Конституционно-правовое развитие Франции в XX веке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовое развитие Франции в XX веке.



В ХХ веке конституционное развитие Франции прошло три этапа:


 

- первый - период Третьей Республики по 1942 г.; 


 

- второй - период Четвертой Республики - с 1946 по 1958 гг.; 


 

- третий - с момента принятия ныне действующей Конституции 1958 г. 



Третья Республика прекратила свое существование с июня 1940 г. после ввода сил фашистской Германии во Францию.

 

В 1943-1944 гг. управление борьбой с захватчиками сосредоточено в Комитете национального освобождения,возглавившем движение Сопротивления. Позже онреорганизуется во Временное правительство во главе с генералом де Голлем. Летом 1944 г. Франция освобождается от оккупации. После освобождения встает вопрос о будущем государственном строе, принятии новой конституции.

 

После первого Учредительного собрания формируется правительство, состоя-

 

щее из коммунистов и социалистов. В 1946 г. принята Конституция Четвертой рес-публики.

 

 

В преамбуле Конституции торжественно подтверждались права и свободы че-ловека и гражданина, провозглашенные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Также провозглашались равные права всех граждан вне зависимости от пола;

право политического убежищ а; право на организацию профсоюзов, стачек; право на

социальную помощь матерям,детям,инвалидам и др.Конституция предусматривалаучреждение парламентской республики.

 

Парламент должен был состоять из двух палат: Национального собрания и Со-вета республики. Национальное собрание избиралось на 5 лет на основе всеобщего прямого избирательного права. Национальное собрание обладало правом принятия законов. Совет республики избирался коммунами и департаментами на основе всеоб-щего и косвенного избирательного права. Совет республики получил право рассмат-ривать законопроекты, принятые Национальным собранием.

 

Высшим представителем государственной власти Конституция объявила пре-зидента республики.Он избирался парламентом сроком на7лет и мог переизбирать-ся еще на один срок. Президент подписывает и ратифицирует договоры с иностран-ными государствами, осуществляет обнародование законов, утверждает некоторые правительственные декреты.

 

Непосредственное государственное управление страной осуществляет Совет мини-стров во главе с председателем.

 

 

В результате Франция превратилась в страну с крайне нестабильной политико-пра-вовой системой,где исполнительная власть фактически была лишена правовой дее-способности. Не обладая правом принимать акты делегированного законодательства, правительства уходили в отставку одно за другим. И, хотя в 1951 году было отменено избрание членов Национального собрания исключительно по системе пропорцио-нального представительства и введена мажоритарная система выборов, вводился упрощенный порядок избрания президента парламентом: без дебатов, простым боль-шинством голосов а Совет республики был уравновешен в законодательных правах сСенатом, это не смогло спасти парламентский режим Четвертой республики. В 1954 году была проведена конституционная реформа, расширившая права председателя


Совета министров. Власть правительства была несколько усилена за счет получения им некоторой независимости от парламента.

 

Экономический подъем 1952–1957 годов усилил процесс концентрации производства и капитала, а также развитие государственно-монополистического капитализма. Крупные концерны все настойчивее требовали пересмотра конституции. Продолжалась война в Алжире, ответственность за поражения реакция возлагала на «прогнивший парламентский режим». В стране возникла реальная угроза гражданской войны. В апреле-мае 1958 года во Франции резко активизировали свои силы правые группировки, требовавшие подавления национально-освободительного движения в Алжире. Это и послужило непосредственной причиной отменыКонституции1946года. Генералу Ш. де Голлю, лидеру французского Сопротивления периода Второй мировой войны, 1 июля 1958 года были предоставлены чрезвычайные полномочия по составлению новой Конституции.

 

Проект Конституции Пятой республики был одобрен абсолютным большинством избирателей на общенациональном референдуме 28 октября 1958 года. Идея

 

главенства президентской власти,которую отстаивал де Голль,нашла вКонституции свое воплощение. В системе «разделения властей» главная роль отводится не парламенту, как было в предыдущей конституции, а президенту.

