Особенности государственного развития Германии после Второй мировой войны. Конституция ФРГ 1949 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности государственного развития Германии после Второй мировой войны. Конституция ФРГ 1949 г.



Раздел Германии. Оккупационный режим  
Вторая мировая война (1939-1945 гг.) окончилась для Германии полным военным и  
политическим поражением. После военной капитуляции (8 мая 1945 г.) прежнее гер -
манское государство и номинально, и практически прекратило свое существование.  
Власть в стране и все функции управления перешли к военной администрации окку -
пировавших Германию держав.  

Принципы послевоенного устройства Германии были определены решениями Крым-

ской (январь1945г.)и,главное, Потсдамской конференциями (июль-август1945г.)

 

государств-союзников (СССР, США и Великобритании). Они были поддержаны Францией и рядом других стран, находившихся в состоянии войны с Германией. Со -

гласно этим решениям, в Германии должно было быть полностью разрушено тота -

литарное государство. В стране должны были последовательно проводиться дена-

цификация, демилитаризация и демократизация. Дальнейшее решение«герман-

 

ского вопроса», включая подготовку мирного договора, отдавалось в руки Совета ми - нистров иностранных дел государств-союзников.

5 июня 1945 г. государства-союзники обнародовали Декларацию о поражении Гер -

мании и об организации нового порядка управления. Страна подразделялась на 4

оккупационные зоны,которые отдавалась под администрацию Великобритании (наи-

большая по территории зона), США, СССР и Франции; совместному управлению под-

 

лежала столица – Берлин. Для решения общих вопросов образовался союзный Кон - трольный совет из главнокомандующих четырех оккупационных армий,решения вкотором принимались бы по принципу единогласия.


После установления военной администрации во всех зонах была разрешена деятель-

ность политических партий демократического направления. В восточной зоне окку-

 

пации (СССР) доминирующей политической силой стали возродившиеся Социал-де-мократическая и Коммунистическая партии. Под давлением советской администрации и под руководством лидеров, находившихся в годы войны в СССР, они слились в Со- циалистическую единую партию Германии (апрель 1946 г.), поставившую целью установление в стране социалистического государства в духе революционного марк - сизма и при полном социальном переустройстве страны по советскому образцу. В ок-купационных зонах западных держав во главе политических процессов стала вновь образовавшаяся партия – Христианско-демократический союз (июнь 1945 г.); в Бава-рии аналогичным по направленности объединением стал Христианско-социальныйсоюз (январь 1946 г.). Эти партии стояли на платформе демократического республика-низма, создания общества социального рыночного хозяйства, основанного на частной собственности.

Расхождения политических курсов партий восточной и западной зон, очевидно вело к гражданскому противостоянию в стране. В условиях резкого расхождения военно-по - литических целей СССР и США в Европе, их позиций по поводу судьбы Германии такое противостояние вылилось бы в новую мировую войну. Поэтому ситуация пред - определила государственный раздел Германии, создание на территории бывшего рай - ха двух новых государств.

 

Образование ФРГ и ГДР

 

В течение 1945 – 1948 гг. западные зоны консолидировались. В них были проведены реформы административного устройства. В 1945 г. было восстановлено деление на исторические земли, под контролем военных властей возрождены местные предста-

вительные органыландтаги и земельные правительства. Объединение англий-

ской и американской зон оккупации (в т. н. Бизонию) в декабре 1946 г. подвело к фор-мированию объединенного органа власти и управления. Таким стал Экономический совет (май1947г.),избиравшийся ландтагами и полномочный принимать общие фи-нансово-экономические решения. В Бизонии оформился Совет земель – своего рода вторая правительственная палата, а также Верховный суд; по сути, функции цен - тральной администрации выполнял Административный совет, подконтрольный Экономическому совету и Совету земель.

 

Дальнейшие расхождения между западными союзниками и СССР по поводу послево - енного устройства Германии, различие первых экономических реформ на Востоке и на Западе Германии предопределило курс западных союзников на государственное обособление западных зон. В феврале-марте и в апреле-июне 1948 г. на Лондонских конференциях 6стран-союзников(США,Великобритания,Франция,Бельгия,Нидер-

 

ланды, Люксембург)было принято политическое решение о создании особого Запад-ногерманского государства. В1948г.к Бизонии была присоединена французская зона оккупации (образовалась т.н. «Тризония»). 1 июля 1948 г. военные губернаторы

западных держав провозгласили условия образования Западногерманского государ -

ства. В мае 1949 г. завершился процесс обсуждения и одобрения разработанной за -

падногерманской конституции.


ФРГ охватила примерно 3/4 прежней территории страны. Суверенитет ее был ограни - ченным.

 

Параллельно шел процесс возрождения государственности в восточной зоне – но при доминирующем влиянии Советской военной администрации (СВАГ). СВАГ обла -

 

дала высшими законодательными и административными полномочиями в восточной части Германии. Под руководством СВАГ здесь было в первую очередь восстановлено местное самоуправление – краевые и земельные собрания (ландтаги). Влияние СЕПГ

(Социалистическая Единая Партия Германии) в восточной зоне определило то,

 

что краевые и земельные собрания конституировались по советскому типу; выборы в них были проведены на принципах классовой демократии.

