История становления и развития спортивной прессы России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История становления и развития спортивной прессы России



Спортивная публицистика советского периода.

Этап «хорошего настроения»

В первые годы советской власти в связи с равнодушием правительства к спорту (спорт сохранился лишь благодаря энтузиастам-любителям) спортивная информация практически исчезла со страниц газет и журналов. Лишь в середине 1920-х гг. были предприняты первые шаги к улучшению отношения к спорту. Именно в 1922–1924-м годах появились первые специализированные издания, посвященные физкультурно-спортивной тематике. При отсутствии четкой государственной политики в отношении специализированных изданий впервые в советские годы наблюдалась тенденция, характерная для дореволюционного периода развития спортивной периодики. Наиболее распространенным явлением в СМИ продолжали оставаться журналы. В 1920-1930-х годах они появлялись в новом государстве стихийно и долгожителями не были, ограничиваясь выходом в течение одного-пяти лет. Издания быстро отмирали, не имея стабильной поддержки властных структур.

Только четыре из всех многочисленных журналов, выходивших в эти годы, имели продолжение в период 1950-80-х годов – два московских журнала «Теория и практика физической культуры» и «Физкультура и спорт», а также «Физическая культура» на латышском языке, издававшаяся в Риге, и журнал «Физкультура» на эстонском языке, издававшийся в Таллинне.

Журнал «Теория и практика физической культуры» выходил в эти годы нерегулярно. С 1925 по 1931-й годы издание появилось как ежемесячный журнал, посвященный научным разработкам вопросов физического воспитания, физического образования и врачебного контроля над физическим развитием. Издавался журнал в Москве и Ленинграде. Затем в течение шести лет его выход был прекращен и только в 1937 году возобновлен как научно-методический журнал, орган Комитета по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР. Место выхода обновленного издания – Москва. Основная задача – создание научной базы для физкультурников и руководителей спортобществ и тренеров в физкультурных секциях.[6]

Журнал «Физкультура и спорт» появился как ежемесячник в Москве в 1928 году, прервав свою деятельность в 1941-м, но в 1945-м был возобновлен. Редакцией этого журнала в 1928-1929 годах издавалось приложение «В помощь физкультурному активисту» для пропаганды физкультурных идей в обществе. Главной задачей издания была просветительская деятельность, пропаганда образа советского человека-физкультурника как воплощение здорового начала молодого государства, поддерживающего физкультуру и спорт. Газеты были не столь многочисленны, но их значение для советской спортивной публицистики нельзя переоценить, поскольку большинство изданий имеет обширную историю, особенно газеты, территориально привязанные к отдельной республике. Они сохранялись на протяжении всего советского периода. Специализированные издания, выходящие хотя бы раз в неделю, существовали практически во всех столицах союзных республик, а также на Урале, в Дагестане, Сталинграде и Ленинграде.

Особое внимание стоит уделить изданию всесоюзного значения – московскому «Красному спорту». На протяжении восьмидесяти лет эта газета остается ведущей в спортивной публицистике, отражая все изменения в жизни, все социально-политические процессы в обществе через призму физкультурно-спортивного осмысления.

С 1924-го года вплоть до 1953 газета носила название «Красный спорт», затем – «Советский спорт». Можно представить две точки зрения на время основания этого издания. С одной стороны, время основания «Советского спорта» датируется 1924-м годом. Другая точка зрения – время основания «Красного спорта» – 1933-й. Столь неоднозначные подходы обусловлены тем, что с 1924 по 1927 годы «Красный спорт» выходил под эгидой Высшего совета физкультуры вместо одноименного журнала. Затем на базе двух изданий – газеты «Красный спорт» и журнала «Известия физической культуры» - стал издаваться журнал «Физкультура и спорт». Только в 1933-м году органом всесоюзного совета физкультуры вновь было решено выпускать газету «Красный спорт». Причем нумерация издания 1930-х годов ведется с первых выпусков, ссылка на предшественников не делается, что также является свидетельством того, что «Красный спорт» 1920-х и «Красный спорт» 1930-х годов – разные газеты. Заметим, что выход «Красного спорта» с 1933-го года более не прерывался вплоть до переименования в «Советский спорт».

