Функции политических партий в современном обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции политических партий в современном обществе



Какую же роль играют партии в современном обществе? Чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть функции партий, т.е. те виды деятельности партий, которые необходимы обществу как системе для нормального функционирования и развития.

Первой функцией партий является участие в избирательных кампаниях. Значимость этой функции определяется самой логикой возникновения современных политических партий как своеобразных «электоральных машин». Даже в тоталитарных обществах, где отсутствуют свободные выборы, правящая партия возглавляет электоральный процесс, выдвигает кандидатов, ведет агитацию и пропаганду.

Второй функцией политических партий является разработка идеологических концепций, программ, привнесение в массовое сознание политических ценностей. Приверженность партии определенной системе политических ценностей, с одной стороны, составляет ее сущностную характеристику, а с другой — является важным направлением ее деятельности. Стремясь к расширению своего влияния, партия активно пропагандирует систему ценностей, составляющую ядро ее идейно-политической платформы. Для этого используются различные коммуникационные каналы: от непосредственного общения на встречах, собраниях, митингах до тиражирования заявлений и деклараций через средства массовой информации, печатные издания. Значение этой функции партии для общества определяется особым местом ценностных ориентации в мотивационной структуре личности. Разрабатывая и пропагандируя идеологические концепции, партия способствует объединению людей вокруг определенных целей.

Идеологическая функция партии нередко приходит в противоречие с ее электоральной функцией. Приверженность определенным идеологическим принципам не позволяет партии ориентироваться на широкие слои избирателей и требует от нее либо изменения принципов, либо отказа от шансов провести своих кандидатов в парламент.

Доминирование электоральной функции над идеологической приводит к появлению партий «catch-all» («хватай всех»), которые отличаются прагматичностью своей позиции, ориентацией на сиюминутные интересы населения. В странах, где такие партии становятся основными субъектами политической жизни, происходит размывание идеологических различий между ними.

Третьей функцией политических партий можно назвать артикуляцию и агрегацию интересов различных социальных групп. В отличие от групп интересов партии не просто формулируют, артикулируют интересы отдельных групп, но стремятся к их агрегации, т.е. к обобщению, выделению приоритетов, созданию комплексных программ, учитывающих и связывающих между собой устремления разных слоев общества. Функция агрегации интересов позволяет партии опираться в своей деятельности на достаточно широкую социальную базу, что становится особенно важным при участии партии в государственном управлении, требующем определенной степени согласия масс по ключевым проблемам развития страны. Функция агрегации позволяет упорядочить выдвигаемые различными группами требования, выделить приоритеты, сгладить противоречия, минимизировать возможные конфликты притязаний.

Четвертая функция политических партий — формирование и рекрутирование политической элиты и политических лидеров. С разложением сословного общества принадлежность к политической элите перестала обусловливаться знатным происхождением. В современном обществе каждый человек получает шанс подняться на вершину политической иерархии. Однако исполнение функций государственного и политического управления всегда требует от человека определенных навыков и умений, и партии берут на себя задачу их формирования у желающих заниматься политической деятельностью. Вступая в партию, человек демонстрирует желание активно участвовать в политической жизни, продвигаясь по ступеням партийной иерархии, он овладевает навыками организаторской, пропагандистской работы, умением отстаивать свою точку зрения в дискуссиях, знакомится с перипетиями политической борьбы. Практически все современные политики в той или иной форме прошли школу партийной работы.

Пятая функция политических партий — мобилизующая, она заключается в способности партий организовывать массы для решения определенных задач в обществе. Обладая организационной структурой, возможностями пропагандистского воздействия, партии оказывают значительное воздействие на большие социальные группы. В зависимости от места в политической системе они способны организовать митинги и шествия в поддержку власти или акции протеста и кампании гражданского неповиновения. Стремясь к привлечению на свою сторону новых сторонников, партии борются с политической апатией, свойственной некоторым слоям населения.

Перечисленные функции позволяют достаточно четко определить место партий в обществе. Партии являются своеобразным связующим звеном между государственными структурами и населением.

