Оренбургский институт (филиал) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оренбургский институт (филиал)



ОРЕНБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

 

 

Кафедра истории государства и права

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной
и научной работе

___________А.Ф. Колотов

«_____»___________2011 г.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

 

 

Направление подготовки: 030900 «Юриспруденция»

(Квалификация (степень)- «бакалавр»)

Специализация: для всех специализаций

Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная

 

Оренбург, 2011

Учебно-методический комплекс дисциплины «История государства и права зарубежных стран»/ сост. В.В. Чемеринская — Оренбург: ГОУ ВПО Оренбургский институт (филиал) МГЮА имени О.Е. Кутафина, 2011.

Учебно-методический комплекс предназначен для преподавания дисциплины студентам очной, очно-заочной и заочной форм обучения специальности 030900- Юриспруденция.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 - «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»).

 

Составитель _______________________________ В.В. Чемеринская

(подпись)

«______»________________________2011 г.

 

 

Чемеринская В.В.,2011

ГОУ ОИ МГЮА имени О.Е. Кутафина.

 

 

Содержание

1. Цели и задачи дисциплины....................................................................................................4

2. Место дисциплины в учебном процессе..............................................................................6

3. Организационно-методические данные дисциплины.........................................................7

4. Компетенция обучающегося, формируемая в результате освоения учебной дисциплины…………………………………………………………………………………….

5. Содержание дисциплины.......................................................................................................7

5.1. Выписка из ГОС ВПО «Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы» по дисциплине.......................................................7

5.2. Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий..................................................12

6. Тематический план изучения дисциплины........................................................................16

6.1. Программа дисциплины....................................................................................................16

6.2. Лекции …...........................................................................................................................33

6.3. Практические (семинарские) занятия..............................................................................43

6.4. Темы курсовых работ и рекомендации к их написанию..............................................61

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины..............................................................69

7.1. Рекомендуемая литература...............................................................................................69

7.1.1. Основная литература......................................................................................................69

7.1.2. Нормативный материал.................................................................................................70

7.1.3. Дополнительная литература..........................................................................................71

7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины................................................................75

7.2.1. Самостоятельная работа по отдельным темам курса.................................................76

7.2.2. Контрольные вопросы и тесты для самопроверки......................................................79

7.2.2.1. Контрольные вопросы для самопроверки к зачету и экзамену..............................79

7.2.2.2. Контрольные тесты для самопроверки......................................................................81

7.2.2.3. Задания для выполнения контрольных работ...........................................................85

7.3. Критерий оценки знаний, умений и навыков.................................................................92

8. Методические рекомендации по отдельным видам занятий...........................................93

8.1. Методические рекомендации студентам по организации изучения дисциплины..............................................................................................................................93

8.2. Методические рекомендации преподавателям по методике проведения основных видов учебных занятий............................................................................................................95

9. Методические рекомендации к изучению курса............................................................96

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Настоящий Учебно-методический комплекс отражает содержание и структуру учебного курса «История государства и права зарубежных стран» и предназначен для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения МГЮА.

Изучение истории государства и права зарубежных стран имеет большое значение для подготовки высококвалифицированных юристов. Данная дисциплина является одной из базовых в системе юридических наук. Ее изучение позволяет понять наиболее общие закономерности государственно-правовых систем в их исторической эволюции. Эта учебная дисциплина не только содействует формированию общеправовой культуры, но и создает условия, дающие студенту возможность увидеть всю сложность и противоречивость развития государства и права, а на основе этого глубже понять современную государственность и прогнозировать основные контуры ее развития в ближайшем обозримом будущем. Важно отметить, что современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь новая важная веха в истории.

Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления, закладывает предпосылки будущего. Таким образом, чтобы понять историю современного государства и права, нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.

Соответственно, история государства и права зарубежных стран как учебная дисциплина исследует процесс возникновения, становления, развития, расцвета и упадка государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности.

