Игры с гласными звуками и буквами (А, О, У, Э, И, Ы) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игры с гласными звуками и буквами (А, О, У, Э, И, Ы)



Изобразим и споём».

По заданию обучающего ребёнок, глядя в зеркало, придаёт губам форму гласных букв, а затем поёт их: А — открывает широко рот; И — губы в улыбке, рот открыт на палец и др.

Что я хочу спеть?»

Дети отгадывают буквы по немой артикуляции.

3. «Что надо сделать?»

Чтобы правильно произнести Э, надо опустить нижнюю челюсть, во рту будет виден конец языка; на Ы рот откроем пошире, чем при И, и улыбнёмся, во рту тоже виден язык.

4. «Сравни и найди букву».

Обучающий говорит, например: «Алёнушка плачет», — ребёнок произносит звук ааа, затем находит букву А.

5. «Назови и покажи».

Один ребёнок произносит гласный звук, а другой произносит звуко­подражание и находит букву. Пример: О — «зубки болят» (поёт звук и на­ходит букву).

6. «Назови части букв».

В каких гласных буквах есть палочки, перекладины, овал?

7. «Отгадай по описанию».

Две палочки наверху соединились, внизу разошлись в стороны, об­разуя шалаш, в середине — перекладина — это буква А; овал, бублик — О; длинная наклонная палочка, а впереди к ней присоединяется корот­кая — У; полуовал, открытый слева, в середине — волнистая переклади­на — Э; две палочки и косая перекладина от нижнего конца первой палочки к верхнему концу второй — И; две палочки, на первой справа внизу — овал — Ы.

8. «А что иначе?»

Маленькая буква «а» пишется не так, как большая: палочка с за­круглением внизу, слева наверху — ещё закругление, а внизу — овал.

9. «Опиши букву».

Дети дают описания заданных букв, взяв их с наборного полотна.

10. «Сравни буквы».

Пример сравнения написания букв О, Э: О — полный овал; Э — поло­вина овала (неполный овал) и в середине перекладина.

Изучение согласных букв начинается лишь после того, как дети приобретают умение безошибочно выделять эти звуки в начале слова, или после овладения полным звуковым анализом слов типа мак.

Усвоение каждой печатной буквы основано на её сходстве с предме­том, название которого начинается с того же звука. Дети быстро запоми­нают похожие предметы, а уж потом буквы.

Так, глядя на Д, ребёнок в первую очередь произносит домик, а затем добавляет — Д.

Для правильного называния предметов на все согласные буквы, кроме И, детям требуется не более двух-трёх занятий, после чего им предлагают вспоминать о предмете молча, а вслух произносить только звук в начале слова и показывать соответствующую букву. При назывании звука рот рекомендуется почти не открывать во избежание получения призвука «э» — бэ, дэ, мешающего в будущем соединению звуков в слоги и слова при овладении чтением и составле­нии слов.

 

На что похожи согласные буквы

Б — внизу — круглый барабан, наверху палочка, сейчас она «опустится» вниз: бам-бам-бам.

В — Вова поджал губки.

Г — гусь вытянул длинную шею с клювом, а сам спря­тался.

Д —домик на курьих ножках, где живет, наверное, Баба-яга.

Ж — жук, в центре — его тело, а по бокам — лапки.

З — зайчик делает большие прыжки, взбираясь на горку.

К — кукла подняла руку и выставила с той же стороны ногу, давайте и мы изобразим эту букву.

Л — ложка (слева) висит на подставке, ею наливаем суп.

М — наверху был мостик, а потом сломался.

Н — двое (палочки) несут носилки, чтобы положить больного.

П — папа; малыш начал рисовать папу, пока нарисовал две ноги, а вы дома дорисуете до конца.

Р — руль в машине, покрутим его — ррр (дети руками «крутят руль»).

С — санки хорошо катятся с горы.

Т — трубка лежит на телефоне.

Ф — фонарик на ёлке, таких игрушек разного цвета бывает много на новогоднем празднике.

X — хлеб (толстая палочка), его режут ножом (другой палочкой).

