Концепт нравственности или добра и зла 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепт нравственности или добра и зла



Еще одну, по-видимому, врожденную и, следовательно, априорную категорию «сознания» составляет наша неизменная способность оценивать поведение с точки зрения этики и нравственности. Данная разновидность «знания» относится к знанию о качестве наших действий и их влиянии на окружающих. Ведем ли мы себя «хорошо» или «плохо» с точки зрения социальных правил и духовных представлений, которые доминируют в нашей культуре? Эти метапрограммы относятся к «духовному» в людях, к «совести», нравственности и т. д.

Нравственные качества

Слабое/'сильное суперэго

Концепт. Люди отличаются друг от друга по способу сорти-ровки вопросов и проблем, которые попадают в категорию добра и зла, морали, этики и т. д. Одни видят, слышат и сортируют нравственные вопросы везде и всегда; другие, похоже, действуют так, будто подобных категорий не существует. Фрейд определил «су-перэго» как интернализованный набор норм, которые позволяют нам осмыслять «правильность» и «неправильность» поведения.;

Извлечение. «Когда вы думаете о каких-то ошибочных действиях, которые вы совершили, какие мысли и чувства появляются при осознании вами того, что вы вели себя неподобающим образом, нарушив установленные ценности?», «Когда вы думаете о том, что вы что-то напутали, сделали какую-то глупость, нечто социально неприемлемое и т. д., какие мысли и чувства наполняют при этом ваше сознание?»

Идентификация. Данную мета-метапрограмму характеризует чувствительность к вине, невинности, справедливости, достоинству и т. д. Некоторые люди сортируют вину, несправедливость, зло, стыд и бесцельность в каждом действии; другие, по-видимому, вообще не сортируют подобные аспекты. Мы можем расположить вдоль некоторого континуума весь спектр от антисоциального отсутствия совести до высокой чувствительности к вине, или совестливости.

1. Несовестливый тип. Те, у кого су перэго развито слабо, обычно не осознают по-настоящему чувство вины — нарушение какогото истинного нравственного стандарта. Поэтому они не придают значения обязательствам, правилам, этике, морали и т. д. Они живут эгоистически, самовлюбленно, без уважения к морали, выбирают то, что лучше всего подходит для осуществления их ближайших целей. Другие люди не могут полагаться на их нравственное чув ство, подсказывающее «верные действия». Доведенный до край^ности, этот паттерн ведет к преступному мышлению, полному от сутствию совести и, как следствие, социопатии.

Совестливый тип. Те, у кого суперэго развито хорошо, сор тируют добро и зло, заключенное в событиях, особенно в тех, ко торые нарушают истинные нравственные стандарты или полно стью соответствуют им. Это интернализованное нравственное со знание ведет к появлению индивидуумов, которые обладают повышенным чувством ответственности (№ 27). Такие люди дис циплинированны, обязательны, не стремятся к незамедлитель ному получению удовольствия посредством совершения дурных поступков, высоконравственны и т. д. Когда этот паттерн захо1дит слишком далеко, совестливость может обусловить чувстви тельность к вине, в результате чего любая ошибка или слабость вызывают у них ощущение неприемлемости, отталкивания, осуждения и т. д.

Язык и эмоции. Несовестливые люди могут лгать, обманывать, вести себя неподобающим образом, подрывать нравственные стандарты и т. д. и делать все это, не испытывая каких-либо «укоров совести». По-видимому, они лишены внутренней руководящей системы в отношении морали. У них формируется «личность», которую мы именуем аморальной или антисоциальной. Как только они сконструировали такой метод мышления, ощущения и поведения, который определяется как «антисоциальная личность» (DSM-IV), они перестают ощущать, что наносят вред другим людям, теряют всякое чувство эмпатии к их страданиям, почти не способны учиться на своих ошибках, лишены обоснованного страха и могут приходить к убеждениям, которые подтверждают их право использовать других или вредить им. Совестливые люди будут говорить о совершении «правильных поступков», «ответственности» за свои слова и т. д. У них формируется сильное чувство духовности или религиозности, и они считают, что правильные поступки играют важную роль во вселенной. Тот, кто заходит слишком далеко в этом отношении, преисполняется чувством «собственной правоты», иногда доходящим до фанатизма, у него формируется искаженный взгляд на свое «я», и он теряет способность увидеть собственные огрехи. В другом случае у человека может развиться обсессивно-компульсивное поведение, он фокусируется на порядке, чистоте и т. д.

