Краткая психологическая характеристика различных видов обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткая психологическая характеристика различных видов обучения.



I. Традиционное обучение (объяснительно-иллюстративное).

Его сущность хорошо передается названием. Объяснение в сочетании с наглядностью – главные методы такого обучения, слушание и запоминание – ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного – главное требование и основной критерий эффективности.

Этот вид обучения имеет ряд преимуществ: экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом. Недостатки – преподнесение «готовых» знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно

мыслить при их освоении, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

II. Проблемное обучение - обучение, построенное на создании и решении проблемных ситуаций. Главной задачей в организации такого обучения является поиск соответствующих проблемных ситуаций, которые находились бы на достаточно высоком, доступном для учащихся уровне трудности. Одновременно порождая потребность и обеспечивая возможность для получения нового знания, которое по своему психологическому содержанию равноценно для самого учащегося пусть не большому, но новому и интересному открытию. Для учащегося решение проблемных ситуаций означает определенный шаг в его развитии в получении нового обобщенного знания на основе решения содержащейся в нем проблемы.

Проблемное обучение имеет структуру: 1) постановка проблемы; 2) пути решения; 3) окончательная формулировка вывода.

Преимущество проблемного обучения: Развивается творческое мышление, знания переходят в убеждения, формируется система знаний, навыков, умений, активно развивается память, положительное эмоциональное отношение к обучению вообще и предмету в частности.

Недостатки: такое обучение занимает много времени, его можно начинать тогда когда у учащихся будет определенный запас знаний.

III. Программированное обучение.

Возникло в начале 60-х годов на основе новых дидактических, психологических и кибернетических идей.

Обучающая программа состоит из последовательности шагов, т.е. учебный материал разбивается на небольшие части (порции). Они предъявляются каждому ученику индивидуально. Каждый шаг программы обычно состоит из трех этапов:

 

1) информационного, в котором дается необходимая информация о том, что будет изучаться;

2) контрольного в форме задания для самостоятельного выполнения;

3) управляющего, в котором обучаемый проверяет свое решение задания и на основе результатов проверки получает указание о переходе к следующему шагу.

Преимущество: ученик работает в индивидуальном свойственном ему темпе умственной деятельности и максимально исключается непонимание информации.

Недостатки: ученик перестает формировать мысль в развернутых речевых формах, снижается речевое развитие ребенка. Ученик учится думать без вариантов в рамках заданной программы. Ограничены возможности коллективной совместной деятельности, не всякий учебный материал поддается программированию. Технические трудности, сложен сам процесс составления программ (программист, психолог, методист).

Компьютерное обучение.

Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач – предъявления (выдачи) информации, управления ходом обучения, контроля и коррекции результатов, выполнения тренировочных упражнений, накопления данных о развитии учебного процесса и т.д.

Определились главные направления эффективности использования ЭВМ. В их числе два важнейших: 1) повышение успеваемости по отдельным учебным предметам, обеспечение ориентированного на результат процесса; 2) развитие общих когнитивных способностей – решать поставленные задачи, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками (сбор, анализ, синтез информации), т.е. упор на процессы, лежащие в основе формирования того или иного навыка. Кроме того, компьютеры широко используются для автоматизированного тестирования, оценки и управления, что позволяет высвободить время преподавателя и тем самым повысить эффективность педагогического процесса.

Эффективность обучающих программ и всего компьютерного обучения целиком зависит от качества алгоритмов управления мыслительной деятельностью. Плохо составленные алгоритмы резко снижают качество компьютерного обучения.

Качество компьютерного обучения обуславливается двумя основными факторами: 1) качеством обучающих программ и 2) качеством вычислительной техники. И в той и в другой области сегодня существуют значительные проблемы.

 

Психология воспитания

Социальный опыт обычно классифицируют по содержанию. Все учебные предметы, изучаемые в школе, отражают достижения науки. Но, кроме научного, человечество располагает и другими видами опыта: этический, эстетический, физический, производственный и др. Когда речь идет об усвоении научного опыта, то обычно говорят об обучении. Но когда речь идет об усвоении моральных норм, эстетической культуры, то говорят о воспитании. Воспитанием называют и усвоение физической культуры.

Любой вид социального опыта усваивается через деятельность учащегося, адекватную этому опыту. Нельзя усваивать физическую культуру, не выполняя определенных физических упражнений. Невозможно стать добрым человеком, не совершая добрых поступков, и т.д.

Процесс усвоения любых видов опыта проходит в принципе те же этапы, что и в случае усвоения интеллектуальных знаний и умений. Исходной формой деятельности является внешняя материя.

Личное принятие ориентировочной основы выполняемых действий составляет специфическую особенность усвоения именно морального опыта.

Мы остановимся на усвоении морального опыта – на нравственном воспитании. Выбор этого вида воспитания не случаен: нравственность человека составляет ядро его личности.

Общее понятие о личности

Личность – это характеристика человека в целом, она проявляется во всех видах его деятельности. Именно поэтому А.Н. Леонтьев говорил, что деятельностный подход к анализу человеческой психики есть одновременно и личностный подход. И наоборот, личностный подход есть одновременно и деятельностный. Вместе с тем личность характеризует человека с одной стороны: включенность его в общественные отношения, его направленность, которая определяется ведущими мотивами деятельности, поведения. Направленность личности может быть общественной или эгоистической. В одних случаях общественные и личные интересы могут совпадать, в других – эгоистическая направленность может приносить вред другим людям, обществу в целом.

Исходя из этого, можно говорить о положительном и отрицательном развитии личности. Уровень положительного развития личности определяется мерой ответственности человека перед другими людьми, перед окружающей средой, перед своей деятельностью, перед собой.

Нравственные нормы, принятые человеком и перешедшие во внутренний план его психической жизни, контролируются с помощью чувств, называемых чувством долга, совестью, стыдом.

С личностью, с нравственностью связаны и такие понятия, как честное слово, кодекс чести, достоинство личности.

Итак, личность может быть как положительной, так и отрицательной. Она может быть как слабой, неустойчивой, так и сильной, устойчивой. Для правильного суждения о личности человека надо знать не только то, что он делает, но и то, какой личностный смысл имеет это дело для него, т.е. какие мотивы движут его поведением.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1061; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.006 с.)