Режиссерский замысел культурно-досуговой программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Режиссерский замысел культурно-досуговой программы



Режиссерский замысел в реализации драматургического материала культурно-досуговой программы является вторичным по отношению к Драматургическому замыслу. Драматургический замысел является основанием, на котором строится вся культурно-досуговая программа, ho он в ходе реализации трансформируется в режиссерский. Специфи­ка постановки культурно-досуговых программ заключается в том, что наибольшая эффективность культурно-досуговой программы достига­ется тогда, когда в одном лице соединяется и сценарист, и режиссер. Однако в любом случае только после найденного и продуманного ре­жиссерского решения начнется работа в определенном направлении по формированию сценария: поиск художественно-образного решения и изобразительного оформления постановки, организация музыкальной и световой партитур, отбор необходимых исполнителей и коллективов, и все остальное, из чего складывается режиссерская работа над поста­новкой.

Здесь, как и любом творческом процессе, не может быть рецептов и работы "под диктовку". Речь может идти только о методике преобра­зования драматургического замысла в режиссерский, которая выраба­тывается в каждом индивидуальном случае в соответствии с творче­ским почерком режиссера, его взглядами, фантазией, эрудицией, куль­турой - одним словом, в зависимости от личности режиссера.

Ключ к решению постановки находится не в драматургии пьесы и не в партитуре оперы, оперетты, балета, а в самой жизни, в соот­ветствии с темой, местными особенностями, помещением, составом ис­полнителей и другими условиями.

Художественное творчество (а именно так и только так следует от­носиться к созданию культурно-досуговой программы) всегда имеет своим исходным моментом определенный замысел будущего произве­дения. В культурно-досуговой программе существуют два замысла: драматургический и режиссерский (план постановки). Оба замысла сле­дует привести к художественному единству.

В состав режиссерского замысла входит: а) идейное истолкование или творческая интерпретация драматургического произведения (сценария, инсценировки); б) характеристика отдельных персонажей; в) определение стилистических и жанровых особенностей актерского ис­полнения в данной программе; г) решение постановки во времени (в ритмах и темпах); д) решение постановки в пространстве, в характере мизансцен и планировок, е) определение характера и принципов сцено­графии и музыкально-шумового оформления. На замысел оказывают существенное влияние творческие методы: игры, иллюстрации, театра­лизации.

Очень важно, чтобы уже в процессе создания замысла у режиссера было ощущение целого, чтобы все элементы замысла вырастали из единого общего корня, или, как любил говорить В.И. Немирович-Данченко, из "зерна" будущей постановки. Определить словами, что та­кое "зерно", не так-то легко, хотя для каждой постановки важно найти точную формулу, выражающую это зерно. "Зерно" приводит в действие фантазию режиссера. И тогда на экране его воображения сами собой начинают возникать рожденные этим зерном моменты будущего дей­ствия (постановки). Иные - смутно, и неопределенно, иные - ярко и от­четливо: какая-нибудь мизансцена, звучание и ритм того или иного кус­ка диалога, деталь декорации, а иной раз вдруг остро почувствуется общая атмосфера всей постановки или отдельного эпизода. И чем дальше, тем интенсивнее работает фантазия режиссера, постепенно заполняя своими вымыслами белые пятна на карте режиссерского за­мысла.

Качество режиссерского замысла определяется найденным образ­ным решением. Решение это тесно связано со сверхзадачей режиссера, с ответом на вопрос: ради чего он ставит данное драматургическое про­изведение, что хочет вызвать в сознании зрителя, в каком направлении хочет на него воздействовать?

При создании замысла режиссеру необходимо изучить материал, то есть, выяснить время, эпоху, обычаи, обряды, нравы, стиль, музыку, изобразительное искусство, интерьер, архитектуру, костюмы. Все это необходимо для того, чтобы иметь перед собой полную картину той жизни, о которой пойдет речь на сцене. Режиссер как губка впитывает в себя всю литературную основу, все компоненты драматургического за­мысла, чтобы потом уметь передать все это актерам, поставить им чет­кие, конкретные задачи, соответствующие общей сверхзадаче поста­новки.

