Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Донской казачий государственный институт пищевых технологий и экономикиСтр 1 из 6Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное Учреждение высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)» Донской казачий государственный институт пищевых технологий и экономики (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ имени К.Г.Разумовского (ПКУ)»
Н.П. Вассель НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Лабораторный практикум
Ростов-на-Дону
Печатается по решению кафедры химии и биологии ДКГИПТиЭ (филиала) МГУТУ в г. Ростове-на-Дону Протокол № 8 от 22.04.2016г
Н.П. Вассель Неорганическая химия. Лабораторный практикум. Ростов-на-Дону: электронная версия, 2016. – 29с. Лабораторный практикум предназначается для студентов бакалавриата по направлениям подготовки: 19.03.02. 19.03.04, 38.03.07.
Лабораторная работа 1. Ионные реакции обмена Ионы в растворе появляются в результате электролитической диссоциации (распад молекул па ионы под действием полярных молекул растворителя). Вещества, подвергающиеся электролитической диссоциации и проводящие электрический ток, называются электролитами. Вещества, не подвергающиеся электролитической диссоциации и не проводящие электрический ток, называются неэлектролитами. Экспериментальная часть Опыт 1. Получение малорастворимых веществ.
а) В одну пробирку внесите 5—6 капель сульфата меди, в другую — хлорида железа (III). Добавьте в обе пробирки по 5—6 капель 2 н. раствора гидроксида натрия. Наблюдение. Укажите цвет полученного осадка. Вывод. Объясните, почему протекает данная реакция. б) К 5—6 каплям раствора нитрата (хлорида) бария добавьте несколько капель 2 н. раствора серной кислоты. Наблюдение: Вывод: в) К 2—3 каплям раствора нитрата серебра добавьте 2—3 капли раствора хлорида натрия. Наблюдение: Вывод: г) К раствору нитрата свинца прилейте раствор иодида калия. Наблюдение: Вывод: Приведите уравнения реакции в молекулярном, ионном полном и сокращенном виде. Опыт 2. Реакции с образованием газов а) К 10-15 каплям раствора карбоната натрия добавьте несколько капель 2 н. раствора серной кислоты. Наблюдение: Вывод: б) В пробирку поместите 2 микрошпателя хлорида аммония (сухая соль) и добавьте 5—6 капель 2 н. раствора гидроксида натрия. Определите по запаху, какой газ выделяется. Наблюдение: Вывод: Приведите уравнения реакций в молекулярном, ионном полном и сокращенном виде. Опыт 3. Реакции с образованием малодиссоциирующих веществ а) Поместите в пробирку 2 микрошпателя ацетата натрия (сухая соль) и добавьте 10—15 капель раствора соляной кислоты (2 и.). Определите позапаху, какое соединение получилось. Наблюдение: Вывод: б) Реакция нейтрализации. Налейте в пробирку воды на одну треть ее объема. Добавьте 2 капли индикатора метилового оранжевого. Какова реакция среды в пробирке? В какой цвет окрасился индикатор? Добавьте туда же несколько капель серной кислоты. Как изменился цвет индикатора? Прибавляйте в пробирку по капле 2 н. раствор гидроксида натрия до тех пор, пока среда раствора в пробирке не станет нейтральной. Наблюдение: Вывод: Приведите уравнения реакций в молекулярном, ионном полном и сокращенном виде. Опыт 4. Реакции с образованием комплексных соединений В двух пробирках получите осадок гидроксида цинка. Раствор каких веществ надо взять для этой цели? В одну из пробирок с осадком налейте избыток раствора гидроксида натрия, в другую — раствор кислоты. Что происходит с осадком в обеих пробирках?
