Особенности и основные виды политического менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности и основные виды политического менеджмента



Политический менеджмент — это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия», т.е. либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации.

Политический менеджмент позволяет управляющему субъекту решать следующие задачи:

1. Укрепление авторитета государственного или политического деятеля.

2. Создание привлекательного образа государственного учреждения, политической партии, общественной организации или группы давления.

3. Расширение числа сторонников той или иной политической программы, управленческого проекта.

4. Формирование электоральных предпочтений населения.

5. Организация политических союзов, блоков.

6. Влияние на политических оппонентов, а также на противников в политических конфликтах.

7. Оказание воздействия на лиц, принимающих государственные решения.

8. Мобилизация масс для политической поддержки.

Важность перечисленных задач для различных субъектов, действующих в поле политических отношений, очевидна. В современном обществе невозможно добиться значимых политических результатов, если в каждодневной практике не решать хотя бы часть из этих задач. Но специфика всех этих задач заключается в том, что для их реализации субъект управления не может воспользоваться властными полномочиями, не может издать указ или принять закон, не может прибегнуть к принуждению. Он должен не принуждать, а побуждать к действию. Объект управленческого воздействия в этом случае находится вне зоны статусного подчинения: он не обязан (по закону, по установлению, по статусу) любить или ненавидеть политического лидера; в кабине для тайного голосования он свободен в своем выборе; он может примкнуть к любой политической организации, разрешенной в стране; его нельзя заставить воздержаться от распространения слухов о произволе бюрократии в том или ином государственном учреждении и т.д.

В соответствии с решаемыми задачами можно выделить следующие виды политического менеджмента:

1. Имиджмейкинг, или создание имиджа, образа государственного, политического, партийного деятеля, привлекательного для широких масс.

2. Корпоративный политический имиджмейкинг, или формирование в массовом сознании узнаваемого положительного образа государственного учреждения, политической организации, партии.

3. Электоральные технологии как системная организация предвыборной кампании.

4. Технологии политических союзов как деятельность, ориентированная на вовлечение в решение поставленных задач своих политических союзников и оппонентов.

5. Технологии регулирования и разрешения политических конфликтов, предполагающие поиск путей и средств снижения политического противостояния и политической напряженности в обществе.

6. Технологии лоббизма, представляющие собой деятельность, направленную на оказание воздействия на государственных должностных лиц, принимающих управленческие решения.

Решение задач в рамках каждого вида политического менеджмента требует усилий специалистов в различных областях. Например, в формировании имиджа политика участвуют ученые-аналитики, психологи, визажисты, спичрайтеры, специалисты PR, организаторы публичных акций, рекламисты.

Такое функциональное разделение труда, подчеркнем, характерно для всех видов политического менеджмента. В его основе лежит сложность решаемых субъектом управления задач. А главным итогом этой функциональной дифференциации стало появление специалистов, исполняющих узкие функциональные обязанности в рамках политико-технологического управления и обладающих для этого соответствующими знаниями, навыками и умениями.

Выделение особых видов профессий дало основание для классификации политико-технологического управления по профессиональному признаку. В соответствии с этим критерием принято выделять следующие виды политического менеджмента:

- Аналитическое обеспечение политических кампаний.

- Политическая реклама.

- Политический PR (пиар, public relation) как информационное обеспечение политических кампаний.

- Имиджмейкинг в узком смысле слова, включающий работу консультантов с политиком с целью коррекции его поведения.

- Спичрайтинг, или написание текстов выступлений для политика.

- Организация и проведение массовых политических акций.

Приведенный перечень видов политических технологий не является исчерпывающим. Рождаются новые профессии — ньюсмейкер (создатель событий, новостей или информационных поводов), спин-доктор (организатор пропагандистской кампании, направленной на снижение роли негативной для политического деятеля информации). Таким образом, политический менеджмент не только дифференцируется по видам решаемых задач, но и усложняется по профессиональному признаку.

Политические технологии

Термин «технология» (от греч. techne — искусство, мастерство, умение и logos— понятие, знание) пришел в политику из производства, где им обозначается направленное воздействие человека на материальные объекты с целью изменения их свойств и придания качеств, необходимых людям. Технологическое знание ориентировало человека не на объяснение происходящих событий и явлений, а на обоснование способов, методов достижения поставленных целей.

Под «политическими технологиями» понимается совокупность приемов, способов действия, используемых политическими субъектами для достижения политических целей, для решения политических управленческих задач. Главным объектом воздействия в политическом технологическом процессе всегда являются люди. Именно они создают партии, проводят митинги и забастовки, голосуют за того или иного кандидата, паникуют, восторгаются, воспроизводят или разрушают политические и экономические системы. Именно от них, от людей, зависит достижение политических целей. Вот почему политические технологии — это способы, методы воздействия на людей с целью изменения их поведения.

Воздействовать на поведение людей можно следующим путем:

а) применением насилия, принуждения;

б) изменением существующих норм, правил, законов;

в) внесением в массовое сознание новых представлений, ценностей, формированием новых установок, убеждений;

г) манипуляцией.