Советский подход к журналистике рассматривал СМИ, прежде всего, с точки зрения их места и роли как органов пропаганды. Исследователь-теоретик А.И. Григорьев в труде «Физическое воспитание в России (XIX начало XX века)» советский период отечественной журналистики обобщенно назвал «этапом хорошего настроения»[7]. Надо сказать, что в этом плане пресса тех лет со своей задачей прекрасно справлялась и являлась ведущим рупором идей социалистического режима. Даже в отсутствие электронных СМИ телевидение и радио настолько гармонично взаимодействовали с печатными органами, что, создавая попутно атмосферу доверительности и расположения читателей к своим материалам, завладевали умами поколений, добивались немалых успехов на поприще взращивания соцзерен в неокрепшем массовом самосознании народа.

Не будучи дифференцированной по классовому и материальному признаку, как мы можем наблюдать это сейчас, пресса являлась всенародным достоянием, и не существовало никаких реальных препонов для любого человека, изъявившего желание приобрести ту или иную газету.

Наряду с идеологической нагруженностью и общедоступностью, существенным признаком прессы являлся монополизм. На каждом уровне – общенациональном, местном и региональном существовало только одно (реже – несколько) издание какой-либо направленности. И особенно выпукло монополизация и единоличное госвладение прессой сказывались, когда речь шла о дифференциации изданий по интересам. Так мы приходим к тому, что системы спортивных изданий в СССР попросту не существовало. Единственной на всю страну ежедневной массовой спортивной газетой являлся «Советский спорт».

Хорошая высококачественная газета, редакция которой обладает великолепным штатом квалифицированных специалистов. Неволей из особенностей монополизма вытекают следующие важнейшие черты издания: синкретичность, массовость и многотиражность, как следствие – необъятная популярность и громадная ответственность, ложащаяся на плечи отдельно взятого журналиста. Неодноплановость газеты проявлялась в синтезе информационного и физкультурно-медицинского типов изданий. Целая полоса газеты зачастую отдавалась под статьи, посвященные здоровому образу жизни. У этого явления свои положительные и отрицательные стороны. Плюсом является то, что каждый читатель получал личностно значимую информацию, призванную сохранить и укрепить главные непреходящие человеческие ценности – здоровье и жизнь. Однако, человек, покупающий «Советский спорт», хотел видеть на его страницах всеобъемлющее освещение результатов спорта больших достижений, а не физкультурно-оздоровительные лекции. В конце концов время доказало неправомерность такого подхода, и отрицательный фактор синкретичности оказался сильней: сейчас подобная рубрика исчезла, так как аудитория, поставленная в условия свободного выбора, отказалась от газеты в ее прежней форме, и тираж ее резко упал. Неслыханная многотиражность («Советский спорт» являлся наиболее читаемым спортивным изданием в мире)[8] обусловила размер ответственности, возложенной на плечи коллектива газеты при выполнении воспитательной и пропагандной функций. И журналисты решали поставленные перед ними задачи, преподнося спортивные успехи советских атлетов на мировых аренах как торжество коммунистических идеалов и советского образа жизни. Они создавали во истину национальных героев: таких, как Вячеслав Бобров и Борис Майоров. Разумеется, не только создание образцов для подражания, но и борьба против отрицательных явлений имеет первостепенное значение. Печать, формируя общественное мнение вокруг всего, что занимает умы и сердца людей, формирует и отношения между людьми, формирует новую личность. Позиция человека, его отношение к тому или иному явлению, его поведение определяются сегодня, прежде всего, общественным мнением, которое вырабатывается в процессе движения информации.

Таким образом, спортивная печать в советское время имела лишь одну типологическую черту, сходную с российской системой СМИ, – преимущественно мужскую аудиторию.

 

На современном этапе

К началу девяностых годов XX века редакционная политика крупнейшего спортивного издания «Советский спорт» зашла в очевидный тупик. Близился закономерный раскол, и неясно было, к чему он приведет: к изгнанию молодых и талантливых из лона коммунистического ежедневника, награжденного в свое время Орденом Ленина, или к их громкой победе над изжившим себя старым режимом, бывшим не в состоянии уже что-либо менять, делать интересную и красивую, содержательную и глубокую газету.

