Введение в историю искусства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в историю искусства.



Содержание лекционного материала.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

 

Введение в историю искусства.

Специфика изобразительного искусства как формы общественного сознания. Виды и жанры искусства. Понятие о стиле, направлении, школе. Художественный метод. Роль традиции в искусстве. Описание и анализ художественных произведений. Основные исторические периоды развития искусства как отражение основных этапов развития человеческого общества.

Искусство первобытного общества.

Возникновение искусства. Основные функции первобытного искусства. Эволюция изобразительных форм в первобытном искусстве. Рельеф. Живопись. Скульптура. Основные темы первобытного искусства. Искусство эпохи палеолита. "Палеолитические Венеры","макароны", "Голова лошади", "Олени, переплывающие реку". Росписи пещер Альтамира (Испания), Ласко (Франция). Наскальная живопись в Каповой пещере (Россия, Урал). Искусство эпохи мезолита. Наскальная живопись. Изменение живописного языка, обогащение тематики. Искусство эпохи неолита. Наскальная живопись. Схематическое изображение фигур. Петроглифы, орнамент. Стилизация форм - основа изобразительности. Рельефы, скульптура. Зарождение монументальной архитектуры. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи.

 

Искусство Древнего Египта.

Египет - одно из древнейших государств мира. Социально-экономический и политический строй Древнего Египта. Религия древних египтян. Культ мертвых и его значение в становлении изобразительного искусства и архитектуры. Периодизация искусства Древнего Египта. Додинастический период (IU тыс. до н.э.). Плакетка Нармера. Возникновение канона в изобразительном искусстве. Своеобразие египетского рельефа. Древнее царство (CCC - CCIII вв.до н.э.). Ведущая роль архитектуры. Мастаба. Ступенчатая пирамида Джосера в Саккара. Пирамиды Снофру. Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе. Заупокойные храмы Древнего царства. Скульптура Древнего царства."Большой сфинкс" Хефрена. Типы композиции статуи, канон в изображении фигуры человека в рельефе, живописи, круглой пластике. Реализм древнеегипетского портрета. Статуи Хефрена, Каапера, писца Каи. Скульптурные группы царевича Рахотепа и царевны Нофрет, Сенеба с семьей. "Построчная" композиция и декоративное понимание формы рельефов и росписей на стенах храмов и гробниц. "Охота на гиппопотамов" в гробнице Ти в Саккара. Художественное ремесло в Древнем царстве. Среднее царство (CCI - начало CUIII века д н.э.). Архитектура Среднего царства. Поиски новых архитектурных решений. Повышение роли заупокойного храма в мемориальном коплексе, сочетание пирамиды со скальной гробницей. Храмовый ансамбль усыпальницы Ментухотепов. Появление колоннады и пилона. Храм - центр общегосударственного культа фараона. Традиции Древнего царства и новые черты в официальной скульптуре. Памятники живому властителю. Статуи и портреты Аменемхета III. Живопись Среднего царства. Росписи гробниц в Бени-Гасане. Новые черты в трактовке природы. Разнообразие сюжетов, изображение птиц, животных и растительности. Богатство цветовой гаммы. "Удод, трясогузка, горихвостка", "Дикая кошка" и др. Мелкая пластика и художественное ремесло Среднего царства. Новое царство (CUI - CI века. до н.э.). Архитектура Нового царства. Заупокойный храм царицы Хатшепсут. "Солнечные" храмы в Луксоре и Карнаке. Форма, роль и место колонны в древнеегипетском храме. Монументальность и декоративность - основа художественного языка архитектуры и изобразительного искусства Нового царства. Колоссы Мемнона (Аменхотепа III), сфинксы, статуи Тутмоса III, портреты царицы Тии. Реалистические тенденции в рельефах, настенной росписи и мелкой пластике. "Жрец Аменхотеп и жрица Ранная"."Музыкантши и танцовщицы", "Плакальщицы". Художественные ремесла. Эпоха Эль-Амарна (начало CIU века до н.э.). Реформы Эхнатона. Портреты Эхнатона, Нефертити, царевен. Рельефы с изображением фараона с семьей. Сокровища гробницы Тутанхамона (скульптура, рельфы, живопись, прикладное искусство). Искусство второй половины Нового царства. Возврат к доамарнским традициям в архитектуре и искусстве. Храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Гипостильный зал в Карнаке. Колоссы Рамзеса II в Луксоре. Отголоски амарнского искусства - рельеф "Плакальщики", роспись"Молитва под пальмой". Позднее время (CI век - 332 год до н.э.). Упадок Древнеегипетского государства. Искусство Саисского периода. "Голова жреца". Историческое значение египетского искусства.

