Коррекционно-развивающая работа психологической готовности к обучению в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционно-развивающая работа психологической готовности к обучению в школе



 

Готовность ребенка в одинаковой мере школе зависит от его социального, психического и физиологического развития. Это не разные формы готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различной степени развития. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данной ситуации – работоспособность будущего первоклассника, умение взаимодействовать и подчиняться правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.

Российскими психологами под психологической готовностью к школе понимается такой уровень психического развития, при котором программа обучения попадает в «зону ближайшего развития» ребенка (по Л.С.Выготскому). Зона ближайшего развития ребенка определяется тем, чего может достичь ребенок в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого он этого достичь не смог бы.

Если же актуальный уровень развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже той, которая требуется для освоения школьной программы, то можно говорит о том, что ребенок психологически не готов к обучению в школе.

Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, который позволяет прогнозировать успешность или неуспешность обучения в школе и включает в себя следующие показатели:

- мотивационная готовность;

- способность к произвольной регуляции поведения;

- интеллектуальная готовность;

- социальная готовность.

Проблема готовности ребенка к школьному обучению сегодня рассматривается в первую очередь как психологи­ческая: приоритет отдается уровню развития мотивационно-потребностной сферы, произвольности психических процессов, операциональных навыков, развитию тонкой моторики руки. Установлено, что одна лишь интеллекту­альная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения ребенка в учебную деятельность. Тем не менее на практике работа со старшими дошкольниками сводит­ся к обучению чтению, письму и счету, чтобы обеспечить им, таким образом, некоторую фору на первый этап школь­ного обучения. Отчасти это спровоцировано и самой учеб­ной программой современной школы: она составлена так, что на отработку начальных навыков письма, чтения и счета времени отведено мало. Если ребенок приходит в школу неграмотным, он отстает от своих более продвину­тых одноклассников просто потому, что так составлена программа начальной школы. Формирование же у ребен­ка соответствующей учебной мотивации, произвольности внимания, памяти, словесно-логического мышления, ориентировки на способ действия, операциональных навыков выступает при этом лишь как побочный продукт обуче­ния: все это должно сформироваться само собой, по мере развития интеллектуальных навыков. Тем не менее это далеко не так. Специальные исследования показывают, что дети, хорошо интеллектуально подготовленные к школе, зачастую плохо пишут, не выполняют правил ведения тет­радей, работы с дидактическим материалом и испытыва­ют целый ряд других трудностей учебного порядка.

Принципы реализации программы:

· Доступность – соответствие возрастным нормам уровня сложности заданий, упражнений. В связи с этим занятия проводятся в игровой форме

· Системность – занятия проводятся по определенному графику - 1 раз в неделю с октября по март учебного года.

· Единство коррекционных, профилактических и развивающих задач - занятия с одной стороны коррегируют нарушения в психическом развитии ребёнка, с другой стороны, помогают предотвратить ещё невозникшие проблемы в отдельных сферах развития личности дошкольника.

· Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка – на занятиях психолог ориентируется на ребёнка: его умственные способности, тип темперамента, особенности в сфере общения и другие индивидуальные особенности.

· Комплексность методов психологического воздействия - на каждом занятии предполагается использование в комплексе методов психокоррекционного воздействия на ребёнка. Это позволяет охватить все сферы личности ребёнка (личностную, познавательную, социальную).

Методы реализации программы:

· игра;

· беседа;

· рисуночный метод;

· методики эмоционального расслабления;

· аутотренинг;

· этюды;

· наблюдение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.18 (0.005 с.)