Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепт нравственности или добра и зла
Еще одну, по-видимому, врожденную и, следовательно, априорную категорию «сознания» составляет наша неизменная способность оценивать поведение с точки зрения этики и нравственности. Данная разновидность «знания» относится к знанию о качестве наших действий и их влиянии на окружающих. Ведем ли мы себя «хорошо» или «плохо» с точки зрения социальных правил и духовных представлений, которые доминируют в нашей культуре? Эти метапрограммы относятся к «духовному» в людях, к «совести», нравственности и т. д. Нравственные качества Слабое/'сильное суперэго Концепт. Люди отличаются друг от друга по способу сорти-ровки вопросов и проблем, которые попадают в категорию добра и зла, морали, этики и т. д. Одни видят, слышат и сортируют нравственные вопросы везде и всегда; другие, похоже, действуют так, будто подобных категорий не существует. Фрейд определил «су-перэго» как интернализованный набор норм, которые позволяют нам осмыслять «правильность» и «неправильность» поведения.; Извлечение. «Когда вы думаете о каких-то ошибочных действиях, которые вы совершили, какие мысли и чувства появляются при осознании вами того, что вы вели себя неподобающим образом, нарушив установленные ценности?», «Когда вы думаете о том, что вы что-то напутали, сделали какую-то глупость, нечто социально неприемлемое и т. д., какие мысли и чувства наполняют при этом ваше сознание?» Идентификация. Данную мета-метапрограмму характеризует чувствительность к вине, невинности, справедливости, достоинству и т. д. Некоторые люди сортируют вину, несправедливость, зло, стыд и бесцельность в каждом действии; другие, по-видимому, вообще не сортируют подобные аспекты. Мы можем расположить вдоль некоторого континуума весь спектр от антисоциального отсутствия совести до высокой чувствительности к вине, или совестливости. 1. Несовестливый тип. Те, у кого су перэго развито слабо, обычно не осознают по-настоящему чувство вины — нарушение какогото истинного нравственного стандарта. Поэтому они не придают значения обязательствам, правилам, этике, морали и т. д. Они живут эгоистически, самовлюбленно, без уважения к морали, выбирают то, что лучше всего подходит для осуществления их ближайших целей. Другие люди не могут полагаться на их нравственное чув ство, подсказывающее «верные действия». Доведенный до край^ности, этот паттерн ведет к преступному мышлению, полному от сутствию совести и, как следствие, социопатии.
Совестливый тип. Те, у кого суперэго развито хорошо, сор тируют добро и зло, заключенное в событиях, особенно в тех, ко торые нарушают истинные нравственные стандарты или полно стью соответствуют им. Это интернализованное нравственное со знание ведет к появлению индивидуумов, которые обладают повышенным чувством ответственности (№ 27). Такие люди дис циплинированны, обязательны, не стремятся к незамедлитель ному получению удовольствия посредством совершения дурных поступков, высоконравственны и т. д. Когда этот паттерн захо1дит слишком далеко, совестливость может обусловить чувстви тельность к вине, в результате чего любая ошибка или слабость вызывают у них ощущение неприемлемости, отталкивания, осуждения и т. д. Язык и эмоции. Несовестливые люди могут лгать, обманывать, вести себя неподобающим образом, подрывать нравственные стандарты и т. д. и делать все это, не испытывая каких-либо «укоров совести». По-видимому, они лишены внутренней руководящей системы в отношении морали. У них формируется «личность», которую мы именуем аморальной или антисоциальной. Как только они сконструировали такой метод мышления, ощущения и поведения, который определяется как «антисоциальная личность» (DSM-IV), они перестают ощущать, что наносят вред другим людям, теряют всякое чувство эмпатии к их страданиям, почти не способны учиться на своих ошибках, лишены обоснованного страха и могут приходить к убеждениям, которые подтверждают их право использовать других или вредить им. Совестливые люди будут говорить о совершении «правильных поступков», «ответственности» за свои слова и т. д. У них формируется сильное чувство духовности или религиозности, и они считают, что правильные поступки играют важную роль во вселенной. Тот, кто заходит слишком далеко в этом отношении, преисполняется чувством «собственной правоты», иногда доходящим до фанатизма, у него формируется искаженный взгляд на свое «я», и он теряет способность увидеть собственные огрехи. В другом случае у человека может развиться обсессивно-компульсивное поведение, он фокусируется на порядке, чистоте и т. д.
