Психология деятельности человека. Понятие и строение человеческой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология деятельности человека. Понятие и строение человеческой деятельности



В отечественной психологии теория деятельности наиболее полно разработана А.Н. Леонтьевым. Деятельность — необходи­мое условие формирования личности. Сама же деятельность, в свою очередь, зависит от уровня развития личности, выступаю­щей как субъект этой деятельности. Сознание первоначально формируется в деятельности, а затем обеспечивает ее регулиро­вание.

Современная психология рассматривает деятельностный подход к изучению психики как один из основных принципов. В общем виде под деятельностью понимается активность живо­го организма, направленная на удовлетворение потребностей.

Именно потребность выступает как толчок к деятельности. Од­нако ее содержание не определяется только потребностью. Порождаясь потребностью как источником активности, она на­правляется осознанной целью, которая и является регулятором активности. В тех случаях, когда осознанная цель отсутствует, следует говорить не о деятельности в человеческом смысле сло­ва, а об импульсивном поведении.

В процессе деятельности ус­танавливается тесное взаимодействие человека с окружающей средой. Это активно и сознательно регулируемый процесс. От­сюда следует, что деятельность неразрывно связана с познава­тельными и волевыми процессами. Это дало основание опреде­лить ее как внутреннюю (психическую) и внешнюю (физичес­кую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью.

Цель реализует человеческую потребность и выступает как конечный результат деятельности. Она может представлять со­бой реальный предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (теории, произведения искусства и пр.).

Побудителем к деятельности выступает мотив. Именно мотив придает ей определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. Мотивами могут быть разнообразные потребности и интересы, убеждения, установки и привычки, разные эмоциональные состояния. Многообразие деятельности человека порождает и разнообразие мотивов. Мотивы, как и цели, могут быть близкими и далекими. Близкая мотивация быстро удовлетворяет человека. Далекие мотивы не дают ему успокоиться при достижении частичного результата, они «настраивают» его на решение новых задач — до тех пор, пока он не достигнет цели.

В зависимости от различных мотивов люди по-разному отно­сятся к своей деятельности. Мотивы могут иметь различную на­правленность — материальную, социальную, духовную. Цель дея­тельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель совпадают. Хорошо известно, что при одной конечной цели дея­тельность может направляться разными мотивами. С другой сто­роны, в основе деятельности с различными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы.

Сознательная целенаправлен­ная деятельность человека по своим основным особенностям резко отличается от индивидуально изменчивого поведения жи­вотных. Эти отличия сводятся к следующему.

У животных всякая деятельность непосредственно отвечает ка­кой-либо биологической потребности, побуждается воздействием, имеющим для животного непосредственно биологический смысл. А сознательная деятельность человека не обязательно связана с биологическими мотивами. Более того, подавляющее большин­ство наших действий не имеет в своей основе каких-нибудь био­логических влечений или потребностей. Как правило, деятель­ность человека направляется сложными потребностями, которые обычно называют «высшими», или «духовными». К ним относятся познавательные потребности, толкающие его на приобретение но­вых знаний, потребность в общении и т.д.

Вторая отличительная черта сознательной деятельности че­ловека заключается в том, что, в отличие от поведения живот­ного, она совсем не обязательно определяется наглядными впе­чатлениями. Известно, что человек может отражать условия среды намного глубже, чем животное. Он может абстрагиро­ваться от непосредственного впечатления, проникать в глубокие связи и отношения вещей, познавать причинные зависимости событий и ориентироваться не на внешние впечатления, а на более глубокие закономерности.

Третья особенность, отличающая сознательную деятель­ность человека от поведения животных, заключается в том, что если поведение животного, имеет два источника: заложенные в генотипе наследственные программы поведения и результа­ты личного, индивидуального опыта, то сознательная деятель­ность человека имеет еще и третий источник — усвоение об­щественного опыта, накопленного в процессе исторического развития и передающегося из поколения в поколение. Боль­шая часть знаний, умений и приемов поведения, которыми располагает человек, не является результатом его собственно­го опыта, а приобретается путем усвоения общественно-исто­рического опыта поколений. Эта черта коренным образом от­личает сознательную деятельность человека от поведения жи­вотного.

Деятельность имеет сложную структуру. В ней обычно вы­деляют несколько уровней: уровень действий, уровень опера­ций, уровень психофизиологических функций.

Действия — основная единица анализа деятельности. Это процесс, направленный на реализацию цели. Характеризуя по­нятие «действие», можно выделить его следующие особенности:

— действия в качестве необходимого компонента включают
акт сознания в виде постановки и удержания цели;

— действие — это одновременно и акт поведения, причем
внешние действия неразрывно связаны с сознанием;

— через понятие «действие» утверждается принцип актив­ности;

— действия могут быть внешние (предметные) и внутрен­ние (умственные).