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ

"ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

1. Специфика изобразительного искусства. Проблемы изучения и восприятия Произведений изобразительного искусства

2. Архитектура. Виды архитектуры. Специфика архитектуры как вида искусства. Образные средства архитектуры.

3. Живопись. Виды и жанры живописи. Техники живописи. Образные средства живописи.

4. Скульптура. Виды и жанры скульптуры. Материалы и техники. Образные средства скульптуры.

5. Графика. Виды графики. Техники графики. Образные средства графики.

6. Происхождение первобытного искусства. Эволюция изображения животных в первобытном искусстве.

7. Изображение человека в скульптуре и живописи палеолита, мезолита и неолита.

8. Мегалитическая архитектура.

9. Искусство Древнего Египта. Общая характеристика. Периодизация. Связь изобразительного искусства и архитектуры с погребальным культом.

10. Искусство додинастического периода. Палетка Нармера. Возникновение канона в изображении фигуры человека.

11. Архитектура Древнего царства. Мастаба. Погребальный комплекс Джосера. Пирамиды Снофру.

12. Пирамиды в Гизе. Тип заупокойного храма.

13. Скульптура и живопись Древнего царства. Типы изображения фигуры человека.

14. Архитектура Среднего царства. Комплекс Ментухотепов в Дейрэль-Бахри.

15. Скульптура Среднего царства. Статуи Аменемхета 11. Мелкая пластика.

16. Живопись Среднего царства. Росписи гробниц (Бени-Гасан).

17. Архитектура Нового царства. Скальные гробницы номархов. Заупокойный комплекс царицы Хатшепсут

18. Скульптура первой половины. Нового царства.

19. Монументальная живопись первой половины Нового царства.

20. Реформы Эхнатона и их влияние на развитие архитектуры и изобразительного искусства.

21. Скульптура эпохи эль-Амарна.

22. Живопись эпохи эль-Амарна

23. Сокровища гробницы Тутанхамона.

24. Архитектура и изобразительное искусство второй половины Нового царства. Храмы Рамзеса 11 в Карнаке, Луксоре и Абу-Симбеле.

25. Скульптура второй половины Нового царства.

26. Живопись второй половины Нового царства.

27.Искусство Позднего времени (общая характеристика).

28.Искусство Древней Месопотамии. Общая характеристика. Керамика.

29.Архитектура Двуречья шумеро-аккадского периода.

30.Скульптура Двуречья шумеро-аккадского периода. Рельефы и круглая скульптура.

31.Царские гробницы в Уре.

32.Глиптика шумеро-аккадского периода.

33.Искусство Старо-вавилонского царства и государства Мари.

34.Искусство Ассирии 9-8 вв. до н.э. Статуи и рельефы Ашшурнацирапала II. Живопись из дворца в Тиль-Барсибе.

35.Дворец Саргона II. Монументальная скульптура и рельефы.

36.Искусство Ассирии 7 в. до н.э. Рельефы из дворца Ашшурбанапала в Ниневии.

37.Глиптика Ассирийского периода.

38.Искусство Ново-вавилонского царства.

39.Искусство Персии Ахеменидского периода. Дворцовый комплекс в Персеполе.

40.Прикладное искусство Персии 5 - 4 вв. до н.э.

 

 

АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО.

Эгейское искусство.

Исторические особенности эгейской культуры, ее связь с традициями Египта и Месопотамии. Крит и Микены - основные центры эгейской культуры. Архитектура Крита. Кносский дворец, особенности планировки, многоэтажность, размеры, открытый характер, система освещения. Критская керамика (ваза с осьминогом). Живопись Крита. Тематика, композиционное и колористическое решение ("Дамы в голубом", "Акробаты с быком", "Парижанка", "Дельфины и рыбы", "Царь-жрец"). Прикладное искусство (кубок из Вафио) и мелкая пластика ("Богини со змеями"). Художественная культура древних Микен. Принципиальное отличие микенской архитектуры от архитектуры Крита. Крепостной характер сооружений Микен и Тиринфа (цитадели, гробницы, мегарон и его дальнейшее развитие). Мегарон - прообраз греческого храма. "Львиные ворота" в Микенах, "Сокровищница Атрея" как пример крепостной и погребальной архитектуры. Особенности керамики и мелкой пластики. Меч и кинжалы с изображением сцены охоты, золотая маска Агамемнона из "Сокровищницы Атрея". Влияние крито-микенской культуры на развитие греческой культуры.