Эмоциональное отношение к жизни (тот ракурс, под которым вос­принимает ее режиссер) и есть сверхзадача режиссерского сценическо­го воплощения. Данное произведение при этом явится как бы "призмой", сквозь которую этот эмоциональный ракурс будет рассмат­риваться.

Поэтому так важно разобраться в драматургическом замысле куль­турно-досуговой программы, то есть, что хотел сказать сценарист своим произведением. Это важно потому, что замыслы сценариста и режис­сера не всегда совпадают. Это зависит от многих причин, особенно от тех жизненных и временных событий, куда включено его режиссерское поколение, от тенденций социального развития, идей времени, культур­ного уровня и т.д. Замысел режиссера непосредственно связан с тем, насколько актуально данное произведение сегодня. Поэтому, как видим, режиссерский замысел вплотную связан с идеей и сверхзадачей буду­щей культурно-досуговой программы.

Самый благородный замысел, самое глубокое предвидение, самая актуальная мысль не станут искусством до тех пор, пока они не выра­жены, не заключены в образную форму. Поэта делает поэтом не одно поэтическое чувствование действительности, но умение заключить это ' чувствование в "ритм отточенной пики", найти для выражения волную-• щей его темы ритм, размер, строфическую организацию.

Песня не станет песней, покуда музыка, звучащая в сердце компо­зитора, не получит свой лад, гармонию, мелодическую завершенность. Картина рождается не тогда, когда художника поразит тот или иной пей­заж, а когда он сумеет закрепить пейзаж самыми материальными крас­ками на самом материальном холсте.

Режиссеру необходимо научиться реализовать драматургическое произведение воплощенным, и непременно в той единственной форме, которая наилучшим образом передаст авторское содержание. Такова главная задача режиссера, его функция как идейного и творческого ру­ководителя постановки.

Создавая культурно-досуговую программу, режиссер сразу "рисует" в своем воображении зримый образ будущей постановки. Этот перво­начальный замысел принято называть видениями. Как правило, эти первые интуитивные ощущения бывают верными. В них режиссеру представляется общая атмосфера будущей постановки: характер музы­ки/цветовая гамма, мизансценические решения, может быть, сцено­графические моменты и т.д.

Эти видения обычно ассоциативны. Но первые видения необходи­мо тщательно проверять именно тем, что волнует режиссера сегодня в жизни. Если возникает потребность рассказать о том, что волнует се­годня, значит это произведение нужно воплощать. Тогда режиссер дол­жен разрабатывать концепцию воплощения своих видений в действие.

Тут очень важна детальная разработка всех составных частей по­становки до мельчайших подробностей. Решения: мизансценическое, сценографическое, светозвуковое и, безусловно, сама игра актеров. То есть эти видения проходят проверку в материале. Путем этих проверок и выясняется, что можно оставить, что имеет право существовать, что нет. И как, какими средствами режиссер будет достигать того, чтобы родился целостный художественный образ постановки. Здесь очень важно не оторваться от основной идеи, не уйти в деталировку, потому что подчас сильное увлечение деталями отвлекает внимание от целого, разрушает восприятие образа. Настоящий художник всегда умеет найти такую образную деталь, в которой, как в фокусе, концентрируется сущ­ность данного явления. Такая деталь нередко в силу своей выразительности всплывает в памяти раньше, чем сам образ, созданный по­становщиком.

В замысле режиссера культурно-досуговой программы сливаются воедино сценическая, философская, жизненная и эстетическая концеп­ции. Культурно-досуговая программа только тогда будет близка зрите­лю, когда он почувствует своей душой, своим сердцем в ней правду жизни, волнующую его сегодня, и заставит задуматься. Создаваемая программа должна волновать зрителя, заставлять его думать, достав­лять ему эстетическое наслаждение и воспитывать в нем чувство пре­красного.

Все эти компоненты тесно связаны друг с другом и в своем единстве, взаимодействии и взаимопроникновении призваны создать единую, большую и глубокую концепцию постановки. Нельзя раскрыть философский аспект изображаемой действительности, игнорируя ее жизненный аспект, философская мысль в этом случае прозвучит как го­лая абстракция, как схема и окажется неубедительной. Жизненная же концепция, взятая вне философской, родит искусство мелкое, поверх­ностное, примитивно-натуралистическое. Но обе они - и жизненная и философская - не смогут раскрыться, если они в своем единстве не найдут себе яркой сценической формы и не превратятся таким образом в эстетическую концепцию.