Гибель – к счастью, она на поверку оказалась лишь летаргическим сном – «Советского спорта» привела к рождению системы отечественной спортивной журналистики, все лучшие достижения которой воплотились в ее величайшем шедевре – ежедневной центральной газете, которую читает и почитает весь русскоязычный мир, – «Спорт-Экспресс».

«СС» и «СЭ» – один из самых замечательных «дуэтов» в журналистике. Не каждая страна может похвастаться подобным. На ум приходит аналогичный в Италии: La gazzetta dello sport и La corriere dello sport. Даже во Франции в этом плане монополия – безраздельно царствует L’equipe. Здоровое соперничество нередко приводит к обоюдному повышению уровня соперничающих, как произошло в нашем случае. Однако в ходе долгой эволюции и многочисленных революций, редакция «Советского спорта» объявила, что их газета отныне - первый в России спортивный таблоид, проведя тем самым жирную черту под славной историей любимой миллионами спортивной газеты.

В России существует еще около 25 изданий, выходящих не менее одного раза в месяц. Их тематика, преимущественно, – «футбол» и «хоккей»: «Еврофутбол», Total Football, «Весь футбол», «Советский спорт. Футбол» и другие.

Учитывая схожий характер публикаций, набор тем, типологических основ спортивных изданий, выходящих сегодня в РФ, нами представляется возможной следующая классификация общих характеристик спортивных газет федерального значения:

1. Аудитория - вся страна. Этим продиктованы выбор тем и концепция отбора информации из новостного событийного потока. Рассматриваются только общезначимые вопросы: чемпионаты высшего и первого дивизионов, крупнейшие турниры, соревнования, кубки, ведущие чемпионаты и турниры за рубежом, игры национальных сборных по различным видам спорта.

2. Объект отражения - спортивная жизнь и ее участники во всевозможных проявлениях. Юмор, случайности и закономерности, подготовка, тренировочный процесс, соревнования, остаточные впечатления и планы на будущее - все это находит отражение на полосах газет.

3. Основные потребители информации - мужчины в возрасте от 25 до 35 лет, с высшим образованием, средним или высоким достатком, предпочитающие активный образ жизни, а также студенты. Читатель всерьез и регулярно интересуется профессиональным спортом. Он читает спортивные новости в интернете и спортивных газетах, не реже одного раза в неделю смотрит спортивные соревнования по телевизору. Скорее всего, он подписан на спортивные каналы НТВ+, и не реже двух раз в месяц ходит в спортивные бары с друзьями, чтобы «поболеть».

4. Повышенная даже по сравнению с общественно-политическими изданиями оперативность. Спорт живет только сегодняшним днем, и невозможен какой-либо "секонд-хэнд" в преподнесении информации. Переживающий болельщик, с нетерпением ожидающий интересующий его результат, остро чувствует любую сколь угодно малую временную протяженность. Это приводит к специфичным условиям работы спортивного журналиста - максимально ускоренной стадии создания текста вплоть до подготовленного (а иногда даже и экспромтного) транслирования своих мыслей и анализа.

5. Превалирование факта над комментарием. Болельщик должен успеть очень много, и на подробный разбор зачастую нет места. К тому же, наш вдумчивый и инициативный любитель спорта расположен делать выводы сам.

6. Ведущие жанры - репортаж и информационная заметка. Наиболее волнующий и захватывающий, исключительно репортаж в состоянии передать эмоциональный накал и динамику происшедшего события. Часто применяется прием повествования в настоящем времени, что еще более усиливает эффект присутствия и соучастия. Короткие сводки всегда прекрасно уточняют и дополняют картину происшедшего.

7. Эволюция жанра интервью и привнесение в него элементов комментария, аналитики, публицистики, очерка, зарисовки, проблемной статьи. Интервью является третьим ведущим жанром спортивной журналистики, продиктованным ее личностной и гуманистической направленностью, ориентацией на субъекта, стремлением максимально полно использовать "живой человеческий" голос. Журналист старается превратить каждую беседу с ярким спортсменом, тренером, болельщиком, специалистом не только и не столько в околоспортивный разговор, а в психологическое исследование, эмоциональную зарисовку, представляющую нам наглядный образ Человека, документальный очерк, живописующий трудный тернистый путь к славе, многострадальную биографию спортивной личности. Так реализуется воспитательная функция спортивных газет.