 

Искусство Античной Греции.

Основные этапы развития античного искусства. Античная демократия и греческое искусство. Роль мифологии в развитии греческого искусства. Искусство Гомеровской Греции (IX-YIII вв. до н.э.). "Геометрический стиль" в вазописи Гомеровского периода. Мелкая пластика. Дипилонские сосуды.

Греческая архаика (YII-YI вв. до н.э.). Сложение рабовладельческого строя в Греции, формирование городов-государств. Использование достижений восточной культуры в период формирования основных принципов греческого искусства, их творческое переосмысление и создание новых художественных форм. Особенности древнегреческой архитектуры. Понятие ордера, его конструктивная и художественная функции. Ордера: дорический, ионический, коринфский. Основные типы греческих храмов. Появление классического греческого храма - периптера. Гуманистический характер греческой архитектуры, ее связь с окружающей средой. Эволюция архаической скульптуры. Типы статуй, их характерные черты - отсутствие динамики, (статуи куросов и кор). Стремление к передаче движения - коры с Афинского Акрополя. Синтез искусств в греческом храме. Скульптура фронтонов. Древнегреческая живопись. Вазы "коврового" и чернофигурного стилей.

Греческая классика (Y-IYвв. до н.э.) - расцвет афинской демократии и подъем греческой культуры. Архитектура и скульптура ранней классики, развитие периптера, утверждение принципов античного реализма (скульптура фронтона храма Зевса в Олимпии, "Дельфский возничий", "Посейдон", рельефы "Афина", "Рождение Афродиты", появление скульптурной группы "Тираноборцы"). Проблема передачи движения и направленного действия в скульптуре. Творчество Мирона ("Дискобол"). Совершенствование композиционных решений скульптурной группы, принцип взаимоуравновешенных и противоположно направленных движений ("Афина и Марсий") Афина - идеал прекрасного женского образа. "Канон" Поликлета, прием "хиазма" как средство гармонического сочетания покоя и движения в скульптуре ("Дорифор", "Диадумен", "Раненая амазонка"). Воплощение в скульптуре древнегреческого идеала физического и духовного совершенсва человека.

Искусство высокой классики (третья четверть Y в. до н.э.). Победоносное завершение греко-персидских войн, рост полисов, ведущая роль Афин. Господство в искусстве героических гражданских идеалов. Архитектура. Ансамбль Афинского Акрополя - высшее достижение греческого синтеза искусств. Новый принцип планировки - принцип свободного равновесия. Взаимодействие ансамбля с окружающей средой. Социальные функции Акрополя. Пропилеи, храм Ники Аптерос, Эрехтейон. Парфенон (зодчие Иктин и Калликрат) - классический образец древнегреческого храма, соединение в нем всех достижений греческого искусства. Скульптура. Фронтоны, метопы и фриз Парфенона ("Кефал", "Мойры"). Фидий и скульпторы его круга. Соединение гуманистического идеала с совершенной пластической формой. Статуя Афины Парфенос, Афины Промахос, Зевса Олимпийского. Аттические надгробия и греческий идеал умеренного проявления чувств. Принципы искусства высокой классики в краснофигурной и белофонной вазописи.

Искусство поздней классики (к.Y-IY вв. до н.э.). Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского. Утрата гражданских идеалов высокой классики, рост индивидуалистических тенденций в искусстве. Архитектура. Усыпальница Кария Мавсола в Галиканнасе. Скульптура. Великие мастера позднеклассического периода. Творчество Скопаса. Мастерство в передаче мимики, драматического состояния модели ("голова раненого воина", "Менада"). Новое пространственное решение рельефа - развертывание движения в глубину и на зрителя (рельеф Галикарнасского мавзолея "Битва греков с амазонками"). Утонченность стилистики Праксителя, его стремление передать прекрасный гармонический образ человека в новых жизненных условиях ("Гермес с Дионисом", "Афродита Книдская"). Возврат к традициям высокой классики в творчестве Лисиппа и Леохара. Изменения канона в пропорциях фигуры человека, утверждение принципов круглой скульптуры (портреты Александра Македонского, "Апоксиомен", "Отдыхающий Гермес", "Геракл, борющийся со львом", "Аполлон Бельведерский").