Данная дисциплина анализирует содержание доминирующих государственно-правовых процессов в тех или иных цивилизациях, исследует присущие им причинно-следственные связи и раскрывает главенствующие направления государственно-правовой истории, равно как и наиболее типичные особенности этой истории.

Таким образом, история государства и права зарубежных стран в числе важнейших конкретных исторических проблем изучает возникновение и развитие прав человека и гражданина, правового государства, федерализма, разделения властей, парламентаризма, основных институтов частного и публичного права. Она дает возможность учитывать достижения прошлого, равно как и учиться на его ошибках, чтобы их не повторять.

В результате изучения дисциплины студент должен ЗНАТЬ:

- различные методы историко-правовых исследований;

- природу и сущность государства и права первых цивилизаций;

- национальные особенности и основные закономерности возникновения функционирования и развития государства и права в странах Древнего Востока и Античного мира;

- исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции (на примере Древней Индии, Египта, Вавилона, Китая, Древней Греции и Рима);

- особенности форм правления и государственных механизмов в странах Древнего Востока и Античного мира;

- сохранившиеся до настоящего времени кодификации (Законы Ману, Законы Хаммурапи, Законы 12 таблиц);

- роль франкского государства как переходного звена от древних цивилизаций к средневековой государственности;

- процессы формирования национальных государств в странах Западной Европы, основные этапы их исторического развития;

- особенности становления буржуазного государства в Великобритании и США, сущность парламентаризма;

- формирование и деятельность государственно-правового механизма на основе новых принципов: разделения властей, народного суверенитета, федерализма;

- важнейшие исторические события Франции и Германии в новое и новейшее время; содержание конституционных актов названных государств;

Студент должен УМЕТЬ:

- оперировать юридическими понятиями и категориями;

- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;

- сравнивать определенные исторические этапы в разных государствах, выделять особенности исторического развития различных стран;

- дать анализ конституционных актов Великобритании и США, определить пути конституционного развития этих стран;

- дать анализ и оценку исторического развития Франции и Германии в XIX-XX вв.;

- дать оценку основным государственным институтам в КНР.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

 

История государства и права зарубежных стран относится к Б3.Б.3 циклу ООП. Ко времени изучения Истории государства и права зарубежных стран студенты обладают сформированными знаниями по дисциплинам гуманитарного цикла среднего (полного) общего образования (история, обществознание, русский язык и литература, география). Знание математики и информатики помогают в овладении традиционными и современными методами историко-правовых исследований и в использовании современных технических средств обучения. История государства и права зарубежных стран совместно с историей государства и права России, теорией государства и права, историей политических и правовых учений, а также рядом других учебных дисциплин, в основном изучаемых в рамках 1 и 2 семестров, образуют группу наук, составляющих теоретическое, а если иметь в виду более широкий план, гносеологическое основание отраслевых дисциплин. Они формулируют значительную часть понятийного аппарата юриспруденции.

Курс «Истории государства и права зарубежных стран» наиболее тесно взаимодействует со следующими дисциплинами:

· Римское право;

· Конституционное право зарубежных стран;

· Международное публичное право.

 


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Общая трудоемкость составляет 252 часа. Изучение дисциплины рассчитано на два семестра.

Для студентов очной формы обучения — 104 часа — аудиторная работа из них в I семестре 20 часов составляют Лекции и 30 часов Семинары.

Во втором семестре 22 часа-Лекции и 32 часа -Семинары. 112 часов — самостоятельная работа студента.

Для студентов очно-заочной (вечерней) формы обучения аудиторная работа составляет 62 часа из них в первом семестре 12 часов - Лекции и 18 часов- Семинары. Во втором семестре 12 часов — Лекции и 20 часов — Семинары. Самостоятельная работа — 154 часа.

Для студентов заочной формы обучения аудиторная работа составляет — 24 часа, из них 6 часов — Лекции и 18 часов — Семинары, расчитанные на два семестра. Самостоятельная работа студента — 228 часов.

