Демографическая политика и миграция населения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Демографическая политика и миграция населения



Основной целью политики в области народонаселения является создание предпосылок для улучшения демографической ситуации.

Основные направления демографической и миграционной политики:

· Увеличение рождаемости, снижение смертности, увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении (поддержка семей в решении жилищной проблемы; предоставление потребительских кредитов семьям с детьми; мониторинг состояния здоровья населения; внедрение стандартов медицинского обслуживания и т.д.).

В Беларуси наблюдается процесс старения населения. По состоянию на 01.01.2009 г. удельный вес населения в возрасте старше 65 лет составил 14,1 %.

Для улучшения демографической ситуации могут применяться различные меры. В их числе:

- предоставление социального жилья. Право на приобретение социального жилья имеют: дети-сироты, инвалиды МВД и МЧС, инвалиды с детства и войн, инвалиды-чернобыльцы, инвалиды 1 и 2 групп, пенсионеры, многодетные семьи, граждане, взявшие на воспитание 3 и более детей, граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды. Жилые помещения социального пользования предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет;

- предоставление льгот на жилье. Получают возможность льготного кредитования жилья граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, в т.ч.: обеспеченные общей площадью на каждого члена семьи менее 15 м2 (с учетом всех имеющихся жилых помещений); проживающие в жилых помещениях, признанных не соответствующими санитарным и техническим нормам; проживающие в общежитиях (кроме обучающихся, сезонных и временных работников); проживающие на квартирах; проживающие в служебных помещениях; молодые семьи и т.д.;

- предоставление безвозмездных субсидий на приобретение жилья (без очереди – многодетным семьям, направленным на работу госорганами в сельскую местность);

· Укрепление брачно-семейных отношений, улучшение условий жизнедеятельности семьи.

· Оптимизация миграционных процессов (стимулирование нанимателей к созданию рабочих мест в районах с высоким оттоком населения и критическим состоянием рынка труда; совершенствование порядка оказания помощи выпускникам, направленным в сельскую местность; усиление борьбы с незаконной миграцией).

Молодежная политика

Целью молодежной политики является создание социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для гражданского становления, воспитания и социальной реализации молодежи.

Основные направления молодежной политики:

- содействие развитию занятости молодежи;

- улучшение жилищных и социально-бытовых условий жизни молодых людей, оказание поддержки молодым семьям;

- создание условий для улучшения жизни молодежи на селе;

- развитие творческой инициативы, поддержка талантливой молодежи и др.

 

 

ЛЕКЦИЯ 15.

10. МЕЖСТРАНОВАЯ И МИРОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

10.1. Тенденции и факторы международной экономической интеграции

Международная (межстрановая) экономическая интеграция представляет собой процесс экономико-политического объединения отдельных стран на основе рационального межгосударственного разделения труда и формирования устойчивых всесторонних связей на различных уровнях и в различных формах.

Преимуществами интеграции являются:

- обеспечение доступа субъектов хозяйствования к ресурсам (материальным, финансовым, трудовым, технологическим и др.);

- расширение объема производства в расчете на больший рынок;

- появление возможности более эффективного совместного решения общих социальных, экологических и экономических проблем и др.

Факторами (причинами) международной экономической интеграции (и в то же время, тенденциями развития мировой экономики) являются:

1. Потребность в расширении рынков сбыта продукции.

2. Объединение усилий многих стран с целью повышения эффективности выпуска продукции.

3. Углубление международного разделения труда, специализации и кооперации производства.

4. Ускорение НТП, развитие и внедрение информационных технологий (в результате роста обмена научной и технологической продукцией, а также информацией происходит объединение компаний, лабораторий в региональные и глобальные центры производства новых технологий).

5. Расширение региональных группировок (интеграционные объ-единения создаются в различных регионах Земли (ЕС (Европейский Союз) – в Европе, ОПЕК (организация стран-экспортеров нефти) – на нескольких континентах, СНГ (Содружество Независимых Государств) – в Европе и Азии и т.д.).

6. Формирование региональных рынков. Основными видами мировых рынков являются:

- рынок товаров и услуг;

- рынок капиталов;

- рынок ценных бумаг;

- рынок труда;

- рынок информации и технологий;

- рынок научных разработок;

- валютный рынок и др.

На мировых рынках товар продается по мировым ценам, являющимся денежным выражением интернациональной стоимости. Стоимость определяется условиями производства стран, выпускающих основной объем товара (например, цены на нефть в основном определяются странами ОПЕК, цены на золото – странами, где добывается основной объем золота (США, Канада, Индонезия) и т.п.).