8. Преобладание коротких синтаксических конструкций. Назывные (номинативные) и слова-предложения призваны усилить иллюзию быстротечности и необратимости происшедшего, отразить динамику спорта, передать эмоции и подсознательный, ассоциативный уровень восприятия. Так сглаживается существенный недостаток печатной речи - замедленное восприятия слова по отношению к образу.

В последние годы наметился и в некоторой степени даже утвердил себя совершенно новый вид спортивной журналистики. Его можно определить как публицистическую эссеистику. Теоретически задача жанра — задержать внимание читателя на проблемах, которые слишком быстро меняли свое содержание во времени и в информационной спешке не были по достоинству ни оценены, ни синтезированы оперативными жанрами — информацией, репортажем, отчетом. Речь идет о событиях, которые становились подчас вехой в истории того или иного вида спорта, одновременно являясь конечным пунктом одной тенденции и изначальным — другой. Публицистическая эссеистика — свободное размышление, которому присуща предельная ясность изложения и в котором элементы аналитической статьи естественно переплетены с репортажем, а сравнение событий построено на смещении и синхронизации времен, в результате чего взору заинтересованного читателя открывается причинность и закономерность цепи событий. Все это, разумеется, должно быть объединено четкой идейной концепцией автора и может касаться не только внутренней жизни спорта, но и воссоздания ее как журналистикой, так и литературой и искусством.

Таким образом, жанр публицистической эссеистики следовало бы всячески приветствовать, если бы с первых своих шагов он не двинулся по ложному пути. Вместо того чтобы глубоко разрабатывать насущные проблемы той сферы жизни общества, которая называется спортом, он пошел по дорожке, от века определяемой как «взгляд и нечто» и, кстати сказать, давным-давно отринутой во всех остальных областях отечественной журналистики. Еще классики русской литературы смеялись над сочинителями опусов, в которых «разговаривают как-то неопределенно, но с оттенком высшего значения». Вот и современные авторы публицистических эссе на спортивную тему позволяют себе утверждения, не подкрепленные ни доказательствами, ни фактами, ни самой элементарной логикой. И всем им присуща еще одна общая черта: они пишут заведомо усложненным, витиеватым языком. Так и кажется, что автор сам любуется красивостями, выходящими из-под его пера. Благодаря этим красивостям (в сочетании с интересующей многих темой спорта) они находят своих читателей и даже почитателей, которым импонирует такая манера изложения, а разбираться в самой сути прочтенного неохота, да и недосуг. Особенно активно развивается жанр эссеистики в интернет-блогах и электронных версиях бумажных изданий. Лидер среди спортивных журналистов России, преуспевший в жанре публицистической эссеистики – редактор спортивных программ НТВ+, журналист «Советского спорта» Василий Уткин[9].

Быстрое развитие глобальной сети интернет вызвало своеобразную революцию во всех видах СМИ – в том числе и спортивных. Работники спортивных редакций газет и журналов столкнулись с новыми тенденциями рынка: печатные издания стали понемногу терять свои тиражи, а читатель смещаться в виртуальное пространство интернета. Если два-три десятилетия назад газеты в основном специализировались на новостных блоках и помещали на своих страницах фотографии о прошедших спортивных событиях, то ныне газеты на своих веб-ресурсах ведут репортажи и комментарии в онлайн режиме, составляя, таким образом, конкуренцию радиостанциям.

Следует также отметить, что практически все спортивные СМИ используют на своих веб-ресурсах такие инструменты многосторонней коммуникации как чаты, форумы, интернет-рассылки, маркетинговые и социологические опросы целевой аудитории. Нередко в структуру сайтов включаются такие инструменты BTL-поддержки бизнеса как конкурсы, пробы продуктов и розыгрыши призов. Все делается для того, удержать имеющихся потребителей и привлечь новых любителей спорта.