Видом итогового контроля для всех форм обучения по окончании первого семестра является — Зачет, а по окончании второго семестра — Экзамен.

КОМПЕТЕНЦИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ФОРМИРУЕМАЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Бакалавр должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);

владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом.

Бакалавр должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в нормотворческой деятельности:

способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Выписка из ГОС ВПО «Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы» по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»

Основные понятия, предмет и система дисциплины, место истории государства и права зарубежных стран в системе юридических наук, периодизация истории государства и права зарубежных стран. Разложение родоплеменного строя и возникновение государства и права. Основные ступени регионального и стадиального развития государства и права Древнего мира. Основные черты древневосточной цивилизации, ее региональные особенности. Античная цивилизация, ее основные черты, особенности государственности античного мира. Общее и особенное цивилизации Запада и Востока, разнообразие форм перехода к государственности Средних веков. Возникновение раннефеодальных форм собственности. Перерастание рабовладельческих отношений в феодальные. Общее и особенное в общественном и политическом строе феодальных государств – Франков, Франции, Англии, Германии. Основные черты социально-экономического и государственно- правового развития стран Востока. Неоднозначность развития отдельных регионов в период Нового времени. Предпосылки революций в Англии, США, Франции и других странах Западной Европы. Основные тенденции развития государства и права Нового времени. Основные предпосылки и тенденции развития государства и права экономически наиболее развитых стран. Мировые войны, революции, экономические кризисы и их последствия. Крах колониальных империй. Образование новых национальных государств. Основные изменения в праве, развитие мировых систем права, тенденции к сближению правовых систем.

История государства и права зарубежных стран изучается хронологически в рамках трех основных разделов: истории государства и права эпохи Древнего мира, эпохи Средних веков, эпохи Современной истории которую составляют периоды Нового времени. Эта периодизация соответствует трем основным эпохам развития мировой цивилизации, важнейшей частью которых являются государство и право. Каждая из этих эпох характеризуется сложностью и неоднозначностью социально-экономических и государственно-правовых процессов. Но магистральное развитие каждой из них в конечном итоге формируется под воздействием определенной ведущей тенденции.

Так, Древний мир (IV тыс. до н.э. – V в. н.э.) - это утверждение и развитие рабовладельческого общества; Средние века (с V в. по XVII – XVIII вв.) - это преобладание феодального общества; период Нового времени Современной эпохи (с XVII – XVIII вв. до XX в.)- буржуазное общество, период Новейшего времени (с XX в.)- это важная ступень современной эпохи с еще недостаточно четко выявившейся основной магистральной линией развития, но уже отмеченной социалистическими революциями, появлением социалистической государственности, крушением колониальных империй, структурной трансформацией так называемого «постиндустриального общества». В пределах каждой из этих эпох и рассматривается история государства и права отдельных стран.

В итоге тематический план учебного курса истории государства и права зарубежных стран включает следующие основные темы (разделы):

1. История государства и права эпохи Древнего мира.

2.История государства и права эпохи Средних веков.

3. История государства и права Современной эпохи.

Студенты всех форм обучения в I семестре изучают первые два раздела курса: историю государства и права Древнего мира и Средних веков, во II семестре историю государства и права Нового и Новейшего времени. По окончании I семестра проводится зачет по первым двум разделам курса. По окончании II семестра – экзамен по всем разделам курса.

В соответствии с учебным планом и программой курса весь материал разделен на 5 модулей в рамках которых изучаются следующие разделы:

I модуль — Государство и право Древнего мира.

II модуль - Государство и право в Средние века.

III модуль - Государство и право Великобритании и США в XVII-XX вв.

IV модуль — Государство и право Франции, Германии и Италии в новое и новейшее время.

V модуль — Государство и право Китая и Японии в XIX-XX вв.

В соответствии с учебным планом общая трудоемкость при изучении истории государства и права зарубежных стран составляет 252 часа, 7 зачетных единиц. В соответствии с учебным планом и программой курса действуют следующие тематические планы:

1. для очной формы обучения;

2. для очно-заочной формы обучения;

3. для заочной формы обучения.