Предметные — это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Они склады­ваются из определенных движений. Анализ многообразных предметных действий показывает, что все они в большинстве случаев складываются из трех относительно простых: взять (поднять), переместить, опустить. Кроме того, в психологии принято выделять еще и другие виды движений: речевые, сома­тические, выразительные, локомоторные и т.п.

Умственные действия — разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Эксперименталь­но установлено, что в умственное действие обязательно вклю­чены моторные двигательные компоненты. Умственная деятельность человека делится на:

— перцептивную, посредством которой формируется цело­стный образ восприятия предметов или явлений;

— мнемоническую, которая входит в состав деятельности
запоминания, удержания и припоминания какого-либо материала;

— мыслительную, при помощи которой происходит реше­ние мыслительных задач;

— имажитивную (от image — образ), т.е. деятельность вооб­ражения в процессе творчества.

Внутренние (умственные) и внешние (предметные) действия тесно взаимосвязаны.

Всякая деятельность включает в себя и внутренние, и внешние компоненты. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность со­вершать те же действия в уме.

Этот процесс преобразования внеш­них (предметных) действий в действия внутренние (в уме) назы­вается интериоризацией (от лат. interior — внутренний). Однако действия в уме, направленные в конечном счете на преобразова­ние предметной действительности, подвергаются обратному пре­образованию, называемому экстериоризацией (от лат. exterior — внешний). Неразрывная связь внешних и внутренних действий расширяет познавательные возможности человека. Его психика приобретает способность оперировать образами предметов, кото­рые в данный момент отсутствуют в поле зрения человека, дей­ствия его освобождаются от данной извне ситуации.

Следующий уровень структуры деятельности — операции. Каждое действие состоит из системы движений, или операций, подчиненных конкретной цели.

Операцией называется способ выполнения действия. Они характеризуют техническую сторону выполнения действий. Главное свойство операций состоит в том, что они мало осоз­наются или совсем не осознаются. Этим они отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель, и созна­тельный контроль за протеканием действия. По существу, опе­рации носят автоматический характер.

Задания для самоконтроля:

Задание № 1. В приведенных примерах выделите, что относит­ся к движению, а что — к действию.

1. Чтобы остановить машину, шофер отжимает сцепление и на­жимает на педаль тормоза.

2. Мальчику предложили проехать на велосипеде по узкой доске мостика. При первой попытке он держал руль за концы, сидел в седле выпрямившись, при второй попытке он держал руки у сере­дины руля, сидел низко наклонившись.

Задание № 2. Выберите из приведенных ниже признаков те, которые характеризуют:

а) всякую деятельность;

б) только игру;

в) только учение;

г) только труд.

1. Условие развития психики.

2. Деятельность, направленная на усвоение способов действия.

3. Условие проявления всех психических реакций.

4. Деятельность, направленная на получение результата.

5. Деятельность, удовлетворяющаяся самим процессом выпол­нения.

6. Деятельность, направленная на усвоение и применение системы понятий.

Задание № 3. Выберите из предложенных правильные вариан­ты ответов.

1. В теории деятельности А. Н. Леонтьева операции характери­зуются тем, что они:

а) неосознаваемые;

б) отвечают цели;

в) выводят человека в предметный мир;

г) характеризуются осознанной целью.

2. В теории деятельности А. Н. Леонтьева основной функцией мотива является:

а) функция контроля;

б) защитная функция;

в) смыслообразующая функция;

г) регулирующая функция.

3. В теории деятельности А. Н. Леонтьева цель обладает следую­щими характеристиками:

а) направляет деятельность;

б) побуждает деятельность;

в) не всегда осознается;

г) направляет действие.

4. В теории деятельности А. Н. Леонтьева мотив в отличие от по­требности:

а) вызывает усиление активности;

б) придает смысл деятельности;

в) является источником активности;

г) характеризует состояние нужды в чем-либо.


Задание № 4. Выберите правильные варианты ответов из пред­ложенных.

1. Умственные действия формируются в процессе:

а) интериоризации;

б) экстериоризации;

в) трансформации;

г) идентификации;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

2. Способ, которым выполняется действие в определенных усло­виях, называется:

а) навыком;

б) операцией;

в) реакцией;

г) движением;

3. Способ выполнения действия, ставший в результате упражне­ний автоматизированным, называется:

а) привычкой;

б) операцией;

в) навыком;

г) умением;

5. Способность осознанно выполнять определенное действие на­зывается:

а) привычкой;

б) умением;

в) операцией;

г) автоматизмом;

д) интериоризацией;

Задание № 5. Найдите соответствие между компонентами дея­тельности и их характеристиками:

а) учение;

б) умение;

в) мотив;

г) игра;

д) операция;

е) навык.

1. Основные виды деятельности.

2. Строение деятельности.

3. Освоение деятельности.

Задание № 6. Распишите с точки зрения структуры, следующие формы деятельности.

Письмо, игра в прятки, езда на велосипеде, обучение в школе, на­учное изобретение, шитье.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1006; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.027 с.)