Революция 1848 года во Франции и периоды второй республики и второй империи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Революция 1848 года во Франции и периоды второй республики и второй империи



 

После победы над Наполеоном во Франции под влиянием держав-победительниц была восстановлена королевская власть - на престол взошел представитель династии Бур­бонов Людовик XVIII. Период реставрации монархии длился с 1814 г. до 1847 г.

Конституционные основы легитимной монархии были определены королевской Хар­тией 1814 г. Согласно Хартии главой государства и главой исполнительной власти был король, особа священная и неприкосновенная. Он назначал Совет Министров, который был ответственным только перед ним, являлся начальником вооруженных сил. Король обладал законодательной инициативой, утверждал и обнародовал законы, ордонансы, постановления; назначал и смещал должностных лиц, имел право объявлять войну, заклю­чать международные договоры, обладал правом помилования. Законодательную власть осуществляли Палата пэров и Палата депутатов.

В период правления Карла X (Артуа) во Франции устанавливается режим дворян­ской реакции. Король издал ряд антидемократических ордонансов, и восстановленная монархия вызвала острое недовольство в стране. В июле 1830 г. вспыхнуло народное вос­стание («июльская революция»). Королем стал Луи Филипп. В обстановке революцион­ного подъема он издал Хартию 1830 г., которая учитывала реалии нового капиталистиче­ского общества. Данная Хартия содержала Декларацию гражданских прав, провозглашала «народную монархию», лишала короля исключительного права законодательной инициа­тивы и издания ордонансов, имеющих силу закона, позволяла королю назначать пэров пожизненно.

Таким образом, Франция обрела внешние признаки парламентарной монархии. Власть сосредоточилась в руках буржуазии, дворянство отошло на второй план. Однако, с 1846 по 1848 гг. страна пережила ряд кризисов - торгово-промышленный, финансовый, политический. В результате во Франции сложилась революционная ситуация.

В феврале 1848 г. население Парижа поднялось на вооруженное восстание. Уже на следующий день восставшие овладели основными стратегическими пунктами столицы. Король отрекся от престола.

Временное правительство, сформированное из представителей либерально- демократической оппозиции, 25 февраля 1848 г. провозгласило Францию республикой. Был опубликован ряд декретов:

- о введении всеобщего прямого избирательного права для мужчин;

- о закреплении права на труд;

- о гарантиях организации труда - обеспечить всех работой, сократить продолжи­тельность рабочего дня в Париже на один час;

- о восстановлении свободы слова, печати, собраний, амнистии политических за­ключенных.

Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое приняло кон­ституцию республики.

Конституция 1848 г. (состояла из вступления и 118 статей) установила следующие принципы государственного строя.

- республиканская форма правления;

- разделение властей;

- представительное правление.

Высшим органом законодательной власти являлось Национальное собрание. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых договоров и некоторые другие вопросы. Депутаты собрания (750 человек) избирались сроком на 3 года, были неприкосновенны и неотзываемы.

Главой исполнительной власти объявлялся президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением. Президент наделялся широкими полномочиями, пра­вом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц. Президент не мог быть пере­избран на второй срок, и не имел права роспуска Национального собрания.

Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих от правительства и Нацио­нального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за адми­нистрацией и разрешение возникающих в ходе ее деятельности административных споров.

Конституция вводила всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосова­нии. Избирателями могли быть все мужчины-французы в возрасте от 21 года. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Впоследствии был введен шести­месячный ценз оседлости для избирателей, увеличенный затем до трех лет.

Первым избранным Президентом Франции стал Луи-Наполеон, племянник Бонапар­та. В Национальном собрании большинство мест получили монархисты. Законодательный орган принял декреты об отмене всеобщего избирательного права и ликвидации других демократических институтов. Луи Бонапарт установил режим личной диктатуры: в декаб­ре 1851 г. он разогнал Национальное собрание и упразднил Конституцию 1848 г.

Законодательное закрепление государственного переворота произошло в Конститу­ции 1852 г. Вся полнота государственной власти передавалась в руки президента, изби­раемого на 10 лет; ему были подчинены все основные звенья государственного механизма, включая армию, жандармерию и полицию. Только президенту принадлежало право зако­нодательной инициативы.

Законодательную власть осуществляли Государственный совет (40-50 членов), се­нат (150 членов, назначаемых президентом) и Законодательный корпус (251 депутат из­бирался всенародно на 6 лет из числа кандидатов, утверждаемых президентом).

