Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Революция 1848 года во Франции и периоды второй республики и второй империи
После победы над Наполеоном во Франции под влиянием держав-победительниц была восстановлена королевская власть - на престол взошел представитель династии Бурбонов Людовик XVIII. Период реставрации монархии длился с 1814 г. до 1847 г. Конституционные основы легитимной монархии были определены королевской Хартией 1814 г. Согласно Хартии главой государства и главой исполнительной власти был король, особа священная и неприкосновенная. Он назначал Совет Министров, который был ответственным только перед ним, являлся начальником вооруженных сил. Король обладал законодательной инициативой, утверждал и обнародовал законы, ордонансы, постановления; назначал и смещал должностных лиц, имел право объявлять войну, заключать международные договоры, обладал правом помилования. Законодательную власть осуществляли Палата пэров и Палата депутатов. В период правления Карла X (Артуа) во Франции устанавливается режим дворянской реакции. Король издал ряд антидемократических ордонансов, и восстановленная монархия вызвала острое недовольство в стране. В июле 1830 г. вспыхнуло народное восстание («июльская революция»). Королем стал Луи Филипп. В обстановке революционного подъема он издал Хартию 1830 г., которая учитывала реалии нового капиталистического общества. Данная Хартия содержала Декларацию гражданских прав, провозглашала «народную монархию», лишала короля исключительного права законодательной инициативы и издания ордонансов, имеющих силу закона, позволяла королю назначать пэров пожизненно. Таким образом, Франция обрела внешние признаки парламентарной монархии. Власть сосредоточилась в руках буржуазии, дворянство отошло на второй план. Однако, с 1846 по 1848 гг. страна пережила ряд кризисов - торгово-промышленный, финансовый, политический. В результате во Франции сложилась революционная ситуация. В феврале 1848 г. население Парижа поднялось на вооруженное восстание. Уже на следующий день восставшие овладели основными стратегическими пунктами столицы. Король отрекся от престола. Временное правительство, сформированное из представителей либерально- демократической оппозиции, 25 февраля 1848 г. провозгласило Францию республикой. Был опубликован ряд декретов:
- о введении всеобщего прямого избирательного права для мужчин; - о закреплении права на труд; - о гарантиях организации труда - обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже на один час; - о восстановлении свободы слова, печати, собраний, амнистии политических заключенных. Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое приняло конституцию республики. Конституция 1848 г. (состояла из вступления и 118 статей) установила следующие принципы государственного строя. - республиканская форма правления; - разделение властей; - представительное правление. Высшим органом законодательной власти являлось Национальное собрание. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых договоров и некоторые другие вопросы. Депутаты собрания (750 человек) избирались сроком на 3 года, были неприкосновенны и неотзываемы. Главой исполнительной власти объявлялся президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением. Президент наделялся широкими полномочиями, правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц. Президент не мог быть переизбран на второй срок, и не имел права роспуска Национального собрания. Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих от правительства и Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией и разрешение возникающих в ходе ее деятельности административных споров. Конституция вводила всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирателями могли быть все мужчины-французы в возрасте от 21 года. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Впоследствии был введен шестимесячный ценз оседлости для избирателей, увеличенный затем до трех лет.
