Показатели состояния и развития фондового рынка Беларуси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели состояния и развития фондового рынка Беларуси



Показатель По годам
     
млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. %
Общий объем сделок на бир-жевом рынке, всего     19 200   42 200  
В том числе            
Сделки с ГЦБ            
Объем сделок юр. лиц-рези-дентов с акциями и облигациями, всего 6138,7   2809,7   6850,2  
В том числе            
Биржевой рынок 274,8 4,48 1258,2 44,8 3717,3 54,27
В том числе:            
Сделки с акциями 7,9   201,8   123,6  
Сделки с облигациями 266,9   1056,4   3593,7  
Внебиржевой рынок 5863,9 95,52 1551,5 55,2 3132,9 45,73
В том числе:            
Сделки с акциями 5577,5   1467,9   939,8  
Сделки с облигациями 11,6   83,6   2193,1  
Структура сделок юр. лиц-ре-зидентов по акциям и облигациям, всего 6138,7   2809,7   6850,2  
В том числе:            
Сделки с акциями 5585,4   1669,7 59,43 1063,4 15,52
Сделки с облигациями 278,5     40,57 5786,8 84,48

Состояние и тенденции развития фондового рынка Беларуси:

- основная характеристика фондового рынка – низкий уровень развития рынка;

- основной объем сделок – сделки с ГЦБ;

- малое количество инструментов (обращаются в основном акции и облигации);

- значительная часть сделок с акциями – блок-сделки (переход акций пакетом одному инвестору), а также использование акций в качестве отступного по долгам, вследствие чего акции не попадают в сферу обращения;

- неразвитость вторичного рынка.

Причины неразвитости вторичного фондового рынка:

- большая часть акций принадлежит государству, и они не попадают в сферу обращения;

- низкий уровень ликвидности и доходности ценных бумаг;

- большая часть ценных бумаг является краткосрочными бумагами, что не позволяет им обращаться на вторичном рынке;

- неразвитость рынка в целом.

Причины неразвитости фондового рынка в целом:

- отсутствие инвестиционных ресурсов для развития рынка;

- недостаточная капитализация сбережений (сбережения не используются как инвестиции).

Направления развития фондового рынка в Республике Беларусь:

- расширение спектра инструментов рынка;

- активизация рынка корпоративных ценных бумаг;

- активизация рынка в части оказания услуг небанковскими инвесторами (инвестиционными фондами, трастовыми, страховыми, лизинговыми компаниями);

- создание биржевого рынка реального товара в качестве базы для стабильного функционирования фьючерсного рынка;

- выход на международные рынки ценных бумаг, унификация белорусского законодательства по ценным бумагам с международными нормами;

- создание финансовой инфраструктуры для трансформации сбе-режений в инвестиции (правовая защита инвесторов, информация, повышение финансовой прозрачности эмитентов, создание ипотечных ценных бумаг);

- контроль раскрытия информации о деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и крупных инвесторов на фондовом рынке;

- совершенствование налогового законодательства в целях активизации рынка;

- совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность депозитарной системы.

 

ЛЕКЦИЯ 9.

6.4. Товарный рынок

Товарный рынок – это механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей товаров, имеющих материально-вещественную форму. В связи с разнообразием видов товаров часто применяется термин «товарные рынки».

Функции товарных рынков:

- удовлетворение потребностей населения и экономики в товарах;

- создание условий для реализации товаров и обеспечения высокой эффективности производства отечественным производителям;

- обеспечение положительного внешнеторгового баланса (пороговое значение сальдо внешней торговли (показатель экономической безопасности) составляет минус 5 %. Невыполнение показателя ведет к росту дефицита бюджета, дестабилизации экономики (страна вынуждена больше тратить, чем зарабатывает на продаже собственных товаров)).

