Аутентификация, авторизации, аудит 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аутентификация, авторизации, аудит



Понятие аутентификации

Аутентификация наряду с авторизацией (о которой рассказывается далее) представляет собой фундаментальный атрибут информационной безопасности.

Термин «аутентификация» (authentication) происходит от латинского слова authenticus, ко­торое означает подлинный, достоверный, соответствующий самому себе. Аутентификация, или, другими словами, процедура установления подлинности, может быть применима как к людям, так и другим объектам, в частности к программам, устройствам, документам.

Аутентификация пользователя — это процедура доказательства пользователем того, что он есть тот, за кого себя выдает.

В частности, при выполнении логического входа в защищенную систему пользователь должен пройти процедуру аутентификации, то есть доказать, что именно ему принадлежит введенный им идентификатор (имя пользователя). Аутентификация предотвращает доступ к сети нежелательных лиц и разрешает вход для легальных пользователей.

В процедуре аутентификации участвуют две стороны: одна сторона доказывает свою аутен­тичность, предъявляя некоторые доказательства, другая сторона — аутентификатор — про­веряет эти доказательства и принимает решение. В качестве доказательства аутентичности применяются самые разнообразные приемы:

§ аутентифицируемой может продемонстрировать знание некоего общего для обеих сторон секрета: слова (пароля) или факта (даты и места события, прозвища человека и т. п.);

§ аутентифицируемый может продемонстрировать, что он владеет неким уникальным предметом (физическим ключом), в качестве которого может выступать, например, электронная магнитная карта;

§ аутентифицируемый может доказать свою идентичность, используя собственные био­характеристики: рисунок радужной оболочки глаза или отпечатки пальцев, которые предварительно были занесены в базу данных аутентификатора.

Сетевые службы аутентификации строятся на основе всех этих приемов, но чаще всего для доказательства идентичности пользователя применяют пароли. Простота и логическая ясность механизмов аутентификации на основе паролей в какой-то степени компенсиру­ет известные слабости паролей. Это, во-первых, возможность раскрытия и разгадывания паролей, во-вторых, возможность «подслушивания» пароля путем анализа сетевого трафи­ка. Для снижения уровня угрозы раскрытия паролей администраторы сети, как правило, применяют встроенные программные средства, служащие для формирования политики назначения и использования паролей: задание максимального и минимального сроков действия пароля, хранение списка уже использованных паролей, управление поведением системы после нескольких неудачных попыток логического входа и т. п.

ПРИМЕЧАНИЕ

Многие пользователи пренебрегают угрозами, которые несут в себе легко угадываемые пароли. Так, червь Mumu, поразивший компьютерные сети в 2003 году, искал свои жертвы, подбирая пароли из очень короткого списка: password, passwd, admin, pass, 123, 1234, 12345, 123456 и пустая строка. Такая на удивление примитивная стратегия дала прекрасные (с точки зрения атакующей стороны) результаты — множество компьютеров было взломано.

Легальность пользователя может устанавливаться по отношению к различным системам. Так, работая в сети, пользователь может проходить процедуру аутентификации и как ло­кальный пользователь, который претендует на ресурсы только данного компьютера, и как пользователь сети, желающий получить доступ ко всем сетевым ресурсам. При локальной аутентификации пользователь вводит свои идентификатор и пароль, которые автономно обрабатываются операционной системой, установленной на данном компьютере. При логическом входе в сеть данные о пользователе (идентификатор и пароль) передаются на сервер, который хранит учетные записи всех пользователей сети. Однако такая упро­щенная схема имеет большой изъян — при передаче пароля с клиентского компьютера на сервер, выполняющий процедуру аутентификации, этот пароль может быть перехвачен злоумышленником. Поэтому применяются разные приемы, чтобы избежать передачи пароля по сети в незащищенном виде.

Аутентификация, в процессе которой используются методы шифрования, а аутентификационная информация не передается по сети, называется строгой.

Многие приложения имеют собственные средства определения, является ли пользователь законным. И тогда пользователю приходится проходить дополнительные этапы проверки. Как уже отмечалось, в качестве объектов, требующих аутентификации, могут выступать не только пользователи, но и различные приложения, устройства, текстовая и другая информация.

Так, пользователь, обращающийся с запросом к корпоративному веб-серверу, должен доказать ему свою легальность, но он также должен убедиться сам, что ведет диалог дей­ствительно с веб-сервером своего предприятия. Другими словами, сервер и клиент должны пройти процедуру взаимной аутентификации. Здесь мы имеем дело с аутентификацией на уровне приложений.

При установлении сеанса связи между двумя устройствами также часто предусматривают­ся процедуры взаимной аутентификации устройств на более низком, канальном, уровне (см. далее раздел «Строгая аутентификация на основе многоразового пароля в протоколе

CHAP»).

Аутентификация данных означает доказательство целостности этих данных, а также то, что они поступили именно от того человека, который объявил об этом. Для этого используется механизм электронной подписи. Ранее мы уже узнали, как используется для аутентифи­кации данных несимметричное шифрование.