Искусство эпохи эллинизма (III-I вв. до н.э.). Падение и распад империи Александра Македонского. Упадок старых эллинистических центров и расцвет новых - на Востоке. Распостранение греческой культуры, взаимовлияние греческого искусства и искусства восточных цивилизаций. Художественные школы эллинизма (афинская, александрийская, пергамская и родосская). Противоречивый характер этого периода. Отражение драматизма эпохи в культуре и искусстве. Градостроительство. Возрождение монументально-героического искусства ("Ника Самофракийская"), развитие классических традиций ("Афродита Милосская"). Культ колоссального ("Колосс Родосский") в сочетании со стремлением к камерности и интересом к быту (терракотовые статуэтки из Танагры). Стремление к патетике, внешним эффектам, виртуозности исполнения у родосских мастеров ("Лаокоон", "Фарнезский бык"). Новые черты эллинистической скульптуры в рельефах Пергамского алтаря. Величественные образы гигантов и богов, пластика и драматизм сюжета, использование эффектов контраста света и тени в горельефе для усиления эмоционального воздействия. Образы галлов ("Раненый галл", "Галл, убивающий свою жену"). Проблема передачи переживаний человека в эллинистическом портрете (статуя Демосфена). Эллинистические камеи, высокое мастерство, филигранная техника исполнения.

 

Искусство Древнего Рима.

Общая характеристика, периодизация. Этрусское искусство, особенности художественного творчества. Архитектура (храмы, гробницы), монументальная живопись и вазопись. Скульптура, прикладное искусство. Влияние этрусского искусства на культуру Древнего Рима.

Объединение Италии под властью Рима. Сходство и различие римской и греческой культур. Искусство Римской республики (конец YI-конец I вв. до н.э.), его особенности. Принципы римской архитектуры, ведущая роль гражданской архитектуры (мосты, акведуки, виллы, театры, термы). Римский форум. Система римских архитектурных ордеров. Развитие новой строительной техники, изобретение бетона, арка, своды (крестовый, цилиндрический, коробовый), купол. Культ предков и его влияние на развитие римского портрета. Статуи ораторов. "Капиталийская волчица".

Завоевания Рима в III - I в. до н.э., образование Римской империи. Храм в Ниме - римский вариант периптера. Круглый храм в Тиволи. "Алтарь мира". Эволюция жилой архитектуры: дом с атриумом, дом с перистильным двориком. Декоративное убранство дома: росписи, мозаика, скульптурный декор. Техника римской монументальной живописи. Четыре стиля в живописи Помпей. Скульптурный портрет времен императора Августа, его отличие от портретов республиканского периода. Парадный портрет, особенности трактовки и образного решения. Статуя Августа, портрет Ливии. Камерный римский портрет. Искусство Римской империи I - III вв. н.э. Особенности экономического и политического развития. Архитектура. Постановка градостроительных проблем. Строительство форумов, общественных и дворцовых сооружений, отражающих рост могущества Римской империи. Использование греческого ордера в качестве декора, сочетание его с арками. Колизей и Пантеон - вершины римского строительного искусства. Триумфальные мемориальные сооружения Древнего Рима - новая форма архитектуры. Триумфальные арки, колонна Траяна. Эволюция римского скульптурного портрета. Развитие реалистических тенденций в римском портрете. Портреты Нерона, императора Виттелия. Острохарактерный реалистический портрет времени Северов. "Портрет императора Каракаллы". Римская монументальная скульптура, ее развитие, особенности, отличие от греческой. Конный памятник Марку Аврелию. Рельефы колонны Траяна. Особенности римского рельефа и его эволюция. Римская мозаика.

Искусство римских провинций. Ансамбли Баальбека и Пальмиры. Взаимодействие римских, эллинистических и местных традиций в культуре римских провинций. Фаюмский портрет.

Искусство Римской империи IY - Y вв. н.э. Изменение формы римского государства по типу восточных деспотий. Архитектура. Базилика Максенция. Планировка, конструкция, характерные особенности. "Базилика св.Павла за стенами". Особенности планировки и декоративного убранства центрических храмов.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

"АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО.

ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Итальянское Возрождение.

Особенности исторического, экономического и социального развития Италии. Периодизация искусства эпохи Возрождения. Развитие науки, расцвет литературы и искусства, их взаимосвязь. Гуманистический характер культуры и искусства итальянского Возрождения, утверждение в нем светского начала. Видовое и жанровое разнообразие искусства, возрождение классического языка античной архитектуры.