Инфраструктура товарных рынков:

- товарные биржи (в Республике Беларусь основной товарной биржей является Белорусская универсальная товарная биржа, на ко-торой ведется торговля стандартизированными товарами (лес и продукция деревообработки, металлопродукция и др.);

- торговые предприятия (оптовые и розничные, торговые дома). Торговые предприятия (примерно на ¾) представлены частной торговлей.

Государственное регулирование торговли возложено на Министерство торговли и управления торговли местных органов власти.

Их функциями являются:

- создание конкурентной среды и преодоление монополизма;

- ликвидация региональных и ведомственных барьеров свободного передвижения товаров;

- контроль соблюдения торговыми предприятиями требований законодательства, интересов покупателей, требований к качеству товаров;

- создание системы торгового обслуживания социально незащищенных слоев населения.

Направления развития товарных рынков в Республике Беларусь:

- увеличение объемов реализации новых видов услуг (маркетинговых, правовых, банковских, страховых, консалтинговых);

- формирование современной системы товародвижения (логистики, электронной торговли);

- обеспечение условий для повышения спроса на отечественную продукцию на внутреннем и внешнем рынках (унификация законодательства, создание торговых сетей, вступление в ВТО);

- создание эффективной системы информации о рыночной конъюнктуре (ярмарки, выставки);

- повышение конкурентоспособности и улучшение условий реализации отечественных товаров за счет создания крупных конкурентоспособных структур (гипермаркетов), формирования сетевых технологий торговли, применения франчайзинга, развития сети «удобных магазинов», развития сети дисконтных магазинов, развития фирменной торговли, перевода торговли с открытых рынков в обустроенные помещения; развитие рыночной инфраструктуры, обеспечивающей потребности малого и среднего предпринимательства (магазины-склады).

 

7. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В БЕЛАРУСИ

7.1. Преобразование форм собственности

Государственный сектор – это часть экономики страны, представляющая собой комплекс хозяйственных объектов, полностью или частично принадлежащих государству (в лице центральных или местных органов власти и управления), полностью контролируемая государством.

Государственный сектор существует во всех странах с рыночной экономикой, но имеет различный удельный вес по различным показателям (по объему выпускаемой продукции, по числу занятых, по количеству предприятий и т.д.), что и предопределяет меру его влияния на экономику страны.

Как правило, в условиях рыночной экономики государственный сектор охватывает сферы и отрасли, функционирование которых не-обходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала из-за большой стоимости инвестиционных ресурсов и медленного оборота капитала. Таким образом, в условиях рыночной экономики необходимость государственного сектора возникает в тех областях и в той мере, насколько рыночный механизм самостоятельно не может или недостаточно быстро и эффективно решает социально-экономические проблемы.

Основными экономическими функциями государственного сектора являются:

· непосредственно в сфере экономики:

- стабилизация экономического развития, достижение сбалансированного роста, особенно в условиях ухудшения конъюнктуры рынка, депрессии или кризиса;

- реализация государственной структурной политики (поддержание определенной структуры общественного производства (особенно тех отраслей, куда частный капитал идет неохотно));

- обеспечение внешнеэкономического равновесия;

- поддержка и стимулирование частного сектора и др.;

· в других сферах, связанных с экономикой:

- противодействие спаду производства и связанному с ним росту безработицы;

- решение проблем занятости;

- обеспечение приоритета социальных целей при определении стратегии развития государства и др.

Удельный вес государственного сектора в рыночной экономике является величиной переменной, а границы его весьма подвижны. Они определяются качественным состоянием экономики на данном этапе функционирования. Это связано с взаимопроникновением государственного и частного капитала. Для расширения границ распространения государственного сектора применяются следующие основные способы:

- увеличение размеров функционирующего государственного ка-питала;

- создание новых объектов с участием государственного капитала;

- проведение актов национализации.

Одним из основных принципов рыночной экономики является наличие частной собственности, плюрализм и равноправие форм собственности, гармоничное сочетание государства и рынка. Поэтому для осуществления рыночных преобразований необходимо, чтобы государственная собственность перестала быть единственной (и доминирующей) в экономике.