С одной стороны, они аккумулируют интересы различных социальных групп, транслируют требования масс в государственные структуры, стремятся реализоватьих при вхождении своих представителей в органы законодательной и исполнительной власти.

С другой стороны, партии оказывают непосредственное воздействие на население путем распространения идеологических концепций, политических ценностей, взглядов, убеждений и предпочтений. Они могут организовать массы на достижение определенной цели. Чем больше партия интегрирована в государственные структуры, тем больше вероятность того, что она будет вносить в массовое сознание те идеи, в которых заинтересована существующая система государственной власти. Таким образом, в лице партий государство получает дополнительные рычаги воздействия на население.

Благодаря партиям в современных обществах складывается особый механизм взаимодействия государства и населения, вносящий в это взаимодействие определенность, упорядоченность. Эта упорядоченность достигается за счет того, что, во-первых, государству противостоит не аморфная и непредсказуемая масса, а организованные по принципу партийных предпочтений с четко выраженными требованиями граждане. И, во-вторых, обладая возможностями влияния на массы, партии могут обеспечить лояльное отношение населения к различным управленческим решениям государственных органов.

Однако такая стабильность отношений может достигаться лишь в том случае, если партии будут выполнять перечисленные выше функции, не выходя за рамки сложившегося в обществе нормативного порядка, за рамки закона.

Виды политических партий

В современном мире существует множество самых разных партий, и каждая из них по-своему уникальна, и неповторима. Вместе с тем, можно выделить некоторые общие параметры, позволяющие объединять партии в определенные группы, типы, сравнивать их между собой.

Прежде всего партии различаются по своим идеологическим ориентациям. Обычно эти ориентации выражены в каких-либо программных документах, декларациях, заявлениях партии. Многообразие идеологических концепций, представленных в современном мире, позволяет говорить о либеральных, консервативных, социал-демократических, коммунистических, христианско-демократических, национально-ориентированных и других партиях.

В конце XIX — началеXX в., когда появились первые рабочие партии, отчетливо обозначилось размежевание партий по классовому признаку. Однако с введением всеобщего избирательного права все партии стали стремиться к расширению своей социальной базы. Неосмотрительно было бы рассчитывать на победу на выборах, опираясь на поддержку одной социальной группы, особенно если она не является многочисленной. Предвыборные программы стали составляться с учетом интересов достаточно широких слоев населения. Кроме того, менялась сама социально-классовая структура общества. Наемные работники, приобретая акции своего предприятия, становились собственниками, резко увеличилась доля умственного труда, росло благосостояние трудящихся и, следовательно, их запросы. Если какая-либо партия не чувствовала этих изменений и не менялась сама, она неизбежно теряла своих сторонников и сходила с арены активной политической деятельности.

Унификация социальной базы современных партий, т.е. их стремление опираться на электоральную поддержку как можно более широких слоев, тем не менее, не привела к размыванию специфики интересов, отстаиваемых каждой партией. Партия остается проводником устремлений определенных групп, только эти группы уже не так легко вычленяются по признаку социальной принадлежности, а их притязания на обладание ресурсами власти нередко маскируются идеологическими представлениями.

Важным параметром, позволяющим различать партии в современных обществах, является их внутренняя структура. Впервые на этот фактор обратил внимание французский политолог М. Дюверже. Он выделил кадровые партии, в которых отсутствует система членства, а вся деятельность партии ориентирована на проведение избирательных кампаний, и поэтому она носит своеобразный «сезонный» характер. Всю работу в такой партии ведут активисты-профессионалы — кадры. Существует такая партия главным образом за счет пожертвований, добровольных взносов заинтересованных лиц или корпораций. Партии этого типа называют также электоральными, подчеркивая тем самым основную направленность их деятельности.