Проторенессанс (треченто, XII-XIII века). Итальянские города - торговые, политические и культурные центры Италии. Политическая самостоятельность, рост буржуазных отношений и их влияние на развитие искусства. Интерес к реальной жизни и человеку в произведениях Данте, Петрарки и Боккаччо. Развитие локальных художественных школ. Флоренция - крупнейший художественный центр Италии. Реформы Джотто (1276 - 1337) и их влияние на развитие монументальной и станковой живописи Италии (фрески в капелле Дель Арена в Падуе). Итальянская скульптура XIII-XIY вв. (Никколо и Джованни Пизано). Художественное своеобразие сиенской школы (Дуччо, Симоне Мартине, Амброджо и Пьетро Лоринцетти).

Раннее итальянское Возрождение (кватроченто, XY век). Развитие гуманизма, его роль в формировании культуры Италии этого периода. Роль Флоренции в искусстве и общественной жизни Италии. Связь искусства с наукой, теоретические трактаты Лоренцо Гиберти и Леон Баттиста Альберти и их роль в развитии нового искусства. Архитектура. Новое понимание объема и пространства в архитектуре. Обращение к античной традиции, но и использование конструктивных приемов готики. Творчество Филиппо Брунеллески (1377-1446) - новый этап в развитии архитектуры. Купол собора Санта Мария дель Фиоре. Развитие центрического и базиликального типов храма. Капелла Пацци, особенности планового решения, экстерьера, декоративное оформление интерьера. Разработка нового типа светской архитектуры (палаццо, вилла, общественное здание). Крепостной характер фасадов, декоративное убранство интерьеров, комфорт. Скульптура. Новые принципы пластического языка (обращение к античности и пристальное изучение натуры). Творчество Донателло (ок.1386-1466), мастера монументально-декоративной скульптуры и реалистического скульптурного портрета. Новаторство Донателло. Воплощение гуманистического идеала человека в скульптуре. "Святой Георгий", "Давид". Скульптурный портрет эпохи Возрождения и его своеобразие (портрет Никколо Удзано). Конный памятник "Кондотьер Гаттамелата" в Падуе. Влияние творчества Донателло на последующее развитие искусства Италии. Развитие ренессансного рельефа в творчестве Лоренцо Гиберти и Якопо делла Кверчи. Творчество Андреа Вероккио (1436-1488). Дальнейшее развитие круглой скульптуры. Изысканность образа, детализация формы, повышенный драматический эффект позы и жеста в произведениях Вероккио ("Давид", конный памятник "Кондотьер Коллеони"). Живопись раннего Возрождения. Томмазо Мазаччо (1401-1428). Новаторство Мазаччо, его реалистические искания. Стремление к органическому единству живописи и архитектуры, использование законов линейной перспективы, разработка теории пропорций и изучение анатомии ("Адам и Ева в раю", "Изгнание из рая", "Троица"). Повествовательная композиция Мазаччо ("Чудо со статиром"). Творчество Паолло Учелло, Беноцци Гоцолли и Андреа дель Кастаньо. Средневековая мистика и реализм в живописи фра Беато Анджелико. Утонченность живописи Сандро Боттичелли (1445-1510). Обращение к античной мифологии ("Весна", "Рождение Венеры"). Портрет в творчестве Боттичелли. Религиозная живопись Боттичелли.

Живопись раннего Возрождения в Северной и Средней Италии. Творчество Пьеро делла Франчески (ок.1420-1492). Его трактат о перспективе, пропорциях и геометрических телах. Колористические достижения Пьеро делла Франчески, его монументальная живопись и портреты. Андреа Мантенья (1431-1506) - крупнейший художник падуанской школы. Глубокий интерес к античности, смелые пространственные решения. Монументальная живопись Мантеньи ("Чудо св.Иакова", росписи "брачной" комнаты, "Парнас"). Суровость и трагизм образов в религиозной живописи Мантеньи ("Распятие", "Мертвый Христос"). Гравюры Мантеньи.

Особенности исторического развития Венеции. Своеобразие венецианской школы живописи. Интерес к пейзажу. Роль колорита в творчестве художников Венеции. Живопись маслом Витторио Карпаччо. Творчество Джованни Беллини (1430-1516). Портреы Антонелло да Мессины, его связь с художественной культурой Нидерландов.

Высокое Возрождение в Италии (1490-е гг. - первая треть XYI в.). Расцвет искусства, воплощение в нем гуманистических идеалов совершенной, гармонической личности. Переход ведущей роли в искусстве Италии от Флоренции к Риму и Венеции. Архитектура. Роль и значение творчества Донато Браманте (1444-1514) в развитии архитектуры Италии. Андреа Палладио (1508-1580) - крупнейший представитель академического направления в архитектуре Италии. Своеобразие его произведений. Вилла Ротонда. Театр Олимпико. Труды Палладио в области теории архитектуры. Значение творчества Палладио.