Интересно, что на этапе зарождения онлайнового спортивного бизнеса газеты и журналы пытались просто дублировать материалы печатных изданий на интернет-ресурсах. При этом издатели находились в затруднительном положении, так как их бизнес строился на продаже информации на бумажных носителях через розничную сеть. Теперь же возникла дилемма: выставлять в интернете материалы полностью и фактически бесплатно (компенсируя затраты за счет баннерной рекламы) или давать ее в усеченном варианте, в виде анонсов, что несомненно, ведет к снижению читательского интереса и снижению посещаемости интернет-ресурса.

Возможен также вариант доставки газеты или журнала в электронном виде по оформленной подписке. При этом гарантируется своевременная и оперативная доставка издания, снижение платы за безбумажную форму и отсутствие расходов на почтовые услуги. Достоинством такого способа является также то, что издание не может быть похищено или испорчено.

Что же касается содержательной части онлайновых и офлайновых изданий, то их простое дублирование себя не оправдало. Интернет-аудитория – а это в основном наиболее образованные и «продвинутые» люди – желают большего. Они хотят получить по интересующей их тематике наиболее интересный и полный материал, включая видеоизображения, звук, архивные файлы, комментарии. Поэтому современные спортивные СМИ широко используют возможности гиперссылок, то есть переадресации пользователей на соответствующие ресурсы, содержащие необходимые сведения.

Рассматривая проникновение IT–технологий в спортивные СМИ, нельзя не отметить и такой важнейший феномен как все более массовое участие болельщиков в производстве спортивной информации. Ныне каждый желающий может без проблем организовать в Сети собственный веб-сайт, вести публичный дневник (блог), помещать видео и фотоматериалы. Болельщики создают неофициальные сайты команд и виртуальные фан-клубы, обмениваются впечатлениями на форумах и чатах, пишут статьи аналитического и критического характера. Любители спорта в таких случаях выступают не столько в качестве пассивных зрителей и читателей, потребляющих произведенную СМИ информацию, но и сами становятся добровольными корреспондентами, журналистами и комментаторами.

В ближайшее десятилетие бизнес спортивных СМИ претерпит, по всей вероятности, большие изменения. Интернет не знает государственных границ и больших географических расстояний. Болельщики, спортсмены и тренеры могут теперь оперативно получать любую информацию, касающуюся спорта из самых разных источников и уголков земли. Скорость и разнообразие мнений формируют новое качество спортивной информации и конкуренции между СМИ, способствуют быстрому развитию новых форм распространения данных, способов общения с читателями и зрителями.

 

История становления и развития спортивной прессы России

1.1 Спортивные издания Российской империи

Спортивная журналистика в России зародилась в XIX веке сразу за появлением организационно оформившегося спорта. Спорту как социальному институту для постоянного развития всегда был необходим постоянный взаимообмен достижениями из практического опыта в теорию и обратно. Важной частью системы, обеспечивавшей подобную циркуляцию и поддерживавшей жизнедеятельность сферы спорта, уже в XIX веке стала русская спортивная журналистика, которая первоначально развивалась в изданиях общего характера в виде отдельных статей или специальных отделов. С расширением числа отраслей спорта, с увеличением его роли и значения в жизни общества потребовалось появление специальных периодических органов.

Специализированная спортивная печать XIX – начала ХХ вв. была составным элементом системы печати того времени, формировалась и существовала в ее русле в соответствии с общими тенденциями, во многом сохраняла сходные черты развития с другими специализированными и общественно-политическими изданиями, часто эти черты проявлялись в ней не менее ярко, чем собственные оригинальные особенности.

Спортивные специалисты того времени подводили под понятие «спорт» весьма широкую область занятий, так что оно весьма близко подходило по значению к современному значению «хобби». Спортом называлось любое страстное увлечение, а слово «спортсмен» в определенном контексте было синонимично словам «любитель» и «охотник». Подобные трактовки понятий «спорт» и «спортсмен», их текучесть и изменчивость имели следствием то, что в XIX – начале ХХ вв. к типологической группе специализированной спортивной периодики относились издания, по современным представлениям весьма далекие от спорта.

Спортивная пресса прочно заняла свое место в системе российской печати именно во второй половине XIX века, когда в связи с постоянным увеличением объема научной и иной специальной информации, начали активно развиваться специализированные издания.