 

СЕПГ инициировала проведение масштабных экономических реформ, прежде всего аграрной и финансово-промышленной, которые на деле свелись к общей конфискации крупной и средней собственности прежних владельцев и перераспределении ее на со -

 

циалистических началах. В качестве единого общественно-политического органа сдекабря 1947 г. в восточной зоне стал функционировать Немецкий народный кон - гресс:он выполнял как бы представительские функции без точных государственныхполномочий. В мае 1949 г. 3-ий ННК утвердил разработанную СЕПГ конституцию демократически-советского типа. По сути,государственное обособление восточнойзоны было завершено. Официальное провозглашение образования восточного госу-дарства – Германской Демократической республики – состоялось 7 октября 1949 г. на сессии Немецкого народного совета, который объявил себя высшим органом государ - ственной власти(Временной народной палатой) и в течение ближайшего года провел основные конституирующие новое государство мероприятия.

 

Боннская конституция 1949 года (Конституция ФРГ 1949 г.)

 

Разработка конституции ФРГ была проведена специальной правительственной комис - сией по поручению конференции премьер-министров земель западных зон в августе 1948 г. Одной из важнейших задач было возрождение в полной мере государственного федерализма, а также создание правовых гарантий против президентской узурпации власти сравнительно с тем, что было установлено в Веймарской конституции. Для принятия конституции был сформирован особый Парламентский совет – в составе

65 советников, избранных от 11 ландтагов земель на основе партийного представи -

тельства (а также еще 5 делегатов Берлина). 8 мая 1949 г. большинством голосов

(53:12) Совет принял конституцию ФРГ. Затем она была утверждена ландтагами зе -

 

мель (кроме Баварии), западными военными губернаторами, и 23мая1949г.Консти-туция ФРГ вступила в силу.

 

Конституция 1949 г. (146 ст.), названная также Боннской (по новой столице ФРГ), утвердила в Германии парламентскую республику, основанную на принципах стро - гого разделения властей и федерализма. По своему построению и по правовым принципам Конституция была в значительной степени прогрессивным документом, оказавшим большое влияние на развитие конституционного права в Новейшее время. Перспективной особенностью содержания Основного закона 1949 г. было то, что он номинально распространял свое действие и на граждан восточной зоны и адресо -


вался ко всему германскому народу в целях осуществления«единства и свободыГермании».

 

Конституция провозгласила ФРГ «демократическим, социальным и правовым го - сударством».

 

Конституция поставила во главу государственного строя основные права граждан. За гражданами закреплялись свободы совести и вероисповедания, мнений, печати и доступа к информации, союзов и собраний, передвижения и выбора профессии. Гарантировалась свобода и неприкосновенность собственности.

 

Закрепленный Конституцией федерализм подразумевал, что отдельные германские земли пользовались ограниченным суверенитетом,имели свои конституции,своипредставительные и правительственные органы, свое законодательство (в установ -

 

ленных Конституцией пределах), но «федеральное право имеет перевес над правом земель» (ст. 31).Субъектом международных отношений выступала ФРГ в целом.К

сфере исключительной компетенции федерации относились внешние сношения,

оборона, гражданство, основы финансово-экономической системы, транспорт и связь, торговля и промышленность.

 

Законодательная власть осуществлялась парламентом. Национальное представитель-ство – бундестаг – избиралось гражданами ФРГ на основе всеобщего прямого изби - рательного права (с 18 лет) на 4 года. Роль второй палаты в ряде вопросов выполнял бундесрат, –представительство федеративных земель,члены которого определялисьправительствами земель пропорционально количеству населения. Бундестаг и бундес - рат в равной степени участвовали в законодательстве, однако в случае коллизий опре-

деляющим было решение бундестага.

Главой государства федерации считался президент. Он избирался особым федераль -

ным собранием (депутаты бундестага и особые представители земель) на 5 лет.

 

Однако сравнительно с Веймарской конституцией полномочия президента были не - большими: он представлял ФРГ в международных отношениях, назначал и увольнял федеральных служащих и судей, вносил предложения о замещении поста федерально - го канцлера. Основной фигурой правительственной власти стал федеральный канц-

лер. Его избирал бундестаг,следуя партийному большинству. Он устанавливал ос-

новные положения политики и нес за нее полную ответственность.

Важным новым институтом власти стал Конституционный суд. Членов суда избира-

ли поровну бундестаг и бундесрат. Конституционный суд выносил решения об объе-

ме прав других органов власти соответственно конституции, по поводу споров земель, а главное – о конституционности или нет действий органов государственной власти

или законодательных постановлений в отношении прав гражданина. Конституцион - ный суд был практически организован лишь в августе 1951 г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.022 с.)