Закон Республики Беларусь «об авторском праве и смежных правах» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон Республики Беларусь «об авторском праве и смежных правах»



 

Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», принятый в 1996 году, был существенным образом переработан в связи с присоединением Республики Беларусь к Договорам ВОИС по авторскому праву и исполнениям и фонограммам. Поэтому два года спустя был принят новый Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 11 августа 1998 года № 194-3 [9]. В то время это был один из наиболее совершенных законов такого рода в мире, поскольку ВОИС не только дала ему высокую оценку, но и запросила в качестве модельного для того, чтобы рекомендовать другим странам - членам ВОИС.

Закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права) (ст. 1).

Закон устанавливает перечень законодательных актов, регулирующих отношения в области авторского права и смежных права (ст. 2); приоритет норм международных договоров над национальными (ст. 3), а также вводит обширный перечень терминов, используемых в настоящем законе (ст. 4).

Второй раздел Закона посвящен авторскому праву. Согласно Закону авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, как обнародованные, так и не обнародованные, выраженные в любой объективной форме, независимо от назначения и достоинства произведения. Положения Закона применяются к произведениям граждан Республики Беларусь или постоянно проживающих на ее территории лиц независимо от места первого опубликования произведений; к произведениям, впервые опубликованным либо находящимся на территории Республики Беларусь, независимо от гражданства или постоянного места проживания их авторов; к другим произведениям, охраняемым на территории Республики Беларусь в соответствии с международными договорами (ст. 5).

Объективными формами, в которых может находиться произведение, в отличие от приведенных в ГК РБ, признаются письменная, электронная и объемно-пространственной формы, а также звуко-видеозапись и изображение. По сравнению с Законом в ГК добавлены устная форма и другие формы существования произведений, а также исключена электронная форма.

Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности на материальный объект не влечет передачи авторского права на произведение, выраженное в объекте (ст. 6).

Перечень объектов авторского права практически не отличается от приведенного в ГК и включает литературные произведения (в том числе компьютерные программы и базы данных); научные, драматические и музыкально-драматические, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, графики, скульптуры и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного искусства, архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения; карты, планы, эскизы и иные произведения, относящиеся к архитектуре, географии, топографии, другим наукам и технике, а также другие произведения. К объектам авторского права также относятся производные произведения, такие, как переводы, обработки, инсценировки, музыкальные аранжировки, обзоры, аннотации, рефераты, а также сборники произведений, такие, как энциклопедии, антологии, атласы и другие составные произведения, представляющие собой по подбору и расположению материалов результат творческого труда (ст. 7).

В ГК исключены научные произведения и как отдельный вид произведений выделены компьютерные программы.

Не являются объектами авторского права официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера); государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки); произведения народного творчества, авторы которых не известны.

Авторское право не распространяется на идеи, процессы, системы, методы функционирования, концепции, принципы, открытия или просто информацию как таковые, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены в произведении (ст. 8).

Авторское право на произведения науки, литературы и искусства возникает в силу факта их создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Для оповещения о своих исключительных имущественных правах их обладатель вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и обязательно состоит из трех элементов: латинской буквы ©; имени или наименования обладателя исключительных имущественных прав и года первого опубликования произведения (ст. 9).

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом соавторов, принадлежит им совместно. Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними (ст. 10).

Автору составного произведения принадлежит авторское право на осуществленные им подбор и расположение материалов, представляющие результат творческого труда. Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Авторы этих произведений вправе использовать их независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором.

Лицу, выпускающему в свет энциклопедии, сборники научных трудов, периодические издания, принадлежат исключительные права на использование таких изданий в целом. Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом, если иное не предусмотрено авторским договором (ст. 11).

Переводчикам и авторам других производных произведений принадлежит авторское право на осуществленные ими перевод, инсценировку, аранжировку или другую переработку при условии соблюдения ими прав автора произведения. Это право не препятствует иным лицам осуществлять свои переводы и переработки тех же произведений (ст. 12).

