Развитие мышления в дошкольном возрасте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие мышления в дошкольном возрасте.



 

В период дошкольного детства происходят глубокие изменения в мышлении ребенка. Наблюдая доступные его пониманию простейшие явления природы и общественной жизни, участвуя в жизни семьи и детского сада, играя, ребенок расширяет свой умственный кругозор, приобретает ряд новых знаний, которые должны составить основу его умственного развития и обучения.

Однако, дело не ограничивается простым нарастанием количества знаний, идет перестройка умственной деятельности, возникают новые формы мышления. Так в творческой ролевой игре возникает и формируется план внутренних действий с представлениями. С другой стороны развитие рисования, лепки, конструирования требует реализации представлений во внешнем продукте.

Развитие мышления включает в себя:

Изменение содержания

Возникновение новых форм интеллектуальной деятельности.

Развитие мышления связано с развитием других психических процессов. «Мыслит ребенок, когда он отвертывается от «чужой тети» и радостно протягивает ручки к своей маме- он осмысленно различает, узнает, устанавливает определенную связь, активно выбирает».

РУБИНШТЕЙН

В первой половине дошкольного детства мышление ребенка включено в достижение практических целей. В зависимости от особенностей задачи, ее сложности, связи с прошлым опытом она может решаться наглядно-образным или наглядно- действенным путем. А.А. Люблинская показала, что при преодолении затруднений, связанных с выполнением практического действия у ребенка впервые возникают вопросы относительно их причин. В поисках причин ребенок затрудняется (почему игрушка перестала работать?), попытка исправить механизм носит хаотический характер, вопросы взрослых делают поиски более целенаправленными и организованными. Г.И. Минской изучался вопрос о переходе от наглядно –действенного к словесному мышлению. В таблице наглядно представлены результаты.

 

Эффективность решения задач в наглядно- действенном, наглядно- образном и словесном плане.

    решение задач  
Возраст Наглядно-действенное наглядно-образное Словестно-логическое
3-4 года   17,5  
4-5 лет   53,8  
5-6 лет 87, 5 56,4  
6-7 лет 96,3    

 

Наиболее правильно решались задачи, когда они предлагались в наглядно- действенном плане. Когда аналогичные задачи предлагались детям в наглядно- образном плане, то есть только при наличии рисунка, изображающего их условия, то число детей правильно решающих уменьшилось. Еще меньше правильных решений, когда задача дана в словесном плане. Полученные данные указывают на наличие определенной последовательности в развитии мышления в дошкольном возрасте: от наглядно- действенного к наглядно- образному, а затем к словесно- логическому.

В ряде современных исследований показано, что развитие мышления детей в значительной мере зависит от их практической деятельности. Этапы развития детского мышления определяется последовательным возникновением и развитием все более сложных форм практической деятельности.

В младшем возрасте появляется манипулятивная деятельность, которая сменяется предметной, затем возникает орудийная деятельность, формирующая вместе с предметной предпосылки более сложной формы деятельности – продуктивной. Каждая форма деятельности предъявляет требования к мышлению детей и создает условия для ее развития.

Дети рано заучивают слова обозначающие предметы, явления. Признаки, действия, однако, понятия, обозначенные этими словами, они усваивают постепенно. Этот процесс показывает сложность отношения мышления и языка, образа и понятия. Если спросить 2-х летнего «что такое вилка», он укажет на соответствующий предмет. 5 летний выделяет тот признак, который приобрел существенное значение (обычно назначение предмета)

Лишь в старшем дошкольном возрасте дети научаются выделять в предмете те существенные признаки, по которым единичный предмет может быть отнесен к определенной категории или группе (лошадь- это животное) однако, встречая малознакомые предметы ребенок вновь опускается на уровень беспорядочного перечисления (барометр- это такой круглый…)

Результаты психологических исследований показали, что в дошкольном возрасте формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения.