Первым избранным Президентом Франции стал Луи-Наполеон, племянник Бонапарта. В Национальном собрании большинство мест получили монархисты. Законодательный орган принял декреты об отмене всеобщего избирательного права и ликвидации других демократических институтов. Луи Бонапарт установил режим личной диктатуры: в декабре 1851 г. он разогнал Национальное собрание и упразднил Конституцию 1848 г. Законодательное закрепление государственного переворота произошло в Конституции 1852 г. Вся полнота государственной власти передавалась в руки президента, избираемого на 10 лет; ему были подчинены все основные звенья государственного механизма, включая армию, жандармерию и полицию. Только президенту принадлежало право законодательной инициативы. Законодательную власть осуществляли Государственный совет (40-50 членов), сенат (150 членов, назначаемых президентом) и Законодательный корпус (251 депутат избирался всенародно на 6 лет из числа кандидатов, утверждаемых президентом). В ноябре 1852 г. специальным законом во Франции была де-юре восстановлена империя (впоследствии этот период получил название Второй империи), а Луи-Наполеон стал императором французов под именем Наполеона III. В стране утвердилась военно-полицейская диктатура, при этом монархический режим стремился играть роль надклассового арбитра в противоречиях между пролетариатом и буржуазией. В конце 1860-х годов были несколько расширены права Законодательного корпуса и Сената, а в 1870 г. принята новая «либеральная» Конституция, в которой были ещё более расширены полномочия Законодательного корпуса. Летом 1870 г. Наполеон Ш начал войну против Пруссии, стремясь помешать объединению Германии, но в решающем сражении под Седаном французская армия потерпела поражение. В сентябре 1870 г. в Париже вспыхнуло восстание («сентябрьская революция»), и под давлением народа в стране вновь была провозглашена Третья по счету республика. После вступления прусских войск на территорию Франции война для неё превратилась из несправедливой в справедливую, освободительную. Усилился приток добровольцев в армию и Национальную гвардию. В начале 1871 г. было заключено предварительное мирное соглашение, по которому Франция отдавала Эльзас и Лотарингию и обязалась уплатить контрибуцию. 3.6. Революция 18 марта 1871 года во Франции и образование Парижской Коммуны
В ночь на 18 марта 1871 г. правительственные войска попытались захватить пушки парижской Национальной гвардии, состоявшей в основном из рабочих, но солдаты стали брататься с народом. Правительство бежало в Версаль, а власть оказалась в руках Центрального комитета Национальной гвардии. Поскольку властных структур в городе не осталось, а чиновники встали на путь открытого саботажа, перед восставшими встала задача учреждения новой власти. Программным документом относительно основных принципов нового государственного устройства была Декларация к французскому народу от 19 марта 1871 г. Высшим постоянно действующим органом стал Совет Парижской Коммуны. Он был избран на всеобщих прямых выборах 26 марта 1871 г. преимущественно из рабочих. На демократически организованных заседаниях Совет определял политику Коммуны и принимал законы. Был также создан президиум Совета.
Для претворения в жизнь принятых решений были организованы 10 комиссий: общественной безопасности, финансовая, продовольственная, просвещения, труда и обмена, исполнительная и др. Совет Коммуны был связан с окружными муниципалитетами - органами государственного управления на местах. В связи с усилением давления на Коммуну со стороны правительственных войск 1 мая 1871 г. был образован Комитет общественного спасения, а парижских округах - ЦК национальной обороны. Военную организацию Парижской Коммуны возглавляли военная комиссия Совета и ЦК Национальной гвардии. Национальная гвардия 29 марта 1871 г. была объявлена единственной вооруженной силой в Париже. Она подразделялась на легионы, батальоны и роты. Звенья судебной системы возглавлял Совет Парижской Коммуны, являясь судом первой инстанцией по особо важным делам и высшей кассационной инстанцией по отношению ко всем остальным судам. В судебную систему входили: - общегражданские суды - обвинительное жюри по делам версальцев, палата гражданского суда, мировые суды; - военные суды - дисциплинарные суды в батальонах и легионах, общеармейский военно-полевой суд. Парижская Коммуна сделала первые шаги в создании пролетарского права. Законодательство Коммуны в основном выражало интересы бедных слоев населения и было направлено на решение задач, стоящих перед революцией. Основным источником права Коммуны стали декреты. Было принято решение об отделении церкви от светской власти и экспроприации неотчуждаемых имуществ религиозных конгрегаций. Декретами, принятыми в апреле и мае 1871 г., было некоторым образом улучшено положение рабочего класса, что позволяет говорить о социальной направленности законодательства Коммуны. В частности, были приняты: - Декрет о брошенных владельцами мастерских; - Декрет об отсрочке уплаты по векселям; - Декрет о реквизиции пустующих квартир буржуазии; - Декрет о запрещении штрафов и вычетов из заработной платы; - Декрет об обязательном минимуме заработной платы для рабочих. Версальское правительство развернуло в Париже активную подрывную деятельность, а затем (в мае 1871 г.) усилило военное давление на Коммуну. Во второй половине мая версальцы, используя колоссальное превосходство в военной силе, ворвались в Париж. 28 мая 1871 г. Парижская Коммуна пала.