7. Интернационализация хозяйственной жизни (формирование устойчивых международных связей в производственно-экономической сфере на основе международного разделения труда). Интернационализации могут подвергаться различные рыночные ресурсы (капитал, товары и т.д.). Интернационализация может осуществляться как между несколькими странами, так и между большинством стран мира.

8. Создание транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп. Развитию интернационализации хозяйственной жизни способствует создание транснациональных корпораций (ТНК).

Транснационализация – это межгосударственная интеграция, реализуемая на уровне частных фирм.

В соответствии с критериями ООН к ТНК относятся корпорации:

- имеющие дочерние фирмы в 2 и более странах;

- осуществляющие координацию деятельности своих зарубежных фирм (имеющие свои представительства за рубежом). Далеко не всякая компания, вовлеченная в международную торговлю, может быть отнесена к категории ТНК. Компания может экспортировать всю производимую ею продукцию и получать 100 % дохода из-за рубежа, но этого недостаточно, чтобы называться транснациональной. Транснациональной может считаться только компания, имеющая собственное производство или иное присутствие (представительство) за границей.

Индекс транснациональности (международности) (Итр) – показатель, характеризующий степень интернационализации компании и определяемый как отношение среднего значения зарубежных активов, продаж и занятых работников к общим показателям (по этим направлениям) компании:

 

(8)

 

При расчете Итр для отдельного государства показатели суммируются по всем основным компаниям ведущих отраслей данной страны. Для наиболее крупных ТНК индекс транснациональности составляет от 20 до 95 % (табл. 10.1). Транснациональные корпорации контролируют более половины мирового промышленного производства, международной торговли (в том числе около 90 % мировой торговли пшеницей, кофе, кукурузой, табаком, лесом, железной рудой, более 80 % – медью, бокситами, оловом, чаем, около 75 % – сырой нефтью и каучуком), обладают более 80 % патентов и лицензий.

Анализ показателей индекса транснациональности позволяет определить экспортоориентированные компании и государства, выяснить тенденции движения ресурсов и т.д. Сбыт за рубежом занимает значительную долю деятельности ТНК, и обычно растет быстрее, чем сбыт в собственной стране, причем объем сбыта за рубежом составляет обычно более 1/3 общего объема продаж ТНК.

Преимущества транснационализации для компаний:

- повышение конкурентоспособности компаний за счет улучшения показателей деятельности (выход на другие рынки стимулирует к более эффективной работе, созданию продукции с лучшими характеристиками, снижению издержек и т.д.);

- расширение рынка сбыта продукции компании.

Особенности развития ТНК:

- географически ТНК распределены неравномерно (большинство рассредоточено на территории «триады» – США, ЕС, Японии; развиваются ТНК новых индустриальных стран – Южная Корея, Китай, Бразилия, Сингапур, Тайвань, Мексика, РФ);

- зачастую ТНК богаче некоторых стран (объемы продаж ТНК превышают объемы ВВП некоторых стран);

9. Глобализация мировой экономики.

Закономерным результатом количественного роста масштабов интернационализации, расширения рамок мирохозяйственных связей является глобализация мировой экономики.

Глобализация (от англ. global – мировой, всемирный) – свободное движение ресурсов между странами.

На макроэкономическом уровне глобализация означает стремление стран и регионов к экономической активности за пределами своих границ. Признаками такого стремления являются либерализация, снятие торговых и инвестиционных барьеров, создание свободных экономических зон и т.д.

На микроэкономическом уровне под глобализацией понимается расширение деятельности предприятия за пределами внутреннего рынка, когда рамки внутренних рынков становятся все более тесными для крупномасштабного специализированного производства.

Основными чертами глобализации мировой экономики являются:

1.Углубление международного разделения труда с его переходом от общего (межотраслевого) к специфическому (внутриотраслевому) и единичному (технологическому).

Международное разделение труда – высшая форма регионального разделения труда, основанная на устойчивом производстве продукции определенного вида в отдельных странах (специализации) и предполагающая товарный обмен между странами.

Факторы, определяющие участие страны в МРТ:

· национальные, в том числе:

- природно-географические различия отдельных стран;

- социально-экономические особенности стран (наличие запасов полезных ископаемых и неравномерность их распределения, размер территории страны и численность населения, исторические традиции, уровень развития производительных сил, темпы роста НТП и НТР и т.д.);

- социально-политические (общественный строй и преобладающая форма собственности на средства производства, внешнеполитическая ориентация и национально-государственные интересы страны);

· международные, в том числе:

- уровень НТП в мире (чем выше уровень НТП, тем более наукоемким становятся отрасли (продукты) специализации стран);

- спрос на продукцию на мировом рынке;

- система международных расчетов;

- наличие экологических проблем.