Первичные контексты. Они отражают еще один конструкт высшего уровня, который почти полностью зависит от контекстов культуры, политики, религии, семьи и т. д. В некоторых неврологических исследованиях были выявлены генетические нарушения, присущие тем людям, у которых позже формируются социопатические способы мышления, ощущения и жизни, что предполагает предрасположенность к таковым. Очевидно, важнейшую роль здесь играют события, имевшие место в раннем детстве и обусловливающие боль или удовольствие, которые были связаны с нравственными наставлениями в отношении признания правоты других людей, уважения к человеческой жизни и имуществу, развития эмпатии и т. д. Стереотип обсессивно-компульсивного чистюли, который сложился в области психоанализа, указывает на человека, способного испытать чувство «осквернения» в результате той или иной формы сексуального насилия. Самоанализ • Несовестливый/совестливый — слабое/сильное суперэго Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое:________ • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень * ДА/НЕТ № 51. Каузативный тип Беспричинность;линейная, множественная, личностная, внешняя, магическая, корреляционная причинно-следственная связь (UCQ * Концепт. Как человек осмысляет «причину» какого-то события или переживания? Что вызывает к жизни то или иное явление или событие? Существует ли необъяснимая, магическая или непосредственная линейная причинно-следственная связь (ПСС), подобная математической и физической, существует ли целый набор влияющих факторов или события не имеют никаких причин и, в лучшем случае, лишь корреляционно связаны с другими событиями? Извлечение. Задайте любой вопрос, который включает какую-нибудь причинно-следственную пресуппозицию: «Когда вы размышляете, какая причина заставила вас выбрать именно эту работу, как вы объясняете себе это?», «Что обусловило наличие данной ситуации в вашей жизни?», «Что побуждает людей вести себя так-то и так-то?», «Почему их взаимоотношения дошли до подобного состояния?», «Почему вы развелись?» Идентификация. Данная метапрограмма определяет, как мы относимся к концептуальным категориям «причинности» и существования. Будучи мета-метапрограммой высшего уровня, она развивается из предпочитаемой системы отсчета (№ 14), когда люди мыслят и чувствуют с отнесением к себе (внутренний отсчет) или к другим (внешний отсчет). Она также берет начало из программы сортировки ответственности (№ 27). Переходя к этой мета-метапрограмме «реальности», можно сказать, что она сфокусирована на том, как мы относимся к самому концепту причинностии к концептуальным объяснениям, которые мы находим, когда стараемся сориентироваться в окружающем мире. Стив и Коннира Андреас ссылаются на концепт этой метапрограммы (не идентифицируя ее как таковую) в своей презентации «Естественной стратегии коррекции веса»: «Одна женщина сказала: "Вам повезло, что вы такая стройная. Я вам завидую. Я тоже хотела бы иметь такую фигуру"». В данном случае клиентка рассматривает стройность и излишний вес как результат генетических факторов, над которыми она не властна. То есть, исходя из метапрограммы внешней причинности, она перешла к ориентации на других (№ 14), по крайней мере в контексте питания. Это оказывало сильнейшее влияние на ее стратегию. Когда она «видела пищу», то испытывала непреодолимое побуждение есть (V-K). «Она не принимала во внимание, голодна она или нет, вкусно ли пахнет пища, как та скажется на ней, если она ее съест, и так далее» {The Naturally Slender Eating Strategy. Andreas & Andreas, 1989, p. 122).