Пр. у детей дошкольного возраста можно сформировать понимание зависимости между внешним видом животного и условиями их существования. Однако, это познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном, в наглядной форме, в процессе предметной деятельности с познавательным объектом. (Венгер, Запорожец, Поддъяков)

Уровень обобщений детей зависит:

1.от степени знакомства с многообразием предметов

2.от знания слова, обозначающего эти предметы

3.от формы требований, предъявляемых к ребенку.

Немов стр. 170 3 ступени формирования понятий.

Для образования понятий необходимо разнообразить несущественные,

мелкие признаки в предметах и постоянно сохранять существенные, основные элементы.

Очень сложно воспринимают моральные понятия (честь, трусость, храбрость). Дети привязывают к конкретным поступкам определенных людей в знакомой ситуации.

Суждения.

Ж.Пиаже и А.Валлон, Е. Мишо утверждают неспособность детей к логическому мышлению и опираются на нелепые ответы детей чуждые возрасту.

5-6 лет почему луна не падает с неба? Она приколочена гвоздем.

Что такое мертвый? Лежит и глаза закрыты. Когда спит тоже мертвый? Нет. Мертвый. когда не живой.

Ответы закономерны и соответствуют знаниям, однако конкретность мышления не исключает некоторых примитивных форм рассуждений и умозаключений. встречающихся у 3-4 летних. «На голове, конечно, масла нет».

Выводы:

В процессе развития мыслительной деятельности ребенка происходит переход от оперирования практическими действиями в решении наглядно данной конкретной задачи к умственным внутренним свернутым действиям.

Появляются словесные формы мышления. Они выступают в виде простых суждений ребенка. В 2-3 года- это констатация факта, развитие выражается в том. что изменяется содержание, которым оперирует ребенок. От наглядно - данного конкретного, а потому единичного факта ребенок переходит к оперированию представлениями, а затем и все более обобщенным понятиям. Развитие сказывается в овладении отдельными операциями и формами, но и в овладении общим методом аналитико- синтетической деятельности.(Освоение метода заключается в образовании специальных умственных умений воспринимать задачу, вести ее анализ и целенаправленно, используя знания, приемы и способы действия, успешно ее решать.

 

ОТЛИЧИЯ ДЕТСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.

Допонятийное мышление- это начальная стадия, когда формируются свойства, позволяющие в дальнейшем преодолеть ряд временных и пространственных ограничений. На этом этапе мышление имеет другую, чем у взрослых логику и организацию.

Суждения детей единичные, конкретные о данном предмете, поэтому они категоричны и обычно относятся к наглядной действительности.

Большинство детских суждений- суждения по сходству. У них отсутствует цепь суждений- умозаключений. Поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Очень широко используются суждения по аналогии. Самая ранняя форма доказательства- пример.

Эгоцентризм. Ребенок не способен посмотреть на себя со стороны. Это не позволяет детям до 5 лет правильно понимать ситуации требующие некоторого отрешения от его точки зрения и принятия чужой позиции. У взрослого децентрации служит основой взаимопревращений психического времени- перехода из будущего в прошлое и обратно.

Нечувствительность к противоречию

Синкретизм – тенденция связывать все со всем.

Трансдукция- переход от частного к частному, минуя общее.

Несогласованность объема и содержания.

 

ПИАЖЕ.

 

Весь процесс развития детского мышления Ж. Пиаже разделил на 4 стадии

СЕНСОМОТОРНАЯ СТАДИЯ (от 1,5 до 2 лет).

Психологическое отделение ребенком себя от внешнего мира. Познание себя как субъекта действия. Начало волевого управления собственным поведением. Понимание устойчивости, постоянства внешних объектов. Осознание того, что предметы продолжают существовать и находиться на своих местах и тогда, когда они непосредственно не воспринимаются при помощи органов чувств.

ДООПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ СТАДИЯ (от 2 до 7 лет).