Авторами аудиовизуального произведения являются: а) режиссер-постановщик; б) автор сценария; в) автор музыки (с текстом или без него) для этого произведения. Заключение договора на создание такого произведения влечет за собой передачу его авторами исключительных прав производителю аудиовизуального произведения на: а) воспроизведение, б) распространение, в) публичное исполнение, г) сообщение для всеобщего сведения, д) субтитрирование и дублирование текста произведения, если иное не предусмотрено договором (ст. 13).

Закон предусматривает создание служебных произведений. Личные неимущественные права на служебное произведение принадлежат автору, имущественные - нанимателю, если договором между ним и автором не предусмотрено иное. Автор служебного произведения не вправе препятствовать его обнародованию нанимателем (ст. 14).

Автору в отношении его произведения принадлежат личные неимущественные и исключительные имущественные права.

К личным неимущественным правам относятся: а) право признаваться автором произведения (право авторства); б) право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом или анонимно (право на имя); в) право на защиту произведения от искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации); г) право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование); д) право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения за исключением служебных произведений (право на отзыв). Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже после уступки исключительных имущественных прав на использование произведения (ст. 15).

Имущественные права автора или правообладателя дают им исключительное право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия: а) воспроизведение произведения; б) распространение оригинала или экземпляров произведения посредством продажи или иной передачи права собственности; в) прокат оригиналов или экземпляров компьютерных программ, баз данных и т.п. независимо от принадлежности права собственности на оригинал или экземпляры указанных произведений; г) импорт экземпляров произведения; д) публичный показ оригинала или экземпляра произведения; е) публичное исполнение произведения; ж) передачу произведения в эфир; з) иное сообщение произведения для всеобщего сведения; и) перевод произведения на другой язык; к) переделку или иную переработку произведения.

Независимо от того, является ли автор правообладателем или нет, он имеет право на авторское вознаграждение за каждый вид использования произведения (ст. 16), а также на получение от продавца вознаграждения в размере пяти процентов перепродажной цены в каждом случае публичной перепродажи произведения (право следования). Право следования является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора по закону или по завещанию на срок действия авторского права (ст. 17).

Законом предусматриваются случаи ограничения имущественных прав, допускающие воспроизведение произведений в единичных экземплярах физическим лицом исключительно в личных целях без разрешения автора или правообладателя и без выплаты вознаграждения за исключением произведений архитектуры, баз данных или существенных частей из них, компьютерных программ, нотных текстов и книг посредством репродуцирования их полностью.

При этом за воспроизведение аудиовизуальных произведений и фонограмм правообладатель, а также исполнители и производители фонограмм вправе получать вознаграждение, которое выплачивается изготовителями оборудования для воспроизведения произведений, а также импортерами указанного оборудования и материальных носителей, за исключением случаев, когда импорт осуществляется частным лицом в его личных целях. Сбор и распределение такого вознаграждения осуществляется организацией по коллективному управлению имущественными правами (ст. 18).

Допускается также без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием автора произведения и источника заимствования: а) цитирование отрывков из опубликованных произведений; б) использование отрывков из правомерно опубликованных произведений в качестве иллюстраций; в) воспроизведение в газетах статей по текущим вопросам, если такое воспроизведение специально не запрещено автором; г) воспроизведение в газетах речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений; д) сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий произведений, увиденных или услышанных в ходе таких событий; е) воспроизведение произведений рельефно-точечным шрифтом для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения; ж) воспроизведение или доведение до всеобщего сведения произведений архитектуры, изобразительного искусства, фотографий, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом такого воспроизведения или сообщения для всеобщего сведения или когда оно используется в коммерческих целях; з) воспроизведение произведения для судебного или административного производства; и) исполнение произведений при оказании ритуальных услуг. Использования произведений по пунктам а, б, г, д допускается в объеме, оправданном целью такого использования (ст. 19).

