Определение безопасной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение безопасной системы



Под информационной безопасностью понимается состояние защищенности информаци­онной системы, включая собственно информацию и поддерживающую ее инфраструктуру. Информационная система находится в состоянии защищенности, если обеспечены ее конфиденциальность, доступность и целостность.

Конфиденциальность (confidentiality) — это гарантия того, что секретные данные будут доступны только тем пользователям, которым этот доступ разрешен; такие пользователи называются легальными, или авторизованными.

Доступность (availability) — это гарантия того, что авторизованные пользователи всегда получат доступ к данным.

Целостность (integrity) — это гарантия сохранности данными правильных значений, которая обеспечивается запретом неавторизованным пользователям каким-либо образом изменять, модифицировать, разрушать или создавать данные.

Требования безопасности могут меняться в зависимости от назначения информационной системы, характера используемых данных и типа возможных угроз. Трудно представить систему, для которой были бы не важны свойства целостности и доступности, но свойство конфиденциальности не всегда является обязательным. Например, если вы публикуете информацию в Интернете на веб-сервере и вашей целью является сделать ее доступной для самого широкого круга людей, конфиденциальность не требуется. Однако требования целостности и доступности остаются актуальными.

Действительно, если вы не предпримете специальных мер по обеспечению целостности системы, злоумышленник может изменить данные на вашем сервере и нанести этим ущерб вашему предприятию. Преступник может, например, внести изменения в помещенный на веб-сервере прайс-лист, что негативно отразится на конкурентоспособности вашего пред­приятия, или испортить коды свободно распространяемого вашей фирмой программного продукта, что, безусловно, скажется на ее деловой репутации.

Не менее важным в данном примере является и обеспечение доступности данных. За­тратив немалые средства на создание и поддержание сервера в Интернете, предприятие вправе рассчитывать на отдачу: увеличение числа клиентов, количества продаж и т. д. Однако существует вероятность того, что злоумышленник предпримет атаку, в результате которой помещенные на сервер данные станут недоступными для тех, кому они предна­значались. Примером таких злонамеренных действий может служить «бомбардировка» сервера пакетами, каждый из которых в соответствии с логикой работы соответствующего протокола вызывает тайм-аут сервера, что, в конечном счете, делает его недоступным для всех остальных запросов.

Понятия конфиденциальности, доступности и целостности могут быть определены не только по отношению к информации, но и к другим ресурсам вычислительной сети, таким как внешние устройства или приложения. Так, свойство конфиденциальности по отношению, например, к устройству печати можно интерпретировать так, что доступ к устройству имеют те и только те пользователи, которым этот доступ разрешен, причем они могут выполнять только те операции с устройством, которые для них определены.

Свойство доступности устройства означает его готовность к работе всякий раз, когда в этом возникает необходимость. А свойство целостности может быть определено как свойство неизменности параметров данного устройства.

Легальность использования сетевых устройств важна не только постольку-поскольку она влияет на безопасность данных. Устройства могут предоставлять различные услуги (рас­печатка текстов, отправка факсов, доступ в Интернет, электронная почта и т. п.), незакон­ное потребление которых, наносящее материальный ущерб предприятию, также является нарушением безопасности системы.

Угроза, атака, риск

Угроза — любое действие, которое может быть направленно на нарушение информационной безопасности системы

Атака — реализованная угроза.

Риск - вероятностная оценка величины возможного ущерба, который может понести владелец информационного ресурса в результате успешно проведенной атаки.

Угрозы могут исходить как от легальных пользователей сети, так и от внешних злоумыш­ленников. В последние два года в статистике нарушений безопасности зафиксирован резкий сдвиг от внешних к внутренним угрозам. Примерно 2/3 от общего числа всех наиболее серьезных инцидентов, связанных с безопасностью, составляют нарушения со стороны легальных пользователей сетей: сотрудников и клиентов предприятий, студентов, имеющих доступ к сети учебного заведения и др. Вместе с тем внутренние атаки обычно наносят меньший ущерб, чем внешние.

Угрозы со стороны легальных пользователей делятся на:

§ умышленные;

§ неумышленные.

К умышленным угрозам относятся, например, мониторинг системы с целью получения персональных данных других сотрудников (идентификаторов, паролей) или конфигураци­онных параметров оборудования. Это может быть также злонамеренное получение доступа к конфиденциальным данным, хранящимся на серверах и рабочих станциях сети «родного» предприятия с целью их похищения, искажения или уничтожения; прямое «вредитель­ство» — вывод из строя сетевого программного обеспечения и оборудования. Кроме того, к умышленным угрозам относится нарушение персоналом правил, регламентирующих работу пользователей в сети предприятия: посещение запрещенных веб-сайтов, вынос за пределы предприятия съемных носителей, небрежное хранение паролей и другие подобные нарушения режима. Однако не меньший материальный ущерб предприятию может быть нанесен в результате н еумышленных нарушений персонала — ошибок, приводящих к по­вреждению сетевых устройств, данных, программного обеспечения.