Леонардо да Винчи (1452-1519) - величайший художник, ученый, мыслитель. Его эстетические взгяды и творческий метод. Основные этапы творчества. Ранние произведения ("Мадонна Бенуа", "Мадонна Литта", "Мадонна в гроте"). Характерные черты творчества - синтетический образ природы, идеализированно-обобщенный тип человеческой красоты. Монументальная живопись. "Тайная вечеря" в миланском монастыре Санта Мария делла Грацие, связь фрески с интерьером трапезной. Новизна композиционного решения, глубина психологических характеристик, философская широта в трактовке темы. Портретная живопись. Работа в области скульптуры и архитектуры. Мировое значение творчества Леонардо да Винчи.

Рафаэль Санти (1483-1520) - основатель классической римской школы живописи. Воплощение гуманистических идеалов эпохи и гармонии совершенного человека. Основные периоды творчества. Образ Мадонны и его эволюция ("Мадонна Конестабиле", "Мадонна со щегленком", "Сикстинская мадонна"). Пластическое и колористическое совершенство композиции, глубина образа. Портретное творчество Рафаэля. Монументальная живопись, особенности композиции, связь с интерьером, цветовое решение ("Афинская школа", "Парнас"). Значение творчества Рафаэля для европейского искусства.

Микеланджело Буонаротти (1475-1564) - скульптор, живописец, архитектор. Новаторство его творчества, воплощение патриотических и гражданственных идеалов времени. Особенности творческого метода и пластического языка. Традиции античного искусства в творчестве Микеланджело. Основные этапы творчества. Скульптурные работы ("Пьета", "Давид"). Гробница Юлия II, капелла Медичи. Нарастание трагических мотивов в поздний период творчества. Монументальная живопись (росписи плафона Сикстинской капеллы, содержание, новая система композиции. "Страшный суд"). Архитектурные произведения (купол собора св.Петра в Риме - особенности конструктивного и декоративного решения, вестибюль библиотеки "Лауренциана". Рисунки Микеланджело. Микеланджело - предтеча нового европейского стиля (барокко).

Венецианская школа живописи XYI века. Аристократический характер культуры, господствующая роль живописи. Особенности колорита и световоздушной перспективы в произведениях венецианских художников. Джорджоне (ок.1477-1510) и его роль в становлении искусства Высокого Возрождения в Венеции. Гармоническое единство человекаи природы - основная тема произведений Джорджоне ("Спящая Венера", "Гроза", "Сельский концерт"). "Юдифь" - своеобразие понимания героического образа. Реализм и жизнеутверждающее начало в творчестве Тициана (1485/90-1576). Гармония и красота человека в произведениях Тициана ("Любовь земная и небесная", "Венера перед зеркалом", "Венера Урбинская", "Даная"), психологизм образов ("Динарий кесаря"). Портреты Тициана. Отражение кризиса эпохи в поздних произведениях ("Кающаяся Мария Магдалина", "Св.Себастиан", Страсти Христа). Колоризм Тициана, значение его творчества. Декоративно-монументальный стиль живописи в период кризиса Венецианской республики во второй половине XYI века. Особенности творчества Паоло Веронезе (1528-1588), новый принцип свободной композиции, богатство колористического решения. Новаторское решение пространства, сложные ракурсы, свободная живописная манера в творчестве Якопо Тинторетто (1518-1594). Роль цвета, светотени, эффектов освещения для достижения особой выразительности и зкспрессивности художественного образа. Тинторетто - предтеча барокко в живописи. Экономический, политический и идейный кризис в Италии в конце XYI века. Маньеризм - его отражение, завершающий этап развития искуства эпохи Возрождения.

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ

"ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ"

1. Общая характеристика итальянского искусства эпохи Возрождения

2. Реформы Джотто и их влияние на дальнейшее развитие монументальной живописи Италии

3. Раннее Возрождение Италии. Архитектура. Филиппо Брунеллески, Леона Баттисты Альберти

4. Скульптура раннего Возрождения. Донателло

5. Развитие ренессансного рельефа и круглой пластики в творчестве Лоренцо Гиберти, Якопо делла Кверчи, Андреа Вероккио.