Также без согласия автора допускается репродуцирование библиотеками, архивами или образовательными учреждениями отдельных статей и малообъемных произведений по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях, а также для замены утраченных или изношенных экземпляров (ст. 20).

Что касается воспроизведения компьютерных программ, Закон допускает изготовление копии компьютерной программы, если эта копия предназначена только для архивных целей или для замены правомерно приобретенного и утраченного экземпляра. Законный владелец экземпляра компьютерной программы вправе адаптировать ее для обеспечения совместной работы с другими программами (ст. 21).

Закон устанавливает следующие сроки действия авторского права:

право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно;

имущественные права действуют в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти;

имущественные права на произведение, созданное в соавторстве, действуют в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов (ст. 22).

По истечении срока действия имущественных прав на объекты авторского права или смежных прав эти объекты переходят в общественное достояние и могут свободно использоваться любым физическим или юридическим лицом без выплаты вознаграждения, однако при условии соблюдения личных неимущественных прав (ст. 23).

Авторское право переходит по наследству кроме права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора, однако наследники автора и исполнители завещания вправе осуществлять защиту указанных прав (ст. 24).

Исключительные имущественные права автора могут быть уступлены им полностью или частично или переданы для использования правообладателем по авторскому договору. Уступленными считаются только те права, которые ясно указаны в договоре. Не могут уступаться права на использование произведения, которое в момент заключения договора не было известно. По авторскому договору могут передаваться как исключительные, так и неисключительные имущественные права. В первом случае все права принадлежат только тому лицу, с которым заключен договор, а во втором разрешается использование произведения другими лицами (ст. 25).

Авторский договор должен предусматривать: а) способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); б) срок, на который передается право; в) территорию, на которую распространяется действие этого права на указанный срок; г) размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения; д) порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут необходимыми. Вознаграждение определяется в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или в виде твердо зафиксированной суммы. При этом ставки авторского вознаграждения не могут быть ниже минимальных ставок, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь. Если в авторском договоре вознаграждение определяется в виде твердо зафиксированной суммы, то должен быть установлен максимальный тираж экземпляров произведения (ст. 26). Авторский договор должен быть заключен в письменной форме. При продаже экземпляров компьютерных программ и баз данных договор считается заключенным в письменной форме, если условия их использования изложены соответствующим образом на приобретаемых экземплярах (ст. 27).

Третий раздел Закона посвящен смежным правам, субъектами которых являются а) исполнители, б) производители фонограмм, в) организации эфирного или кабельного вещания. Исполнитель осуществляет указанные в настоящем разделе права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения. Производители фонограмм, организации вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договорам с исполнителями и авторами произведений, тиражируемых или передаваемых ими.

Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Исполнитель и производитель фонограммы для оповещения о своих имущественных правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и обязательно состоит из трех элементов: а) латинской буквы «Р» в окружности; б) имени или наименования обладателя исключительных имущественных прав; в) года первого опубликования фонограммы (ст. 29).

Действие Закона распространяется на исполнителей, являющихся гражданами Республики Беларусь, а также не являющихся гражданами Республики Беларусь, но исполнения которых а) имеют место на территории Республики Беларусь, б) включены в фонограммы или в) содержатся в передачах вещательных организаций, охраняемых в соответствии с настоящим Законом.

Положения Закона применяются также к фонограммам, производителями которых являются граждане Республики Беларусь или юридические лица, имеющие официальное местонахождение на территории Республики Беларусь, а также к фонограммам, впервые опубликованным в Республике Беларусь или опубликованным в течение 30 дней со дня их первой публикации в каком-либо другом государстве независимо от гражданства производителя.

Закон охраняет передачи вещательных организаций, имеющих официальное местонахождение на территории Республики Беларусь и осуществляющих передачи с передатчиков, расположенных на территории Республики Беларусь.

Положения настоящего Закона также применяются к исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного или кабельного вещания, права которых охраняются на территории Республики Беларусь в соответствии с ее международными договорами (ст. 30).

