Гістарычная культуралогія як галіна навукі. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гістарычная культуралогія як галіна навукі.



Историческая культурология – это наука, изучающая историю цивилизации и культуры, однако с позиций не исторической, а культурологической методологии познания. Суть этого различия заключается в том, что прошлое изучается как совокупность событий и фактов не исключительных (и именно поэтому попавших в исторические хроники, на которых строится вся историческая наука), а происшествий, ситуаций и форм по определению тривиальных, нормальных, обыденных. То есть феноменов культурных (в социальном и этнографическом смысле), а не шедевральных (в искусствоведческом смысле, хотя последнее вовсе не предполагает непременного высокого художественного качества рассматриваемого материала).

Поскольку все явления, изучаемые культурологией, имеют какое-то историческое происхождение, а культурные процессы подвержены историческим изменениям, в недрах культурологической науки складывается особое направление исследований, которое концентрируется именно на проблемах исторической динамики культуры, происхождения культурных феноменов, изменчивости фундаментальных принципов и технологий организации и осуществления социальной жизнедеятельности сообществ. Это направление в последние десятилетия получило название исторической культурологии. Она занимает «стыковое пространство» между философией истории и культуры (как направлениями философского знания), теорией культуры (культурологической наукой как таковой), классической историей культуры (как исторической наукой), отраслевыми историями различных специализированных сфер человеческой деятельности (как правило, разделами соответствующих профильных наук), а также социологией и этнографией.

Культуру везде и всегда изучала историческая наука, и в этом вопросе в большинстве стран сложились сравнительно универсальные традиции. В частности, еще в середине XIX в. общепризнанной стала позиция немецкого историка Л. фон Ранке. Он утверждал, что предметом исторического описания должны быть, прежде всего, выдающиеся события, выдающиеся личности, выдающиеся произведения искусства и т.п. Такая установка условно называется “классической”.

Почти одновременно с зарождением и распространением ранкианства по мере развития антропологии сложилась и противоположная познавательная парадигма, в соответствии с которой предметом изучения истории должны быть массово распространенные черты повседневной жизни и культуры общества. Эту позицию отстаивало направление позитивизма (О.Конт, Г.Спенсер). Со временем позитивизм в истории раскололся на множество самостоятельных школ (историческая социология – М.Вебер, исторический материализм – Ф.Энгельс, социальная антропология – Б.Малиновский, неоэволюционизм – Л.Уайт, структурный функционализм – Т.Парсонс, теория модернизации – Э.Тоффлер, новый материализм – Ф.Бродель и И. Валлерстайн и др.). В 30-е гг. ХХ в. зародилась, а к середине столетия стала наиболее авторитетной в науке так называемая «новая история» (la nouvelle histoire), более известная как французская историческая школа «Анналов» или «история ментальностей». Школа «Анналов» и ее зарубежные апологеты по существу лишь углубили и заострили интерес общества к повседневной жизни не коронованных особ, а простого «маленького человека», рядового горожанина эпохи Средневековья или Нового времени, аргументировали эпохальную репрезентативность его нравов, обычаев, ментальностей и т.п., а главное – противопоставили прежней «истории-описанию» новую «историю-проблему».

В 60–70-е гг. ХХ в. от «новой истории» (которую с большим основанием стоило бы назвать «новой социальной историей») начало отпочковываться исследовательское течение, назвавшее себя «новой культурной историей» (Ж. Ле Гофф, Ж.Ревель, Ф.Граус, П.Динцельбахер, а также большинство российских исследователей культуры повседневности – Г.С. Кнабе, А.Я.Гуревич, А.П.Ястребицкая, К.Касьянова и др.). Представители этого течения в своем анализе закономерностей исторического развития перешли к более гуманитарным интерпретациям материала, ориентируясь в целом на методологию «Анналов». Близкие позиции заняла и московско-тартуская семиотическая школа (Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский). Значительное влияние на это течение и его познавательные установки оказал крупнейший французский философ-постмодернист М.Фуко. Он и сам был автором целого ряда исследований подобной направленности («Слова и вещи», «Археология знания», «История сексуальности», «История тюрьмы», «История безумия», «Воля к истине» и др.), в которых рассматривал неявные (тем или иным образом закодированные) социальные смыслы, которые можно дешифровать, анализируя историческую фактуру как текст.

Как представляется, в процессах синтезации этой «новой культурной истории» с некоторыми направлениями исторической социологии и психологии и начала формироваться дисциплина, которая получила распространение в России и за рубежом под именем историческая культурология (в России) или историческая антропология (на Западе).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.171.202 (0.005 с.)