Второй тип партий — массовые. Эти партии отличаются системой массового членства и постоянным характером своей работы, что необходимо для поддержания у членов партии заинтересованности в приобщении к организации. Для таких партий участие в избирательных кампаниях — лишь важный этап их деятельности. В период между выборами такие партии обычно занимаются разработкой политических программ, привлечением своих членов к участию в работе партийных организаций в той или иной форме. Эти партии называют еще идеологическими, так как они направленно акцентируют внимание на определенной системе политических ценностей. Массовые партии возникли прежде всего как партии рабочего класса, который не мог обеспечить содержание своей политической организации иначе, как путем регулярной уплаты членских взносов. Однако к середине XX столетия большинство политических партий Европы становятся массовыми, т.е. с системой регулярного членства.

Массовые партии имеют еще одну особенность: они быстро формализуются, в них создаются внутренние структуры и усиливаются позиции партийного руководства. Изучая именно эти партии, немецкий социолог и политолог Р. Михельс сформулировал в началеXX в. «железный закон олигархии». В центре его внимания были внутрипартийные структурные связи, анализируя которые он пришел к выводу, что партия является иерархической организацией с формализованным типом отношений. Это своеобразная социальная машина, предназначенная для достижения определенных целей. Со временем она начинает работать в соответствии с собственной логикой и неизбежно отдаляется от тех слоев, от которых были выдвинуты и чьи интересы пытались защищать основатели партии. Рано или поздно партия начинает выражать собственные интересы. В этом заключается, по мнению Михельса, неизменная тенденция социальной организации. В самой же партии происходит размежевание между партийной массой и руководством, вождями. Последние присваивают себе исключительные права, выделяются в особый слой, превращаются в партийную олигархию. Харизматических лидеров сменяют бюрократы, а революционеров и энтузиастов — консерваторы и приспособленцы. Причины неизбежности проявления «железного закона олигархии» коренятся в особой логике функционирования организаций, требующей специализации функций, разделения труда, иерархических отношений.

Третий тип — строго централизованные партии, сочетающие массовое членство с жесткой дисциплиной и требующие от каждого члена организации выполнения определенных функций. В этой партии логика «железного закона олигархии» проявляется с особой силой. Первой партией этого типа стала партия большевиков в России. Построенная на принципах неукоснительного исполнения решений руководящих партийных органов, она смогла быстро превратиться в сплоченную организацию. Такую партию отличает отсутствие внутренних идеологических разногласий, фракционной борьбы. Срастаясь с государственными структурами, она способна контролировать через многочисленные первичные организации все многообразие социальной жизни общества.

Партийные системы

В каждой стране складываются свои особые отношения между партиями. Для описания характера этих отношений в политологии вводится понятие «партийная система». Партийная система — это сложная сеть отношений и взаимосвязей, складывающихся между партиями.

Принято делить все партийные системы на неконкурентные и конкурентные. Неконкурентную партийную систему называют еще однопартийной. Ее основной отличительной чертой является монопольное право одной партии на формирование органов государственной власти. При этом не исключается наличие других партий, но их роль на политической арене неизбежно оказывается второстепенной, незначительной. Для этой системы характерно сращивание государственного и партийного аппаратов, что, в конечном счете, и помогает партии утверждать свои доминирующие позиции. Она использует ресурсы государственной власти для укрепления своего влияния на массы.

Неконкурентные, однопартийные системы возникают обычно в обществах со слабыми демократическими традициями, где массы легко поддаются манипулятивному воздействию со стороны харизматических лидеров, которые, как правило, и приводят к власти группу людей, самоорганизующуюся в партию. Однопартийная система не может существовать без направленных действий властей на создание особых условий для правящей партии вплоть до конституционного закрепления ее особого статуса. Оптимальные условия для функционирования однопартийности складываются в условиях тоталитаризма.

Конкурентные партийные системы предполагают состязательность и относительно равные возможности для партий в борьбе за вхождение во властные государственные структуры. Они возникают только в обществах, где соблюдаются права граждан свободно выражать свое мнение, создавать организации, избирать своих представителей в государственные органы. С целью избежать негативных, разрушительных последствий политической конкурентной борьбы между партиями вырабатываются определенные правила их взаимодействия, которые оформляются в виде соответствующих правовых норм, законов, регламентирующих некоторые аспекты их деятельности.