Исполнителю принадлежат право на имя, право на защиту репутации, а также исключительное право на использование исполнения, которое означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия: а) передавать исполнение в эфир или сообщать его для всеобщего сведения по кабелю, если оно не было ранее передано в эфир или не осуществляется с использованием записи; б) записывать ранее не записанное исполнение; в) воспроизводить запись исполнения за исключением случаев, когда первоначальная запись исполнения была произведена с согласия исполнителя; г) передавать в эфир или по кабелю запись исполнения, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей; д) распространять оригинал или экземпляры исполнения, записанного на фонограмму, посредством продажи или иной передачи права собственности; е) сдавать в прокат оригинал или экземпляры записанного на фонограмму исполнения; ж) сообщать для всеобщего сведения исполнение, записанное на фонограмму, таким образом, чтобы оно было доступно для публики из любого места и в любое время.

Заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой предоставление исполнителем производителю прав на использование аудиовизуального произведения, однако не включает права на отдельное использование звука или изображения, если в договоре не установлено иное.

Исполнитель имеет право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения (ст. 31).

Производителю фонограммы принадлежат исключительные права на ее использование, то есть право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия: а) воспроизводить фонограмму; б) переделывать (перерабатывать) фонограмму; в) распространять оригинал или экземпляры фонограммы посредством продажи или иной передачи права собственности; г) импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения; д) сдавать фонограмму в прокат; е) доводить до всеобщего сведения фонограмму таким образом, чтобы она была доступна для публики из любого места и в любое время.

Производитель фонограммы имеет право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы.

Если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены с разрешения исполнителя и производителя фонограммы в гражданский оборот, то допускается их дальнейшее распространение на территории Республики Беларусь без согласия исполнителя и производителя фонограммы и без выплаты им вознаграждения, однако право на прокат принадлежит им независимо от принадлежности права на оригинал или экземпляры фонограммы (ст. 32).

Допускается также публичное исполнение фонограммы, передача ее в эфир и иное сообщение для всеобщего сведения без согласия производителя и исполнителя, но с выплатой им вознаграждения, если фонограмма опубликована в коммерческих целях и стала доступной для всеобщего сведения. Сбор, распределение и выплата вознаграждения в этом случае осуществляются организацией, управляющей имущественными правами производителей фонограмм и исполнителей (ст. 33).

Организации эфирного вещания принадлежат исключительные права использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, то есть: а) передавать в эфир ее передачу другой организацией эфирного вещания; б) сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю; в) записывать передачу; г) воспроизводить запись передачи за исключением тех случаев, когда запись передачи была произведена с согласия организации эфирного вещания; д) сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом; е) распространять среди публики экземпляры записи передачи посредством продажи, проката и т.п. Эти права, за исключением права на прокат, прекращаются в отношении экземпляров записи передачи, которые с разрешения организации эфирного вещания были введены на территории Республики Беларусь в гражданский оборот посредством продажи или иной передачи права. Право на прокат сохраняется за организацией эфирного вещания независимо от принадлежности права на запись передачи или ее экземпляры.

Организация эфирного вещания имеет право на получение вознаграждения за предоставление разрешения на использование своей передачи (ст. 34).

Организации кабельного вещания принадлежат исключительные права использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, то есть: а) сообщать для всеобщего сведения по кабелю ее передачу другой организацией кабельного вещания; б) передавать передачу в эфир. В остальном все сказанное об организациях эфирного вещания справедливо для организаций кабельного вещания (ст. 35).

Закон допускает следующие ограничения прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного или кабельного вещания. Без их согласия и без выплаты вознаграждения могут быть использованы исполнения, передачи вещательных организаций и фонограммы а) для включения отрывков из них в обзор о текущих событиях; б) исключительно в целях обучения или научного исследования; в) для цитирования в информационных целях; г) в иных случаях, установленных настоящим Законом в отношении ограничения имущественных прав авторов произведений науки, литературы и искусства. Допускается также воспроизведение фонограммы физическим лицом исключительно в личных целях.