 

Очная форма обучения

 

№ п\п Раздел (тема) учебной дисциплины Се местр Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Всего часов
лекции практи-ческие занятия СРС  
I модуль Государство и право Древнего мира I        
II модуль Государство и право в Средние века I        
III модуль Государство и право Великобритании США в конце XVII – XX вв. II        
IV модуль Государство и право Франции и Германии и Италии в новое и новейшее время II        
V модуль Государство и право Китая и Японии в XIX – XX вв. II        

 

 

Очно-заочная форма обучения

    № п\п   Раздел (тема) учебной дисциплины   Се местр Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Всего часов
лекции практические занятия СРС  
I модуль   Государство и право Древнего мира I        
II модуль Государство и право в Средние века I        
III модуль Государство и право Великобритании США в конце XVII – XX вв. II        
IV модуль Государство и право Франции и Германии и Италии в новое и новейшее время II        
V модуль Государство и право Китая и Японии в XIX – XX вв. II        

Заочная форма обучения

    № п\п   Раздел (тема) учебной дисциплины   Се местр Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Всего часов
лекции практические занятия СРС  
I модуль   Методология изучения предмета I        
II модуль Государство и право в Древнее время и в Средние века I        
III модуль Государство и право Нового времени II        
IV модуль Государство и право Новейшего времени II        

 

5.2. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ и ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

 

Наименование разделов и их содержание Количество часов Лек.IПЗIСР Итого-вые баллы
  МОДУЛЬ I. Введение в предмет и методология его изучения   - - -
  ГОСУДАРСТВО и ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА: 1.Государство и право Древнего Египта        
  2.Государство и право Древнего Вавилона        
  3. Законы Ману (Древняя Индия)        
  4.Государство и право Древнего Китая        
  5.Государственный строй Афин (первый выдающийся опыт демократии эпохи Древнего мира)          
  6.История государства в Древнем Риме        
  7.Законы XII таблиц в Древнем Риме Контрольный рубеж (тест)        
  МОДУЛЬ II.        
  1.Государство и право франков        
  2.Феодальное государство Франции        
  3.Государство и право феодальной Германии        
  4.Уголовное право и уголовный процесс в странах Западной Европы. Каролина.        
  5.Государство и право феодальной Англии Контрольный рубеж (тест) ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ЗАЧЕТ          
  МОДУЛЬ III.        
  1.Переход Англии от абсолютной к конституционной монархии        
  2.Утверждение конституционной монархии в Англии        
  3.Избирательные реформы в Великобритании (эволюционное оформление современной избирательной системы)            
  4.Конституционное развитие Англии в XX веке.        
  5.Возникновение и развитие США (развитие теории и практики разделения властей и федерализма).        
  6.Основные изменения в государственном строе США в XX веке        
  МОДУЛЬ IV.        
  1.Возникновение государства нового исторического типа во Франции XVIII веке.        
  2.Первая республика во Франции.        
  3.Гражданский кодекс Франции 1804 года.        
  4.Изменения в государственном строе Франции в XIX веке (поиск оптимальной для страны государственно-правовой системы)        
  5.Четвертая республика во Франции.        
  6.Объединение Германии.        
  7. Германское гражданское уложение 1896 года.        
  8.Развитие Германии в XX веке.          
  МОДУЛЬ V.        
  1. Государство и право Китая и Японии в XIX-XX вв. ЭКЗАМЕН        
  ИТОГО:        

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ИСЦИПЛИНЫ

 

ПРОГРАММА КУРСА

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Предмет и значение истории и государства и права зарубежных стран как науки и учебной дисциплины.

2. Цели и задачи курса «История государства и права зарубежных стран».

3. Место истории государства и права зарубежных стран в системе юридических наук.

4. Методология и методика истории государства и права зарубежных стран как науки и учебной дисциплины.

5. Периодизация истории государства и права зарубежных стран.