Процессы демократизации вXX в. привели к снижению удельного веса насилия, силового решения проблем в сфере политических управленческих отношений. Утверждение ценностей и принципов правового государства, идеологического и политического плюрализма, ограничение действий высших государственных должностных лиц законом, провозглашение незыблемости прав и свобод личности, выход на политическую арену партий и иных организаций, не обладающих статусными ресурсами власти, сместили акценты в способах достижения политических целей. Широко распространенные ранее методы государственного принуждения, откровенного насилия уже не соответствовали новым реалиям. Эффективность политического, в том числе и государственного, управления должна была достигаться на основе иных средств, обеспечивающих исполнение принимаемых решений без репрессивного механизма санкций.

Политические технологии — это такие способы воздействия на людей с целью изменения их поведения, которые исключают применение прямого принуждения, физического насилия. Политические технологии — это искусное воздействие на мотивацию людей, на их сознание и подсознание, это умение побуждать людей действовать в соответствии с интересами политического субъекта и при этом поддерживать у них ощущение свободы своего выбора, естественности совершаемых ими действий.

Все многообразие технологических приемов, используемых для изменения политического поведения людей, можно свести к трем основным видам:

• приемы, обеспечивающие направленное изменение правил взаимодействия между участниками политического процесса, в том числе путем изменения нормативного, институционального порядка. Принимая новые законы, меняя правила игры, можно добиться изменения поведения людей в обществе. Правда, кроме государства другие субъекты политики не обладают правом нормотворчества, поэтому можно говорить, что этот активно применяемый прием в системе государственного управления имеет свои ограничительные рамки в тех политических процессах, где главными действующими силами являются негосударственные организации и группы;

• приемы, обеспечивающие внесение в массовое сознание новых представлений, ценностей, формирование новых установок, убеждений. Известно, что убеждения личности, ее ценностные ориентации, стереотипы оказывают очень сильное воздействие на поведение. Например, если в сознание людей внести либеральные ценности, то они будут оценивать действия политических лидеров через призму соответствия этих действий ценностям свободы, правового государства, идеологического плюрализма и т.д. В этом случае можно с высокой долей вероятности предположить, что они вряд ли поддержат в ходе избирательной кампании кандидата, выступающего под коммунистическими или национал-шовинистическими лозунгами;

• приемы, позволяющие манипулировать поведением людей. Нередко возникают ситуации, когда политическому субъекту требуется быстрое и достаточно эффективное воздействие на поведение людей, но при этом он ограничен в праве применять откровенное принуждение и насилие. У него нет возможностей повлиять на тех, кто обладает полномочиями принимать законы или иные нормативные акты, у него нет времени ждать, когда у людей изменятся убеждения и ценностные предпочтения. В таких ситуациях обычным явлением становится манипулирование поведением людей.

Манипуляции (от франц. manipulation) — это скрытые движения рук, приводящие в действие какое-либо устройство. В политике под манипуляцией понимается особый вид воздействия, когда манипулятор побуждает человека к действиям, которые тот не намеревался осуществлять в данный момент. Манипуляция отличается от силового, властного воздействия тем, что здесь отсутствует как прямое указание, приказ, что делать, так и следующее за этим открытое принуждение, или угроза применения санкций. В ходе манипулятивного воздействия человек не ощущает внешнего принуждения, ему кажется, что он сам принимает решение, сам выбирает форму своего поведения.

Нередко манипуляция ассоциируется с обманом, но это не совсем верно. Например, есть такой манипулятивный прием, суть которого состоит в искусном, ненавязчивом и незаметном для большинства людей распространении престижа и авторитета того, что ими ценится и уважается, на то, что преподносит политический субъект. При использовании этого приема инициируются ассоциации, формируются ассоциативные связи преподносимого объекта с кем-либо или с чем-либо, имеющим значимость и важность у окружающих. Так, если на рекламном щите кандидат изображается в окружении жизнерадостных детей, то вполне возможно, что на кого-то эта реклама окажет скрытое воздействие в результате бессознательной фиксации позитивной ассоциативной связи, т.е. переноса доброго отношения к детям на позиционируемого кандидата. Этот прием широко используется в политических рекламных роликах, когда кандидат, к примеру, показывается на фоне милых любому россиянину безграничных российских просторов или когда малоизвестный кандидат изображается рядом с популярным политиком.

При решении однотипных политических задач вырабатывается система технологических приемов, способов действий или алгоритм решения задачи. Алгоритм решения политической задачи — это устоявшаяся, проверенная практикой совокупность приемов, последовательность процедур и способов действия, позволяющих политическому субъекту достигать поставленных целей. Для решения различных политических проблем вырабатывается свой алгоритм действий, своя технология.

Политическая модернизация

Человека всегда отличало стремление не только понять л о гику социального и политического развития, но и найти реальные рычаги преобразования политической и социальной действительности в желаемом направлении. Возникшие во второй половине XX в. теории модернизации являются ярким примером этих устремлений человека. В этих теориях аккумулированы и теоретические изыскания в области исследования форм развития, причин изменений, и поиск технологических приемов, которые позволили бы приблизить желаемое состояние общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.139 (0.012 с.)