Не требуется также получения разрешения исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций на осуществление записи краткосрочного пользования организацией эфирного вещания с помощью ее собственного оборудования. Однако необходимо получить разрешение правообладателя на передачу этой записи в эфир, а также уничтожить ее в течение 6 месяцев после изготовления (за исключением единственного экземпляра, который может быть сохранен в архивах вещательной организации) (ст. 36-37).

Закон предусматривает следующие сроки охраны смежных прав:

личные неимущественные права исполнителя - право на имя и право на защиту репутации - охраняются бессрочно;

имущественные права исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания действуют в течение 50 лет с момента первой записи исполнения, первого опубликования фонограммы или осуществления передачи в эфир или по кабелю соответственно.

Имущественные права исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания могут быть уступлены полностью или частично и переданы для использования по договору. Истечение срока действия имущественных прав на объекты смежных прав означает переход этих объектов в общественное достояние (ст. 38).

Последний, четвертый раздел Закона посвящен защите авторского права и смежных прав.

Контрафактными (поддельными) согласно Закону признаются экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания: а) изготовление, распространение или иное использование которых влечет за собой нарушение авторского права и смежных прав; б) охраняемые в соответствии с настоящим Законом и импортируемые в Республику Беларусь без согласия правообладателей; в) любые экземпляры, с которых без разрешения правообладателя устранена информация об управлении правами или которые без разрешения правообладателя изготовлены с помощью любых незаконно используемых устройств.

Нарушением авторского права и смежных прав признаются: а) любые действия, включая изготовление, импорт в целях распространения или распространение устройств или предоставление услуг, которые без разрешения позволяют обходить любые технические средства, предназначенные для защиты авторских или смежных прав, и основной коммерческой целью или основным коммерческим результатом которых является обход таких средств; б) устранение или изменение любой электронной информации об управлении правами без разрешения правообладателя; в) распространение, импорт с целью распространения, передача в эфир, сообщение для всеобщего сведения без разрешения правообладателя произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания, в отношении которых без разрешения правообладателя была устранена или изменена электронная информация об управлении правами (ст. 39).

Для защиты нарушенного авторского права или смежных прав правообладатели вправе требовать: а) признания нарушенных прав; б) восстановления положения, существовавшего до нарушения прав; в) пресечения действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения; г) возмещения убытков, включая упущенную выгоду; д) взыскания дохода, полученного нарушителем; выплаты компенсации в сумме от 10 базовых величин до 50 тысяч базовых величин, определяемой судом; е) принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой авторского или смежных прав. Меры указанные в пунктах г, д, е, применяются по выбору правообладателя.

Контрафактные экземпляры произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания подлежат обязательной конфискации по решению суда. Суд вправе также вынести решение о конфискации материалов и оборудования, незаконно используемых для изготовления и воспроизведения контрафактной продукции с обращением их в доход государства. Контрафактные экземпляры могут быть переданы правообладателям по их требованию, а невостребованные подлежат уничтожению или переработке с обращением в доход государства (ст. 40).

Иски по делам о нарушении авторского права и смежных прав рассматриваются судом. Суд выносит определения о запрещении ответчику совершать противоправные действия, наложении ареста и изъятии всей продукции, в отношении которой предполагается, что она является контрафактной, а также о наложении ареста на материалы и оборудование, предназначенные для ее изготовления. При наличии достаточных данных о нарушении авторского права и смежных прав, за которое в соответствии с законодательством предусмотрена уголовная ответственность, орган дознания, следователь или суд обязаны принять необходимые меры для обеспечения непредвзятого рассмотрения уже предъявленного или возможного в будущем гражданского иска (ст. 41).

Закон предусматривает возможность создания организаций, осуществляющих и охраняющих авторские и смежные права на коллективной основе в целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторского права и смежных прав в случаях, когда их трудно практически осуществить в индивидуальном порядке (ст. 42).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.032 с.)