6. Тематический план.

7. Основная учебная литература.

МОДУЛЬ I

МОДУЛЬ II

СРЕДНИЕ ВЕКА

МОДУЛЬ III

Америки в XVIII-XIX вв.

1. Образование английских колоний на восточном побережье Северной Америки и их управленческие структуры. Политика Англии в отношении своих американских колоний. Их война за независимость. Декларация независимости 1776 г.: философское и правовое обоснование борьбы колоний за отделение от Англии. Американская конфедерация, ее принципы. Статья конфедерации 1781 г. Причины перехода к федерации. Идеология Т. Джефферсона, Д. Медиссона, А. Гамильтона: их роль в конструировании американской федерации. Конституция США 1787 г. и ее ратификация штатами. Борьба за Билль о правах. Содержание Билля (1791 г.).

2. Первый конгресс США. Закон о судоустройстве. Конституционный надзор, осуществляемый Верховным судом США: теория и практика. 11 поправка к Конституции об ограждении судебных прав штатов.

3. «Размножение» штатов и условия их интеграции в США. Территориальные захваты. Противоречия между рабовладельческим Югом и промышленным Севером. Гражданская война 1861 – 1865 гг. Политика Президента США А. Линкольна. Освобождение рабов и акт о гомстедах. Возникновение партийной системы, парламентских комитетов и других внеконституционных институтов. Конвенциональные соглашения и их значение. Укрепление федерации.

4. Политика невмешательства в гражданско-правовые отношения, включая отношения между трудом и капиталом. Политика Верховного суда. 14 поправка к Конституции США и ее реализация на практике: так называемое «раздельное, но равное» в отношениях между белыми и «цветными». Позиция Верховного суда США.

5. Экономическое развитие США после войны Севера с Югом.

6. Право. Источники права. Правовое положение отдельных групп населения. Рабство в южных и его отмена. Фактическое бесправие индейцев. Уголовное право. Уголовные кодексы штатов. Суд и процесс. Антитрестовское законодательство: законы Шермана 1890 г. и закон Клейтона 1914 г.

МОДУЛЬ IV

МОДУЛЬ V

ЛЕКЦИИ

ЛЕКЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

I семестр

МОДУЛЬI

Тема 1. Введение в предмет и методология его изучения (2 часа).

1.Предмет, значение, цели и задачи Истории государства и права зарубежных стран.

 

2.Периодизация истории государства и права зарубежных стран.

 

Тема 2. Государство и право Древнего Востока (2 часа).

 

1.Общественный и государственный строй Древнего Египта и Вавилона.

2.Отличительные черты общественного и государственного строя Древней Индии.

3.Законы Ману и Законы Хаммурапи. Общая характеристика.

4.Особенности государства и права Древнего Китая.

 

Предварительно студенты должны ознакомиться с соответствующими разделами учебника, просмотреть тексты Законов Ману и Хаммурапи.

Кроме того необходимо усвоить такие понятия как форма правления и форма государственного устройства.

Тема 3. Государство и право Древней Греции (2 часа).

1. Возникновение полисных государств на территории Древней Греции. Особенности их развития.

2. Образование Афинского государства.

3. Общественный строй Афин периода расцвета.

4. Государственный строй Афин в V веке.

5. Особенности государственного строя Спарты.

 

При подготовке к лекции студентам рекомендуется ознакомиться с соответствующим разделом учебника и трудами древних историков, содержащимися в хрестоматии, а также со значением таких терминов как демократия, олигархия, аристократия.

 

Тема 4. Государство Древнего Рима (2 часа).

 

1. Основные этапы в истории римского государства.

2. Общественный и государственный строй царского периода.

3. Особенности римской республики.

4. Принципат и доминат.

 

При подготовке к лекции студентам рекомендуется ознакомиться с соответствующим разделом учебника и хрестоматии.

Желательно хотя бы вкратце представлять общую историю Рима.

 

Тема 5. История римского права (2 часа).