Усвоение языка, представление предметов и их образов словами. Эгоцентризм мышления, выражающийся в трудности становления на позицию другого человека, видения явлений и вещей его глазами. Классификация объектов по отдельным, зачастую случайным признакам.

СТАДИЯ КОНКРЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ (от 7 до 12 лет).

Возникновение элементарных логических рассуждений относительно объектов и событий. Усвоение представлений о сохранении числа (возраст около 6 лет), массы (примерно 7лет) и веса предметов (около 9 лет). Классификация объектов по отдельным существенным признакам.

СТАДИЯ ФОРМАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ (начиная с возраста около 12 лет).

Способность мыслить логически, пользуясь абстрактными понятиями. Способность выполнять прямые и обратные операции в уме (рассуждая). Формулирование и проверка предложений гипотетического характера.

 

 

1 стадия - рефлекторная

2 стадия - аккомодация- приспосабливают новую информацию к имеющимся мыслительным схемам.

3 стадия- способность осознанно производить и повторять действия, которые доставляют им удовольствие. (ослабевает эгоцетризм).

4 стадия - старые мыслительные схемы соотносит с новой информацией при решении многих простейших задач. (Могут предугадывать некоторые события).

5 стадия - третичные круговые реакции (от1 до 1.5 лет).Внимательно изучает каждый предмет прежде чем примет или отвергнет.

6 стадия - мышление и поведение полностью зависят от той информации, которую они получают как благодаря двигательной активности (от 1.5 до -2 лет). Характеризуется появлением символического мышления- способности по запечатленным в мозгу психологическим образам- символам предметов воспроизводить их в тот или иной момент. Проявляется в способности повторять действия, которые приносят удовольствие. Могут решать довольно сложные задачи, не прибегая к методу проб и ошибок.

"Теории усвоения языка" стр. 221 Кэрол Флейк Хобсон Выводы стр. 223

Дети считают, что луна следует за ними. Эксперименты помогли открыть законы развития человеческого мышления: «С начало было дело! Наши умственные действия и операции не даны нам в готовом виде. Они формируются в результате практических действий».

«Феномен» Пиаже. У детей нет понятия сохранения вещества и количества.

а. Выбрать из корзины столько яиц, сколько подставок, против рюмки клали яйцо. Дети свободно устанавливали равенство. Однако, если поставить рюмочки компактно или сложить яйца, дети заявляют о неравенстве. Связывают понятие количества с занимаемым местом.

б. 2 сосуда. Ребенок сам переливает из одного сосуда в другой, но говорит, что в узком сосуде больше.

 

Мышление, как известно, имеет три основные формы: наглядно-действенную, наглядно-образную и словесно-дискурсивную.

Развитие форм мышления.

Особенности формирования понятий

Л. С. Выготский: -этапы формирования понятий:

2-3 года. При просьбе положить вместе похожие, подходящие предметы ребенок складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом и есть подходящие- это синкретизм раннего детского мышления.

4 –6 лет. Дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий либо похож на один из первой пары: возникает цепочка попарного сходства.

6- 8 лет. Дети могут объединять группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу.

Подростки.Умственные действия становятся обратимыми. У подростков появляется понятийное мышление.

Юношеский возраст. Использование унифицированных теоретических положениний позволяет выйти за пределы собственного опыта и объективно определить границы класса- понятия.

 

Особенности формирования понятий у младших школьников

Мышление младшего школьника конкретно. Отвлеченные объяснения для него недоступны.

Цель обучения: формирование научных понятий. Путь умственного развития от житейских знаний к знаниям научным.

Сравнение прямоугольников 4х6 8х3 нельзя определить на глаз и путем наложения (образное и предметное мышление не годится).поэтому важно отвлечение от внешних свойств предметов, способность к абстрагированию.

Важна другая существенная черта, уметь показать как внешние явления происходят из внутренних отношений предмета.