Законодательство современных демократических государств не определяет пределы количества партий, которые могут быть созданы в стране. Вместе с тем, практика показала, что обычно складываются два основных вида конкурентных партийных систем: двухпартийные и многопартийные. В случае двухпартийной системы две примерно равные по весу в обществе партии, чередуясь, поднимаются на вершину политической власти. Продолжительность нахождения партии на политическом Олимпе определяется итогами всеобщих выборов. Двухпартийная система не исключает существования в стране других партий. Она лишь подчеркивает, что реальным правом на формирование органов государственной власти обладают только две партии, только они в ходе предвыборного состязания определяют, кто в течение нового срока будет держать в руках рычаги власти.

Типичными странами с двухпартийной системой являются США, где конкурируют демократическая и республиканская партии, и Великобритания, где основными противниками в политической борьбе являются лейбористы и консерваторы. При этом и в той, и в другой стране есть иные мелкие партии, которые часто самостоятельно выступают на выборах, некоторые из них представлены в парламенте, но существенного влияния на политическую жизнь страны они не оказывают.

Многопартийную систему отличает не столько количество партий, сколько предоставление реальной возможности каждой из них при благоприятном исходе всеобщего голосования участвовать в формировании органов государственной власти. Отсутствие партий-лидеров ведет к тому, что вмешательство в спор за места в парламенте нескольких партий не дает ощутимого преимущества ни одной из них. Отсюда — типичная для многопартийной системы политика союзов, альянсов, блоков, обеспечивающих временное соглашение между партиями, необходимое для формирования правительства, создания коалиции в парламенте.

Большинство современных демократических стран являются странами с многопартийной системой. Однако это не означает, что в партийной практике здесь не сложились устойчивые традиции и предпочтения. Как правило, партийные альянсы складываются из партий, близких по своим идеологическим ориентациям, но в каждом случае образованию такого альянса предшествуют длительные переговоры, представляющие собой своеобразный торг по поводу распределения зон партийного влияния, дележа министерских портфелей и т.п.

В некоторых странах складывается своеобразная «двух с половиной» партийная система. Ее отличительными чертами является наличие двух достаточно влиятельных партий, но при этом не способных добиться абсолютного большинства мест в парламенте, необходимого для формирования однопартийного правительства. В этом случае вопрос о том, какая из этих партий будет формировать правительство, начинает зависеть от третьей, сравнительно небольшой, партии, от ее намерения примкнуть к той или иной стороне. Так, в ФРГ наряду с двумя крупными партийными организациями — СДПГ и блоком ХДС/ХСС — существует партия свободных демократов (СвДПГ), позиция которой часто и решает вопрос о правительственном большинстве в парламенте.

Партии возникают в определенных исторических условиях, на процесс их укрепления и развития в обществе оказывают воздействие различные факторы. Именно своеобразие этих факторов, их неповторимое сочетание приводит к появлению различных партийных систем. Остановимся на некоторых факторах, влияющих на процесс становления в стране того или иного типа партийной системы.

Первым таким фактором является тип политического режима. Мы уже говорили, что при тоталитаризме складывается особый тип централизованной политической партии, которой предоставляется исключительное, монопольное право на определение политики в обществе. Вся система законодательства в тоталитарных странах нацелена на создание предпочтительных условий для правящей партии. Однопартийность в обществе не складывается стихийно, она задается системой государственной власти, обладающей правом на создание нормативной базы, регламентирующей в стране партийное строительство, а также правом на применение насилия в отношении тех организаций, которые могут ставить под сомнение легитимность такого политического порядка.

Демократия создает основы для партийного плюрализма. В странах, где давно сложились демократические принципы организации политической жизни, этот факт воспринимается как само собой разумеющийся. В странах «новых» демократий, т.е. недавно освободившихся от тоталитаризма или авторитаризма, часто встречается конституционное закрепление принципа политического плюрализма.