Какой же из многочисленных элементов режиссерского замысла берет режиссер за основу в поисках эстетической концепции культурно-досуговой программы? Режиссер, разумеется, имеет право начать ра­боту с любого компонента: с декоративного оформления, с мизансцен, с ритма или общей атмосферы. Но очень важно, чтобы он при этом не забывал основной закон сценического искусства, согласно которому главным его элементом, носителем его специфики или, по выражению Станиславского, "единственным царем и владыкой сцены" является ак­тер.

Все другие компоненты К.С. Станиславский считал вспомогатель­ными. Вот почему нельзя признать решение постановки найденным, по­ка не решен основной вопрос - кто будет играть в этой программе? Дру­гие вопросы - в каких декорациях, при каком освещении, в каких костю­мах и прочее, решаются в зависимости от ответа на этот коренной во­прос. В развернутой форме он может быть сформулирован так: какие особые требования в области внутренней, так и внешней техники сле-Дует предъявить к актерам - участникам данной программы?

Разумеется, в актерском исполнении любой постановки и любой роли должны быть налицо все элементы актерской техники, отсутствие хотя бы одного из них зачеркивает все остальные. Но применительно к каждой постановке в отдельности перед режиссером стоит вопрос, ка­кие из этих элементов следует в данной постановке выдвинуть на пер­вый план, чтобы, ухватившись за них, как за звенья одной неразрывной цепи, вытащить в конце концов и всю цепочку?

Замысел есть результат раскрытия внутреннего содержания дра­матургического материала. Иными словами, если до зрителя донесено внутреннее содержание сценария, значит замысел воплощен, достигну­та цель, которую поставил перед собой автор сценария культурно-досуговой программы. А раскрытию внутреннего содержания и служат все приемы и выразительные средства, которые имеются в наличии у режиссера. Режиссер сочиняет программу, композиционно выстраивая все ее многочисленные звенья. Процесс создания сценария - основной этап в пути создания культурно-досуговой программы. Он длителен, сложен, но необходим.

Какими организаторскими способностями важно обладать режиссе­ру-постановщику культурно-досуговой программы, если у него еще нет: 1) сценария; 2) труппы; 3) помещений для репетиций; 4) реквизиторской; 5) бутафорской; 6) мастерских для изготовления декораций и еще мно­гого другого?

Постановщик культурно-досуговой программы, во-первых, начинает работу с процесса выявления проблемы. Затем, написав сценарий про­граммы, при доработке и в процессе самой постановки устраняет не­точности в тексте, словесной образности, затянутости и невыразитель­ности текста, несоответствие текста реальным возможностям режис­серского решения, начинается период переработки, сокращения и до­бавления нового текста, для полного соотношения между частями и це­лым.

Второе. Постановщик встречается с будущими исполнителями, распределяет роли, создает из них единомышленников в достижении творческой цели. Следует не просто собрать их вместе, не просто за­ставить слепо выполнять те или иные указания, а увлечь своим замыс­лом, чтобы каждый участник знал и понимал свою задачу и был готов ее реализовать.

Третье. Репетиционный период, как правило, занимает немного времени, ввиду интенсивности работы учреждений культуры. В связи с этим репетиции проводятся чаще всего по эпизодам.

Эпизод - это сценическая форма, обладающая тематической и композицион­ной завершенностью содержания.

Важным документом, над которым приходится трудиться режиссе­ру-постановщику, - это репетиционный план. Без продуманного репети­ционного плана невозможно представить работу творческого коллекти­ва. Репетиционный план составляется после того, как все сроки подго­товки к репетиционному периоду определились: исполнители, сроки из­готовления музыкального материала, оформление и т.д. Репетицион­ный план предусматривает два периода: сначала в репетиционных за­лах, а затем и в самом помещении, где будет проходить представление. А на общих и генеральных репетициях можно объединить готовые эпи­зоды в единую целостную программу. Срывы или нечетко организован­ные репетиции всегда ставят под сомнение успех культурно-досуговой программы. Режиссер расписывает репетиции, умело чередуя заня­тость больших коллективов, точно определяя, где нужны все участники, а где нет. И здесь от режиссера требуются административные навыки. Он должен четко организовать всю подготовительную работу, ибо от то­го, как прошел подготовительный период, зависит и конечный резуль­тат.