Наблюдение: Вывод: Приведите уравнения реакций в молекулярном, ионном полном и сокращенном виде. Лабораторная работа 2. Гидролиз солей Гидролиз солей Гидролизом называют реакции взаимодействия вещества с водой, приводящие к образованию слабодиссоциирующих веществ: слабых кислот или оснований, кислых или основных солей. Реакции гидролиза солей тоже относятся к реакциям ионного обмена. Эти реакции протекают за счет обмена между ионами растворимой соли и полярным растворителем – водой, молекула которой является диполем Н+– ОН–. Результат гидролиза можно расценивать как нарушение равновесия диссоциации молекул воды за счет связывания либо ионов водорода либо ионов гидроксидной группы с ионом слабого электролита.. Рассмотрим важнейшие случаи гидролиза солей. 1. Соли образованные сильным основанием и слабой кислотой, т.е. соли типа KCN, CH3COONa, Na2CO3, K2CO3, Na2S, CaS, Na2SO3 и т.п. KCN + HOH HCN + KOH CN-– + HOH HCN + OH– Продукты реакции: KOH – щелочь, хорошо диссоциирующая в водном растворе, а HCN – кислота слабая (α= 0,001), распадающаяся на ионы лишь в очень малой степени. Раствор приобретает щелочную реакцию, т.е. pH > 7. Соли, содержащие многозарядные ионы, гидролизуются по стадиям: На первой стадии образуется кислая соль: Na2CO3+ HOH NaHCO3 + NaOH; CO32-+HOH HCO3-+OH- На второй стадии образуются молекулы кислоты: NaHCO3 + НOH H2CO3 + NaOH; HCO3-+HOH Н2CO3 + OH- Считают, что при стандартных условиях и умеренном разбавлении раствора гидролиз солей протекает по первой стадии. 2. Соли образованные слабым основанием и сильной кислотой. Сюда относятся NH4Cl, NH4NO3, ZnCl2, CuSO4, Mn(NO3)2, AlCl3 и др. В этом случае в процессе гидролиза главную роль играет катион соли. Анион же последней не связывает водородных ионов воды и практически в реакции гидролиза не участвует NH4Cl + HOH NH4OH + HCl; NH4 ++ HOH NH4OH + H+; Продукты реакции: NH4OH – основание слабое, малодиссоциирующее; HCl– кислота сильная, распадается на ионы в высокой степени. Вследствие этого раствор приобретает кислую реакцию, т.е. pH < 7. Как и в предыдущем случае, соли многозарядных ионов гидролизуются по стадиям. На первой стадии образуются основная соль: Mn(NO3)2 + HOH MnOHNO3 + HNO3; Mn2+ + HOH MnOH+ + H+ и далее. На второй стадии образуются молекулы основания: MnOHNO3 + HOH Mn(OH)2 + HNO3; MgnOH+ + HOH Mn(OH)2 + H+. Как правило, вторая стадия гидролиза незначительна. 3. Соли образованные слабым основанием и слабой кислотой. Сюда можно отнести такие соли, как NH4CN, CH3COONH4. В этом случае в гидролизе участвуют и катионы, и анионы; они связывают и водородные, и гидроксид-ионы воды, образуя слабые электролиты (слабые кислоты и слабые основания). Соли этого типа полностью разлагаются водой: NH4CN + HOH NH4OH + HCN; NH4+ + CN– + HOH NH4OH + HCN. Соли многозарядных ионов гидролизуются ступенчато: Первая стадия: (NH4)2 S + HOH NH4HS + NH4OH; NH4++ HOH NH4OH + H+; S2– + HOH HS– + OH–. Вторая стадия: NH4HS + HOH H2S + NH4OH; НS– + HOH H2S + OH–. Вторая стадия гидролиза незначительна. Реакция раствора соли может быть либо слабо кислой (если основание, образовавшееся в результате гидролиза, является более слабым, чем кислота), либо слабо щелочной (если основание окажется более сильным, чем кислота), либо будет нейтральной (если основание и кислота проявляют одинаковую силу). При повышении температуры раствора гидролиз соли сильно возрастает, это связано с тем, что при нагревании возрастает степень диссоциации воды. Это усиливает взаимодействие ионов H+ и OH– с ионами соли.
Необратимому гидролизу с образованием нерастворимых в воде гидроксидов (или гидроксосолей) и выделением газа подвергаются сульфиды и карбонаты некоторых металлов (Cr3+, Al3+, Fe3+, Co2+, Cd2+, Zn2+, Mn2+, Ni2+ и др.). Например: Al2S3 + 6H2O = 2Al(OH)3↓ + 3H2S; 2CdCO3 + H2O = (CdOH)2CO3↓ + CO2; Cr2(CO3)3 + 3H2O = 2Cr(OH)3↓ + 3CO2. 4. Соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием, гидролизу не подвергаются: NaCl, KJ, Na2SO4, Ba(NO3)2 и т. д. Изучив теоретический материал, приступают к экспериментальной части. Экспериментальная часть Опыт 1. Реакции среды растворов различных средних солей В шесть пробирок добавьте по одному микрошпателю солей: в первую – ацетата натрия CH3COONa, во вторую – хлорида алюминия AlCl3, в третью – силиката натрия Na2SiO3, в четвертую – карбоната аммония (NH4)2CO3, в пятую – хлорида калия KCl. Одну из пробирок оставьте в качестве контрольной. Во все пробирки на 1/3 объема налейте дистиллированной воды и по 5 капель лакмуса. Размешайте раствор в каждой пробирке стеклянной палочкой. Наблюдения: Вывод: Напишите уравнение гидролиза солей в ионно-молекулярном виде. Опыт 2. Особые случаи полного (необратимого) гидролиза В две пробирки налейте по 1 мл хлорида алюминия. В одну из пробирок добавьте такой же объем раствора сульфида аммония, в другую – раствора карбоната натрия. Наблюдают в обеих пробирках выпадение осадка гидроксида алюминия, сопровождающееся в первом случае выделением газообразного сероводорода (отметьте запах), во втором – пузырьков диоксида углерода. Наблюдения: Вывод: Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций. Лабораторная работа 3. Химическая кинетика и равновесие Экспериментальная часть Опыт 1. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ. Эту зависимость изучим на примере реакции: Na2S2O3 + H2SO4 = Na2SO4 + S + SO2 + H2O Приготовить в 4-х пробирках растворы различной концентрации
К каждому раствору добавить поочередно по 1 капле 2н. раствора серной кислоты, перемешивая. Отметить по секундомеру время появления мути.