2.Превышение темпов роста международного товарооборота над темпами роста объема мирового производства; растущая либерализация международной торговли, выражающаяся в открытии национальных рынков товаров и услуг путем постепенного снятия торговых ограничений и барьеров, а также в противодействии протекционистским мерам в международной торговле; ведение торговли в круглосуточном режиме.

3.Опережающий рост движения капиталов по отношению к движению товаров; формирование мирового финансового рынка.

4.Увеличение потоков портфельных и прямых иностранных инвестиций.

5.Информационно-технологическая революция, переворот в средствах телекоммуникаций на базе электроники, кибернетики, спутниковых средств связи, появление и развитие сети Интернет, распространение электронной торговли и т.д.

6.Усиление влияния транснациональных корпораций, контролирующих в настоящее время до половины мирового промышленного производства и международной торговли, более 80 % мирового банка патентов и лицензий на новую технику и ноу-хау.

7.Концентрация и централизация капитала на основе процессов слияний и поглощений компаний (в том числе банков).

8.Повышение глобальной регулирующей роли международных экономических и финансовых организаций (ВТО, МВФ, ОЭСР и др.), разработка под их эгидой универсальных норм, стандартов и правил для мирохозяйственного общения.

9.Развитие интеграционных тенденций на региональном и мировом уровнях, возрастание роли наднациональных органов в мировой политике и экономике.

10. Создание высокоразвитой международной транспортной инфраструктуры.

11. Расширение международного сотрудничества в решении гло-бальных проблем (охрана окружающей среды, борьба с голодом и болезнями, ликвидация отсталости развивающихся стран и др.).

Процесс глобализации мировой экономики объективен и имеет многие положительные стороны:

- облегчение хозяйственного взаимодействия между государствами;

- стимулирование экономического роста;

- содействие ускорению и увеличению масштабов обмена передо-выми достижениями человечества в экономической, научно-техниче-ской, интеллектуальной сферах (что содействует мировому прогрессу).

Положительные стороны глобализации для Беларуси:

1.Возможность свободного перемещения товаров, услуг, ресурсов (капитала, труда, информации и др.) и внедрение международных стандартов.

2.Получение доступа к новым технологиям.

3.Доступ к ресурсам.

4.Большая емкость внешних рынков для экспортоориентированной белорусской экономики.

5.Создание привлекательного делового климата в стране (что способствует привлечению иностранных инвестиций).

6.Информационно-образовательный обмен.

7.Модернизация гражданских институтов в соответствии с современными требованиями.

Негативные последствия глобализации:

1.Увеличение открытости процессов воспроизводства отдельных стран негативным внешним воздействиям, быстрое распространение локальных экономических сбоев на другие регионы мира (подтверждением чему является быстрое распространение мировых и региональных кризисов в глобализованной экономике).

2.Дестабилизирующее воздействие на мировую экономику и финансы трансграничных переливов краткосрочных капиталов, действий международных финансовых спекулянтов.

3.Усиление дифференциации в уровне благосостояния и степени вовлеченности в процессы глобализации между богатыми и бедными странами, риск вытеснения беднейших стран на обочину мирового хозяйства.

4.Развитие или исчезновение производств без учета интересов местного населения.

5.Вытеснение из сферы занятости работников, менее приспособленных к прогрессу техники и изменениям в условиях труда, рост безработицы, особенно в развивающихся странах.

6.Перерастание организованной преступности из национальной в международную, трансграничную.

7.Обострение проблем нелегальной миграции и торговли людьми.

8.Обострение экологических проблем.

С ростом осознания в мире сложностей глобализации связано выдвижение идеи «глобализации с человеческим лицом», т.е. социально ориентированной и учитывающей приоритеты «устойчивого развития», все больше внимания уделяется концепции повышения «социальной ответственности корпораций». В 90-х гг. XX ст. в мире сформировалось движение «антиглобалистов», участники которого пропагандируют альтернативные пути развития мировой экономики, устраивают манифестации, нередко экстремистского характера, в период проведения конференций Всемирного экономического форума, саммитов лидеров крупнейших стран, мероприятий МВФ, Всемирного банка, ВТО и других многосторонних институтов экономического профиля. Необходимо всесторонне исследовать явления глобализации, придавать ей социальную направленность.

10.2. Формы и механизмы международной экономической интеграции

Формами международной экономической интеграции являются:

- мировая торговля товарами и услугами;

- международное производственное сотрудничество;

- международное научно-техническое сотрудничество;

- формирование региональных интеграционных объединений.

Мировая торговля товарами и услугами – сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокуп-ность внешней торговли всех стран земного шара.

