Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 17. Западная философия первой половины XX века.
1. Возникновение и сущность экзистенциализма (философии существования). Проблемы сущего, бытия и времени в философии М. Хайдеггера и К. Ясперса. 2. Тема свободы и Абсурда в философии французского экзистенциализма (Ж.П. Сартр, А. Камю). 3. Феноменология Э. Гуссерля как развитие классической теории сознания. Метод феноменологической редукции. Ключевые понятия: экзистенция, бытие и время, «бытие-в-мире», «бытие-для-другого», ничто и свобода, «пограничная ситуация», абсурд, «миф о Сизифе», эпохэ, феномен, ноэма и ноэзис, интенциональность, интерсубъективность. Методические указания В начале контрольной работы студент должен обнаружить специфику культуры и идеологических установок XX века, так как именно в них кроются причины возникновения новых философских направлений. Экзистенциализм (в противоположность эссенциализму) утверждает, что главным в человеке является не его сущность, а его существование. Жизнь человека важнее смысла жизни. Именно существование человека формирует и смысл жизни, и сущность человека («эссенция»). Подлинное существование человека («экзистенция») не равно его предметному бытию, т.к. ускользает от научной объективности познания посредством терминов, понятий и абстракций. Человек всегда помещен в ситуацию выбора, он многократно меняется на пути к «самому себе». В начале ХХ века в Германии возникает феноменология, основоположник – Э. Гуссерль. Ее девиз: «Назад, к самим вещам!». Чтобы научиться видеть сами вещи, мало читать феноменологические тексты, нужно пытаться практиковать феноменологический метод (феноменологическая редукция), т.е. отказ от высказываний о мире без рефлексии («эпохэ»). Студентам следует использовать предлагаемые к теме ключевые понятия для успешного ее раскрытия. Дополнительная литература: 1. Гуссерль Э. Общее введение в чистую феноменологию. / Э. Гуссерль. – М., 2009. 2. Зотов А.Ф. Современная западная философия. / А.Ф. Зотов. –М., 2005. 3. Хайдеггер М. Время и бытие. / М.Хайдеггер. – М., 2007. 4. Камю А. Миф о Сизифе. / Камю А. – М., 2011. Тема 18. Психоаналитическая философия и герменевтика XX в. 1. Психоанализ З.Фрейда как иррационалистическая философская концепция. 2. Последователи и оппоненты Фрейда (К.Юнг, А.Адлер). Неофрейдизм (Э.Фромм).
3. Проблема понимания в философской герменевтике. Герменевтическая трактовка языка (Дильтей, Хайдеггер, Гадамер). Ключевые понятия: «Я», «Оно», «Сверх-Я», «эдипов комплекс», либидо, бессознательное, архетипы, предпонимание, «герменевтический круг». Методические указания В начале работы, стоит подчеркнуть, что психоаналитическая философия возникла в начале ХХ в., и обращена к исследованию природы и роли бессознательного в жизни человека и общества. Ее родоначальник - австрийский психиатр З. Фрейд. Ключевой для его философии становится идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития. Он исследует роль важнейшего, по его мнению, двигателя психической жизни человека — «либидо», которое активно ограничивается культурными нормами, запретами, что в результате «уменьшает» человеческое счастье, усиливает у человека чувство вины из-за ограничения его природных желаний, и порождает агрессию и неврозы. Ближайшими последователями учения Фрейда были К.Юнг и А.Адлер. К.Г.Юнг отошел от «классического» фрейдизма, полагая, что бессознательное носит коллективный характер, а его основное содержание составляют архетипы. Ведущим представителем неофрейдизма выступил Э. Фромм, который пересматривает феномен бессознательного, смещая акцент с подавленной сексуальности на конфликтные ситуации, обусловленные социально-культурными причинами. Он называет капитализм «больным обществом» и предлагает «лечить» его на основе «гуманистического психоанализа». В третьем вопросе речь должна идти о герменевтике как искусстве понимания чужой индивидуальности — «Другого». В. Дильтей выдвинул метод “понимания” как постижения некоторой духовной целостности, взамен методу объяснения, применимому в науках о природе. Многое, заимствуя у Дильтея немецкий философ Хайдеггер и его ученик Х.Г.Гадамер придали герменевтике универсальный смысл, превратив проблему понимания в саму суть философии. Усматривая основную проблему философии в проблеме интерпретации, трактовке языка. Дополнительная литература: 1. Фрейд З. «Я» и «Оно». / З.Фрейд. – М., 2013. 2. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. / З.Фрейд. – М., 2009. 3. Философы ХХ в.: в 2 кн. М., 2004. 4. История западной и русской философии: учеб. пособие / В.А. Фриауф. Саратов. 2009.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.132 (0.004 с.) |