Нельзя плестись в хвосте предметного и образного мышления, формировать теоретическое мышление и умственные действия анализ- синтез, мысленное планирование (думать про себя)

 

Знания, получаемые учеником в школе, создают ту базу, на которой интенсивно расширяется содержание и объем мыслей школьника.

В процессе обучения у школьника не только расширяется круг представлений и понятий, но и сами понятия и представления становятся более полными и точными.

Ребенок, поступая в школу, усваивает научные понятия постепенно, по мере овладения им системой школьных знаний и навыков. Каждое понятие, с которым встречается школьник в процессе обучения, заключает в себе определенное содержание. Для того чтобы овладеть содержанием понятия, школьнику нужно обладать определенными знаниями и соответствующим уровнем логического мышления. Ребенок, поступающий в школу, ни тем ни другим в достаточной степени не обладает— всему этому он должен научиться в школе под руковод­ством учителя. С каждым последующим годом обучения требования к развитию логического мышления школьника повышаются. При изучении частей речи, в частности склоне­ний имен существительных, перед школьником ставится задача правильно произвести операцию деления класса существительных. При усвоении арифметических понятий: «делимое», «делитель» и «частное»—учащийся должен уметь отличить каждое из этих понятий друг от дру­га, а также отдифференцировать их от всех прочих ариф­метических понятий.

Любое понятие формируется в результате обобщения. Что следует понимать под обобщением и при каких усло­виях оно возможно? Обобщить те или иные явления действительности в логическом плане — это значит отнести их| к той или иной группе, подвести под определенный вид! или род. Для того чтобы совершить такую умственную операцию, надо найти в предметах или явлениях дейст­вительности такие существенные свойства, которые для всех из них были бы общими.

До тех пор пока в про­цессе познания отдельных предметов или явлений не будут раскрыты общие для них свойства к отношения, обобщение как логическая операция невозможна, а сле­довательно, невозможно и формирование понятия. Если школьник не усвоил в составе слова основного его при­знака—корня, то формирование понятия «родственные слова» остается для него недоступным и слова: сад, садик, садовые (дорожки), садовник.—будут существо­вать как самостоятельные, не имеющие между собой какой-либо общности и связи.

Таким образом, важнейшим условием процесса обоб­щения является установление общих характерных черт и связей между изучаемыми предметами.

 

Развитие суждений и умозаключений

Содержание и точность понятий раскрываются в суждениях и умозаключениях, выражаемых всегда в форме простого или сложного грамматического предложения.

Суждение, как процесс мысли, есть утверждение или отрицание тех или иных сторон действительности.

Суждения школьника развиваются от простых форм к сложным формам постепенно, по мере овладения знаниями и более сложными грамматическими формами речи.

Первоклассник в большинстве случаев судит о том или ином факте, событии односторонне, опираясь на единичный внешний признак. Его суждения преимущественно ассерторичны.

Переход от ассерторических суждений к суждениям проблематическим связан с пониманием того, что предметы и явления обладают различными свойствами, что факты, события и действия являются следствием не одной причины, а нескольких причин.

В более или менее заметной форме проблематические суждения выступают у школьников второго класса. В их суждениях отражается понимание возможности разных объяснений того или иного факта или действия. Второклассник не ограничивается одним категорическим утверждением, а допускает разные предположения.

Однако, высказывая различные предположения, маленькие школьники не ставят своей задачей доказать, какое из них наиболее правильно, они еще не умеют обосновывать свои суждения. Этим, между прочим, объясняются известные в педагогической практике факты односторонних, однотипных ответов школьников на вопросы учителя.

Обоснование правильности суждений у школьников I и II классов опирается не на логическую аргумента­цию, а на конкретный показ реально существующего фак­та или на известные им аналогичные примеры из прош­лого опыта.

Таким образом, в простом проблематическом сужде­нии еще очень слабо выражен момент логического обоснования.

Обоснованное доказательство в относительно отчет­ливой форме выступает у школьников III и IV классов на стадии овладения ими сложными проблематическими суждениями.

