Схемы и конструктивные особенности бортовых передач 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схемы и конструктивные особенности бортовых передач



Основные схемы, по которым выполнены бортовые передачи гусеничных машин, представлены на рис. 107 (0 – ведущий вал; х – ведомый).

На рис. 107, а показана однорядная простая бортовая передача с внешним зацеплением. Передаточное число равно отношению числа зубьев, т. е. . В существующих конструкциях изменяется от 3,5 до 6,8. Данная схема получила широкое распро­странение в силу своей простоты и сравнительно малых габаритов. Кроме того, она показала надежную работу, особенно в машинах легкой весовой категории. Несоосное расположение валов улучшает компоновочные возможности, так как расположение ведущего колеса легко изменить за счет обкатки ведомого вала вокруг ведущей шестерни. Как правило, эта схема делается неразгру­женной, чтобы излишне не усложнять передачу.

 

Рис. 107. Кинематические схемы бортовых передач

Схема на рис. 107, б отличается от предыдущей внутренним зацеплением, что позволяет получить большее передаточное число при тех же габаритах, а также обеспечивает более высокую проч­ность зуба. Однако в этом случае трудно избежать консольного крепления шестерен. Эта схема применяется, когда требуются малые межцентровые расстояния, а также одностороннее враще­ние ведущего и ведомого валов.

Планетарная соосная бортовая передача (рис. 107, в) обычно выполняется в виде элементарного планетарного ряда с одинар­ными сателлитами. При показанном закреплении звеньев схема обеспечивает максимальное передаточное число. По сравне­нию с простыми эта передача обладает повышенными работоспо­собностью и надежностью. Последнее объясняется тем, что транс­формация крутящего момента осуществляется через несколько параллельно работающих зацеплений. Схема наиболее компактна и может быть установлена в ведущем колесе.

Двухрядная простая бортовая передача (рис. 107, г) приме­няется в случае, когда требуется обеспечить либо значительные межцентровые расстояния между ведущим и ведомым валами, либо большие передаточные числа (по сравнению с однорядной). Передаточное число находится по формуле

. (78)

По сравнению с другими двухрядными передачами эта схема имеет большие габариты и малую надежность. Последнее связано с тем, что через зацепление второй пары шестерен передается большой крутящий момент.

На рис. 107, д изображена схема двухрядной планетарной передачи. Она может реализовывать большие передаточные числа. Бортовая передача такого типа сравнительно компактна и обладает высокой надежностью. Однако она наиболее сложная среди пред­ставленных схем.

Двухрядная комбинированная бортовая передача (рис. 107, е) обладает наиболее оптимальными характеристиками при реализа­ции больших передаточных чисел. Практически эта схема может перекрывать весь ряд передаточных чисел от величин, трудно реализуемых в однорядных переда­чах (iбр =7), до величин, необходимых для машин тяжелой весовой категории (iбр= 12-15). Среди двухрядных передач схема обладает наилучшими компактностью и надежностью. По сравне­нию со схемой на рис. Х.1, д ей присуща упрощенная конструк­ция и несоосное расположение валов, что иногда важно для осу­ществления требуемой компоновки. Для машин тяжелой ве­совой категории бортовая передача делается разгруженной, как это показано на схеме.

Наибольшее распространение из всех представленных на гусеничных машинах получили бортовые передачи, выполненные по схемам на рис. Х.1, а, в, е. На рисунках 108-110 представлены их конструктивные особенности.

На рис. 108 показана конструкция бортовой передачи, вы­полненной по схеме на рис. 107, а. Передаточное число iбр =5,55. Шестерни прямозубые. Ведущий вал 1 выполнен заодно с шестерней и крепится на двух шариковых подшипниках, при­чем правый воспринимает не только радиальную, но и осевую нагрузки. Ведомая шестерня 2 изготавливается отдельно и кре­пится на ведомом валу 3 с помощью шлицев. С другого конца на вал устанавливается ведущее колесо, превращая бортовой редук­тор в неразгруженную передачу. Ведомый вал опирается на две опоры. Первая состоит из шарикового подшипника и восприни­мает как радиальные, так и осевые нагрузки (последняя в основ­ном передается от ведущего колеса). Вторая включает два роли­ковых подшипника и предназначена для восприятия радиальных нагрузок, действующих от шестерни и ведущего колеса. Катрер 5 приваривается к корпусу машины, причем в съемной крышке кар­тера 4 расположены гнезда для всех опор. Масло заливается не­посредственно в картер. Уплотнение – комбинированное и со­стоит из лабиринта, фетровых колец и самоподжимных сальников.

На рис. 109 представлена конструкция бортовой передачи, выполненной по схеме на рис. 107, б. Передаточное число 5,50. Ведущий 1 и ведомый 2 валы крепятся на двух опорах, причем шариковые подшипники воспринимают радиальные и осевые нагрузки, а роликовые – только радиальные. Картер 3 – литой и с помощью болтов крепится к корпусу машины, одновременно он служит ванной для заливки масла. Ведущее колесо 4 крепится на ведомом валу бортовой передачи.

Конструкция бортовой передачи, выполненной по схеме на рис. 107 ,е, показана на рис. 110. Передаточное число iбр =13,02. Все валы опираются на две опоры. В качестве опор первого ряда используются сферические роликовые подшипники. Ведомый вал второго ряда – водило 3 – крепится на роликовых подшипниках, установленных в кронштейне картера 2. Шестерни первого ряда соединяются с валами при помощи шлицев. Солнеч­ная шестерня второго ряда нарезана непосредственно на валу 5. Эпицикл 1 делается отдельно, запрессовывается в картер и затем заваривается. Эта бортовая передача относится к разгруженному типу, так как ведущее колесо через шариковые подшипники опи­рается непосредственно на кронштейн картера. С ведомым ва­лом 3 ведущее колесо связывается с помощью зубчатой муфты 4. Передача имеет сложное уплотнительное устройство, состоящее из лабиринта, фетровых и самоподжимных сальников. Картер служит одновременно и масляной ванной, он крепится к корпусу машины с помощью болтов.

Рис. 108. Конструкция однорядной простой бортовой передачи

Рис. 109. Конструкция однорядной планетарной бортовой передачи

Рис. 110. Конструкция двухрядной комбинированной бортовой передачи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.004 с.)