Сознание как ступень развития психики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сознание как ступень развития психики



Сознание –высший уровень развития психики, это свойственная только человеку форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей.

Развитие сознание обусловлено социальными условиями и носит всегда целенаправленный и активный характер.

Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга.

В психологии сознание рассматривается как особая форма отражения. Развитие всех психических функций в их взаимодействии обеспечивает появление у человека внутреннего отражения внешнего мира, в некотором смысле его модели. Направляющее влияние этой модели на поведение человека предстает как принцип единства сознания и деятельности: деятельность человека направляет и определяет развитие его сознания, а последнее осуществляя регуляцию деятельности человека, улучшает его приспособленность к внешнему миру. Это улучшение происходит за счет того, что сознание формирует внутренний план деятельности, ее программу. В этом внутреннем плане синтезируются динамические модели действительности, при помощи которых человек ориентируется в окружающей физической и социальной среде.

Поэтому именно сознание позволяет быть свободным и принимать решения, несмотря на инстинкты и побуждения, наследственные черты и окружающие влияния. В этом смысле сознание помогает улучшить ориентацию в отношении среды и повысить саморегуляцию.

Как сознание может направлять поведение? Опираясь на внутреннюю модель мира, оно определяет предварительное мысленное построение действий, предусмотрение их последствий, контроль за своевременной сменой стратегии. Так возникает способность человека отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и окружающем мире. Сознание создает для человека возможность выработать свою жизненную программу путем выдвижения целей и задач.

Сознание аккумулирует способность переживать воображаемое как действительное, прошлое и будущее как настоящее. Оно создает пространство для теоретического мышления, которое осуществляется в основном в плане умственных действий: как мысленный эксперимент. Все высшие психические процессы вносят свой вклад в организацию и функционирование сознания. Очевидно, что без участия памяти не могут формироваться и сохраняться представления, которые являются объектами манипулирования при предвосхищении результата будущего поведения. Воздействие памяти на сознание - активно, ибо свежая информация или иная трактовка старой может порождать новые оценки событий и новые цели действий.

В настоящее время в качестве основных свойств сознания выделяют: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение в процессе осознания, кроме памяти, мышления и эмоций.

Однако наиболее очевидна роль языка как орудия внутренней деятельности. С появлением языка у человека создаются представления, доступные для управления субъективные образы, которыми он может манипулировать даже в отсутствие наглядных восприятий. Через речь человек делает факт своей жизнедеятельности и субъективно реальным, то есть конструирует факт сознания как такового. Это и есть решающий вклад языка в механизмы сознания. Многие ученые отождествляют бессознательное с невербальным поведением, не закрепленным в словах. Такой подход поддерживается наблюдениями, показывающими, что в большей мере бессознательны те впечатления, которые накоплены без участия речи.

Венцом развития высших психических функций является формирование самосознания. Оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Как писал И.М. Сеченов, самосознание создает “человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, то есть отделять все свое внутреннее от всего привходящего извне, анализировать его и сопоставлять (сравнивать) с внешним, словом, изучать акт собственного сознания”. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с окружающими.

Человек осознает себя как некоторый устойчивый объект. Это предполагает внутреннюю целостность и постоянство личности, ее независимость от меняющихся ситуаций, способность оставаться самим собой. Узнавание себя при непрерывном изменении внешних условий существования, является вершиной борьбы за независимость человека от среды.

Ощущение человеком своей индивидуальности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени. Он обладает как воспоминаниями о прошлом, так и надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое. Преемственность сознания, проявляющаяся в форме “Я”, определяется долговременной памятью и, в свою очередь, определяет ее роль в структуре сознания. Только долговременная память обеспечивает ощущение непрерывности и преемственности, именно ее участие в процессах сознания и самосознания создает условия для ощущения самотождественности личности, несмотря на изменения и внешних условий, и самой личности.

Чем больше своих качеств вычленяет человек, и относит к себе, своему “Я”, чем сложнее эти качества, тем выше уровень его самосознания. Низкая дифференцированность, слитность качеств и их оценки делает “образ Я” чрезмерно пристрастным и тем самым обусловливает легкость его дестабилизации и искажений под влиянием различных факторов. Тогда его самооценка не выполняет роль эталона, определяющего, взвешивающего собственный опыт и регулирующего поведение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.006 с.)