Процессы анализа и синтеза в мышлении младшего школьника

В мыслительном процессе, на отдельных его этапах, анализ и синтез нередко меняются местами: на первый план выступает то анализ, то синтез. Преобладание синтеза или анализа в мышлении школьника зависит от характера учебной работы, т. е. от содержания учебного материала и от условий установки в изучении данного материала. Однако при всех формах усвоения знаний мышление учащегося осуществляется как аналитико-синтетическое. В процессе анализа ученик вскрывает и устанавливает отношение целого к составляемым его частям; в синтезе же им устанавливаются отношения частей к предмету как сложному целому.

По сравнению с дошкольниками у младших школьников благодаря формированию анализа изменяется содержание мышления (ребенок может теперь выделять в предметах и явлениях существенные связи и отношения). При формировании у младших школьников планирования дети этого возраста начинают выделять существенные связи и отношения при оперировании не только реальными вещами, но и их образами. Под влиянием рефлексии учащиеся овладевают словесно-дискурсивным мышлением: опи­раясь на внутренние основания своих действий, они могут оперировать общим способом при решении внешне различных задач.

У учащихся первых двух классов аналитическая деятельность как по форме, так и по содержанию является еще элементарной. Дети этого возраста находятся на стадии наглядно-действенного анализа, опирающегося главным образом на непосредственное восприятие предмета. Такова, например, аналитическая деятельность учащихся при овладении грамотой. Как известно, они успешно справляются с выделением букв из слова, слов из предложения, когда оперируют с разрезной азбукой. Особенно отчетливо наглядно-действенный анализ выступает при изучении состава чисел, овладении арифметическими действиями сложения и вычитания. Вне опоры на пальцы, палочки, кружки и т. д. первоклассник, как правило, не в состоянии справиться с арифметическими операциями.

Перелом снижения интеллектуальной активности 2-3 класс, знания продолжают давать в наглядной форме, дети этим начинают тяготиться, возникает неудовлетворенность познавательных потребностей.

Младший школьник имеет «внутреннюю позицию», он хочет быть «не хуже других», в том числе и в учебной деятельности. Это заставляет его прибегать к обходным путям защиты своей позиции. Вместо того чтобы учиться думать, он старается угадать, подогнать ответ, списать, так как уверен что решить задачу и получит ответ одно и тоже, отсюда интеллектуальная пассивность.

Вопросы и задания:

 

Чтобы вы предприняли для ускорения умственного развития ребенка и быстрейшего усвоения им речевых навыков?

Какие игрушки понравились бы малышу на 5-6 стадиях чувственно- двигательного развития, когда формируются специфические умственные способности?

 

Литература:

Немов Р.С. Психология т.2 стр. 31.

 

 

Методики по диагностике.

Наглядно- действенное мышление.

«Обведи контур», «Воспроизведи рисунок», «Пройди через лабиринт».

Наглядно- образное мышление.

«Что здесь лишнее», «Нелепицы», «Залатай коврик».

Словесно- логическое.

«Последовательные картинки».

 

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

 

 

В дошкольном возрасте у детей возникает и формируется один из основных психических процессов - воображение (своеобразное творческое отношение к действительности), способность создавать на основе прошлого опыта новые представления, позволяющие планировать будущие действия.

Экспериментальные исследования показывают, что видимое богатство детской фантазии вместе с тем есть проявление слабости критической мысли ребенка, неумение отличить возможное от невозможного.

По сравнению со взрослыми бедное однообразное, неустойчивое, меньше творческих элементов.

Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, позволяющие планировать будущие действия. Игра не простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и волнениям самого ребенка.

Творческая комбинирующая деятельность возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные, на каждой возрастной ступени она имеет свое собственное выражение, каждому периоду детства свойственна своя форма творчества.

Двумя другими факторами являются интересы и отношения со средой. Все эти факторы обладают своеобразием в период детства, а следовательно и воображение ребенка – дошкольника имеет свои особенности.