Ц — цыплёнок, у него очень короткий хвостик, как у буквы Ц.

Ч — чайник спрятался, видна только его часть с носиком.

Ш — шумят, качаются деревья от сильного ветра в лесу (палочки), слышится шорох листьев — шшш (все поднимают руки и качают ими).

Щ — щётка зубная получится, если продолжить внизу перекладину; или щука с хвостиком (но дети часто забывают название и произносят общее слово — рыба).

 

Игры с согласными звуками и буквами

От предмета к букве».

Называются похожие на буквы предметы, а дети называют буквы (в начале слова): зайчик бежит на горку — 3, домик на курьих нож­ках — Д.

От буквы к предмету».

К названной букве дети подбирают похожий предмет: Т — трубка на телефоне, Р — руль в машине, С — санки.

Назови предмет и букву».

Дети отвечают на вопрос, называя предмет и букву, и по возможно­сти показывают её на наборном полотне. Примерные вопросы:

— Какой музыкальный инструмент похож на букву?

Барабан — на букву Б (для краткости далее пишем только названия предметов и буквы).

— У какой птицы длинная шея?

— Гусь, Г.

— Кто прыгает на горку?

— Зайчик, 3.

— Кто поджал губки?

— Вова, В.

— Что построили на курьих ножках?

— Домик, Д.

— Какое насекомое похоже на букву? -Жук, Ж.

— Кто выставил ручку и ножку?

— Кукла, К.

— Что из посуды похоже на букву?

— Ложка, Л.

— Произошла авария, машина в реку упала. Что случилось?

— Мост сломался, М.

— Что нужно для управления машиной?

— Руль, Р.

— На чём больного несут к машине «Скорая помощь»?

— Носилки, Н.

— Кого рисует малыш? Правильно ли он начал?

— Папа, П.

— Рисовать надо начинать с головы.

-Что нужно, чтобы прокатиться с горы?

— Санки, С.

— Как мы можем говорить с родными, живущими в другом городе?

— Телефон, Т.

— На новогодней ёлке висят разноцветные...

— Фонарики, Ф.

— Что всегда на столе во время обеда?

— Хлеб, X.

— У кого маленький хвостик?

— Цыплёнок, Ц.

— Что нужно, чтобы почистить зубы?

— Щётка зубная, Щ.

— Мы кипятим воду в посуде с носиком, что это?

— Чайник, Ч.

— Что бывает слышно в лесу?

— Шум деревьев, шорох листьев, Ш.

Отгадай по описанию».

Б — палочка, справа внизу овал, а сверху — перекладина.

В — палочка, справа два овала, вверху и внизу.

Г — палочка, справа сверху — перекладина.

Д — почти прямоугольник, под ним — перекладина на коротких ножках.

Ж — в середине — палочка, по бокам — лапки.

З— два полуовала друг над другом, открытые слева.

К — палочка, справа — две подставки, направленные вверх и вниз.

Л — две палочки, одна из них с закруглением внизу, сверху — пере­кладина.

М — две палочки, наверху — сломанная перекладина.

Н — две палочки, в середине — перекладина.

П — две палочки, наверху — перекладина.

Р — палочка, справа наверху — овал.

С — полуовал, открытый справа.

Т — палочка, наверху по центру — перекладина.

Ф — палочка, в середине по бокам — полуовалы.

X — косой крест.

Ц — две палочки, внизу — перекладина, а справа — хвостик.

Ч— палочка, слева сверху — крючок, носик.

Щ — три палочки, внизу — перекладина, а справа — хвостик.

Ш — три палочки, внизу — перекладина (хвостика нет).

Опиши букву».

Детям называют букву, они дают её описание, находят на наборном полотне и, показывая всем, говорят: «Это буква...».

Чем различаются?»

Чем различаются буквы Н и П; Б и Г; Ш и Щ; Щ и Ц; другие пары.

Найди в кассе букв».

Мелкие буквы искать труднее, чем крупные — на наборном полотне; поможет этому лишь одинаковое расположение букв. Крупные буквы мож­но нарисовать самим.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.013 с.)