Полученные результаты записать в таблицу, вычислив относительную скорость. Построить график зависимости скорости реакции от концентрации. Наблюдения: Лабораторная работа 4. Окислительно-восстановительные реакции Степень окисления Для характеристики состояния атома в молекуле используют понятие «степень окисления».
Для определения степени окисления существуют следующие правила. . • Некоторые элементы во всех сложных веществах имеют постоянную степень окисления: Рассмотрим несколько примеров расчета степеней окисления различных атомов в молекулах сложных веществ. • Определить степень окисления марганца в соединении Mn2O7. • Определить степень окисления хрома в дихромате калия К2Сr2O7. • Определить степень окисления хрома в молекуле Cr2(SO4)3. 4 .2. Окислительно-восстановительные реакции (ОВР)
Изменение степени окисления связано с переходом электронов от одних атомов к другим.
Метод электронных уравнений Пример. Ответ. • Видно, что степень окисления изменилась у марганца и серы: марганец был +7, стал +2, сера была –2, стала 0. • Отражаем эти изменения степени окисления в электронных уравнениях и определяем элемент-окислитель и элемент-восстановитель: Слева от электронных уравнений проводим вертикальную черту и проставляем коэффициенты, соответствующие числу электронов, отданных восстановителем и принятых окислителем. Множители перед вертикальной чертой «5» и «2» и есть основные коэффициенты перед окислителем и восстановителем. • Переносим найденные основные коэффициенты при восстановителе и окислителе в заданную схему реакции: • Находим коэффициенты при других реагирующих веществах в следующем порядке: металлы, кислотные остатки (или неметаллы), водород, кислород. • Правильность подбора коэффициентов проверяем равенством атомов кислорода в обеих частях уравнения: 2KMnO4 + 5H2S + 3H2SO4 = 2MnSO4 + 5S + K2SO4 + 8H2O. Обычно этот метод применим для уравнивания ОВР, протекающих между газообразными, твердыми или жидкими веществами без их электролитической диссоциации. Если реакция протекает в растворе используют метод ионно-электронный или метод полуреакций.
Опыт 1. Влияние среды на продукты ОВР а) Налить в пробирку 10 капель перманганата калия, подкислить 5 каплями серной кислоты и добавить один микрошпатель сульфита натрия. Наблюдения: Вывод: б) Налить в пробирку 10 капель перманганата калия, создать щелочную среду добавив 5 капель гидроксида натрия и добавить один микрошпатель сульфита натрия. Наблюдения: Вывод: в) Налить в пробирку 10 капель перманганата калия и добавить один микрошпатель сульфита натрия. Наблюдения: Вывод: Составить уравнение реакции, уравнять методом электронного (электронно-ионного) баланса. Опыт 2. Окислительные свойства дихромат иона а) Налить в пробирку 10 капель дихромата калия, подкислить 5 каплями серной кислоты и добавить один микрошпатель сульфата железа (II). Наблюдения: Вывод: б) Налить в пробирку 10 капель дихромата калия, подкислить 5 каплями серной кислоты и добавить 5 капель иодида калия. Наблюдения: Вывод: Составить уравнение реакции, уравнять методом электронного (электронно-ионного) баланса. Литература 1. Коровин Н.В. Общая химия — М: Академия, 2011. 2. Гельфман М.И. Неорганическая химия. -С.Пб., Лань. 2007 3. Вассель Н.П. Неорганическая химия: Учебно-методическое пособие. Курс лекций. Ростов н/Д, 2001 4. Вассель Н.П. Комплексные соединения: Учебно-методическое пособие. Ростов н/Д, 2001. 5. Вассель Н.П. Химическая кинетика и равновесие: Методические указания по выполнению лабораторных работ. Ростов н/Д, 2001. 6. Вассель Н.П. Гидролиз солей: Методические указания по выполнению лабораторных работ. Ростов н/Д, 2001.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное Учреждение высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)» Донской казачий государственный институт пищевых технологий и экономики (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ имени К.Г.Разумовского (ПКУ)»
Н.П. Вассель НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Лабораторный практикум
Ростов-на-Дону
Печатается по решению кафедры химии и биологии ДКГИПТиЭ (филиала) МГУТУ в г. Ростове-на-Дону Протокол № 8 от 22.04.2016г
Н.П. Вассель Неорганическая химия. Лабораторный практикум. Ростов-на-Дону: электронная версия, 2016. – 29с. Лабораторный практикум предназначается для студентов бакалавриата по направлениям подготовки: 19.03.02. 19.03.04, 38.03.07.
Лабораторная работа 1. Ионные реакции обмена Ионы в растворе появляются в результате электролитической диссоциации (распад молекул па ионы под действием полярных молекул растворителя). Вещества, подвергающиеся электролитической диссоциации и проводящие электрический ток, называются электролитами. Вещества, не подвергающиеся электролитической диссоциации и не проводящие электрический ток, называются неэлектролитами.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.62.103 (0.084 с.) |