1. Этапы развития римского права.

2. История создания Законов XII таблиц.

3. Римское право древнейшего периода.

4. Основные черты римского права классического периода.

5. Кодификация Юстиниана.

 

Предварительно студентам следует просмотреть Законы XII таблиц, Институции Гая, Дигесты (в рамках хрестоматии).

 

МОДУЛЬ II.

Тема 1. Франкское государство и право (2 часа)

1. Особенности возникновения государства у салических франков.

2. Государственный строй при Меровингах и Каролингах.

3. Салическая правда.

 

При подготовке к лекции студенты должны ознакомиться с соответствующим разделом учебника и текстом Салической правды, а также посмотреть атлас Средневековья.

 

Т ема 2. Государство и право Франции в Средние века (2 часа).

 

1. Основные периоды в истории Средневековой Франции. Борьба за создание единого государства.

2. Сословно-представительная монархия во Франции.

3. Государственный строй в эпоху абсолютизма. Предреволюционный кризис абсолютизма.

4. Основные черты права.

 

При подготовке к лекции студентам рекомендуется ознакомиться с соответствующим разделом учебника и документами, содержащимися в хрестоматии, а также с такими историческими событиями как Столетняя война и реформация церкви.

 

 

Тема 3. Государство и право Германии в Средние века (2 часа).

1.Образование феодального государства в Германии. «Священная римская империя германской нации».

2.Сословно-представительная монархия.

3.Особенности абсолютизма в Германии. Княжеский абсолютизм. «Просвещенный абсолютизм».

4.Каролина.

 

Студенты, готовясь к лекции по данной теме, должны ознакомиться с соответствующими разделами учебника и хрестоматии. Желательно также иметь представление о Крестьянской войне 1525 года и Тридцатилетней войне 1618-1648 гг.

 

Тема 4. Феодальное государство Англии (2 часа)

1. Англо-саксонские королевства.

2. Нормандское завоевание и его влияние на общественный и государственный строй Англии в XI-XIII вв.

3. Возникновение и развитие парламента.

4. Особенности английского абсолютизма.

5. «Общее право» и «право справедливости».

Готовясь к данной лекции студенту необходимо ознакомиться с соответствующим разделом учебника и такими историческими событиями, как война Алой и Белой Розы, реформация католической церкви и образование англиканской.

 

II семестр

МОДУЛЬ III

МОДУЛЬ IV

Тема 1. Государство и право Франции периода Великой французской революции (2 часа).

1. Учредительное собрание. Декларация прав человека и гражданина.

2. Переход к конституционной монархии.

3. Установление I республики. Жирондистский конвент.

4. Якобинская диктатура. Революционное правительство, его принципы.

 

Желательно, чтобы студенты перед лекцией прочли текст Декларации 1789 года.

 

МОДУЛЬ V

Тема 1. Государство и право Китая в XIX-XX вв. (2 часа)

1. Образование Тайпинского государства

2. Революция 1911 года.

3. Образование КНР. Конституция 1954 года.

4. Политика «большого скачка».

 

Желательно, чтобы студенты познакомились с общей историей Китая данного времени.


ЛЕКЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

I семестр

МОДУЛЬ I

Тема 1. Введение в предмет и методология изучения государства и права зарубежных стран (2 часа).

1. Предмет, значение, цели и задачи истории государства и права зарубежных стран.

2. Периодизация истории государства и права зарубежных стран.

3. Основные черты государства и права древневосточных государств.

 

Задание для подготовки к лекции: ознакомиться с соответствующим разделом учебника.

 

МОДУЛЬ II

 

II семестр

 

МОДУЛЬ III

 

МОДУЛЬ IV

Тема 1. Развитие государства и права во Франции в XVIII-XX веках (4часа)

1. Причины возникновения государства нового исторического типа во Франции XVIII века.

2. Декларация прав человека и гражданина 1789. Первая Конституция 1791 года.

3. Изменения в госуд



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.14 (0.209 с.)