Зависимость уровня и динамики элементов дохода работника от этапов жизненного цикла предприятия 

 



Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зависимость уровня и динамики элементов дохода работника от этапов жизненного цикла предприятия



Элементы дохода работника Этапы жизненного цикла предприятия
рождение рост стабильность угасание
Минимальная зара­ботная плата на предприятии Конкурентная, но не высокая Средняя, с выражен­ной тенденцией к повышению Выше рыночной, со слабой тенденцией к повышению Высокая, с выражен­ной тенденцией к снижению
Тарифные коэффи­циенты Степень возрастания незначительна, в ос­новном постоянна Степень возрастания существенна, час­то — прогрессивна Степень возрастания существенна, на вы­соких разрядах — ре­грессивна Степень возрастания средняя, на высоких разрядах — регрес­сивна, на низких — слабо прогрессивна или постоянна
Доплаты и выплаты На минимальном уровне, обусловлен­ном особенностями организации произ­водства и труда Возрастание в связи с улучшением фи­нансового состояния предприятия Высокие с тенденци­ей к снижению в связи с улучшени­ем организации про­изводства и труда Снижение в связи с ухудшением фи­нансового состояния предприятия
Премии, выплачива­емые из прибыли предприятия Разрабатываются премиальные поло­жения, ориентиру­ющиеся на цели предприятия Премии, бонусы, связанные с целями предприятия Система премий, бо­нусы, связанные с целями предприя­тия Ориентация премий на сокращение из­держек, снижение бонусов
Дивиденды, выпла­чиваемые по акциям предприятия Возможное приобре­тение акций Активное приобрете­ние акций, выплата дивидендов Приобретение ак­ций, возрастание вы­плат дивидендов Продажа акций, сни­жение выплат диви­дендов
Элементы дохода работника Этапы жизненного цикла предприятия
рождение рост стабильность угасание
Социальные льготы и выплаты Основные, базовые социальные льготы и выплаты Расширение видов социальных льгот и выплат Повышение уровня и расширение видов социальных льгот и выплат Снижение уровня и сокращение видов социальных льгот и выплат
Страховые гарантии работника Разработка положе­ний о страховании работников на пред­приятии Минимальный раз­мер страховых га­рантий работнику Увеличение видов внутрипроизвод­ственного страхова­ния Обеспечение надеж­ности получения ми­нимального размера страховых гарантий работниками

 

Внутрипроизводственное обоснование уровня и динамики доходов работников имеет свои особенности на предприятиях разных сфер деятельности и различных форм собственности, что требует пост­роения собственной модели, основанной на наиболее рациональных для конкретных условий, вариантах определения каждого из элементов дохода.При этом:

• система обоснования доходов должна быть достаточно простой и понятной для каждого работника, позволяющей ему оценить влия­ние каждого из элементов на общую величину дохода;

• система обоснования доходов должна быть по возможности от­крытой для работников данного предприятия (если обратное не пре­дусмотрено контрактом), чтобы каждый из них имел возможность сравнить свой доход с доходами других сотрудников;

• важен выбор показателей, обеспечивающих связь между резуль­татами деятельности предприятия, или его структурного подразделе­ния, и размерами оплаты труда работников;

• необходимо обеспечить гибкость системы обоснования доходов работников по всем формирующим его элементам, а также учесть возможность изменений в потребностях работников.

Предпочтение отдается системе обоснования доходов, основанной на индивидуальном подходе к каждому работающему и непосредст­венной увязке величины доходов с личным вкладом работника, его ком­петентностью, добросовестностью. В результате снижается в допу­стимых пределах доля традиционно постоянной части дохода, соответственно, возрастает ее переменная часть, зависящая от инди­видуальных результатов работы и общего финансового состояния, отражающего соответствующий этап жизненного цикла. Самостоя­тельность предприятий в выборе форм стимулирования дает боль­шой простор для использования разнообразных рычагов воздейст­вия на работников. Материальное стимулирование, сочетающееся с активным привлечением социальных льгот и выплат, должно до- подняться системой страховых гарантий с использованием мораль­ных и психологических приемов воздействия на персонал.