В силу того, что опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека, отношения со средой не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые определяют поведение взрослого человека, отсюда воображение ребенка беднее, однообразнее. Содержит меньше творческих элементов, чем воображение взрослого человека.

Образы воображения очень конкретны, наглядны, имеют недостаточно обобщенный характер.

Характерны - яркость, большая эмоциональность.

Замыслы неустойчивы.

Воображение зависит от внешней деятельности, на основании которой сформировалось.

Колебание между реальным и вымышленным. Дошкольник еще не чувствует меры допустимого отрыва от действительности в своих выдумках или сказках, где как будто всевозможно. Однако, А.В. Запорожец показал, что у 5- 6 летних детей какой-то предел невероятного все же существует. Об этом говорят многочисленные факты двойственного отношения дошкольника к хорошо знакомому человеку, одетому волком, Дедом Морозом или Василисой Прекрасной.

Помимо познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну - эффективно - защитную роль, предохраняя растущую и легкоранимую, еще слабо защищенную личность ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и душевных травм. Она выражается в том, что через воображаемую ситуацию могут происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное символическое разрешение конфликтов, которые трудно снять реальным практическим действием.

 

ПЕРЕНОС 3……

Особенности воображения в разные возрастные периоды.

 

Младший дошкольный возраст.

На 2 году жизни появляются подражательные игры, но они не включают элементов фантазии.

Зачатки воображения на 3 году, когда ребенок в игре замещает предметы при этом называет эти предметы. Но оно слабо и является пассивным воссоздающим

 

Только воссоздающее воображение. Содержание образов воображения чаще всего обусловлено характером образов воспринимаемых предметов.

Элементы замысла носят преимущественно эмоциональный и мало расчлененный характер (замысел- желание).

Внешняя деятельность (игра, труд, рисование, строительно- конструктивная деятельность) является возбудителем воображения и необходимой предпосылкой воссоздания образа.

Речь часто является как бы аккомпонентом деятельности. в ходе которой создаются образы воображения (игра, рисование).

Ребенок не всегда может отличить возможное от не возможного.

Процесс воссоздания образов осуществляется на основе непосредственного восприятия отдельных предметов или картинок, при этом в рассказах детей о предметах и по картинкам отсутствует сюжет, несвязность создаваемых образов.

 

Старший возраст.

 

Появляется творческое воображение. Увеличивается возможность "отлета" от чувственных данных: образы воображения начинают носить творческий характер.

Замыслы более продуманные, логически расчлененные (замысел- план).

По мере обогащения ребенка впечатлениями и овладения речью, образы воображения сами становятся стимулами внешней деятельности.

В среднем возрасте речь вплетаясь в деятельность, служит пояснением к созданию образа воображения и является средством планирования действия. В старшем возрасте речь может приобретать значение самостоятельного средства создания образов воображения (рассказывание, составление сказок). Из-за своей эмоциональности дети часто присочиняют к сказкам счастливый конец (Стрекоза и муравей).

Отчетливо обнаруживается реалистичность образов воображения.

Рассказ довольно строен, с законченным сюжетом. Появляются новые формы воссоздания представлений с элементами их преобразования. (Первые формы творческого воображения). Могут составлять рассказ не только о предметах или по картине, но и на основе словесного материала.

В процессе чего, под влиянием чего развивалось воображение человека?

В процессе деятельности.

Значит и детское воображение будет развиваться в деятельности и поскольку игра является ведущей деятельностью, следовательно воображение будет развиваться в игре.

Какой вид игр будет способствовать развитию воображения? Творческие.

В играх дети отражают окружающую их жизнь, но всегда носят элементы нового, неожиданного, своего.

ПЕРЕНОС 1…….

Игра является формой творческого отражения ребенком действительности.

(Три мушкетера, Снегурочка) в игре проявляются все особенности детского воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами. (Пример с палочкой), берет на себя различные роли.