Режиссер, кроме того, пишет звуковую партитуру, включающую му­зыку и шумы, которая необходима для планомерной работы звукоре­жиссера. Им же создается световая партитура, где по эпизодам под­робно расписываются все световые точки и переходы.

Если режиссер не чувствует в себе способностей, лучше вообще не браться за постановку культурно-досуговой программы. Быть органи­затором - значит уметь руководить людьми, уметь объединять их уси­лия для выполнения определенной задачи.

Режиссеру-организатору необходимо постоянно учиться умению работать с людьми самыми различными: творческими и техническими работниками, для которых работа над созданием культурно-досуговой программы является отнюдь не вопросом искусства, а чисто производ­ственным, причем весьма хлопотным, требующим от них не только уме­ния и опыта, но и большой личной энергии. Поэтому для достижения своих творческих целей режиссер должен уметь влиять на работающих с ним людей.

Суметь убедить людей - это первая ступень работы организатора-Руководителя. Следующая - мобилизовать их на выполнение задачи. Нужно досконально знать дело, которое организуется. Тогда вся работа Режиссера будет строиться на высоком профессиональном уровне, ав­торитет его в коллективе будет расти, будут крепнуть его позиции. И еще одно необходимое качество - умение зажечь людей, заразить их своим замыслом, своей верой в успех дела, каких бы трудностей это не стоило.

Далеко не каждый человек, обладающий культурой и фантазией, может быть режиссером. Умение работать с людьми, увлекать их и вес­ти за собой - неотъемлемое качество режиссера-постановщика куль-турно-досуговой программы. Не менее важное умение - работа с доку­ментами. Режиссерская документация включает: режиссерский план по­становки; режиссерский монтажный план; музыкальную партитуру; све­товую партитуру; план использования киноматериала и диапроекций; рабочую схему; репетиционный план. Режиссерская документация раз­рабатывается непосредственно режиссером. Только он держит в своем внимании все компоненты постановки, все детали, все мелочи (реквизит, бутафория и т.д.). К ее составлению нужно приступать после утверждения сценария культурно-досуговой программы.

В режиссерском плане кратко излагаются основные компоненты будущей постановки, определяются последовательность номеров в эпизодах и последовательность самих эпизодов в программе, характе­ристика пролога, продумываются "мостики" между эпизодами и уточ­няется номер-эпизод62. Здесь следует хорошо разработать и характер мизансцен. Взять на заметку потребность в бутафории, реквизите, му­зыкальных инструментах, костюмах, фонограммах, определить сроки основных этапов работы над целостным сценическим произведением. В режиссерском плане должны быть намечены основные исполнители. Затем создается монтажный лист - графическое изложение режис­серского замысла. В нем точно расписываются все компоненты каждого номера, все средства его обеспечения, задания всем службам учреж­дения культуры.

Д.В. Тихомиров63 предлагает монтажный лист из двенадцати граф. Первая - номер по порядку. Нумерация необходима при проведении монтировочных репетиций, когда все службы постановочной части пользуются в общении между собой цифровыми обозначениями. Вто­рая - эпизод, его название точно соответствует сценарию и режиссер­скому плану. Третья - название номера и его характер. Здесь указы­ваются автор и наименование произведения. Четвертая - выписывают­ся исполнители: солисты, коллективы. Пятая - кому поручается акком­панемент этого номера. Здесь желательно указывать необходимость

Номер-эпизод - это самостоятельная, крупная художественная форма сцени­ческого, композиционно законченного произведения.

Оркестровок, а если номер идет под фонограмму, то нужно дать поряд­ковый номер фонограмм. Шестая - заносятся все тексты, исполняемые на сцене, звучащие по радио. Сюда же выписываются дикторские тексты. Седьмая - записывается потребность в киноматериале, с указа­нием характера ленты и формата. Восьмая - указывается, в каком сце­ническом оформлении проходит номер. Девятая - свет. Заполняется световое решение каждого номера. В этой же графе записываются по­становочные эффекты. Десятая - костюмы для исполнителей. В эту же графу заносятся все аксессуары костюма (кобура, веер и т.п.). Один­надцатая - бутафория и реквизит. Двенадцатая - примечания. Некото­рые режиссеры называют монтажный лист режиссерской партитурой.