Вторым фактором, влияющим на тип партийной системы, являются исторические особенности страны и сложившиеся традиции политической жизни. Каждая партия формируется в конкретной ситуации и отражает стремление людей решить возникшие в тот момент задачи. Так, современная влиятельная французская партия «Объединение в поддержку республики» была создана сторонниками Ш. де Голля в 1958 г. и была призвана обеспечивать поддержку политическому курсу, проводимому генералом. Другая французская партия правоцентристской ориентации, «Союз за французскую демократию», была создана в 1978 г. при поддержке президента В. Жискар д' Эстена накануне выборов в Национальное собрание, она объединила ряд небольших политических организаций и должна была стать силой, способной укрепить позиции президента в парламенте страны. Возникнув для решения вполне конкретных задач, со временем эти две партии стали ведущими правыми партиями страны.

Существует своеобразное привыкание населения к субъектам политической жизни, выражающееся, в частности, в привычке голосовать за определенную партию. Не случайно возникновение новых партий, дробление старых происходит особенно интенсивно в периоды нестабильности, ломки привычных политических структур.

Кроме того, государство стремится регулировать процесс создания новых партий, предотвратить излишнюю политическую раздробленность, затрудняющую спокойный, размеренный, устоявшийся ход политической жизни. Осуществляется это не путем запретов, а через регулирование главного направления деятельности партий, их участия в электоральном процессе. С этой целью в законодательство вводятся нормы, определяющие требования к партиям, собирающимся принять участие в избирательной кампании.

Однако тип партийной системы определяется не только историческими особенностями развития страны, спецификой экономической ситуации и характером политического режима. Создаваемые для организации и упорядочивания борьбы за власть в демократическом обществе партии не могли не испытывать на себе воздействие электоральных систем. Первым на это обратил внимание французский политолог М. Дюверже.

Так, мажоритарные выборы в один тур являются благоприятным фактором для становления в стране двухпартийной системы. Избиратель в ходе выборной кампании всего один раз подходит к урне для голосования. Поэтому психологически он всегда настроен отдать голос не за представителя маловлиятельной или недавно родившейся партии, пусть даже выступившей с привлекательными лозунгами, а за кандидата одной из двух партий, реально претендующих на власть, выбирая ту, которая ему в данный момент кажется наименьшим злом.

Подлинная многопартийность с выдвижением нескольких кандидатов oт различных партий возникает при пропорциональных и мажоритарных выборах в два тура. Обе эти системы дают возможность практически любой партии попробовать свои силы в предвыборном марафоне. Однако каждая из них создает разные уровни взаимовлияния и взаимозависимости между партиями.

Пропорциональная система голосования делает отношения между партиями жесткими. Каждая партия ведет предвыборную кампанию самостоятельно, видя в других организациях своего соперника и, следовательно, противостоя им в борьбе за голоса избирателей. Поиск соприкосновения, совпадения взглядов начинается лишь на этапе формирования кабинета министров, создания парламентских коалиций и проходит достаточно болезненно, так как партии неизбежно будут стремиться к сохранению своего лица, а точнее тех программ и идеологических установок, с которыми они шли на выборы, которые знакомы их избирателям, и от которых они не намерены отказываться, опасаясь утраты доверия своих сторонников. Несговорчивость партий может провоцировать частые правительственные кризисы.

Мажоритарная система голосования в два тура, напротив, делает отношения между партиями более гибкими, вынуждает искать союзников уже в ходе самой предвыборной кампании. Соглашения, достигаемые между партиями в ходе второго тура выборов, делают процесс формирования правительства, парламентских коалиций более устойчивым и определенным.

Электоральные системы

Выборы в государственные органы являются одной из важнейших черт политической жизни современных демократий. Они предоставляют людям, идущим в большую политику, возможность стать депутатом парламента, губернатором или даже президентом страны. С другой стороны, во время выборов происходит вовлечение простых граждан в активную политическую жизнь, они начинают ощущать свою значимость, возможность оказать влияние на персональный состав высших государственных органов.