Одним из первых журналистов, регулярно писавших о спорте, был Ф. В. Булгарин. По сведениям известного дореволюционного исследователя истории Петербурга П. Столпянского, «самое слово «спорт» введено было в наш язык в 1851 году редактором тогдашней «Северной пчелы» Булгариным, который писал: «Этим словом означают все гимнастические забавы, сюда же принадлежат псовая охота, стрельба в цель, фехтование, верховая езда, рыболовство, мореплавание»[1].

Однако спортивная журналистика родилась раньше. В Москве в 1823 году под редакцией генерал-лейтенанта П. И. Цорна начал выходить «Еженедельник для охотников до лошадей» - это первое в России издание, посвященное лошадиному спорту. Первый спортивный журнал, меняя название и периодичность, просуществовал до 1827 г. и служил интересам военных кавалеристов, публиковал статьи, посвященные искусству верховой езды, давал советы по уходу за лошадьми, помещал сообщения о скачках.

Это один из типов, так называемых коннозаводских-спортивных журналов. Среди изданий данной группы следует отметить также деятельность Н.Д. Лодыгина, редактора-издателя «Газеты коннозаводчиков и любителей лошадей» (Москва, 1874-1881 гг.), а также С. А. Попова и князя С. П. Урусова, редакторов-издателей журнала «Русский спорт» (СПб., 1882-1883 гг.; Москва, 1884-1895 гг.). Их традиции продолжили последующие издания: «Коннозаводство и коневодство» (СПб., 1888-1917 гг.), «Конская охота» (Москва, 1891-1907 гг.). «Журнал спорта» (Москва, 1898-1905 гг.), «Коннозаводство и спорт» (Москва, 1903-1917 гг.) и «Конский спорт» (СПб., 1907-1917 гг.).

Второй тип изданий – это своеобразная «малая пресса» спортивной периодики, информационные листки, которые наполнялись материалами, относящимися к кратким информационным жанрам, снабжали необходимыми сведениями игроков на сильно расцветшем в начале XX века тотализаторе. Наиболее характерными представителями этого типа можно считать «Листок объявлений и спорта» В. А. Гиляровского (Москва, 1891-1896 гг.) и «Спорт и фавориты на сегодня» М. К. Брейтмана (СПб., 1908-1917 гг.).[2]

В третьем сегменте представлена охотничья спортивная периодика. Во второй половине XIX века охотничьи периодические органы в количественном отношении уступали лишь изданиям, освещающим сферу коннозаводства и конного спорта. Особое внимание здесь уделено полемике 1890-х гг., в ходе которой сложились типообразующие признаки и особенности. Скрытый за субъективными устремлениями издателей, редакторов и фельетонистов постепенно выкристаллизовывался тип охотничьего журнала, который обрел свое оптимальное воплощение в издании С. В. Озерова «Псовая и ружейная охота» (Венев, Тульская губ., 1894-1904 гг.; Москва, 1904-1907 гг.).[3]

Также возрос интерес к таким видам спорта как шахматы и шашки. Начиная с 1859 года, в России в разное время выходило 18 наименований шахматно-шашечной периодики. Особенно стоит выделить активную журналистскую деятельность знаменитого русского гроссмейстера М. И. Чигорина, последовательно выпускавшего «Шахматный листок» (СПб., 1876-1881 гг.), «Шахматный вестник» (СПб., 1885-1887 гг.) и «Шахматы» (СПб., 1891-1892 гг.), в качестве сотрудника выступавшего в других изданиях. Шахматно-шашеченые издания – яркий пример того, как своеобразие вида спорта не просто отражалось, а буквально диктовало своим специальным органам основные типологические черты и характеристики. Особенности этих изданий, коренящиеся в их крайне специальной природе, становились и источниками тех трудностей, из-за которых, в конце концов, они переставали выходить.

Следует уделить внимание и о прессе водных видах спорта, под которыми в данный период времени понимались гребля, хождение под парусом, гонки на мотоботах и плавание. История изданий этого направления наглядно демонстрирует, насколько уровень развития спортивной печати зависел от заинтересованности в этом профильных спортивных организаций и обществ. Водный спорт насчитывал в России многолетнюю историю, располагал поддержкой государства и частных меценатов, имел множество поклонников. Тем не менее, вследствие ряда причин многочисленные общества слабо поддерживали свою спортивную периодику. Она так и не получила массового распространения (всего 7 наименований), часто не отличалась высоким качеством и глубокой разработкой вопросов спорта, уклонялась в сферу морского дела вообще и явно не достигла полной реализации своего потенциала.