Разгосударствление – это процесс преобразования государствен-ной собственности в иные формы собственности. Термин «разгосударствление» обычно применяется к экономике в целом.

Экономика может подвергаться разгосударствлению различными способами:

1. Косвенные способы:

- либерализация рынков (через снижение доли государственного участия в экономике);

- стимулирование создания предприятий с большей долей частного капитала;

- создание для государственных предприятий рыночных условий функционирования (равных условий хозяйствования для всех субъектов экономической деятельности с помощью сокращения суб-сидирования государственных предприятий и т.п.) и др.

2. Прямые способы:

- преобразование государственных предприятий в открытые акционерные общества (ОАО);

- выкуп арендованного у государственного предприятия имущества арендатором с частной формой собственности;

- продажа государственного имущества на аукционе или по кон-курсу и т.п.

В отношении собственности разгосударствление может производиться путем передачи имущества из государственной формы собственности в другие формы собственности (коллективную, акционерную, кооперативную, частную (личную), смешанную). В соответствии с Конституцией (1994 г.) и Гражданским кодексом в Республике Беларусь существует 2 формы собственности – государственная и частная. Поэтому все формы собственности, кроме государственной, можно объединить в понятие «частная собственность».

Приватизация – это одна из форм разгосударствления, предполагающая передачу государственной собственности в частную собственность (за плату или безвозмездно).

Государственная собственность выступает в виде:

- республиканской собственности;

- коммунальной собственности.

Исключительную собственность государства составляют недра, вода, леса, земли сельскохозяйственного назначения.

В преобразовании форм собственности в Республике Беларусь выделяется 3 этапа:

1. 1991–1992 гг.

Основные характеристики этапа:

- отсутствие твердой законодательной базы в области разгосударствления и преобразования форм собственности;

- осуществление выкупа имущества только за денежные средства;

- осуществление выкупа государственного имущества непосредственно коллективами государственных предприятий с последующим преобразованием этих предприятий в коллективные (народные) предприятия, а позже – в акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью;

2. 1993–1995 гг.

Основные характеристики этапа:

- появление законов, регулирующих процессы разгосударствления: Закона «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», Закона «Об именных приватизационных чеках» и др.;

- осуществление выкупа 50 % стоимости имущества за денежные средства, 50 % – за чеки «Имущество»;

- приватизация средних, крупных и малых предприятий различными инвесторами с преобразованием этих предприятий в ОАО;

3. C 1996 г. по настоящее время (этап совершенствования стратегии и тактики преобразований отношений собственности).

Основные характеристики этапа:

- совершенствование законодательства в области разгосударствления и преобразования форм собственности;

- обеспечение единой государственной политики по реформированию государственной собственности;

- усиление социальной и экологической направленности процесса приватизации;

- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в сферу приватизации и др.

В результате осуществления разгосударствления существенно рас-ширился негосударственный сектор экономики, являющийся основой рыночного хозяйства. Так (по сост. на 2009 г.), доля работающих на негосударственных предприятиях составила 47,7 % общей численности занятых в экономике.

 

7.2. Демонополизация и развитие конкуренции

7.2.1. Конкуренция и монополии

Рыночная конкуренция – это борьба хозяйствующих субъектов, выходящих на рынок, за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей.

Положительными сторонами конкуренции является:

- обеспечение гибкости рынка (эффективное функционирование рынка при изменении условий);

- исключение дефицита товаров;

- ограничение необоснованного роста цен;

- защита интересов конкурентов и потребителей (при наличии на рынке большого числа продавцов потребитель имеет право выбора товара с лучшими характеристиками).

Монополия как экономическое явление означает наличие у хозяйствующего субъекта исключительных прав, позволяющих ему воздействовать на определенные сферы деятельности в собственных интересах и извлекать монопольную прибыль.

Монопольное положение хозяйствующего субъекта обеспечивает ему возможность устанавливать свои правила поведения на рынке в ущерб интересам конкурентов и потребителей.