Монтажная партитура включает в себя пять граф монтажного листа: эпизод, номер, исполнители, аккомпанемент, киноролики. Музы­кальная партитура способствует общему развитию темы программы, обогащает ее, усиливает эмоциональное влияние на зрителей. Поэтому очень важно отобрать такие произведения и таких исполнителей, кото­рые обеспечивали бы динамику программы и темперамент действия. Режиссер должен уметь при отборе музыкального материала отказать­ся от всего, что будет тормозить развитие программы.

Режиссерам-постановщикам культурно-досуговых программ важно уметь владеть и искусством светового оформления. Свет ставить ре­жиссеру необходимо совместно с художником. Свет не дежурное до­полнение к постановке, а одно из самых сильных выразительных средств. Световое решение, проходя через всю драматургию програм­мы, соответствуя музыке, тексту, декорациям, создает художественный образ. Каждый номер в культурно-досуговой программе требует своего светового решения, зачастую сложного. Иногда необходимо составлять световую партитуру отдельного номера. Одновременно с этим прово­дятся технические монтировочные репетиции на сцене. Самым целесо­образным было бы совместить монтировочные репетиции света и звука. После того, как все разобрались в технической, световой и звуковой партитуре, наступает время первых сценических репетиций.

Таким образом, интересный режиссерский замысел культурно-Досуговых программ является важным условием, обеспечивающим Успех как отдельной культурно-досуговой программы, так и успех рабо­ты всего учреждения культуры.

Вопросы для самопроверки

1. Из каких компонентов состоит режиссерский замысел культурно-досуговой программы?

2. Какими организаторскими способностями должен об­ладать режиссер-постановщик культурно-досуговой программы?

3. Как должен работать режиссер-постановщик культур­но-досуговой программы с представителями творче­ских "цехов"?

4. Какой документацией должен обладать режиссер-постановщик культурно-досуговой программы?

Рекомендуемая литература

1. ГенкинД.М., КоновичА.А. Сценарное мастерство культпросветработника. - М.: Советская Россия, 1984.

2. Клитин С. Режиссер на концертной эстраде. *• М.: Ис­кусство, 1977.

3. Кулешов Л.В. Основы кинорежиссуры, -М., 1974.

4. КоновичА.А. Методика театрализации. - М.: Совет­ская Россия, 1976.

5. Маркин О. И. Сценарно-режиссерские основы художе­ственно-педагогической деятельности клуба.- М.: Просвещение, 1988.

6. Розовский М. Режиссер зрелища. - М.: Советская Рос­сия, 1973.

7. Туманов И.М. Режиссура массового праздника, театра­лизованного концерта, - М.: Просвещение, 1976.

8. Чечетин А.И. Искусство театрализованных представ­лений.- М.: Советская Россия, 1986.

9. Шароев И. Режиссер эстрады и массовых представле­ний.-М., 1975.

Глава шестая. Музыкальное оформление культурно-досуговых программ

 

Музыкальное оформление, как известно, является неотъемлемой частью технологического процесса создания культурно-досуговой про­граммы. Режиссеру-постановщику необходимо в совершенстве овла­деть основами музыкальных знаний, общими положениями и принципа­ми музыкального оформления культурно-досуговых программ, знать теорию, историю, практику и методику процесса их создания. В данной главе дается классификация музыки в культурно-досуговой программе, характеристика, специфика и функции музыкального пролога, музы­кального эпизода, музыкального номера, музыкального антракта, музы­кального финала и музыки по ходу действия в культурно-досуговой про­грамме. Подробно дается характеристика музыкальных жанров: вокаль­ного, инструментального, вокально-инструментального и музыкально-драматургического, специальный параграф посвящен популярной эс­традной и поп-музыке в культурно-досуговой программе. Даны опреде­ления, раскрывается сущность многих специальных понятий, охаракте­ризованы отличительные особенности и этапы формирования отече­ственной джазовой и рок-музыки, показаны формы синтеза музыки с другими видами искусства (живописью, театром, кино, телевидением) на многочисленных примерах зарубежной, отечественной, русской классической музыки. Освещены принципы работы с музыкой таких из­вестных мастеров сцены, как Станиславский, Мейерхольд, Таиров и др.