Угрозы внешних злоумышленников, называемых также хакерами, по определению являются умышленными и обычно квалифицируются как преступления. Среди внешних нарушите­лей безопасности встречаются люди, занимающиеся этой деятельностью профессионально или просто из хулиганских побуждений. Целью, которой руководствуются внешние зло­умышленники, всегда является нанесение вреда предприятию. Это может быть, например, получение конфиденциальных данных, которые могут быть использованы для снятия денег с банковских счетов, или установление контроля над программно-аппаратными средствами сети для последующего их использования в атаках на сети других предприятий.

Как правило, атака предваряется сбором информации о системе (mapping), которая по­могает не только эффективно спланировать атаку, но и скрыть все следы проникновения в систему. К полезной для хакера информации относятся типы операционных систем и при­ложений, развернутых в сети, IP-адреса, номера портов клиентских частей приложений, имена и пароли пользователей. Часть информации такого рода может быть получена путем простого общения с персоналом (это называют социальным инжинирингом), а часть — с помощью тех или иных программ. Например, определить IP-адреса можно с помощью утилиты ping, задавая в качестве цели адреса из некоторого множества возможных адресов. Если при очередном запуске программы ping пришел ответ, значит, произошло совпадение заданного адреса с адресом узла в атакуемой сети.

Для подготовки и проведения атак могут использоваться либо специально разработанные для этих целей программные средства, либо легальные программы «мирного» назначения. Так, последний пример показывает, как легальная программа ping, которая создавалась в качестве инструмента диагностики сети, может быть применена для подготовки атаки.

При проведении атак злоумышленнику важно не только добиться своей цели, заклю­чающейся в причинении ущерба атакуемому объекту, но и уничтожить все следы своего участия в этом. Одним из основных приемов, используемых злоумышленниками для «заметания следов», является подмена содержимого пакетов (spoofing). В частности, для сокрытия места нахождения источника вредительских пакетов (например, при атаке отказа в обслуживании) злоумышленник изменяет значение поля адреса отправителя в заголовках пакетов. Поскольку адрес отправителя генерируется автоматически системным программ­ным обеспечением, злоумышленник вносит изменения в соответствующие программные модули так, чтобы они давали ему возможность отправлять со своего компьютера пакеты с любыми IP-адресами.

Типы и примеры атак

Атаки отказа в обслуживании

Атаки отказа в обслуживании (Denial of Service, DoS) направляются обычно на информа­ционные серверы предприятия, функционирование которых является критически важным условием для работоспособности всего предприятия. Чаще всего объектами DOS-атак становятся основные веб-серверы, файловые и почтовые серверы предприятия, а также корневые серверы системы DNS.

Для проведения DoS-атак злоумышленники часто координируют «работу» нескольких компьютеров (как правило, без ведома пользователей этих компьютеров). Говорят, что в таких случаях имеет место распределенная атака отказа в обслуживании (Distributed Denial of Service, DDoS). Злоумышленник, захватив управление над группой удаленных компьютеров, «заставляет» их посылать пакеты в адрес узла-жертвы (рис. 24.1). Полу­чившийся в результате мощный суммарный поток «затопляет» атакуемый компьютер, вызывая его перегрузку и, в конечном счете, делает его недоступным. Блокировка проис­ходит в результате исчерпания ресурсов либо процессора, либо операционной системы, либо канала связи (полосы пропускания).


Рис. 24.1. Схема DDoS-атаки

 

А теперь рассмотрим более конкретный пример проведения DoS-атаки, в которой исполь­зуются особенности протокола TCP. Как мы уже обсуждали в главе 17, для установления логического соединения по протоколу TCP узлы должны обменяться тремя пакетами (рис. 24.2, а): сначала инициатор соединения посылает пакет с флагом SYN, на который сервер отвечает пакетом с установленными флагами ASK и SYN. Завершает процедуру пакет от узла-инициатора с флагом SYN.

Для выполнения атаки злоумышленник организует передачу на сервер массированного потока пакетов с флагом SYN, каждый из которых инициирует создание нового ТСР- соединения (рис. 24.2, б). Получив пакет с флагом SYN, сервер выделяет для нового соединения необходимые ресурсы и в полном соответствии с протоколом отвечает клиенту пакетом с флагами ASK и SYN. После этого, установив тайм-аут, он начинает ждать от кли­ента завершающий пакет с флагом ASK, который, увы, так и не приходит. Аналогичным образом создается множество других «недоустановленных» соединений. В результате воз­никает перегрузка сервера, все его ресурсы идут на поддержание множества соединений, процедуры установления которых остались незавершенными. В таком состоянии сервер уже не способен отвечать на запросы, посылаемые приложениями легальных пользовате­лей, в результате злоумышленник достигает своей цели.


Рис. 24.2. Проведение DoS-атаки, в которой используются особенности протокола TCP: а — нормальный порядок установления ТСР-соединения; б — DDoS-атака за счет создания множества незакрытых ТСР-соединений

 

Подобный подход носит универсальный характер. Например, атака может быть осущест­влена путем передачи уязвимому приложению потока запросов, синтаксически правиль­ных, но специально сконструированных, так, чтобы вызвать перегрузку. Так, для некоторых версий веб-сервера Apache губительным оказывается поток запросов, каждый из которых содержит большое количество заголовков HTTP или символов «/».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.013 с.)