1890-е годы ознаменованы так называемой «велосипедной эрой»[4]. В дореволюционной России появилось около десяти специальных органов велоспорта, весьма разнообразных по типу и направлению: еженедельник рекламного характера «Велосипед» (СПб., 1892-1898 гг.), развлекательный «Циклист» (Москва, 1895-1904 гг.), чрезвычайно узкоспециальный ежемесячник «Русский турист» (СПб., 1899-1912 гг.), распространявшийся лишь среди членов общества велосипедистов-туристов.

В 1900-х годах по ряду причин былое увлечение велосипедным спортом в русском обществе пошло на убыль и велосипедные издания были вынуждены расширять свою программу, что привело к утрате специализации. Так, самый продолжительный и популярный из органов велосипедного спорта журнал «Самокат», выпускаемый семейством Орловских (СПб., 1894-1904 гг.) претерпел эволюцию, став сначала «журналом усовершенствованных способов передвижения» «Самокат и мотор» (СПб., 1904-1906 гг.), а затем превратился в специализированный автомобильный журнал «Автомобильное дело» (СПб., 1907-1910).

Развивается пресса автомобильного спорта. В этой группе сложился совершенно четкий и определенный тип изданий, обусловленный задачей технического ознакомления читателей с конструкциями автомобилей. Автомобильные журналы, исходя из своего предназначения, отдавали большую часть объема под обширные технические и аналитические статьи, обзоры выставок и технических новшеств, исторические очерки и практические рекомендации. Подобная программа реализовывалась в журналах с нечастой периодичностью и большим объемом. Объем их колебался, как правило, между 40 и 100 страницами. Характерной особенностью именно автомобильных журналов было обилие профильной рекламы, которая занимала от 1/2 до 2/3 общего числа страниц и являлась важным источником благополучия автомобильных изданий. Среди издателей периодики автомобильного спорта первое место принадлежит А. П. Нагелю. Он создал в Петербурге уникальную цепочку периодических изданий, посвященных автомобилизму и авиации, лучшим из которых был журнал «Автомобиль» (СПб., 1902-1917 гг.). Отдельным, весьма своеобразным стал в начале 1910-х гг. тип издания, посвященного одновременно автомобилизму и воздухоплаванию. Подобные журналы смешанной тематики были переходным звеном между автомобильными и авиационными изданиями и не могли существовать долго, поскольку эти виды спорта, развиваясь, все больше расходились в путях эволюции и применения, требовали создания отдельных специальных органов. Первое издание по авиации и воздухоплаванию появилось в 1880 году, когда в Санкт-Петербурге начал выходить журнал «Воздухоплаватель» (1880-1881, 1883 гг.).

Начало XX века дало около десяти наименований различных изданий по авиаспорту, объединенных общими типологическими характеристиками. Они ориентировались на освещение только одной отрасли спорта, не уделяя внимания остальным его видам, за исключением в виде родственного до определенной меры автомобилизма; четко представляли себе свою целевую аудиторию (авиаторов, конструкторов, механиков) и назначение – способствовать развитию воздухоплавания и авиации путем обмена опытом среди любителей данного вида спорта.[5]

Наиболее значительными из изданий этого типа являлись журналы «Воздухоплаватель» (СПб., 1903-1917 гг.) – орган Императорского Всероссийского аэроклуба, и «Вестник воздухоплавания» (сначала «Библиотека воздухоплавания», СПб., 1909-1913 гг.).

Какая-то доля прессы была посвящена общим вопросам физического развития. Ее появление отражало нарастание в начале ХХ века дискуссий о месте и роли спорта в жизни страны, о необходимости физического воспитания и образования нации. Помимо общетеоретических изданий «Гимнастика» (СПб., 1903-1904 гг.) и «Физическое образование и спорт» (СПб., 1910 г.) значительное внимание уделено изданиям, пропагандировавшим идеи сокольства – массового спортивно-патриотического движения, в котором спортивная сторона была тесно переплетена с политической составляющей: «Сокол» (Москва, 1910-1914 гг.) и «Вестник русского сокольства» (СПб., 1913-1916 гг.).