Виды конкуренции по соотношению продавцов и покупателей:

1. Совершенная (на рынке действует много продавцов и покупателей стандартного товара, и поэтому ни один из них не может повлиять на цену товара). Примером совершенной конкуренции является торговля распространенными продуктами питания.

2. Чистая монополия (один продавец реализует товар, не имеющий аналогов (эксклюзивные медицинские услуги, услуги коммунального хозяйства)).

«Естественные монополии» – это отрасли экономики, в которых конкуренция невозможна или экономически нецелесообразна. Например, в топливно-энергетическом комплексе конкуренция экономически нецелесообразна (в силу принадлежности собственности одному владельцу – государству – или выполнении конкретных функций для определенного заказчика); в транспорте – и невозможна полностью, и экономически нецелесообразна; в отрасли связи – частично возможна; в сфере коммунальных услуг – невозможна в большинстве случаев, т.к. коммуникации в основном подключены к общим сетям и т.д.

3. Монополистическая конкуренция (большое количество продавцов, предлагающих схожую, но не идентичную продукцию). Например, монополистическая конкуренция может наблюдаться в сфе-ре обслуживания (ресторанный бизнес, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, банковский бизнес), производстве бытовой техники, одежды, стиральных средств и т.д.

4. Олигополия (мало продавцов и много покупателей). К олигополии обычно относят отрасли, в которых действует от 3 до 10 продавцов, на которых приходится 50 % и более продаж.

Виды конкуренции по методам осуществления:

- ценовая (продажи со скидками);

- неценовая (предложение товаров более высокого качества).

Виды конкуренции по товару:

- внутриотраслевая (между аналогичными товарами внутри одной отрасли, например, по хлебу разных марок);

- межотраслевая (между товарами различных отраслей).

7.2.2. Антимонопольное регулирование

Антимонопольное регулирование – это деятельность государства по ограничению монополистической деятельности субъектов хозяйствования и созданию здоровой конкуренции.

Основой антимонопольного регулирования является законодательство государства. С 1992 г. в Республике Беларусь действует Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

Основные направления антимонопольного регулирования определяются антимонопольной политикой государства.

Целями антимонопольной политики являются:

- снижение и ликвидация административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов;

- защита прав собственников;

- обеспечение равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.

Демонополизация и развитие конкуренции являются основными условиями перехода страны к рыночным отношениям.

Меры, направленные на развитие конкуренции и демонополизацию, могут применяться в различном сочетании в зависимости от экономической ситуации. Данные меры включают:

1. Меры по развитию конкуренции:

- увеличение доли негосударственных предприятий за счет методов косвенного вмешательства государства в экономику (либерализации законодательства, снижения налогов и т.п.);

- увеличение доли негосударственных предприятий за счет методов прямого вмешательства государства в экономику (путем поддержки государством создания малых и средних предприятий с целью усиления за счет развития объемов рынка негосударственных предприятий, разукрупнения государством крупных предприятий, препятствующих развитию конкуренции и др.).

2. Меры по демонополизации.

Демонополизация – это комплекс мер, направленных на формирование конкурентных отношений в экономике за счет предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, а также снижение отрицательных последствий монополизма.

Демонополизация включает меры:

1. Государственный контроль деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, а также субъектов естественных монополий.

Факт доминирования на товарных рынках устанавливается по определенным критериям (по факту превышения предельных величин долей субъекта (субъектов) на соответствующем товарном рынке и др.). Например, к компаниям, у которых просматриваются признаки монополистов, относят хозяйствующие субъекты, производящие товары народного потребления, и субъекты, оказывающие услуги, доля которых на товарном рынке составляет 30 % и более, если этих субъектов на рынке 2–54 % и т.д., для хозяйствующих субъектов-производителей товаров производственного назначения эта доля 45 % и более для одного субъекта, 67 % – для двух, 86 % – для трех и т.д. Такие субъекты регистрируются в Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. Если доля на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, то факт доминирования хозяйствующего субъекта также может определяться исходя из стабильности его доли на товарном рынке относительно размера принадлежащих конкурентам долей, возможности доступа на этот рынок конкурентов или иных характеризующих его критериев. Например, к доминирующим на товарном рынке были отнесены (по сост. на 2004 г.) 3 предприятия в области черной металлургии, которые в совокупности имели долю в общем объеме производства продукции черной металлургии на территории Республики Беларусь в размере 86,2 %, т.е. являлись монополистами.