Эта способность ложится в основу развития воображения. Если для младших дошкольников необходимо наличие предметов - заместителей, то для более старших они уже не обязательны, как не обязательны и многие игровые действия. Дети страдают ситуациями в своем воображении. (Я на них смотрю и думаю что с ними произойдет). Дети часто с большой охотой играют в то, что выдумали сами, чем в настоящее, реальные игрушки.

Формируясь в игре, воображение переходит в другие виды деятельности.

Где наиболее ярко проявляется воображение?

В изодеятельности, музыке, литературе.

Как и в игре, в рисовании дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы, на возникающие под их рукой штрихи на бумаге. Нет цели (пример Драгунский рисовал белочку, получился Мойдодыр). Старший ребенок воплощает свой замысел на бумаге.

Музыка также способствует развитию детского воображения. Важно давать слушать детям музыку, которая изображает, рисует какой-либо образ. (Пример).

 

Вывод:

На протяжении дошкольного возраста изменяется замысел, связь между внешней деятельностью и образами воображения, роль речи.

Развивается способность создавать совершенно новые образы предметов, путем сложной переработки прошлого опыта. Эти образы приобретают обобщенный х детей арактер.

Воображение, из непосредственного, постепенно превращается в опосредованное, причем, основным средством овладения им со стороны ребенка, как показал в свое время А.В. Запорожец, модельные представления и сенсорные эталоны.

В связи с развитием произвольного воображения формируется творческое воображение.

Происходит развитие обеих функций воображения: познавательно-интеллектуальной и аффективно- защитной.

…У детей дошкольного возраста развиваются параллельно, но несколько по- разному. В развитии воображения можно выделить следующие этапы:

1 этап -2,5- 4 года. Воображение как непосредственная, непроизвольная реакция начинает превращаться в произвольный, опосредованный знаками процесс и разделяется на познавательное и аффективное. Первое формируется благодаря отделению предмета от образа и обозначению последнего с помощью слова. Второе складывается в результате образования и осознания ребенком своего "Я", его внутреннего отделения от других людей и совершаемых им самим поступков. Такая двойственность воображения связана с двумя психологическими новообразованиями раннего детства- возникновение наглядно- действенного мышления и выделение личностного "Я".

На первом этапе воображение связано с процессом опредмечивания образа действием. Отрицательные эмоциональные переживания у детей символически выражаются в героях услышанных или увиденных сказок.

Важнейшая особенность этого этапа состоит в отсутствии предварительного планирования воображаемого действия. Поэтому у ребенка появляется сначала рисунок, а потом ее обозначение.

2 этап - 4- 5 года. Появляется способность планировать воображение. Ребенок начинает строить воображаемые ситуации, которые снимают угрозы его "Я" (рассказы- фантазии детей о себе как об обладающих особо выраженными положительными качествами.

3 этап - начинается в 6-7 лет. Аффективное воображение направлено на снятие психотравмирующих воздействий. Развивается способность снять возникшее эмоциональное напряжение через механизм проекции, благодаря которому неприятные знания о себе, собственные отрицательные и нравственно неприемлемые качества начинают приписываться другим людям, а так же предметам и животным. К 6- 7 годам развитие аффективного воображения достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять себя и жить в воображаемом мире. Аффе4ктивное воображение без достаточного изживания травмы может привести к патологическим застойным переживаниям или к аутизации ребенка, к созданию замещающей воображение жизни.

Познавательное воображение на этом этапе претерпевает качественные изменения, дети не только передают переработанные впечатления, но и начинают искать приемы для их передачи. Впервые появляется целостное планирование, когда ребенок вначале строит план действий, а затем последовательно его реализует и корректирует по ходу выполнения.

Познавательное воображение имеет тенденцию к угасанию. Говоря о воображении, следует указать на опережающий характер его развития в сравнении с мышлением. Это значит, что мышление развивается на основе воображения.

