Основні емпіричні методи отримання інформації 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основні емпіричні методи отримання інформації



 

Источники эмпирической информации

К ним относятся «материализованные», документированные сведения — то, что зафиксировано в номерах газет или журналов, на сайтах интернета͵ в книгах, архивах и т.д. «За» материализованными фактами обнаруживаются «факты сознания» — замыслы, стремления, мотивы, которые так или иначе обнаруживаются в программных документах СМИ, официальных и неофици­альных заявлениях, статистических материалах, разного рода текстах, по­ступках, письмах, личных документах и т.д. и т.п. (а это требует вдумчивого анализа имеющихся материалов и, если возможно, бесед с авторами, кон­сультантами, свидетелями). Но есть и прямые нефиксированные ни в каких «материализованных» проявлениях «факты сознания» — реалии общест­венного мнения, мировоззренческих, в том числе политических идей и цен­ностей, взглядов на общество, представлений о нормах, другие чувственно-мыслительные формы человеческого сознания. Конечно, они так или иначе сказываются на поведении людей, но раскрыть внутреннее состояние созна­ния можно лишь с помощью специальных процедур. Историография тоже да­ет своеобразную эмпирическую информацию — зафиксированные в «лите­ратуре вопроса» представления о предмете изучения, оценки, суждения, выводы, предложения исследователœей.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, для исследователя есть по меньшей мере четыре области получения эмпирических знаний — «материализованные факты»; вызвав­шие их «факты сознания», но явно не выраженные в текстах и др. материаль- ных объектах; «факты сознания», скрытые внутри субъектов и проявляющи- еся лишь в поведении людей, отношениях между ними, но «материально» никак не закрепленные и, наконец, суждения других исследователœей, зафик- сированные в «литературе вопроса».

Эмпирические методы— это способы и средства сбора фактической информации всœех этих типов, крайне важной как эмпирический базис разра­ботки поставленной проблемы, выдвижения гипотез и обобщающего пони­мания предмета. Значение эмпирического базиса (если иметь в виду «науч­ные факты») столь велико, что сложилось присловие: концепции приходят и уходят, а факты остаются. При этом поскольку эмпирический этап исследо­вания проходит «под присмотром» других сторон научной парадигмы иссле­дователя — концептуально-журналистской, социально-философской, теоре­тико-методологической — «факты остаются» тоже относительно, особенно почерпнутые в «литературе вопроса». Одни принимаются как действительно прочная база исследования. Вторые видятся с принятой исследователœем по­зиции иначе, чем другим ученым, приобретают в его представлениях иное место в исследуемой предметной сфере и значение для ее понимания. Тре­тьи, оказавшись для исследователя незначащими «фактиками» или даже не­подтвержденными «фактоидами», уходят из центральной зоны разработки. Четвертые, благодаря новым разысканиям и находкам исследователя в пред­метной сфере, занимают особое место в поле его внимания (и, возможно, приобретают первенствующее значение).

Чем шире и разнообразнее эмпирическая база исследования, тем лучше. На этапе анализа эмпирических данных «фактики» и «фактоиды» будут вероят­нее всœего обнаружены и получат соответствующие их природе характеристики, а то и вовсœе не будут рассматриваться. Пока же нужнобно собирать всё относяще­еся к предметной области исследования (правда, при фиксации могут и должны бы появляться маргиналии — замечания «на полях» с вопросами и замечания­ми по поводу меры значимости/незначимости собранных сведений).

Важно заметить, что для сбора эмпирической информации разработана и широко применяет­ся целая система методов.

Опросучастников журналистской деятельности, а также тех, кто спосо­бен воздействовать и реально влияет на нее. Опрос проходит в разных фор­мах — это может быть стандартизированное и нестандартизированное (свободное) интервью, анкета͵ дневник, глубинное интервью, беседа в фо­кус-группах, «интервью с номером (каким-то другим текстом) в руках» и др. Опросу «подлежат», в зависимости от задач исследования, аудитория, журна­листы, руководители и владельцы СМИ, политические и общественные деяте­ли, эксперты разных специальностей и др.

Наблюдение— специально организованное и спланированное в соот­ветствии с поставленной задачей непосредственное ознакомление с важным для исследования объектом. Чаще всœего это журналисты (и связанные с ни­ми лица) в процессе профессиональной деятельности — при сборе матери­ала и подготовке на его основе произведения, в отношениях с коллегами

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.194.84 (0.005 с.)