Также государством ведется Государственный реестр субъектов естественных монополий, в который вносятся данные о хозяйствующих субъектах, относящихся к естественным монополиям.

Периодически департаментом ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь осуществляется мониторинг товарных рынков на предмет подтверждения либо утраты хозяйствующими субъектами своего доминирующего положения. По результатам анализа в государственные реестры включаются или исключаются из них предприятия различных отраслей экономики. Например, по состоянию на 01.01.2007 в Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках числилось 857 организаций республиканского и местного уровней, к 01.01.2008 г. это число снизилось до 332 (в том числе 150 – республиканского, 182 – местного уровня).

2. Регулирование цен монополистов.

· Министерство экономики осуществляет регулирование цен (та-рифов) на конкретные виды товаров (работ, услуг) организаций и предпринимателей, включенных в Государственный реестр субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (на республиканском уровне) путем:

- установления предельных нормативов рентабельности. Напри-мер, для организаций-монополистов могут устанавливаться следую-щие предельные уровни рентабельности: (хлеб – 15 % (в % к себестоимости); молоко – 15 %; мясо – 10 %; пищевая соль – 40 %;
лекарственные средства – 25 % и т.п.). То есть отпускная цена на товары, поставляемые на внутренний рынок республики, должна включать прибыль в размере, не превышающем указанные предельные уровни к полной себестоимости;

- декларирования цен (тарифов). Заявленные организацией-моно-полистом декларируемые цены регистрируются органами государственного управления в виде предельных или фиксированных цен (тарифов).

Регулированием цен (тарифов) на конкретные виды товаров (работ, услуг) хозяйствующих субъектов, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (местный уровень), занимаются облисполкомы и Мингорисполком;

· Министерство экономики осуществляет регулирование цен (та-рифов) на конкретные виды товаров (работ, услуг) хозяйствующих субъектов, включенных в Государственный реестр субъектов естественных монополий путем установления фиксированных, предельных цен (тарифов) и порядка их определения и применения.

К товарам (работам, услугам) естественных монополий, по которым осуществляется регулирование цен (тарифов), относятся:

- отпуск электрической и тепловой энергии Белорусским энергетическим концерном (за исключением энергии, отпускаемой населению);

- транспортировка газа, нефти и нефтепродуктов по трубопроводам;

- перевозка пассажиров, грузов и багажа автотранспортом во внутриреспубликанском сообщении;

- услуги транспортных терминалов, аэропортов;

- обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением;

- перевозка пассажиров, грузов и багажа железнодорожным транс-портом во внутриреспубликанском сообщении;

- услуги электрической и почтовой связи общего пользования (по перечню, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь).

К естественным монополистам республиканского уровня (по состоянию на 01.01.2009) относятся:

- РУП «Белтелеком» (монополист в области взаимодействия с зарубежными операторами электросвязи и пропуска международного трафика);

- ОАО «Белтрансгаз» (монополист на рынке оптовой торговли природным газом);

- РУП «Белпочта» (монополист в области оказания услуг почтовой связи общего пользования);

- Белорусская железная дорога (монополист в области осуществления железнодорожных перевозок).

Органы государственного управления принимают решение об отказе в утверждении или регистрации цен (тарифов) субъектов естественных монополий в случаях:

- экономически необоснованного повышения цен (тарифов) организацией-монополистом, которое может отрицательно повлиять на уровень жизни населения;

- значительного отличия уровня цен (тарифов), представленных на утверждение или регистрацию, и действующего уровня цен на аналогичную продукцию.