Процесс принятия управленческих решений по обоснованию дохо­дов работников, учитывающий жизненные циклы предприятия, включает в себя:

1) анализ работы посредством оценки функциональных обязан­ностей, квалификационных характеристик и т. д.;

2) анализ обоснованности действующих способов определения вознаграждения персонала;

3) разработку структуры доходов работников с учетом жизнен­ного цикла предприятия и результатов анализа, а также политики вознаграждения, используемой на предприятии;

4) установление индивидуального дохода работника и возмож­ного диапазона его изменения на основе принятой структуры дохо­дов работников, учитывающей жизненный цикл предприятия, и оценки эффективности выполненной работы.

Изучение влияния этапов жизненного цикла предприятия на эле­менты доходов работников позволяет сделать следующие выводы:

• необходимо устанавливать гарантированный уровень мини­мальной заработной платы, с учетом ориентации на эффективность и повышение прибыли предприятия при установлении заработка ра­ботника не ниже определяемой рынком труда цены рабочей силы;

• наиболее оправдано использование модели обоснования и регу­лирования доходов работников, включающей сумму тарифного зара­ботка (или оплаты за выполненную работу с учетом трудовых навы­ков), доплат, надбавок, премий, дивидендов, социальных льгот и страховых гарантий;

• наиболее постоянные элементы гибкой системы доходов работ­ников — оклад и тарифная ставка, ориентированные на выполнение заработной платой воспроизводственной функции и справедливое вознаграждение с учетом реальной ценности рабочего места и ситуа­ции на рынке труда;

• заработная плата — наиболее значимая по удельному весу и мо­тивирующему воздействию в структуре дохода работника — опреде­ляется либо на основе индивидуальных заслуг, личных качеств и трудовых навыков работника, либо исходя из доли, характеризую­щей участие работника в конечных результатах деятельности пред­приятия;

• в зависимости от способа оценки трудового вклада работника применяется тарифное или бестарифное регулирование заработной платы;

• в условиях нестабильности работы предприятий и нерегулярно­сти выплат заработной платы важным элементом доходов работни­ков является система социальных льгот, обладающая определенной гибкостью, позволяющей в случае необходимости выполнять допол­нительную стимулирующую роль;

• необходимость социальной защиты работников в условиях дес­табилизации производства требует разработки системы страховых гарантий, которую можно сочетать с системой материального стиму­лирования и созданием резервного фонда;

• гибкая система социальных льгот и выплат, натуральные возна­граждения и страховые гарантии способствуют созданию дополни­тельной мотивации и благоприятных условий для повышения произ-иодительности труда, отождествления личных целей работника с целями предприятия;

• работая в условиях экономического риска, все предприятия имеют разный стартовый уровень на момент выбора модели обосно­вания и регулирования доходов работников, зависящий от этапа жизненного цикла предприятия;

• главным требованием, отвечающим как интересам работника, так и интересам работодателя, выступает обеспечение необходимого роста заработной платы при снижении ее затрат на единицу продук­ции, и гарантия повышения оплаты труда каждого работника по ме­ре роста эффективности деятельности предприятия в целом. Модель дохода работника, принятая в организации, должна учи­тывать прогрессивные подходы, применяемые в системе вознаг­раждения персонала. Премиальная часть материального вознаграж­дения должна быть связана с конечными результатами деятельности работника и его личным трудовым вкладом.

Система вознаграждения персонала должна создавать у человека чувство уверенности и защищенности, включать действенные сред­ства стимулирования и мотивации. Современная организация отда­ет предпочтение работникам, желающим получить нечто большее, чем фиксированную заработную плату, и стремящимся повысить свой доход.

Моделируя процесс мотивации, необходимо учитывать:

• инструментальный аспект, заключающийся в принуждении подчиненных выполнять предписанные им обязанности;

• социально-психологический аспект, относящийся к устранению напряжений и конфликтов, мешающих трудовому процессу.

Поэтому для успешного развития организации необходимо соче­тание положительной и отрицательной мотивации. Ни одна система стимулов не приведет к желаемому результату, если при этом не бу­дет учтен инструментальный аспект, т. е. отрицательная мотивация. Отрицательная мотивация — это моральные и материальные огра­ничения и наказания.