 

 

§ 1. Общие положения музыкального оформления культурно-досуговых программ

В сложном процессе подготовки и проведения культурно-досуговых программ специалисты учреждений культуры имеют дело со многими компонентами, пользуются многими выразительными средствами, при­водя их во взаимодействие. От того, насколько они органично связаны, в какой мере служат образному воплощению темы той или иной про­граммы, в конечном счете зависят художественный уровень и степень воздействия на аудиторию.

Одним из важных элементов культурно-досуговой программы яв­ляется музыка. Ее роль в художественно-образном решении того или иного мероприятия поистине велика. Музыка как ни один другой вид ис­кусства способна с большой силой и всеобъемлющей полнотой пере­дать чувства и мысли, различные эмоциональные состояния человека. Диапазон этих состояний и переживаний, выражаемых музыкой, безгра­ничен. От образов интимных и нежных до преисполненных общечело­веческой значимости и силы, от печальных и скорбных звучаний до ли­кующих и торжественных. Вот почему знание особенностей музыки как выразительного средства, ее функций в культурно-досуговой програм­ме, органического сочетания фонограмм и живого звучания необходимы режиссерам культурно-досуговых программ для организации более эффективного художественно-эмоционального воздействия на зрителей средствами музыкального искусства.

Следует отметить, что музыкальное оформление культурно-досуговой программы представляет определенную трудность. Это свя­зано прежде всего с тем, что вопросы теории и практики музыкального оформления досуговых программ почти не разработаны в культуровед-ческой литературе, кроме некоторых, встречающихся в методических работах. До сих пор не создано ни одного учебного пособия или практи­ческого руководства, в котором содержались бы элементарные сведе­ния о закономерностях использования музыки в различных формах культурно-досуговой деятельности.

Прежде всего следует классифицировать музыку в культурно- досу-говой программе. Музыкальное оформление - это включение в досуго-вую программу музыки всех жанров и форм: вокальной, инструмен­тальной, хоровой, фрагментов симфонических произведений, народной, духовой, эстрадной - в живом звучании и в виде музыкальных фоно­грамм.

Каждая культурно-досуговая программа имеет свои специфические особенности, требующие определенного музыкального решения в соот­ветствии с тем, где она проводится: во дворце культуры, на улице, на стадионе, в парке и т.д. Однако, несмотря на их жанровое разнообразие и условия проведения, музыку в культурно-досуговой программе можно классифицировать следующим образом: музыкальный пролог, музыкальный эпизод, музыкальный номер, музыкальный антракт, музыкаль­ный финал, музыка по ходу действия.

Музыкальный пролог - это начальный музыкальный раздел, фраг­мент песни или пьесы, произведение, музыкальная фантазия, имеющий целью подготовить развитие основных эпизодов досугового мероприя­тия, написанный в характере всего представления или контрастный ему.

По своему функциональному значению музыкальный пролог может выполнять роль вступления или экспозиции. Основная задача пролога-вступления - собрать внимание зрителей и ввести в общую атмосферу мероприятия, в определенную эпоху, среду, подготовить к эмоциональ­ному восприятию содержания основного раздела.

Особенностью музыкального пролога-экспозиции является то, что он представляет собой лаконичный и емкий рассказ о событиях, кото­рые будут раскрываться в основной части мероприятия с помощью про­изведения музыкального искусства или сочетания музыки с другими средствами художественно-выразительного воздействия (слово, хорео­графия, кино, пантомима и т.д.). Пролог имеет четкое структурное и сю­жетное построение: вступление, изложение основных тем или темы, за­ключительную часть, которая нередко служит переходом к первому эпи­зоду мероприятия.