Авторизация доступа

Термин авторизация (authorization) происходит от латинского слова auctoritas, показы­вающее уровень престижа человека в Древнем Риме и соответствующие этому уровню привилегии.

Авторизация - это процедура контроля доступа легальных пользователе к ресурсам системы и предоставление каждому из них именно тех прав, которые ему были определены администратором.

В отличие от аутентификации, которая позволяет распознать легальных и нелегальных пользователей, авторизация имеет дело только с легальными пользователями, успешно прошедшими процедуру аутентификации. Помимо предоставления пользователям прав доступа к каталогам, файлам и принтерам, средства авторизации могут контролировать возможность выполнения пользователями различных системных функций, таких как локальный доступ к серверу, установка системного времени, создание резервных копий данных, выключение сервера и т. п.

Средства авторизации наделяют пользователя сети правами выполнять определенные дей­ствия по отношению к определенным ресурсам. Для этого могут применяться различные формы предоставления правил доступа, которые часто делят на два класса:

§ Избирательный доступ наиболее широко используется в компьютерных сетях. При этом подходе определенные операции с определенным ресурсом разрешаются или запрещаются пользователям или группам пользователей, явно указанным своими идентификаторами, например: «пользователю User_T разрешено читать и записывать в файл File1».

§ Мандатный подход к определению прав доступа заключается в том, что вся информа­ция делится на уровни в зависимости от степени секретности, а все пользователи сети также делятся на группы, образующие иерархию в соответствии с уровнем допуска к этой информации. Такой подход позволяет классифицировать данные на информацию для служебного пользования, а также секретную и совершенно секретную информа­цию. Пользователи этой информации в зависимости от определенного для них статуса получают разные формы допуска: первую, вторую или третью. В отличие от систем с избирательными правами доступа, в системах с мандатным подходом пользователи в принципе не имеют возможности изменить уровень доступности информации. На­пример, пользователь более высокого уровня не может разрешить читать данные из своего файла пользователю, относящемуся к более низкому уровню. Отсюда видно, что мандатный подход является более строгим.

Процедуры авторизации часто совмещаются с процедурами аутентификации и реализу­ются одними и теми же программными средствами, которые могут встраиваться в опера­ционную систему или приложение, а также поставляться в виде отдельных программных продуктов. При этом программные системы аутентификации и авторизации могут стро­иться на базе двух схем:

§ Централизованная схема, базирующаяся на сервере. В этой схеме сервер управляет процессом предоставления ресурсов сети пользователю. Главная цель таких систем — реализовать «принцип единого входа». В соответствии с централизованной схемой пользователь один раз логически входит в сеть и получает на все время работы не­который набор разрешений по доступу к различным ресурсам сети. Система Kerberos[77] с ее сервером безопасности и архитектурой клиент-сервер, а также более современная система Shibboleth, построенная в той же архитектуре, являются наиболее известными системами этого типа. Системы TACACS и RADIUS, часто применяемые совместно с системами удаленного доступа, также реализуют этот подход.

§ Децентрализованная схема, базирующаяся на рабочих станциях. При этом подходе средства авторизации работают на каждой машине. Администратор должен отслежи­вать работу механизмов безопасности каждого отдельного приложения — электронной почты, справочной службы, локальных баз данных и т. п.

Подчеркнем, что системы аутентификации и авторизации совместно решают одну зада­чу — обеспечение контроля доступа, поэтому к ним необходимо предъявлять одинаковый уровень требований. Ненадежность одного звена здесь не может быть компенсирована надежностью другого.

Аудит

Аудит (auditing) — это набор процедур мониторинга и учета всех событий, представляющих по­тенциальную угрозу для безопасности системы.

Аудит позволяет «шпионить» за выбранными объектами и выдавать сообщения тревоги, когда, например, какой-либо рядовой пользователь попытается прочитать или модифици­ровать системный файл. Если кто-то пытается выполнить действия, выбранные системой безопасности для мониторинга, то система аудита пишет сообщение в журнал регистрации, идентифицируя пользователя. Системный менеджер может готовить отчеты безопасности, которые содержат информацию из журнала регистрации. Для «сверхбезопасных» систем предусматриваются аудио- и видеосигналы тревоги, устанавливаемые на машинах адми­нистраторов, отвечающих за безопасность.

Поскольку никакая система безопасности не гарантирует защиту на уровне 100 %, по­следним рубежом в борьбе с нарушениями оказывается система аудита. Действительно, после того как злоумышленнику удалось провести успешную атаку, пострадавшей стороне не остается ничего другого, как обратиться к службе аудита. Если при настройке службы аудита были правильно заданы события, которые требуется отслеживать, то подробный анализ записей в журнале может дать много полезной информации. Эта информация, возможно, позволит найти злоумышленника или, по крайней мере, предотвратить повто­рение подобных атак путем устранения уязвимых мест в системе защиты. Функции аудита встраиваются в различные средства обеспечения безопасности: сетевые экраны, системы обнаружения вторжений, антивирусные системы, сетевые мониторы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.141.228 (0.011 с.)