Установление монопольных цен является злоупотреблением доминирующим положением на рынке. В связи с этим запрещается установление цен для получения монопольно высокой прибыли.

Монопольно высокой считается цена организации-монополиста, если ее уровень выше среднего, сложившегося на аналогичные или взаимозаменяемые товары (группу товаров), на 25 % и более, либо рентабельность превышает средний ее уровень на те же товары (группу товаров) на 25 % и более.

Признаки монопольно высоких цен:

· повышение цены в целях компенсации необоснованных затрат и (или) получения монопольно высокой прибыли в результате:

- преднамеренного сокращения объемов производства (реализации) при наличии устойчивого спроса;

- скрытого уменьшения объемов производства (реализации), т.е. преднамеренного снижения качества товара при формально неизменной величине выпуска (реализации);

· скрытое повышение цены (неизменность цены при снижении качества) в целях компенсации необоснованных затрат и (или) получения монопольно высокой прибыли;

· различные комбинации вышеуказанных признаков, ущемляющих интересы других хозяйствующих субъектов или потребителей.

Регулирование цен (тарифов) на конкретные виды товаров (работ, услуг) хозяйствующих субъектов, включенных в Государственный реестр субъектов естественныхмонополий и произведенные на местных рынках, осуществляются облисполкомами и Мингорисполкомом. К таким товарам (работам, услугам) относятся, например:

- тепловая энергия (за исключением тепловой энергии, тарифы на которую регулируются Советом Министров и Министерством экономики);

- услуги по тепло- и водоснабжению, канализации и санитарной очистке, оказываемые органами системы Минжилкомхоза юридическим лицам.

3. Защита авторских и патентных прав.

4. Законодательное регулирование вопросов недобросовестной конкуренции.

В 1992 г. в Республике Беларусь принят Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющий понятие недобросовестной конкуренции. Кроме того, в различных актах законодательства установлена экономическая ответственность хозяйствующих субъектов за противоправные недобросовестные конкурентные действия.

Недобросовестная конкуренция (согласно Парижской конвенции по охране промышленной собственности) – это «всякий акт экономического соперничества, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах».

Формы недобросовестной конкуренции (согласно законодательству Республики Беларусь), это:

- все действия, способные вызвать смешение в отношении разных хозяйствующих субъектов, товаров или предпринимательской деятельности конкурентов;

- неправомерные утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать компанию конкурента или его товары;

- ложные, недостоверные, искаженные сведения о предпринимательской деятельности, которые могут ввести в заблуждение относительно характера, свойств, способа и места изготовления, пригодности к применению или количества товаров конкурента, в том числе некорректного сравнения производимого хозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента;

5. Законодательное антимонопольное регулирование порядка при-обретения акций и паев.

6. Законодательное регулирование соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (в том числе административных и экономических) и др. Например, в соответствии с законодательством, заключение и исполнение индивидуальными предпринимателями или должностными лицами юридических лиц соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, либо совершение иных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность, влекут наложение штрафа (в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин) или лишение права заниматься определенной деятельностью. Уклонение должностного лица государственного или иного органа управления или юридического лица от исполнения предписаний антимонопольных органов, либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации – влекут наложение штрафа (в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин).

ЛЕКЦИЯ 10.

7.3. Государственное и частное предпринимательство. Малый бизнес

7.3.1. Государственное и частное предпринимательство

Предпринимательство – это система хозяйствования, основанная на рисковой и инновационной деятельности с полной экономической ответственностью хозяйствующего субъекта за результаты своей деятельности и охватывающая процесс воспроизводства в целом или его часть с целью получения предпринимательского дохода.

В Гражданском кодексе Республики Беларусь предпринимательская деятельность определена как «самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте и от своего имени, на свой риск и под свою ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления».

Предпринимательская деятельность, связанная с привлечением наемного труда, рассматривается обычно как предприятие; без наемного труда – как индивидуальная трудовая деятельность.