Первичные контексты. Они отражают еще один конструкт высшего уровня, который почти полностью зависит от контекстов культуры, политики, религии, семьи и т. д. В некоторых неврологических исследованиях были выявлены генетические нарушения, присущие тем людям, у которых позже формируются социопатические способы мышления, ощущения и жизни, что предполагает предрасположенность к таковым. Очевидно, важнейшую роль здесь играют события, имевшие место в раннем детстве и обусловливающие боль или удовольствие, которые были связаны с нравственными наставлениями в отношении признания правоты других людей, уважения к человеческой жизни и имуществу, развития эмпатии и т. д. Стереотип обсессивно-компульсивного чистюли, который сложился в области психоанализа, указывает на человека, способного испытать чувство «осквернения» в результате той или иной формы сексуального насилия.

Самоанализ

• Несовестливый/совестливый — слабое/сильное суперэго

Контексты

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:________

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень * ДА/НЕТ

№ 51. Каузативный тип

Беспричинность;линейная, множественная, личностная, внешняя, магическая, корреляционная причинно-следственная связь (UCQ

* Концепт. Как человек осмысляет «причину» какого-то события или переживания? Что вызывает к жизни то или иное явление или событие? Существует ли необъяснимая, магическая или непосредственная линейная причинно-следственная связь (ПСС), подобная математической и физической, существует ли целый набор влияющих факторов или события не имеют никаких причин и, в лучшем случае, лишь корреляционно связаны с другими событиями?

Извлечение. Задайте любой вопрос, который включает какую-нибудь причинно-следственную пресуппозицию: «Когда вы размышляете, какая причина заставила вас выбрать именно эту работу, как вы объясняете себе это?», «Что обусловило наличие данной ситуации в вашей жизни?», «Что побуждает людей вести себя так-то и так-то?», «Почему их взаимоотношения дошли до подобного состояния?», «Почему вы развелись?»

Идентификация. Данная метапрограмма определяет, как мы относимся к концептуальным категориям «причинности» и существования. Будучи мета-метапрограммой высшего уровня, она развивается из предпочитаемой системы отсчета (№ 14), когда люди мыслят и чувствуют с отнесением к себе (внутренний отсчет) или к другим (внешний отсчет). Она также берет начало из программы сортировки ответственности (№ 27). Переходя к этой мета-метапрограмме «реальности», можно сказать, что она сфокусирована на том, как мы относимся к самому концепту причинностии к концептуальным объяснениям, которые мы находим, когда стараемся сориентироваться в окружающем мире.

Стив и Коннира Андреас ссылаются на концепт этой метапрограммы (не идентифицируя ее как таковую) в своей презентации «Естественной стратегии коррекции веса»:

«Одна женщина сказала: "Вам повезло, что вы такая стройная. Я вам завидую. Я тоже хотела бы иметь такую фигуру"». В данном случае клиентка рассматривает стройность и излишний вес как результат генетических факторов, над которыми она не властна. То есть, исходя из метапрограммы внешней причинности, она перешла к ориентации на других (№ 14), по крайней мере в контексте питания. Это оказывало сильнейшее влияние на ее стратегию. Когда она «видела пищу», то испытывала непреодолимое побуждение есть (V-K). «Она не принимала во внимание, голодна она или нет, вкусно ли пахнет пища, как та скажется на ней, если она ее съест, и так далее» {The Naturally Slender Eating Strategy. Andreas & Andreas, 1989, p. 122).

1. Отсутствие причинности. Сюда относятся те, кто полагает, что не существует никаких причин, а значит, и никаких объясне ний для тех или иных процессов. Эти люди живут в мире, кото рый лишен смысла с точки зрения причинно-следственных свя зей, последовательности событий и т. д. События происходят сами по себе. Миром движет не разум, а только сплошная случайность и удача.