Формы материального и нематериального наказания приведены на рис. 5.4 и 5.5 соответственно.

 

 

 

МАТЕРИАЛЬНЫЕ НАКАЗАНИЯ
       
Лишение полностью или частично премиальных и иных (например, бонус) дополнительных к зарплате выплат     Взыскание с работника ущерба, причиненного работодателю
   
       
Снижение или лишение выходного пособия при увольнении работника по инициативе администрации за грубое нарушение трудового распо­рядка и др.     Отказ в предоставлении всех или части материальных льгот, предо­ставляемых обычно работникам (например, продажа работникам товаров фирмы со скидкой)
 

Рис. 6. Формы материального наказания

 

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ НАКАЗАНИЯ
       
Снижение социального статуса в коллективе (лишение почетных званий, например, лучшего по про­фессии, отстранение от выполне­ния руководящих функций, напри­мер, старшего смены и др.)     Психологическая изоляция работ­ника (например, ясно выраженное порицание сотрудника на общем собрании коллектива, отказ руко­водства от обычной доверительнос­ти в общении с работником и т. п.)
   
       
Временное лишение одного или не­скольких преимуществ и льгот, предоставляемых нематериальных стимулов к труду приведенному выше и др.     Дисциплинарные взыскания — объявление устного замечания, выговора, объявление увольнение работника по инициативе работо­дателя в соответствии законода­тельными актами
 

Рис. 7. Формы нематериального стимулирования

По данным опроса журнала «Секрет фирмы», в котором участво­вали 526 компаний, отрицательная мотивация достаточно широко используется на российских предприятиях. Так, 88% компаний нака­зывают сотрудников систематически или время от времени. К наиболее частым способам отрицательной мотивации относятся штрафы (74%), публичное порицание и моральное давление (30%), прослушивание телефонных разговоров (24%), выговоры и воспита­тельные беседы (19%), немедленное наказание нарушителя и тотальный контроль над рабочим временем (17%), мониторинг использова­ния компьютера и электронных посланий (14%) и т. д.

Отрицательная мотивация положительно влияет на производи­тельность и интенсивность труда, на улучшение исполнительской дисциплины и повышение безопасности осуществления деятельнос­ти. Однако она может дать отрицательный эффект. Поэтому при ее использовании необходимо учитывать следующие аспекты.

1. Цель не наказание, а предотвращение нарушений, поэтому пра­во наказывать должно принадлежать высшему руководству. Нельзя допускать, чтобы отрицательная мотивация стала способом «сведе­ния счетов» с неугодными сотрудниками.

2. Последовательность применения системы наказаний, инфор­мированность работников о наказаниях и наличие четких критериев (разработанных стандартов и нормативов).

3. Отрицательная мотивация не подходит для инициативных и творческих людей и сфер деятельности. Страх и состояние дис­комфорта не способны стимулировать творчество, инициативу и ин­новации.

4. Ограничение отрицательной мотивации. Избыточное наказа­ние ведет к феномену «выученной беспомощности», оно перестает мотивировать даже на соблюдение правил.

Таким образом, комплексность системы мотивации заключается в сочетании отрицательной и положительной мотивации.

Формы поощрения и наказания при мотивации персонала долж­ны сочетаться при предпочтительности выбора позитивных форм воздействия на работников.

Выбор модели мотивации позволяет формировать мотивационный ресурс организации, под которым подразумевается совокупность мотиваций сотрудников. Мотивационный ресурс организации позво­ляет формировать вектор развития организации, направленный в бу­дущее.

Большое значение при выборе модели мотивации и формирова­нии мотивационного ресурса имеет оценка вероятности достижения цели. Если получение искомого блага требует особых личных усилий или это благо очень трудно получить, т. е. требуются сверхусилия, то мотив труда чаще всего не формируется. И в том, и в другом слу­чае работник пассивен.

Изучение структуры мотивов осуществляется социологическими методами на основе анкетного опроса работников, позволяющего оп­ределить наиболее важные мотивы, степень адекватности их интере­сам развития организации. При социологическом исследовании вы­является мнение работников о возможности.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.017 с.)