Психологические особенности игровой деятельности. Становление и развитие игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности игровой деятельности. Становление и развитие игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте.



 

ПЛАН.

Происхождение и сущность игры. Теории игры.

2.Основные компоненты игровой деятельности. Этапы игровой деятельности.

3.Становление и развитие игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

4.Значение игровой деятельности в психическом развитии ребенка -дошкольника.

 

Слово «игра» в языке разных народов имеет разное значение. У греков- действия свойственные детям, у евреев- понятие о шутке и смехе, у римлян - радость, веселье.

Первым в истории научное исследование игры дал Карл Гросс. В своих книгах посвященных играм человека и животных, впервые был систематизирован и обобщен материал и поставлена проблема биологической сущности и значения игры.

Многие рассматривали игру с биологической точки зрения. Центральным вопросом теории игры является вопрос о ее историческом происхождении, то есть о ее природе. Г.В. Плеханов в работе «Письма без адреса» выдвинул положение о том, что в истории человеческого общества труд старше игры. В обществах стоящих на низких уровнях развития производства и культуры, ребенок рано включается в производственную деятельность взрослых. Дети жили со взрослыми общей жизнью. Воспитание ребенка еще не выделялось, как особая общественная функция. Тогда детства как такового не было, не было и игры. Вместе с усложнением форм производства происходит и распределение обязанностей. Дети перестают принимать участие в трудовых операциях. Возникают игрушки и сюжетно- ролевая игра. Таким образом, игра возникла в ходе исторического развития общества, в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по- своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе.

Западные теории игры:

Основная мысль: потребность в игре заложена в ребенке и представляет проявление потенциальной присущей ему энергии.

Может быть как форма компенсации невыполнимых в действительности желаний (Фрейд)

Бессознательная подготовка к будущей жизни (Гросс)

Способ освобождения организма от избыточных внутренних сил (Шиллер- Спенсер).

Средство получения удовольствия (Бюллер).

Особенности игры.

1.Игра- это своеобразная деятельность детей, посредством которой ребенок активно отражает окружающую жизнь. Отражение обнаруживается в содержании игры, в ролях, обращении с вещами.

2.Игра форма приобретения и уточнения знаний. Игра возникает не сама собой, отражает то, что знают.

3.Игра это мыслительная деятельность. Всякий мыслительный процесс направлен на решение задачи. Такой задачей в игре является замысел, сюжет игры. В игре происходит глубокий анализ действительности с последующим обобщением и связным отражением.

4.Действие и речь являются основными способами решения задачи в игре.

5.Игра - это деятельность, отражающая действительность путем ее активного преобразования.

6.Игра- это своеобразное сочетание вымысла детей, с тем равнением на реальность, которую они отражают в игре. Игра является творческой деятельностью. Ребенок не просто отражает жизнь, по- своему кое-что изменяет, выдумывает пропускает.

7.изменения в игре связаны с возрастом.

8.игра является средством освоение ребенком ряда практических навыков, средством формирования положительных черт характера.

Структурные компоненты игры:

Сюжет –

Содержание –

Роль –

Игровые действия

Милред Партен выделила 6 типов поведения и соответственно 6 видов игр дошкольников.

Неигровое поведение- ребенок не играет, но занят чем то таким. что вызывает у него быстро проходящий интерес.

Игра- наблюдение- ребенок наблюдает как играют другие часто задает им вопросы, но сам редко вступает в игру.

Игра в одиночестве- ребенок играет с игрушками один, только изредка заговаривая с другими детьми.

Параллельная игра- ребенок играет один однако в непосредственной близости от других играющих детей.

Связанная игра: ребенок общается со сверстниками занятыми сходной игрой, но каждый поступает так как ему хочется. Типичным является не совместная игра, а лишь обмен игрушками.

Совместная игра: дети объединяются в группы для достижения какой-либо общей цели или получения определенного результата.

1 этап- с 1,5 до 2 лет.

Игра бессюжетная, одноактная.

2. Игра в одиночку, рядом.

3. Игра безролевая, действия выполняет но роль не берет.

4. Игра носит процессуальный характер (увлекает сам процесс).

5. Игры еще не сопровождаются речью.

2 этап –с 2 до 3 лет.

Появляется простейшая сюжетная игра, изображается короткая сеть событий.

Игра носит куплетный характер, то есть цепь действий повторяется несколько раз.

Игра носит индивидуальный характер или игра рядом, но иногда вокруг крупной игрушки механически объединяются несколько человек.

Игра безролевая, но роль присутствует в скрытом виде (себя не называет шофером, а если спросить- назовет).

Для обозначения действий включается речь.

В играх отражаются бытовые действия

Игры на первом и втором этапе носят больше познавательный характер, чем воспитательный.

3 этап- с 3 до 4 лет.

В игре появляется роль, ребенок берет на себя роль.

По содержанию игры бытовые.

По форме организации- это игры рядом, чаще объединяются механически.

4 этап- с 4 до 5 лет.

Появление роли обозначает начало развития игр, начинает формироваться коллективная игра. Дети объединяются не на весь сюжет, а на короткое время. Индивидуальная игра может быть продолжительнее, чем коллективная.

В играх начинают отражаться не только предметные действия, но и отношения между людьми.

По своей структуре это игры монолитные, они представляют собой единое целое и выделить часть игры нельзя.

По содержанию – 75% игр- бытовые.

5 этап – с 5 до 7 лет.

Обогащается тематика детских игр.

По содержанию игры становятся богаче. Отражаются общественные события, литературные сюжеты.

В содержании отражаются отношения между людьми. Действия носят сокращенный характер.

Изменяется структура игр. Появляется необходимость сговора, который выражается в определении темы, распределении ролей, отборе игрового материала.

На 7 году появляется режиссерская игра, когда дети действуют и говорят от лица игрушек.

Появляются игры на литературные темы.

Дети способны на длительные игры, которые могут длиться неделю.

 

Дети младших групп обычно играют порознь, в одиночку. На 4 году жизни они обычно объединяются по 2-3 человека, но это игра рядом, каждый ребенок играет сам по себе, не заботясь о том, что делает товарищ. Сюжет игры тоже легко меняется. Игра идет скачками, хотя игры уже усложняются и дети способны выбрать тему и ставить определенную цель.

 

ИГРУШКА. «Дошкольное воспитание» № 10 1981 стр. 63.

Игра у ребенка раннего возраста развивается постепенно, при активном влиянии взрослого: предлагают ребенку чашку и ложку и покормить куклу, причем не только предлагают, но и обязательно показывают как это делается. Ребенок же начинает стучать по чашке. Когда физические свойства игрушки уже исследованы в достаточной мере, эмоцирнальные реакции сходят на нет. Теперь радость возникает уже от успешности или неуспешности действий с предметами. Ребенок к концу второго, началу третьего года жизни уже очень любит играть, получает от игры большое удовлетворение. На первый план у него выступает уже сам сюжет, отражающей через призму

На первый план выступает уже не образ конкретного предметно- игрового действия, а обобщенный образ игровой ситуации, который обогащается по мере накопления игрового и социального опыта. Ребенку до 1,5 лет рекомендуется давать простые, яркие игрушки, имеющие основные признаки изображаемого предмета без большого количества деталей. С 2 лет малышу следует предлагать детализированную игрушку, реалистические изображения людей и зверей, постепенно вводя их в игру с прежними условными игрушками.

 

ЛИТЕРАТУРА.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.011 с.)