Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Игры на узнавание звука в слове
Покажи картинку (игрушку, предмет)». Дети рукой показывают на символ перед ними в соответствии с заданным в слове звуком. 2. «Покажи фонарик (колокольчик, грибок)». Услышав заданный звук, ребёнок поднимает в руке фигурку. Изобрази». Дети отвечают заранее обусловленным звукоподражанием: на К — кукушке, на 3 — комару...; имитацией движений: Ж — полёт жука, Щ — шипение змеи, рука «ползёт» по столу. Назови». Выполняя задание, ребёнок произносит слово, начинающееся на заданный звук, например Ш — шаг. Найди одинаковый звук». Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос— С. Остановись». Малыши идут по кругу, имитируют полёт бабочек, движение поезда... Обучающий произносит в одинаковом темпе и ритме, с одной и той же интонацией слова с заданным звуком или без него, добавляя «раз, два». Дети останавливаются только тогда на счёт «два», когда услышат изучаемый звук, в противном случае продолжают идти. Допустившие ошибку ребята встают в конец ряда. Выбери правильно». Среди четырёх-пяти картинок ребёнок находит те, в названиях которых есть заданный звук. Звук в конце (в середине, в начале)». Отбираются картинки с определённой позицией звука в названии. Раздели на три». В зависимости от позиции звука в названии картинки разделяются на три стопки. Где звук?» В ряд поставлены три стульчика, перед каждым стоит ребёнок (начало, середина и конец ряда), Взрослый называет звук и произносит слова, содержащие этот звук. На стул садится ребёнок, чьё место совпадает с позицией звука в слове. Кто больше?» Ребёнок может: а)подобрать слова с заданным звуком по сюжетной картине; б)назвать окружающие предметы с тем же звуком; в)вспомнить названия любых предметов или картинок с этим звуком.
Дифференциация оппозиционных звуков
Для более быстрого различения звуков большое значение имеет сравнение сходных звуков на слух и в произношении. В этом случае применяются те же игры и упражнения, что и при узнавании отдельного звука в слове. Так как здесь игры проводятся одновременно с двумя звуками, то и все символы удваиваются. Картинки или игрушки в роли символов ставятся перед детьми на некотором расстоянии друг от друга (чтобы удобнее было показывать на них рукой), а фигурки ребёнок держит по одной в каждой руке.
Игры на развитие умения дифференцировать оппозиционные звуки 1. «Где звук?» (пример сравнения звуков С—Ш разными способами). Ребёнок может: а) показать картинки, игрушки или предметы: сумка, шапка; б) ответить словами: сад, шуба; в) использовать звукоподражания: ссс-ссс— насос, ш-ш-ш — паровоз; г) имитировать движения молча или в сопровождении звуков (насос, паровоз); д) назвать действия — крик животного, птицы или звучание предмета: свистит (свисток) — С, шипит (шина лопнула) — Ш; е) использовать жесты: рука идёт вниз — С (язык вниз, за нижними зубами); рука вверх — Ш (язык поднимается вверх). Запомни и повтори». Ребёнок запоминает пять — семь названий картинок с родственными звуками и повторяет их в том же порядке, после того как они закрываются экраном или переворачиваются. 3. «Найди, что надо». На столе десять и более картинок. Ребёнок выбирает из них только те, в названии которых есть один из родственных звуков. Раздели на два». Детям предлагается правильно назвать и разложить картинки на две стопки в соответствии с изучаемыми звуками в любой позиции. 5. «Раздели на два и на три». Ребёнок должен разложить все картинки на две стопки, затем каждую из них — ещё на три части в соответствии с позицией изучаемого звука в слове. 6. «Телеграф». Дети запоминают четыре слова с оппозиционными звуками, четверо ребят по очереди называют их по одному, пятый опять начинает с первого слова. Например: душ— тук— дуб— тушь— душ... 7. «Что такое, повтори!» Повторить слова, различающиеся одним звуком, и объяснить, чем они различаются (по звуковому составу и по смыслу: бочки — почки; в первом слове мы слышим звук Б, а во втором — П; бочки — это посуда, в них можно солить капусту, а почки распускаются весной на деревьях). 8. «Начни с конца». Ребёнок должен повторить сначала второе, а затем первое слово: почки — бочки. 9. «Замени звук». Например, предлагается слово сайка. Ребёнок заменяет глухой звук на звонкий и произносит получившееся слово: зайка (С—3).
10. «Что раньше?» Обучающий произносит два или одно слово с парными звуками. Ребёнку предлагается определить, какой из них слышится раньше. Например: Р—Л, красный лак— Р, километр — Л. 11. «Что потом?» Какой из парных звуков слышится позже? Том — дом — Д. 12. «Назови по порядку». Например: сладкий сахар — Л, Р; рыболов— Р, Л. Начни с конца». Ребёнок называет второй, а затем первый из нужных звуков. Например: цок — сок — С, Ц. 14. «Закончи слово» (демонстрируются картинки). Ш—Ж: у-ши, лу-жа, лы-жи, ме-шок. Слушай соседа». Детям раздают по две картинки с парными звуками. Обучающий, начиная игру, произносит слово с одним из них и показывает на ребёнка, который должен назвать слово с другим звуком, следующий вызванный ребёнок опять меняет звук. Названные рисунки переворачиваются обратной стороной. Получается цепочка слов с оппозиционными звуками, например К—Г: лук, нога, кот, гусь, рак, вагон и т. д. 16. «Закончи предложение». Игра проводится с картинками и без них: Для ногтей нужен... лак. В реке живёт... рак. 17. «Кто больше?» Дети, глядя на сюжетную картинку, подбирают слова с изучаемыми звуками в любом порядке (можно попеременно). Например, «Зима» (С—Ш): снеговик, шарф, санки, шуба, бросает, варежки, снег, большой... Вспомни слово». Слова с заданными звуками дети придумывают уже без картинок. Таким образом, воспитание фонематического слуха и дифференцированного произношения всех звуков направлено на формирование у детей умения воспринимать разнообразные тонкости звучания, правильно слышать и использовать акустически и артикуляционно близкие звуки в самостоятельной речи — без этих знаний невозможна подготовка детей к овладению грамотой.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.238.159 (0.012 с.) |