2. Тотальная и абсолютная линейная ПСС. Те, кто живет на дру гом конце континуума «причины-следствия», верят, что мир пред ставляет собой закрытую систему, где все является результатом прямых и непосредственных причинно-следственных отношений. Их стиль мышления хорошо срабатывает в таких точных науках, как математика, физика, химия, механика и т. д. Он действует на много хуже в более абстрактных науках, связанных с человече ским поведением, политикой, экономикой, коммуникацией и т. д. Такой подход больше соответствует аристотелевскому типу струк турирования действительности (№ 11).

Множественная ПСС. Те, кто считает, что «причины и следст вия» представляют собой открытую систему, постоянно размыш ляют о них, признавая, что почти всегда имеет место множество влияющих факторов, вызывающих различные события. Они могУт отказываться от линейных рассуждений и переходить к более высоким логическим уровням, на которых возникает гештальт конфигураций. Это соответствует мыслительным процессам неаристотелевского типа (№ 11).

4. Личностная ПСС. Сюда относятся люди, которые мыслят с точки зрения своего участия в причинно-следственных отноше ниях. Как правило, такой подход обусловливает сортировку чувств, связанную с отнесением к себе (№ 14), и сортировку выбора, свя занную со сбалансированной ответственностью (№ 27), хотя, когда этот паттерн заходит слишком далеко, он приближается к чрез мерной ответственности.

5. Внешняя ПСС, Люди, которые полагают, что они не играют никакой роли в причинно-следственных отношениях, отталкива ются при этом от внешнего отнесения (№ 14) в области чувств, от волевого типа с пониженной ответственностью (№ 27) и, следова тельно, от решающей роли не поддающихся контролю внешних обстоятельств, событий, среды, генетики и т. д., как это описано Андреасами в цитированном выше отрывке.

6. Магический тип. Те, кто живет в магическом мире, полага ют, что все происходящее вызвано чем-то, а именно силами и/ или сущностями, находящимися за рамками этого мира или из мерения. Поэтому они суеверно думают о том, как приспособить к себе и/или умиротворить небеса (звезды и созвездия), анге лов, демонов, богов, духов предков, святых и т. д. Для них клю чом причинности является ритуальное повторение различных тайных знаний.

7. Корреляция. В дополнение к причинному континууму не которые люди также полагают, что многие так называемые «при чины» в действительности существуют только как корреляции. То, что дети обычно набирают вес во время учебы в начальной школе, когда они развиваются умственно, не означает, что вес обусловливает повышение умственных способностей. Мы мо жем увидеть корреляцию между этими разнообразными факто рами опыта, не вычитывая в одном из них причину, а в дру гом — следствие.

Источники происхождения. Связаны в значительной степени с той философской позицией относительно причин и следствий, которую предлагали родители и учителя, сами верившие в нее, а также с более широкой культурной средой.

Самоанализ

• Беспричинность/линейная/множественная/личностная/ внешняя/магическая/корреляционная ПСС

Контексты:

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:________

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ

Заключение

Нам присущи не только метапрограммы, посредством которых мы сортируем объекты, но и программы, являющиеся мета по отношению к этим программам. Из числа тех, что мы описали здесь, в списке метапрограмм раньше появлялись только сортировка ценностей и «времени». Однако, как показывает анализ, эти программы существуют на более высоком логическом уровне, чем другие метапрограммы, хотя зачастую они произрастают из этих других метапрограмм.

№ 40. Ценности: эмоциональные потребности; системы убеждений

№ 41. Отношение к «наставлению»: сильная воля/ уступчивость

№ 42. Самооценка: высокая/низкая; условная/безусловная

№ 43. Уверенность в себе: низкая/высокая № 44. Самоощущение:мышление/эмоции/воля/те-ло/роль

№ 45. Самоцелостность: конфликтующее несоответствие/гармоничная интеграция

№ 46. Сортировка «времени»: прошлое/настоящее/ будущее

№ 47. Ощущение «времени»: «во времени»/'«сквозь время»; последовательная/случайная сортировка

№ 48. Доступ ко * времени»: случайный/последовательный

49. Сила эго: неустойчивость/устойчивость

№ 50. Нравственные качества: слабое/сильное су-перэго

№ 51. Каузативный тип: беспричинность; линейная, множественная, личностная, внешняя, магическая, коррелционная причинно-следственная овязь

 

ЧАСТЬ III

ПРИМЕНЕНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.017 с.)