1. Отсутствие причинности. Сюда относятся те, кто полагает, что не существует никаких причин, а значит, и никаких объясне ний для тех или иных процессов. Эти люди живут в мире, кото рый лишен смысла с точки зрения причинно-следственных свя зей, последовательности событий и т. д. События происходят сами по себе. Миром движет не разум, а только сплошная случайность и удача. 2. Тотальная и абсолютная линейная ПСС. Те, кто живет на дру гом конце континуума «причины-следствия», верят, что мир пред ставляет собой закрытую систему, где все является результатом прямых и непосредственных причинно-следственных отношений. Их стиль мышления хорошо срабатывает в таких точных науках, как математика, физика, химия, механика и т. д. Он действует на много хуже в более абстрактных науках, связанных с человече ским поведением, политикой, экономикой, коммуникацией и т. д. Такой подход больше соответствует аристотелевскому типу струк турирования действительности (№ 11). Множественная ПСС. Те, кто считает, что «причины и следст вия» представляют собой открытую систему, постоянно размыш ляют о них, признавая, что почти всегда имеет место множество влияющих факторов, вызывающих различные события. Они могУт отказываться от линейных рассуждений и переходить к более высоким логическим уровням, на которых возникает гештальт конфигураций. Это соответствует мыслительным процессам неаристотелевского типа (№ 11). 4. Личностная ПСС. Сюда относятся люди, которые мыслят с точки зрения своего участия в причинно-следственных отноше ниях. Как правило, такой подход обусловливает сортировку чувств, связанную с отнесением к себе (№ 14), и сортировку выбора, свя занную со сбалансированной ответственностью (№ 27), хотя, когда этот паттерн заходит слишком далеко, он приближается к чрез мерной ответственности.
5. Внешняя ПСС, Люди, которые полагают, что они не играют никакой роли в причинно-следственных отношениях, отталкива ются при этом от внешнего отнесения (№ 14) в области чувств, от волевого типа с пониженной ответственностью (№ 27) и, следова тельно, от решающей роли не поддающихся контролю внешних обстоятельств, событий, среды, генетики и т. д., как это описано Андреасами в цитированном выше отрывке. 6. Магический тип. Те, кто живет в магическом мире, полага ют, что все происходящее вызвано чем-то, а именно силами и/ или сущностями, находящимися за рамками этого мира или из мерения. Поэтому они суеверно думают о том, как приспособить к себе и/или умиротворить небеса (звезды и созвездия), анге лов, демонов, богов, духов предков, святых и т. д. Для них клю чом причинности является ритуальное повторение различных тайных знаний. 7. Корреляция. В дополнение к причинному континууму не которые люди также полагают, что многие так называемые «при чины» в действительности существуют только как корреляции. То, что дети обычно набирают вес во время учебы в начальной школе, когда они развиваются умственно, не означает, что вес обусловливает повышение умственных способностей. Мы мо жем увидеть корреляцию между этими разнообразными факто рами опыта, не вычитывая в одном из них причину, а в дру гом — следствие. Источники происхождения. Связаны в значительной степени с той философской позицией относительно причин и следствий, которую предлагали родители и учителя, сами верившие в нее, а также с более широкой культурной средой. Самоанализ • Беспричинность/линейная/множественная/личностная/ внешняя/магическая/корреляционная ПСС Контексты: • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое:________ • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ Заключение Нам присущи не только метапрограммы, посредством которых мы сортируем объекты, но и программы, являющиеся мета по отношению к этим программам. Из числа тех, что мы описали здесь, в списке метапрограмм раньше появлялись только сортировка ценностей и «времени». Однако, как показывает анализ, эти программы существуют на более высоком логическом уровне, чем другие метапрограммы, хотя зачастую они произрастают из этих других метапрограмм. № 40. Ценности: эмоциональные потребности; системы убеждений № 41. Отношение к «наставлению»: сильная воля/ уступчивость № 42. Самооценка: высокая/низкая; условная/безусловная № 43. Уверенность в себе: низкая/высокая № 44. Самоощущение:мышление/эмоции/воля/те-ло/роль № 45. Самоцелостность: конфликтующее несоответствие/гармоничная интеграция № 46. Сортировка «времени»: прошлое/настоящее/ будущее № 47. Ощущение «времени»: «во времени»/'«сквозь время»; последовательная/случайная сортировка № 48. Доступ ко * времени»: случайный/последовательный № 49. Сила эго: неустойчивость/устойчивость № 50. Нравственные качества: слабое/сильное су-перэго № 51. Каузативный тип: беспричинность; линейная, множественная, личностная, внешняя, магическая, коррелционная причинно-следственная овязь
ЧАСТЬ III ПРИМЕНЕНИЕ
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.017 с.) |