Субъектами мировой торговли являются:

- государственные организации;

- частные предприятия;

- частные лица.

Внешнеторговый товарооборот страны – сумма экспорта (вывозимые товары и услуги) и импорта (ввозимые товары и услуги).

Сальдо внешнеторгового баланса – разница между стоимостью экспорта и импорта за определенный период. Положительное сальдо наблюдается, когда стоимость экспорта превышает стоимость им-порта, отрицательное – когда стоимость импорта превышает стоимость экспорта.

Условиями успеха страны при торговле на мировом рынке являются:

- наличие конкурентоспособной продукции;

- наличие внешнеторговой инфраструктуры (склады, транспорт, средства связи и т.п., что позволяет значительно экономить затраты по реализации).

Основными формами мировой торговли являются:

- оптовая торговля через специализированные фирмы;

- торговля через сбытовую сеть предприятий-производителей;

- торговля через биржи;

- ярмарочная торговля.

Системами внешнеторговой политики являются:

1. Протекционизм – политика государства, целью которой является ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции путем введения высоких пошлин на ввозимые товары, ограничений или запрета ввоза товаров. Протекционизм осуществляется посредством таможенных тарифов и нетарифных ограничений.

Таможенный тариф – система ставок платы (пошлин) за товары, перевозимые через границу.

Нетарифные ограничения – меры экономического или ограничительного характера, препятствующие проникновению товаров на внутренние рынки или ограничивающие возможности их использования, а также регулирующие процессы вывоза товаров. К нетарифным ограничениям часто прибегают, когда введение тарифных ограничений невозможно в силу наличия определенных международных соглашений.

Основными видами нетарифных ограничений являются:

1. Квотирование – мера нетарифного ограничения ВЭД, предполагающая стоимостное или количественное ограничение ввоза (вывоза) товаров, устанавливаемое государством на неопределенный срок по отдельным видам (группам) товаров, странам (группам стран) путем введения квоты (или процентной доли) этих товаров, разрешенной к ввозу (вывозу).

Квотирование экспорта вводится обычно в исключительных случаях (в целях обеспечения национальной безопасности, исключения дефицита на местном рынке и т.п.).

Квотирование импорта вводится для защиты от конкурентов или в качестве ответной меры на аналогичные действия со стороны третьих стран.

Импортные квоты бывают следующих видов:

- глобальные (определяют объем импорта в целом для всех стран);

- двусторонние (определяют объем импорта для конкретных стран);

- тарифные (определяют объем импорта определенного товара по сниженным тарифным пошлинам или беспошлинно).

2. Лицензирование – мера нетарифного ограничения, предусматривающая выдачу разрешений на ввоз (вывоз) определенного количества товаров, выдаваемое уполномоченными органами.

Основными видами лицензий являются:

– разовая (разрешение, дающее право на ввоз (вывоз) определенного количества товаров в пределах определенного объема и срока в определенную страну (страны) (из определенной страны (стран));

– генеральная (постоянно действующее разрешение на экспорт (импорт) определенных товаров без ограничений по стоимости, количеству и странам. Срок действия генеральной лицензии может быть ограничен);

– специальная (например, специальная лицензия на экспорт текстильных изделий в страны Европейского Союза в объемах выделенных квот, устанавливаемых ЕС).

3. М еждународные торговые договоры (соглашения, определяю-щие общие направления развития экономических отношений между государствами, условия взаимных расчетов и т.д.).

4. Антидемпинговые процедуры (судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные пред-приниматели против иностранных поставщиков по поводу занижения цен поставщиками, которое может нанести ущерб местным производителям аналогичной продукции).

5. Ценовые преференции (определение минимальной разницы в ценах, по которым товары импортера должны быть ниже цен национальных производителей).

6. Технические процедуры (комплекс мероприятий по проверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний).

Одной из форм технических процедур является сертификация продукции. Сертификация – процедура подтверждения соответствия продукции определенным требованиям в целях повышения качества производимых и импортируемых товаров, защиты интересов потребителей, контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья, имущества и т.д.

7. Импортные процедуры (правила проведения импортных операций при государственных закупках, обязывающие покупателя про-водить международные торги (конкурс) с целью определения наиболее выгодного поставщика).

8. Сертификация (процедура подтверждения соответствия продукции определенным требованиям в целях повышения качества производимых и импортируемых товаров, защиты интересов потребителей, контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья, имущества и т.д.).

9. Выдача разрешений на ввоз (вывоз) отдельных товаров (например, культурных ценностей, семян, лекарственных средств, радиоэлектронных устройств) обычно с целью защиты национальной безопасности или национального достояния.