 

Исследования показали, что очень мощный шаг в развитии детского воображения связан с усвоением речи. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию его представлений о предмете, дает возможность представлять себе тот или иной предмет, которого он не видел, мыслить о нем, то есть освободиться от власти непосредственных впечатлений. Ребенок может выражать и то, что не совпадает с точным сочетанием реальных предметов.

Не только само появление речи, но и важнейшие узловые моменты в развитии речи являются и узловыми моментами развития детского воображения.

Исследования показывают, что задержанные в своем речевом развитии дети оказываются чрезвычайно отсталыми и в развитии своего воображения. Дети речевое развитие которых идет по уродливому пути как скажем глухие дети, являются детьми с чрезвычайно скудными формами воображения.

Задержка в развитии речи- знаменует задержку развития воображения.

 

 

Роль взрослого.

Демонстрирует разнообразные творческие способы деятельности.

Организует жизнь и деятельность таким образом, чтобы условия и обстановка требовали от него творческих решений.

3 компонента функции воображения.

Предметная среда

Прошлый опыт

Внутренняя позиция.

 

Основная тенденция в развитии детского воображе­ния—это переход ко все более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произ­вольного комбинирования представлении к комбиниро­ванию логически аргументированному. Если ребенок 3—4 лет удовлетворяется для изображения самолета двумя палочками, положенными крест-накрест, то в 7—8 лет ему уже нужно внешнее сходство с самолетом («чтоб крылья были и пропеллер»). Школьник в 11—12 лет часто сам конструирует модель и требует от нее еще более полного сходства с настоящим самолетом («чтоб совсем как настоящий был и летал бы») [21].

Вопрос о реализме детского воображения связан с вопросом об отношении возникающих у детей образов к действительности. Некоторые зарубежные авторы склонны считать, что образы воображения детей либо совсем не имеют отношения к действительности и яв­ляются выражением внутренних субъективных состояний ребенка, его влечений, либо символически обозначают, а не отражают объективный мир [22].

Советская материалистическая психология утвер­ждает, что ребенок в своем воображении отражает реаль­ный мир. Реализм детского воображения проявляется во всех доступных ему формах деятельности: в игре. в изобразительной деятельности, при слушании сказок и пр. В игре, например, у ребенка с возрастом увеличи­вается требовательность к правдоподобию в игровой ситуации.

Наблюдения показывают, что хорошо известные со­бытия ребенок стремится изобразить правдиво, как бывает в жизни. Во многих случаях изменение действи­тельности вызывается незнанием, неумением связно, по­следовательно изобразить события жизни.

Реализм воображения младшего школьника особенно ярко проявляется в подборе атрибутов игры. У младшего дошкольника в игре все может быть всем.

У старших дошкольников уже происходит отбор материала для игры по принципам внешнего сходства.

Как показали работы Ивиной В. М. и Смирновой Т. А. [б], [24], у детей I—II классов чтение и рассказывание требуют опоры на картинку, на конкретный образ. Иначе они не могут вообразить, воссоздать описываемую ситуацию.

Конкретность воображения младшего школьника вы­ражается также и в том, что детям младшего школьного возраста в воображаемых действиях, в игре например, необходима непосредственная опора на какие-либо кон­кретные предметы, иначе не может развиваться действие. Без наличия внешних атрибутов младшие школьники, как показала в своей работе И. П. Румянцева [20], не могут долго удерживать взятую на себя роль в игре

ЛИТЕРАТУРА:

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте" М. Просвещение 1991 г.

 

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

 

ПЛАН.

Факторы, влияющие на развитие речи в раннем возрасте.

Направления в развитии речи в раннем возрасте.

 

Период раннего детства- это сензитивный период для овладения речью.

Речь развивается в двух направлениях: понимание речи (пассивная речь) и развитие активной речи.

Что же является решающим фактором для развития речи?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.127 с.)