Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конструирование гусеничных движителей
Общие сведения Гусеничный движитель, как и другие типы движителей (колесный, гребной и воздушный винты и др.) служит для преобразования получаемого от двигателя усилия в процессе взаимодействия с внешней средой в тяговое усилие, движущее машину. Только реактивный принцип движения не требует специального движителя, функции двигателя и движителя объединены в этом случае в одном агрегате. Несамоходные гусеничные машины (прицепы) имеют не гусеничный движитель, а гусеничный ход – пассивный механизм, не создающий тягового усилия. Основные требования. К гусеничному движителю предъявляются следующие основные требования: 1) обеспечение высокой проходимости по мягким и топким грунтам (болото, снег, песок), преодоление подъемов до 30-35°и различного рода естественных и искусственных препятствий (рвы, пороги, эскарпы и контрэскарпы, неглубокие водоемы и т. д.); 2) высокий к. п. д.; 3) достаточная долговечность; 4) малый вес и габариты при достаточной прочности, долговечности и надежности (в современных гусеничных машинах вес движителя достигает 15-20% от общего веса машины); 5) простота и технологичность конструкции, удобство обслуживания и ремонта в полевых условиях, минимум регулировок и эксплуатационного обслуживания. Рассмотрим подробнее эти требования. Выполнение первого из них зависит прежде всего от величины среднего удельного давления на грунт , где G – вес машины; L – длина опорной поверхности движителя; b – ширина гусеницы. Большинство сельскохозяйственных и транспортных машин имеют qср ≈0,04-0,06 МПа. Для гусеничных машин среднего и тяжелого классов (30-50т) qср≤ 0,08-0,082. При больших значениях qср наступает резкое снижение несущей способности грунта и проходимости машины. Гусеничные машины особо высокой проходимости (снегоходы и болотоходы) должны иметь qср ≤0,015-0,020 МПа. Для сравнения можно привести некоторые данные по величине средних удельных давлений qср:пешеход – 0,05-0,06 МПа; лыжник – 0,01 МПа; аэросани ~0,004–0,006 МПа. Эпюра оптимального распределения усредненных удельных давлений на грунт должна иметь вид прямоугольника (рис. 116, а). Проходимость машины зависит также от распределения истинных давлений на грунт по длине гусеницы, от степени его неравномерности, особенно при перемещении по болотам с плотным дерновым покровом, но слабым основанием. Чем больше диаметр опорных катков и больше их число, тем равномернее распределяются давления по длине опорной поверхности гусеницы. На мягком грунте вследствие его большей деформации под опорными катками часть нагрузки воспринимается гусеницей между катками. Распределение давлений при этом более равномерное (рис. 116, б), чем на твердом грунте (рис. 116, в).
Наилучшим решением в этом плане является схема ходовой части с шахматным расположением опорных катков большого диаметра (рис. 117, г). Однакоэто решение имеет существенные недостатки: значительное возрастание веса ходовой части (в том числе и подвески, так как возрастает число рессор) и неудобство обслуживания и ремонта в полевых условиях. Рис. 116. Удельное давление на грунт Проходимость машины на слабых грунтах зависит также от соотношения сил сопротивления движению и сцепления гусениц с грунтом, которое определяется осадкой машины в грунт (глубиной колеи). Последняя, в свою очередь, при равных удельных давлениях зависит от соотношения ширины гусеницы и длины опорной поверхности. При более широких гусеницах уменьшается осадка в грунт (при одинаковых qср)из-за уменьшающегося по сравнению с узкой гусеницей вытеснения грунта из нее в стороны, и проходимость по слабым грунтам улучшается. Однако значительное уширение гусеницы трудно реализовать, во-первых, из-за ограничения габаритной ширины машин по условиям железнодорожных перевозок (не более 3,25 м); во-вторых, при увеличении ширины трака вес его при условии обеспечения равнопрочности растет примерно пропорционально квадрату отношения ширин. Увеличение веса повышает динамические усилия в гусеницах (особенно для быстроходных машин), снижает к. п. д., повышает динамические нагрузки и износ. Поэтому для работы некоторых типов гусеничных машин в особо тяжелых условиях рекомендуется применение временных уширителей гусениц. Рис. 117. Типовые схемы гусеничных движителей Узкая, но более длинная гусеница при равных qср обеспечивает меньшие сопротивления движению в обычных условиях, имеет меньшую склонность к буксованию.