6. Творчество Томмазо Мазаччо

7. Творчество флорентийских художников 15 в. Паоло Учелло, Беноццо Гоццоли, фра Беато Анжелико, Филиппо Липпи

8. Творчество Пьеро делла Франческа

9. Творчество Сандро Боттичелли

10. Творчество Андреа Мантеньи

11. Архитектура. Творчество Донато Браманте и Андреа Палладио

12. Леонардо да Винчи. Станковая и монументальная живопись, рисунки, работа в области скульптуры и архитектуры

13. Мадонны Рафаэля, эволюция образа. Портретное творчество

14. Монументальная живопись Рафаэля

15. Скульптура Микеланджело ("Пьета", "Давид", гробница Юлия II)

16. Капелла Медичи. Скульптура, интерьер

17. Монументальная живопись Микеланджело

18. Архитектурные работы. Поздний период творчества Микеланджело

19. Особенности венецианской школы живописи. Раннее Возрождение. Джованни Беллини, Антонио да Мессина, ВиттореКарпаччо

20. Творчество Джорджоне

21. Творчество Тициана

22. Творчество Паоло Веронезе

23. Творчество Якопо Тинторетто

24. Особенности развития искусства Северного Возрождения. Отличие от Италии

25. Творчество Яна ван Эйка

26. Реализм и фантастика в творчестве Иеронима Босха

27. Образ природы в искусстве Питера Брейгеля Старшего

28. Крестьянская тема в творчестве Брейгеля

29. Альбрехт Дюрер - ведущий представитель немецкого Возрождения. Живопись Дюрера

30. Графика Дюрера

31. Творчество Матиаса.Грюневальда

32. Живопись и графика Ганса.Гольбена Младшего

33. Творчество Лукаса Кранаха Старшего

34. Особенности искусства Франции эпохи Возрождения

35. Значение искусства эпохи Возрождения для дальнейшего развития европейской культуры

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

"ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО CUII - CUIII ВЕКОВ"

1. Общая характеристика европейского искусства 17 века. Архитектура барокко. Джакомо делла Порта (церковь Иль Джезу). Франческо Борромини (церковь сан Карло в Риме).

2. Творчество Лоренцо Бернини. Архитектурный ансамбль площади и собора св.Петра в Риме.

3. Скульптура Лоренцо Бернини. "Давид", "Аполлон и Дафна", портрет кардинала Боргезе, "Экстаз св.Терезы".

4. Творчество Микеланджело Караваджо - основоположника реалистической живописи 17 века. Специфика художественного языка Караваджо. "Корзина с фруктами", "Вакх", "Юноша с лютней".Реализм народных типов в картинах Караваджо. "Гадалка", "Призвание апостола Матфея", "Апостол Матфей и ангел", "Обращение Савла", "Распятие апостола Петра", "Положение во гроб", "Успение Марии". Черты барокко в творчестве Караваджо.

5. Творчество Питера Пауля Рубенса - яркого представителя барокко в европейском искусстве. Ранний период. "Автопортрет с Изабеллой Брандт", "Воздвижение креста", "Снятие с креста", "Союз Земли и воды".

6. Особенности художественного языка зрелого периода творчества. "Охота на львов", "Похищение дочерей Левкиппа", "Персей и Андромеда", "История Марии Медичи".

7. Работы тридцатых годов и поздние произведения Рубенса. "Портрет Елены Фоурмен с детьми", "Шубка", пейзажи ("Пейзаж с радугой", "Возчики камней").

8. Развитие бытового жанра во фламандском искусстве. Творчество Якоба Иорданса. "Четыре евангелиста", "Сатир в гостях у крестьянина", "Бобовый король".

9. Жанровые произведения Адриана Браувера.

10. Творчество Франса Снейдерса.

11. Антонис Ван Дейк. Формирование принципов парадного портрета. "Семейный портрет", "Маркиза Бальби", "Карл 1", "Автопортрет".

12. Творчество Франса Гальса. "Портрет молодого человеак", "Цыганка", новаторство Гальса в области группового портрета (групповые портреты стрелков), "Регентши Гарлемского приюта".

13. Творчество Адриана ван Остаде. Ранний период. Зрелые произведения.

14. Мастера бытового жанра в голландском искустве 17 века: Герард Терборх, Питер де Хох, Ян Стен, Габриэль Метсю, Эммануэль де Витте.

15. Творчество Яна Вермеера Дельфтского.

16. Пейзаж в творчестве голландских художников. Ян ван Гойен, Мейндерт Гоббема, Якоб ван Рейсдаль.

17. Голландский натюрморт. Питер Клас, Вильям Хеда, Виллем Кальф, Абрахам Бейерен.

