Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разновидности простой трехчастной формы
Для простой трехчастной формы характерны повторения, точные или видоизмененные. Разным вариантам таких повторов даны названия. 1. АВАВА – трех-пятичастная форма. В основе лежит трехчастность, но вторая и третья части – с выписанным повтором. В результате возникает последование пяти частей. 2. Если при повторении частей происходят существенные изменения, к которым относятся тональная транспозиция, перегармонизация, фактурно-динамическая трансформация, изменение структуры, образуется двойная трехчастная форма А В А1 В1 А2, либо тройная трехчастная форма А В А1 В1 А2 В2 А3 (Шуман, «Эвсебий»). Эта форма характерна для композиторов-романтиков. Сложная трехчастная форма Это такая репризная трехчастная форма, в которой первая часть изложена в простой двух- или трехчастной форме, а остальные не содержат более развитых структур. Середина, как правило, контрастна крайним частям. Термин «сложная» не обязательно предполагает большие размеры. Имеются очень скромные по масштабам произведения в этой форме. Большое количество сложных трехчастных форм было создано в классическую эпоху, в частности с точными репризами, и это отвечало характерным представлениям европейского Просвещения. Крепость и устойчивость репризы в этой форме созвучна мажорному ладу, преобладающему у венских классиков. Существуют два основных вида сложной трехчастной формы: 1. С серединой типа трио. 2. С серединой типа эпизод. Исторически сложная трехчастная форма подготовлена традицией барочной сюиты с ее последованием танцев типа менуэт I – менуэт II – менуэт I. С конца XVII века менуэт и тому подобные стали выступать совместно с трио (два гобоя и фагот) или мюзетом. Сложная трехчастная форма с эпизодом восходит к вокальному истоку и стоит ближе к арии da capo. С середины XIX века трио и эпизод перестают существенно различаться. Область применения формы широка: средние части симфоний и сонат, отдельные пьесы, части сюит, номера балетов и опер. Помимо основных частей в этой форме бывает вступление (редко) и кода (часто), а также связки (в основном к репризе). Первая часть обычно замкнута тонально и имеет простую форму, тематически однородную. Но в качестве первой части могут выступать формы более высокого ранга:
1. Вариации (Allegretto из 7 симфонии Бетховена; II ч. «Шехеразады» Римского-Корсакова). 2. Рондо (II ч. Сонаты №9 Прокофьева). 3. Концентрическая форма («Порыв» Шумана). 4. Сонатная форма – полная или без разработки (Скерцо 9 симфонии Бетховена; Скерцо «Богатырской» симфонии Бородина). Вторая часть – трио – обладает самостоятельной темой, тональной устойчивостью, самостоятельной формой. Трио может быть гармонически разомкнуто, содержать связку к репризе. Его самостоятельность выражается и в тональном соотношении: помимо главной избирается одноименная, S, VI, VIн (для мажора), III (для минора). Наиболее редка тональность доминанты. Изредка может быть однотерцовая (Чайковский, Andante из Второго квартета). Форма трио – период, простая двух- или трехчастная форма. Возможна составная средняя часть – два трио подряд (Бетховен, Скерцо из 6 симфонии) или три трио подряд (Шопен, Мазурка C-dur ор. 56 №2). Связки от трио к репризе иногда строятся на переплетении окончившейся темы трио и ожидаемой темы репризы («Порыв» Шумана). Вторая часть – эпизод – обладает самостоятельной темой, но имеет серединное строение с тонально-гармонической неустойчивостью и связкой к репризе. Наличие эпизода свойственно средним медленным частям циклов и отдельным пьесам (Бетховен, Largo из Четвертой сонаты). Третья часть – реприза – имеет смысл утверждения первоначальной мысли и архитектонического уравновешивания формы. В связи с этим обязательно возвращение первой темы и тональности. Но структурные варианты репризы разнообразны: 1. Da capo – классический вариант точной репризы. Встречается не только в менуэтах из симфоний Гайдна и Моцарта, но и в более позднем периоде. 2. Варьированная – часто встречается в условиях медленного темпа (Рахманинов, Баркарола). 3. Сокращенная – связана с психологией: известное требует меньшего времени для восприятия. У Бетховена отбрасываются знаки повторения разделов внутри формы. Иногда сокращение переходит в коду. 4. Синтетическая – объединяет темы крайних и средней частей (Глинка, Хор из II действия «Ивана Сусанина»). 5. Инотональная (Прокофьев, Менуэт из балета «Ромео и Джульетта»). 6. Изредка встречается динамизированная реприза (Шопен, Ноктюрн c-moll). Кода – необходимое обобщение. Отсутствие коды в некоторых классических менуэтах и скерцо создает эффект некоторой незавершенности. Обобщение может быть на теме A или B, или синтетически может вводиться новая тема (в сценических произведениях) (Бизе, увертюра к опере «Кармен»).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 868; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.006 с.) |