Проходимость по мостам, льду и по болотам с плотным дерновым покровом, но слабым основанием зависит при прочих равных условиях от общего веса машины, от периметра опорной поверхности. К.п.д. движителя зависит от типа и конструкции шарниров гусеничных цепей, от расположения ведущих колес, от конструкции зацепления гусеницы с ведущим колесом, от веса гусеницы, т. е. от величины динамического ее натяжения, определяющего потери на трение в шарнирах. Более высокий к. п. д. и более высокую проходимость имеют гусеницы с резинометаллическим шарниром, еще выше – с игольчатыми подшипниками в шарнире. Но у первых и тем более у вторых вес получается больше и конструкция сложнее. Потери на трение в шарнирах меньше при расположении ведущего колеса в кормовой части машины (рис. 117, а, б) по сравнению с носовым его расположением, так как при этом количество шарниров гусеницы, нагруженных тяговым усилием, и точек их перегиба уменьшается. Не нагружена в этом случае верхняя передняя ветвь гусеницы, как это имеет место в схемах на рис. 117, в, г. Долговечность движителя определяется в основном износостойкостью шарниров гусеничных цепей и зацепления их с ведущим колесом. Гусеницы с открытым металлическим шарниром имеют самую низкую износостойкость. Срок службы ее не превышает в большинстве случаев 2000-3000 км. Гусеницы с резинометаллическим шарниром могут обеспечить срок службы до 5000-8000 км, гусеницы с игольчатыми подшипниками – несколько десятков тысяч км. Сравнительная оценка гусеничного и колесного движителя. Гусеничный движитель обладает безусловными преимуществами перед колесным при движении по мягким и топким грунтам: меньше осадка (так как меньше удельные давления), меньше вследствие этого сопротивление движению, лучше сцепные качества (из-за более развитой опорной поверхности), меньше буксование. Специальные колесные машины высокой проходимости, получившие развитие в последние годы (с колесами большого диаметра, с шинами низкого давления, с пневмокатками и т. д.) дают уменьшение осадки и сопротивления движению, но буксование их все равно значительно выше, чем у гусеничных машин. Гусеничный движитель имеет бесспорные преимущества в преодолении препятствий, что также повышает его проходимость по сравнению с колесным. Многоосные многоприводные колесные машины в этом отношении также уступают гусеничным. Кроме того, следует учитывать, что привод колес этих машин значительно сложнее. Только количество межколесных и межосевых дифференциалов у них достигает шести-семи вместо одного у гусеничной машины. Гусеничный движитель обеспечивает значительно лучшую маневренность машины (наименьший радиус поворота равен или даже нулю у машин с двухпоточными передачами). Для машин среднего и тяжелого классов из-за ограничения нагрузки на ось колес с пневмошинами приходится применять колеса большого диаметра (до 3 м) и ширины (до 2 м), что резко увеличивает габариты и вес движителя и машины в целом. Габариты движителя пятидесятитонной гусеничной машины и пятитонной колесной примерно одинаковы. Существенными недостатками гусеничного движителя по сравнению с колесным являются сравнительно низкий к. п. д. и значительно меньшая долговечность. При движении по хорошим дорогам и твердым грунтам колесный движитель имеет преимущество – меньшее сопротивление движению.
Классификация. Гусеничные движители, применяемые в современных машинах, могут быть: 1) с приподнятыми или несущими направляющими колесами; 2) с передним или задним расположением ведущих колес; 3) с поддерживающими катками или без них; 4) с различным типом шарнира гусеницы: с резино-металлическими шарнирами, с открытым шарниром, с игольчатыми подшипниками. Компоновка ходовой системы. При компоновке ходовой системы гусеничной машины сначала составляется компоновочная схема (рис. 118), выбираются ее основные элементы и параметры, а затем ведется конструктивная проработка и расчет узлов, входящих в эту схему. К гусеничному движителю относятся следующие основные узлы ходовой системы: гусеничные цепи, ведущие колеса, опорные катки, поддерживающие катки (или ролики), направляющие колеса с механизмом натяжения гусениц. Рис. 118. Компоновочная схема гусеничного движителя Основные компоновочные схемы, нашедшие применение в быстроходных гусеничных машинах, приведены на рис. 117. Схемы на рис. 117, а и б имеют заднее расположение ведущих колес. О преимуществах такого решения говорилось выше. Однако вопрос о расположении ведущих колес решается обычно не при разработке ходовой системы, а при общей компоновке машины и зависит главным образом от места расположения трансмиссии. В схемах на рис. 117, в и г ведущие колеса расположены в носовой части корпуса. В схеме на рис. 117, в направляющее колесо опущено на грунт, в этом случае оно должно быть обязательно подрессорено. Очевидно, что эта схема может быть реализована при переднем расположении ведущих колес. Преимущество ее заключается в увеличении площади опорной поверхности гусениц при том же весе ходовой части, что дает, как уже известно, снижение удельных давлений, улучшение проходимости машины, но при этом снижается способность машины к преодолению препятствий на заднем ходу. Схема на рис. 117, г имеет большое количество опорных катков большого диаметра, расположенных в шахматном порядке. О преимуществах и недостатках этой схемы говорилось выше. При наличии опорных катков большого диаметра и отсутствии поддерживающих катков (рис. 117, б и г) движитель имеет меньшую высоту, улучшаются условия работы резиновых шин. Однако при движении с большими скоростями верхняя ветвь гусеницы начинает совершать значительные вертикальные колебания, бьет по опорным каткам, создает в движителе большие динамические нагрузки и увеличивает потери. Для быстроходных машин наиболее приемлемой, как правило, является схема, показанная на рис. 117, а (как с задним, так и с передним расположением ведущего колеса).
При выборе размеров опорных катков (Dоп), направляющих и ведущих колес rнк и rвк следует иметь в виду, что чем больше их диаметр, тем меньше углы поворота в шарнирах гусеницы, т. е. тем меньше потери энергии в них и выше долговечность гусеницы. Клиренс машины Нк (рис. 118) для обеспечения хорошей проходимости выбирается в пределах 400-500 мм. Углы между наклонными ветвями гусениц и дорогой, а также высота расположения оси направляющего (или переднего ведущего) колеса hнк выбираются из условия лучшего обеспечения преодоления препятствий в пределах компоновки корпуса. Обычно hнк =0,75-1 м; углы наклона ветвей гусеницы: передней α≈40-45°, задней β≈20-25°. Длина опорной поверхности L и ширина трака b устанавливаются в соответствии с требованием обеспечения заданной величины qср.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 4051; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.011 с.) |