18. Творчество Рембрандта Хармеса ван Рейна. Художественный метод Картины на библейские сюжеты и сюжеты из античной мифологии. "Жертвоприношение Авраама", "Прощание Давида с Ионафаном", "Даная", "Эсфирь, Аман и Артаксеркс", "Возвращение блудного сына". Особенности трактовки известных сюжетов.

19. Портреты Рембрандта. "Урок анатомии доктора Тюльпа", портреты Саскии, "Автопортрет с Саскией на коленях", "Ночной дозор", портрет Яна Сикса, поздние портреты и автопортреты.

20. Графика Рембрандта.

21. Творчество Эль Греко. "Мученичество св.Маврикия", "Погребение графа Оргаса", "Апостолы Петр и Павел", портрет Великого инквизитора (Ниньо де Гавара), портрет Парависино, "Вид Толедо в грозу", "Снятие пятой печати", "Лаокоон".

22. Испанская живопись первой половины и середины 17 века. Творчество Хосе Риберы и Франсиско Сурбарана.

23. Творчество Диего Веласкеса. Серия "Бодегонес"("Завтраки"), "Продавец воды в Севилье", "Триумф Вакха", "Кузнеца Вулкана".

24. Портреты Веласкеса. "Оливарес", портреты шутов, портреты Филиппа 1У и принца Балтазара, инфанты Маргариты, Иннокентия Х.

25. Историческое произведение Веласкеса "Сдача Бреды", поздние произведения - "Менины", "Пряхи".

26. Творчество Барталомео Эстебана Мурильо.

27. Реалистическое искусство Франции 17 века. Братья Ленен, Жорж де Латур (ла Тур).

28. Творчество Никола Пуссена - родоначальника классицизма в европейском искусстве. /Венера и Марс", "Танкред и Эрминия", "Эсфирь перед Артаксерксом", "Аркадские пастухи", "Царство Флоры". Героический пейзаж Пуссена ("Пейзаж с Полифемом", серия "Времена года"). Автопортрет.

29. Клод Лоррен и его место в развитии классичесского пейзажа.

30. Зарождение рококо в искусстве Франции 18 века. Творчество Антуана Ватто. "Галантный жанр". Реалистические тенденции в портретах и жанровых произведениях ("Вывеска Жерсена").

31. Франсуа Буше - крупнейший мастер рококо.

32. Реалистическое искусство Франции 18 века. Жан Батист Шарден - выразитель этических идеалов третьего сословия. Жанровые картины Шардена, его портреты и натюрморты.

33. Скульптура Этьена Мориса Фальконе и Жана Антуана Гудона.

34. Творчество Мориса Кантена де Латура.

35. Сентиментализм в творчестве Жана Батиста Греза.

36. Двойственная природа творчества Оноре Фрагонара. Французский пейзаж 18 века. Творчество Губера Робера.

37. Английское искусство 18 века.Реализм Уильяма Хогарта. Сатирические серии Хогарта (живописные и графические). Живописное мастерство Хогарта. Портреты ("Девушка с креветками").

38. Расцвет английского портрета второй половины 18 века. Творчество Джошуа Рейнольдса, Томаса Гейнсборо, Томаса Лоуренса.

39. Искусство Италии 18 века. Творчество Джованни Баттиста Тьеполо.

40. Итальянский пейзаж 18 века. Творчество Джованни Антонио Каналетто и Франческо Гварди.

 

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО

Древнерусское искусство.

Национальное своеобразие русской художественной культуры. Многообразие художественного наследия русского народа. Периодизация русского искусства.

Образование и расцвет Киевского государства в C-CI веках. Международные связи Киева. Принятие и распространение христианства на Руси, его роль в политическом, экономическом и культурном развитии государства. Византийские традиции и народные основы древнерусского искусства. Архитектура Киевской Руси. Крепостное зодчество Золотые ворота в Киеве. Первые каменные церкви. Собор святой Софии Киевской (1017-1037). Ее план и художественное решение, своеобразие архитектурного образа: многокупольность, пирамидальность построения. Хоры и убранство интерьера. Монументальная живопись Древнего Киева. Мозаики и фрески Софии Киевской. Светские и бытовые сюжеты, богатство орнаментов. Мозаики Михайловского Златоверхого монастыря. "Дмитрий Солунский" - воплощение представлений о народном воине-герое. Развитие иконописи на Руси. Византийская икона "Владимирская Богоматерь", ее место и роль в русской художественной культуре. Распад Киевской Руси на независимые феодальные княжества. Формирование и развитие местных художественных школ, сочетание в них художественных традиций древнего Киева с местными особенностями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.33 (0.158 с.)