В каждой стране порядок проведения выборов и способ подсчета голосов регламентируются особыми правовыми нормами. Эти нормы формулируют основные требования к кандидатам в представительные органы и на выборные государственные должности; регулируют деятельность комиссий, осуществляющих проведение выборов. Они определяют статус избирателей и избирательных объединений; устанавливают процедуры предвыборной агитации и голосования; утверждают порядок определения и способы обжалования результатов голосования.

Совокупность этих норм задает определенную логику действиям всех участников предвыборной борьбы, побуждает их действовать в рамках единого электорального порядка. Несмотря на то, что в каждой стране избирательные нормы имеют свою специфику, обусловленную историческими, культурными, политическими, социальными особенностями развития этих стран, существуют некоторые общие принципы, позволяющие говорить о типах избирательных систем. Принято выделять три основных типа избирательных систем: пропорциональная, мажоритарная (абсолютного и относительного большинства) и смешанная.

Пропорциональная избирательная система предполагает проведение выборов только в многомандатных общегосударственных округах. Каждое избирательное объединение или партия предлагают избирателям голосовать не за одного кандидата в представительные органы власти, а за их список, утверждаемый, как правило, на съезде данного избирательного объединения или партии. Распределение мест в соответствующем Органе власти будет осуществляться пропорционально полученным голосам каждым избирательным объединением или партией по всей стране. Отсюда и название избирательной системы — пропорциональная.

При пропорциональной системе возникает возможность вхождения в представительные органы власти мелких избирательных блоков. Как показывает практика, это ведет к излишнему дроблению политических сил в парламенте, способному парализовать его работу. Чтобы предотвратить подобную дробность, вводится так называемый заградительный барьер, т.е. законодательно оговаривается минимальное число голосов, которое должно набрать избирательное объединение, чтобы быть представленным в парламенте страны. В нашей стране таким барьером являются пять процентов голосов. Все партии и объединения, не преодолевшие заградительный барьер, лишаются возможности провести своих кандидатов в парламент, а их мандаты передаются тем, кто преодолел этот барьер, пропорционально собранным ими голосам.

Избиратель при пропорциональной системе голосует не за отдельного кандидата, а за список выбранной им партии или избирательного объединения, который обычно превышает получаемое число мандатов. Кто из списка кандидатов, в конечном счете, войдет в парламент, решается либо на основе принципа очередности (мандат вручается стоящим на первых местах в списке), либо на основе принципа предпочтительности (избирателю предоставляется право отдать предпочтение какой-либо кандидатуре в списке). Пропорциональная система применяется только при выборах коллегиальных органов, например парламента.

Мажоритарная (от франц. majorite — большинство) избирательная система. В ее основе лежит принцип большинства. Выборы, как правило, проводятся по одномандатным округам, и победившим считается тот кандидат, который получает большинство голосов. Наиболее распространенными видами мажоритарной системы являются системы относительного и абсолютного большинства. В первом случае кандидату для получения мандата достаточно получить голосов больше, чем любой его соперник по предвыборной борьбе. Во втором случае необходимо получить более 50% голосов (минимум — 50% плюс один голос). Если ни один из кандидатов не набирает нужного количества голосов, то проводится второй тур голосования, в который выходят два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре.

Мажоритарная система является по сравнению с пропорциональной универсальной. Ее можно применять не только при избрании парламента, но и высших должностных лиц государства, например президента. Главным недостатком мажоритарной системы является то, что она резко сужает возможности небольших партий и объединений провести своих представителей в государственные органы.

Смешанная избирательная система предполагает комбинирование пропорциональной и мажоритарной систем с целью минимизировать те недостатки, которыми обладает каждая из них в отдельности. Такое комбинирование может заключаться, например, в том, что одна часть парламента страны избирается по пропорциональной системе, а вторая — по мажоритарной. По такой системе проходят сегодня выборы в Государственную Думу в России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.66 (0.05 с.)