Существует 3 формы предпринимательской деятельности:

- предпринимательство с образованием юридического лица (юридические лица);

- предпринимательство без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);

- предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом.

Выделяют 2 основных вида предпринимательства:

- частное предпринимательство – экономическая система, основанная на частной собственности, в которой хозяйственной деятельностью занимаются независимые физические лица или предприятия при минимальном вмешательстве государства. Частное предпринимательство может осуществляться в форме индивидуального предпринимательства или коллективного предпринимательства (предприятие);

- государственное предпринимательство – экономическая система, основанная на использовании имущества, находящегося в государственной (республиканской или коммунальной) собственности.

Государственное предпринимательство может осуществляться в форме унитарного предприятия, через участие в деятельности хозяйственных обществ и товариществ, а также через соглашения о разделе продукции. Основной формой юридического лица, осуществляющего государственное предпринимательство, является предприятие. Государственное предпринимательство осуществляется либо полностью государственными предприятиями, либо организациями со значительной степенью государственного участия (в капитале и управлении).

Особенности государства как субъекта предпринимательской деятельности:

- наличие широких инвестиционных возможностей;

- наличие рынка сбыта (государство само является потребителем продукции);

- наличие широких возможностей по организации производства, доступа к информации и др.

В общем, государство имеет самые широкие возможности в получении доходов.

Государство осуществляет следующие виды предпринимательской деятельности:

- производство продукции (товаров, услуг);

- предоставление концессий (сдача в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов).

Основные направления развития государственного предпринимательства:

- структурная перестройка экономики, техническое перевооружение государственных предприятий;

- снижение издержек производства и управленческих расходов;

- расширение инвестиционной активности;

- повышение ответственности и заинтересованности работников и руководителей государственных предприятий в результатах труда и др.

7.3.2. Малый бизнес

По размерам выделяют 3 группы предприятий:

- крупные (крупный бизнес) – это предприятия, определяющие экономическую и техническую мощь страны. Крупный бизнес стремится к поглощению или контролю мелких предприятий, а также к интеграции в международные структуры;

- средние (средний бизнес) – это предприятия, занимающие про-межуточное положение между крупным и малым бизнесом. Средний бизнес сильно зависит от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу как внутри своей группы, так и с крупным бизнесом. Такое сложное положение среднего бизнеса заставляет его добиваться от государства принятия протекционистских мер в экономике и формирования определенных правил рыночных отношений;

- малые (малый бизнес) – это предприятия, не входящие в монополистические объединения и удовлетворяющие определенным требованиям (в основном относительно численности работающих).

Малое предпринимательство в Республике Беларусь может осуществляться в 2 формах:

- индивидуальное предпринимательство;

- предпринимательство в форме юридического лица.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь к субъектам малого предпринимательства (юридическим лицам) относятся предприятия со среднесписочной численностью:

- в промышленности и на транспорте – до 100 чел.;

- в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере – до 60 чел.;

- в строительстве и оптовой торговле – до 50 чел.;

- в других отраслях производственной сферы, общественного питания, бытового обслуживания населения и розничной торговли – до 30 чел.;

- в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 чел.

По численности работающих субъекты малого предпринимательства (юридические лица) подразделяются на:

- микроорганизации – коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 чел. включительно;

- малые организации – коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 чел.

Достоинства малого бизнеса:

- технологическая, производственная и управленческая гибкость, способность быстро реагировать на изменение конъюнктуры рынка;

- благоприятное влияние на снижение уровня безработицы и социальной напряженности за счет создания новых рабочих мест;

- насыщение рынка продукцией и услугами, малопривлекательными для крупного и среднего бизнеса;

- удовлетворение потребностей потребителей благодаря тесной с ними взаимосвязи;

- доступность вхождения в бизнес для новых участников;

- экологичность (по сравнению со средним и крупным бизнесом).

Недостатки малого бизнеса:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.128 с.)