Музыкальный пролог может быть представлен: увертюрой, музы­кально-пластическим плакатом, музыкально-сценической композицией, музыкальным видео,-кинопрологом. Наиболее распространенной фор­мой музыкального пролога является увертюра. В ней используются му­зыкальные произведения, песни, танцевальные и эстрадные мелодии, а также отдельные музыкальные фразы, аккорды, позывные. Например, на тематической программе "Дорогами войны, дорогами побед" увертю­рой служила песня А. Новикова "Дороги", на вечере "Слово о хлебе" -инструментальная композиция на тему песни Б. Мокроусова "Зацветает степь садами".

Интересным и выразительным музыкальным прологом может быть музыкально-пластический плакат, представляющий собой синтез музы­ки, пантомимы и хореографии. Особенность такого пролога заключается в том, что содержание его воплощается в танцах и пластических дви­жениях, сопровождаемых музыкой, и имеет четкую тематическую на­правленность и сюжетное построение. Идея его, как правило, выра­жается в названии. Например, основной идеей музыкально-пластического плаката "Руки рабочих" в концертной программе само­деятельности, поставленного режиссером М. Злотниковым и балетмейстером П. Городницким для выступления на рабочем фестивале в Гер-мании, был показ трудового подвига народа России.

Своеобразным музыкальным прологом является музыкально-поэтическая композиция, представляющая собой органическое единство слова и музыки, обладающая лаконичностью, емкостью содержа­ния, драматургической завершенностью. Так, на фестивале "Рок за мир" в качестве музыкального пролога были использованы поэтические про­изведения Б. Брехта, Г. Лорки, П. Неруды и фрагменты песен Г. Эйсле-ра и С. Ортеги.

Характер музыкального пролога определяется спецификой и харак­тером программы. В КВН - это музыкальный выход и приветствие ко­манд, в концертных выступлениях рок-групп - вступительная песня -представление коллектива.

На праздниках, карнавалах, в обрядах, народных гуляньях музы­кальным прологом служат театрализованные костюмированные шествия участников, марш-парады духовых оркестров, кавалькады ма­шин и другой техники, традиционные ритуалы и парады самодеятель­ных коллективов и спортсменов на открытии фестивалей, спортивных праздниках.

Музыкальные темы, прозвучавшие впервые в прологе, могут полу­чить продолжение и развитие по ходу программы. Так, в программе "Слово о хлебе" тема песни "Зацветает степь садами" в прологе звуча­ла торжественно, в эпизоде "Поле-судьба" - тревожно, "Солдатское по­ле" - скорбно, "Поле Гагарина" - величаво и т.д.

Каждая культурно-досуговая программа состоит из нескольких вза­имосвязанных эпизодов. В практической работе учреждений культуры нередко сценаристы и постановщики используют музыкальные эпизоды.

Музыкальный эпизод - относительно самостоятельный фрагмент или раздел программы, содержание которого раскрывается с помощью выразительных средств музыкального языка. Специфика музыкального эпизода заключается в том, что он обладает внутренней логикой по­строения и должен быть обязательно закончен. В этом его сходство с музыкальным прологом-экспозицией: те же основные элементы, завер­шенное композиционное построение. Только в отличие от экспозиции, в которой происходит изложение основных тем или одной темы, в эпизо­де тщательно разрабатывается одна из них или отдельный аспект глав­ной темы.

Музыкальный эпизод представляет собой синтез готовых музы­кальных произведений, принадлежащих одному или разным композито­рам, в котором концентрируются сущность, содержание жизненного события, обладающего драматургической законченностью, то есть здесь есть завязка, кульминация и развязка. Создание музыкального эпизода -задача сложная, решение которой требует умения искусно монтировать музыкальные фрагменты, определенной музыкальной эрудиции. Не­удачно подобранная музыка может затянуть темпо-ритм мероприятия. И наоборот, удачно вмонтированная пьеса, песня может быть внутренним стержнем эпизода.

Широко используются в культурно-досуговых программах вставные музыкальные номера. Вставной музыкальный номер - музыкальное произведение, предназначенное для самостоятельного исполнения. Это может быть песня, романс, инструментальная пьеса, хореографическая композиция, фрагмент из музыкального фильма, оперетты и т.д. Как правило, вставной номер бывает не связан с сюжетом. В некоторых формах культурно-досуговых программ они являются основой: концер­та, клубного "огонька" и т.д.