10. Таможенные формальности (определенная последовательность таможенных процедур, связанных с экспортом (импортом) товаров и их обработкой в условиях различного таможенного режима, а также правила перемещения товаров физическим лицам через таможенную границу).

11. Валютное регулирование и контроль;

2. Свобода торговли – политика государства, целью которой является снятие ограничений в торговле. Примером свободы торговли является участие во Всемирной торговой организации (ВТО).

В 1947 г. 23 страны подписали Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), направленное против протекционизма в торговле. ГАТТ положило начало либерализации торговли путем снижения импортных таможенных пошлин. В 1995 г. ГАТТ было преобразовано в ВТО, штаб-квартира которой находится в Женеве (Швейцария). В 2009 г. в ВТО насчитывалось 153 страны-участницы, 27 стран-кандидатов (в том числе Российская Федерация, Украина, Беларусь).

Цель создания ВТО – создание на основе единых правовых норм такой торговой системы, при которой предприятия стран-участниц ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции («либерализация мировой торговли и справедливые условия конкуренции»), чтобы рынки оставались открытыми и чтобы доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных и произвольных ограничений на импорт.

ВТО – это международная экономическая организация, занимаю-щаяся вопросами многостороннего регулирования торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. Организация является форумом, на котором в процессе коллективных обсуждений и переговоров формируются правила международной торговли и рассматриваются вопросы сокращения барьеров на ее пути. Все страны-участницы ВТО по результатам переговоров подписывают «многосторонние торговые соглашения», представляющие собой своеобразный многосторонний контракт, нормами и правилами которого регулируется примерно 97 % всей мировой торговли товарами и услугами (например, соглашения о тарифах и торговле, по правилам происхождения, по применению санитарных и фитосанитарных норм и т.д.). Полный пакет документов ВТО в настоящее время составляет около 30 тыс. страниц.

Основными принципами ВТО являются:

1.Принцип наибольшего благоприятствования (означает предоставление иностранным товарам и поставщикам услуг таких же условий на внутреннем рынке государства-участника, какие предоставляются иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг из третьих государств-участников. То есть речь идет о недискриминации между товарами (работами, услугами) из различных стран-участниц).

2.Принцип национального режима (необходимо предоставлять иностранным товарам и услугам не менее благоприятный режим, чем тот, который применяется в отношении отечественных аналогичных товаров и услуг).

3.Принцип транспарентности (обязательность информирования иностранных поставщиков о законодательной базе в данной стране путем публикаций, создания информационных центров, или принцип неприменения неопубликованных нормативно-правовых актов.

Основными правилами ВТО являются:

- регулирование торговли преимущественно тарифными методами (ВТО способствует устранению препятствий на пути потоков товаров и услуг, включая тарифные, нетарифные, количественные и другие ограничения);

- отказ от использования количественных ограничений;

- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров;

- введение защитных антидемпинговых и компенсационных мер для ограничения доступа на свой рынок в случае наступления кризисной ситуации в той или иной отрасли или в связи с нарушением торговыми партнерами принципов ВТО.

Функциями ВТО являются:

- контроль за выполнением соглашений ВТО (Уругвайского раунда переговоров);

- проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-участницами;

- разрешение торговых споров;

- мониторинг национальной торговой политики стран-участниц;

- техническое содействие развивающимся государствам;

- сотрудничество с международными специализированными организациями.

С 1992 г. Республике Беларусь был присвоен статус наблюдателя при ВТО. Для вступления в ВТО Беларуси необходимо принять соответствующую нормативно-правовую базу и разработать механизм регулирования внешнеэкономических связей, основанных на принципах международной торговли. В настоящее время Беларусь ведет переговоры о присоединении к ВТО.

Преимуществами для Беларуси от участия в ВТО являются:

- получение более благоприятных условий доступа на мировой рынок товаров и услуг (на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-участницами ВТО (получение статуса страны с наибольшим благоприятствованием
в торговле));

- обеспечение доступа к рынкам более 150 государств;

- устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;

- возможность реализации своих текущих и стратегических интересов путем участия в международных торговых переговорах при выработке новых правил международной торговли;

- возможность цивилизованного регулирования экспортно-им-портных отношений между странами;

- укрепление репутации страны как стабильного и надежного торгового партнера.

Международное производственное сотрудничество

В основе международного производственного сотрудничества ле-жит специализация отдельных стран по изготовлению продуктов с целью повышения производительности труда и снижения издержек производства.

Основными формами производственного сотрудничества являются:

- совместная кооперация производства и сбыта (c участием различных предприятий);

- совместное владение предприятиями;

- совместное подрядное строительство и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.08 с.)