Образование Третьей республики во Франции. Конституционные законы 1875 года
После окончания войны с Пруссией и поражения Парижской Коммуны основной политической проблемой являлся будущий государственный строй страны. Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание. Однако решение конституционных вопросов Законом от 31 августа 1871 г. было поручено Национальному собранию, где большинство принадлежало монархистам. Вместе с тем во Франции уже не было достаточной социальной базы для монархии, а политика Второй империи развеяла монархические иллюзии крестьянства, составлявшего около 70 % населения страны. Рабочие также придерживались республиканских убеждений. Это вынудило монархическое большинство в собрании отказаться от восстановления монархии. Собранию пришлось наделить главу исполнительной власти титулом «президент Республики». Конституция Третьей республики, принятая Учредительным собранием в 1875 г., не представляла собой единого документа, а складывалась из трех конституционных законов: - Закон от 24 февраля 1875 г. об организации Сената; - Закон от 25 февраля 1875 г. об организации государственных властей; - Закон от 16 июля 1875 г. об отношениях между государственными властями. Конституционные акты определяли структуру и компетенцию высших органов государственной власти. Отсутствие единого конституционного нормативного акта давало возможность обойти вопрос об общих принципах государственного строя. Ни одна статья прямо не утверждала республику, но в целом три конституционных закона устанавливали республиканский строй во главе с президентом, парламентом как высшим органом законодательной власти и парламентским правительством. Главой государства являлся президент, который избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов Сената и Палаты депутатов, соединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Он мог быть переизбран. Ему было предоставлено право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, потребовать повторного обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами. С согласия Сената он распускал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие военные и гражданские должности. Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием, и Сенатом, состоявшим из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Как и Палата депутатов, Сенат обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Лишь финансовые законы должны были в первую очередь представляться в нижнюю палату и приниматься ею. Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На единое Национальное собрание они созывались в случае избрания президента или пересмотра конституции.
Конституция 1875 г. предусматривала создание Совета министров, осуществлявшего исполнительную власть, но его правовой статус детально разработан не был. Государственный строй Третьей республики, созданный в соответствии с Конституцией 1875 г., впоследствии претерпел достаточно существенные изменения в связи дальнейшим развитием французского общества и обострением борьбы консервативных и либерально-демократических сил. Так, в 1877 г. президентом Мак-Магоном были предпринята попытка государственного переворота. В 1884 г. были приняты важные поправки и дополнения к Конституции: - запрещалось пересматривать республиканскую форму правления; - представители династий, правивших во Франции, лишались права избираться на пост президента; - был изменен порядок комплектования сената (упразднялись несменяемые сенаторы, и всех сенаторов стали избирать выборщики от коммун пропорционально численности населения). Развитие государственной системы Третьей республики проявилось в существенном сокращении власти президента. Начиная с 1880-х гг. президент на практике перестал использовать свои наиболее значимые конституционные полномочия (право роспуска палаты, отсрочки сессий и т.д.). Во избежание политических конфликтов по молчаливому соглашению основных политических партий на пост президента стали выбираться заведомо безынициативные и маловлиятельные политические деятели. Официальные конституционные полномочия президента оставались резервом на случай кризисной или чрезвычайной обстановки. Таким образом, во Франции утвердилась парламентская республика.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1002; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.022 с.) |