 

Президент –глава государства и глава исполнительной власти.Во втором качествепрезидент выполняет функции председательствующего на заседаниях Совета министров; назначает премьер-министра. По представлению премьер-министра президент формирует Совет министров. Президент может распустить Национальное собрание;ввести чрезвычайное положение.

Премьер-министр,по Конституции,является вторым лицом государства,

обеспечивающим исполнение законов и руководство Советом министров.

 

Правительство подотчетно парламенту, оно издает ордонансы и декреты, подписываемые президентом.

 

Парламент Пятой республики состоит из двух палат: Национального собрания и Сената. Сенат обладает почти равными полномочиями с Национальным собранием, и это позволяет поддерживать систему внутрипарламентских противовесов.

 

По Конституции 1958 года создан Конституционный совет из девяти советников, которые наделяются полномочиями конституционного надзора на девять лет. Кроме того, Государственный совет Франции исполняет роль консультативного правительственного органа и также осуществляет контроль над нормативнымиактами исполнительной власти.

 

Таким образом, Конституция 1958 года в отличие от парламентского режима 1946 года, установила форму правления, в которой сочетаются признаки парламентской и президентской республики («республика смешанного типа»), но очевидно, что доминируют последние.



 

Образование Германского союза (1815-1866гг.)


Рейнский союз

 

“Священная римская империя германской нации ”лишь формально представляла

собой единое государство. Империя скреплялась не столько экономической  
общностью или общеимперскими органами управления, сколько культурным,  
языковым и прочим единством ее народов .        
Фактором, все большевлияющим на внутриполитическую жизнь империи ,
становится крепнущее монархическое государство Пруссии,достигшее во второй  
половине XVIII в. ранга крупной европейской державы. Этому во многом  
способствовала проводимая при прусском короле Фридрихе II (1740—1786 гг.)  
прогрессивная по своей сути политика “просвещенного абсолютизма”,  
сопровождаемая упорядочением государственных финансов и судопроизводства,  
ослаблением внутригосударственных таможенных, цеховых и других феодально-  
бюрократических ограничений, некоторым улучшением положения крепостных  
крестьян.            
Падение “Священной римской империи германской нации ” стало прямым  
следствием победоносных наполеоновских войн   , в ходе которых не только  

 

существенно была перекроена политическая карта Европы, но и дальнейший импульс получило развитие Германии по капиталистическому пути.

В1806году 16формально независимых прирейнских государств были объединены в

“Рейнский союз”, впоследствии их число увеличилось.

“Рейнский союз” формально возник как союз монархий, не лишенных

 

государственного суверенитета, но отношения их с Наполеоном строились скорее на сюзеренно-вассальных связях зависимости, протектората. Государства

 

“Рейнского союза” объявили о своем выходе из “Священной римской империи”, что и предопределило ее распад. В этих государствах были отменены сословные

 

привилегии духовенства и дворянства, личная крепостная зависимость крестьян, реорганизованы судебная и правовая системы, введен в действие Французский гражданский кодекс 1804 г.

 

Германский союз

 

Конец эпохи наполеоновских войн в Европе был ознаменован созданием нового

объединения германских государств, правовой основой которого стал Союзный акт 1815 г., принятый на Венском конгрессе державами-победительницами. Они боялись возникновения в сердце Европы единого сильного немецкого государства, но были заинтересованы в создании некоего конфедеративного форпоста у границ беспокойной Франции. В Германский союз кроме Австрии и Пруссии вошли еще

Суверенных монархий — королевств, княжеств, герцогств и 4 вольных города, между которыми не существовало ни крепких экономических связей, ни единого законодательства, ни общих финансов или дипломатических служб.

В новом объединении отсутствовали и центральные органы власти, кроме

единственного — Союзного сейма, состоящего. из представителей правительств

государств,вошедших в Германский союз.


Союзный акт 1815 г. предписывал не только форму отношений между немецкими государствами, но и будущее внутреннее устройство этих государств на основе сословно-представительных конституций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.012 с.)