В культурно-досуговых программах включение музыкальных номе­ров в сценарий имеет свою специфику. Они должны быть не только тесно связаны с темой, идеей, но и органично вмонтированы в сюжет программы. От постановщика программы требуется владение своеоб­разной музыкальной драматургией, которая заложена в самом музы­кальном произведении. В нем есть вступление, развитие, кульминация и кода. И задача режиссера - сделать из песни своеобразный музыкаль­ный рассказ о жизни человека, его судьбе, чувствах и мыслях.

Музыкальный антракт - представляет собой миниатюрную увер­тюру к действию, которое будет развертываться в последующем фраг­менте программы. Однако функциональное назначение музыкального антракта несколько иное, чем у увертюры. Его сценическая особенность не только в том, что он является своеобразным введением, но и заклю­чением предыдущего эпизода, то есть выступает в качестве связующего звена между двумя эпизодами. И в этом отношении музыка - очень гиб­кий материал. Она, как никакой другой вид искусства, легко поддается трансформации. Режиссер одной и той же мелодией может придать ха­рактер торжественности, нежности, скорби и радости, тревоги и возвы­шенной приподнятости. Музыка антракта призвана держать темпо-ритм программы, организовывать мысль и фантазию аудитории, сделать ее соучастником действия, развивающегося в музыкальных образах во время перестановок, пауз, перестроений, смены декораций.

Музыкальные финалы - значительная часть культурно-досуговой программы, конструктивно отделенная от предыдущих эпизодов, но ор­ганически с ними связанная, обычно предназначенная для массового исполнения музыкального произведения, завершения действия. Это одна из важнейших частей представления. Отсутствие финала остав­ляет ощущение незавершенности всей программы. Он несет особую смысловую нагрузку, подводя итог мыслям и чувствам, которые возник­ли у зрителя, в нем заложена основная мысль праздника, обобщающая идею программы.

Распространенной формой музыкального финала является вы­ступление сводных оркестров, хоров, хореографических коллективов и т.д. с приемами активизации зрительного зала: коллективное пение, скандирование, шествие. Нередко музыкальные финалы перерастают в огромную массовую акцию, втягивающую в праздничное действие де­сятки тысяч людей.

А теперь следует рассмотреть функции музыки в культурно-досуговой программе. Музыка в зависимости от условий ее применения в досуговой программе может нести самые разнообразные функции. Одной из важнейших функций музыки является эмоциональная и смысловая характеристика всей программы, отдельных фрагментов. Она проявляется в нескольких направлениях: характеристика персона­жей, места и времени действия.

Музыкальная характеристика образов многозначна. Музыка может передать состояние героев, их настроение, черты характера, склон­ности, темперамент, национальную и социальную принадлежность пер­сонажей. Знание музыкального материала, возможностей музыки помо­жет организаторам полнее реализовать эту функцию музыкального ис­кусства, точно создать социальный портрет персонажа, поскольку, как правило, в досуговой программе они носят обобщенный характер: сол­дат, матрос, крестьянин, рабочий, бизнесмен или сатирические образы: обыватель, пьяница, бюрократ и т.д. Соответственно их характеристи­кам подбираются произведения.

Песня, инструментальная пьеса, короткая музыкальная фраза мо­гут достаточно полно создать музыкальный образ персонажа или от­дельных групп людей. Это имеет особенно важное значение для пред­ставлений на стадионах, улицах, площадях, в парках и т.д., в которых действие решается более пластически, чем словесно. Текст без микро­фона донести до людей сложно, поскольку часто исполнителей и зрите­лей разделяет довольно большое расстояние. Здесь на помощь прихо­дит музыка.

Музыка играет значительную роль в характеристике места и вре­мени действия. Она позволяет создать определенный колорит той или иной эпохи, которой посвящена программа. Музыка, в особенности песня, обладая чувством времени, вбирает в себя психологию и настрое­ние тех лет, когда она создавалась. Не случайно песни считают музы­кальным документом эпохи. Знание этих возможностей музыки - точно передавать дух времени - "может помочь постановщикам культурно-досуговых программ более эффективно использовать ее для достиже­ния достоверности, передачи настроений, мыслей и чувств людей -участников исторических событий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.052 с.)