К печатным органам, посвященным преимущественно тяжелой атлетике как важному фактору физического развития и здоровья человека, относятся журналы «Сила и здоровье» (СПб., 1909-1914 гг.) и «Красота, и сила» (Киев, 1913 г), к изданиям, освещавшим борьбу, – журналы И. В. Лебедева «Иллюстрированный журнал атлетики и спорта» (СПб., 1905 г.) и «Геркулес» (СПб., 1912-1917 гг.). Они по очереди объединяли ведущие авторские силы спортивной России (причем не только в своей отрасли), благодаря пристальному вниманию первостепенным вопросам физического развития человека и нации, имели важное значение в развитии спортивного процесса.

Далее пойдет речь о прессе, посвященной тем видам спорта, которые по ряду причин своего исторического развития не вызвали значительного количества периодических изданий. Так, например, особенности распространения в России голубиного, лыжного спорта, коллекционирования марок или тенниса, повлекли за собой появление лишь отдельных журналов: «Вестник голубиного спорта» (Киев, 1893-1904 гг.), «Известия московской лиги лыжебежцев» (Москва, 1911 г.), «Марки» (Киев, 1896-1897 гг.), «Лаун-теннис» (СПб., 1912-1914 гг.).

Тип общеотраслевого спортивного издания начал формироваться гораздо позже возникновения узкоспециализированных газет и журналов и возник уже с наступлением ХХ века. Способствовала этому процессу общая тенденция к тематической универсализации, а также объективные потребности спортсменов того времени, которые по причине любительского характера дореволюционного спорта редко специализировались на каком-то одном виде спорта.

К изданиям такого типа относились лучшие и наиболее влиятельные спортивные периодические органы дореволюционной России, сосредоточившие вокруг себя ведущие журналистские силы того времени: еженедельники «Спорт» (СПб., 1900-1904, 1908 гг.), «Русский спорт» (Москва, 1909-1919 гг.) и «К спорту!» (Москва, 1911-1918 гг.). Именно универсальный спортивный журнал предоставлял самые выгодные условия для наиболее качественного и полного освещения спортивной жизни.

Подведем итог и рассмотрим основные этапы развития спортивной периодики тех времен. Начальный этап формирования структуры спортивной печати, ведущий отсчет с появления первого журнала как упоминалось выше, посвященного коннозаводству и конному спорту. В этот период еще не существует единого толкования понятия «спорт», господствуют специальные издания, посвященные традиционным видам, главным образом, конному спорту и охоте. С конца 1880-х происходит значительное повышение количества спортивных изданий, и вместе с этим, по причине возрастания числа спортивных событий, учащается периодичность выхода в свет. Появляются издания, посвященные всем видам спорта, возникают специальные издания новых видов спорта: велосипедного спорта, автомобилизма. Предпринимаются попытки определить место спорта в жизни русского общества, понятие «спорт», его сферу и границы. После общественных преобразований и реформы печати 1905 г., с развитием информационного рынка, налицо бурный количественный рост спортивной периодики. Значение спорта и физического развития одобрено на государственном уровне. Происходит дифференциация прессы по самым разным видам спорта: воздухоплаванию, футболу, теннису, гимнастике и т. д. Ее структура достигает наибольшей полноты и разнообразия.

Тяжелый процесс адаптации к новым экономическим и политическим условиям в 1914-1918 годах привел к постепенному упадку спортивной печати и, в конечном итоге, ее прекращению в условиях Гражданской войны.

Таким образом, до революции сформировалась единая типологическая группа спортивных изданий в составе специализированной журналистики, объединенная целевым назначением, аудиторией, предметом отражения, целостностью и структурированностью, общими функциями, среди которых основными являлись просветительско-образовательная, пропагандистская и организационная. Главными задачами спортивной журналистики в XIX – начале XX вв. стали популяризация и распространение спортивного движения в русском обществе, объединение его разрозненных сил.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1858; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.044 с.)