу... (вместо: Я исследовал и пришел к выводу...). Однако следует иметь в виду, что употребление авторского мы может, напротив, создавать атмосферу авторского величия, особенно когда исследование не представляет особого научного интереса. В связи с этим вместо формы 1-го лица единственного и множественного числа местоимений я или мы в научных текстах употребляются неопределённо – личные и безличные предложения. Неопределенно-личное значение передается формами 3-го лица множественного числа, например Характеристику голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям (из учебника по психологии). Безличное значение выражается безличными глаголами или безлично-предикативными словами часто с оттенком необходимости, долженствования, например: Итак, нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строп речи... (из учебника по психологии). Жанр научного произведения Не меньшее значение здесь имеет и жанр научного произведения. Так, в свернутой информации (в реферате) эмоциональный элемент вовсе отсутствует, в научно-технических статьях он тоже крайне редок, в монографиях же встречается чаще. Стиль изложения может меняться и в пределах одной работы, переходя от объективного, спокойного изложения к эмоционально-взволнованному, отражающему субъективное отношение автора к тому или иному явлению. Немалую роль играет и авторская индивидуальность, своеобразие творческой манеры автора. Яркие примеры эмоционального изложения дают нам книги многих ученых (например, Е. Тарле, М. Нечкиной, Б. Кедрова, А. Ферсмана, А. Крылова, В. Вернадского и др.). Наиболее частотные языковые средства создания экспрессивного, эмоционального тона научной речи — это: • формы превосходной степени прилагательных; • эмоционально-экспрессивные существительные, прилагательные и глаголы (слова, содержащие обычно оценку); • вводные слова, наречия, усилительные и ограничительные частицы; • «проблемные» вопросы, привлекающие внимание читателя, на которые автор дает ответ в последующем тексте. Последний прием используется и в учебной деятельности, например в вузовской лекции, в вузовских учебниках. В научной литературе широко применяются различные виды сокращений: графические (изд-во), буквенные аббревиатуры (ГОСТ), сложносокращенные слова (райвоенкомат), сокращение без гласных (млрд), сокращения смешанной формы (НИИцветмет). В буквенных (условных) сокращениях (их применяют для терминов и слов, которые часто повторяются в тексте) сокращение делается, как правило, по первым буквам термина. Каждое такое сокращение при первом написании поясняется в круглых скобках, дальше по тексту оно употребляется без скобок.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 3162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.006 с.) |