В ноябре 1852 г. специальным законом во Франции была де-юре восстановлена им­перия (впоследствии этот период получил название Второй империи), а Луи-Наполеон стал императором французов под именем Наполеона III. В стране утвердилась военно-полицейская диктатура, при этом монархический режим стремился играть роль надклас­сового арбитра в противоречиях между пролетариатом и буржуазией.

В конце 1860-х годов были несколько расширены права Законодательного корпуса и Сената, а в 1870 г. принята новая «либеральная» Конституция, в которой были ещё более расширены полномочия Законодательного корпуса.

Летом 1870 г. Наполеон Ш начал войну против Пруссии, стремясь помешать объеди­нению Германии, но в решающем сражении под Седаном французская армия потерпела поражение. В сентябре 1870 г. в Париже вспыхнуло восстание («сентябрьская револю­ция»), и под давлением народа в стране вновь была провозглашена Третья по счету рес­публика.

После вступления прусских войск на территорию Франции война для неё преврати­лась из несправедливой в справедливую, освободительную. Усилился приток доброволь­цев в армию и Национальную гвардию. В начале 1871 г. было заключено предварительное мирное соглашение, по которому Франция отдавала Эльзас и Лотарингию и обязалась уплатить контрибуцию.


3.6. Революция 18 марта 1871 года во Франции и образование Парижской Коммуны

 

В ночь на 18 марта 1871 г. правительственные войска попытались захватить пушки парижской Национальной гвардии, состоявшей в основном из рабочих, но солдаты стали брататься с народом. Правительство бежало в Версаль, а власть оказалась в руках Цен­трального комитета Национальной гвардии.

Поскольку властных структур в городе не осталось, а чиновники встали на путь от­крытого саботажа, перед восставшими встала задача учреждения новой власти.

Программным документом относительно основных принципов нового государствен­ного устройства была Декларация к французскому народу от 19 марта 1871 г.

Высшим постоянно действующим органом стал Совет Парижской Коммуны. Он был избран на всеобщих прямых выборах 26 марта 1871 г. преимущественно из рабочих. На демократически организованных заседаниях Совет определял политику Коммуны и принимал законы. Был также создан президиум Совета.

Для претворения в жизнь принятых решений были организованы 10 комиссий: об­щественной безопасности, финансовая, продовольственная, просвещения, труда и обмена, исполнительная и др.

Совет Коммуны был связан с окружными муниципалитетами - органами государст­венного управления на местах.

В связи с усилением давления на Коммуну со стороны правительственных войск 1 мая 1871 г. был образован Комитет общественного спасения, а парижских округах - ЦК национальной обороны.

Военную организацию Парижской Коммуны возглавляли военная комиссия Совета и ЦК Национальной гвардии. Национальная гвардия 29 марта 1871 г. была объявлена един­ственной вооруженной силой в Париже. Она подразделялась на легионы, батальоны и роты.

Звенья судебной системы возглавлял Совет Парижской Коммуны, являясь судом первой инстанцией по особо важным делам и высшей кассационной инстанцией по отно­шению ко всем остальным судам.

В судебную систему входили:

- общегражданские суды - обвинительное жюри по делам версальцев, палата граж­данского суда, мировые суды;

- военные суды - дисциплинарные суды в батальонах и легионах, общеармейский военно-полевой суд.

Парижская Коммуна сделала первые шаги в создании пролетарского права. Законо­дательство Коммуны в основном выражало интересы бедных слоев населения и было на­правлено на решение задач, стоящих перед революцией. Основным источником права Коммуны стали декреты. Было принято решение об отделении церкви от светской власти и экспроприации неотчуждаемых имуществ религиозных конгрегаций.

Декретами, принятыми в апреле и мае 1871 г., было некоторым образом улучшено положение рабочего класса, что позволяет говорить о социальной направленности законо­дательства Коммуны. В частности, были приняты:

- Декрет о брошенных владельцами мастерских;

- Декрет об отсрочке уплаты по векселям;

- Декрет о реквизиции пустующих квартир буржуазии;

- Декрет о запрещении штрафов и вычетов из заработной платы;

- Декрет об обязательном минимуме заработной платы для рабочих.

Версальское правительство развернуло в Париже активную подрывную деятель­ность, а затем (в мае 1871 г.) усилило военное давление на Коммуну.

Во второй половине мая версальцы, используя колоссальное превосходство в воен­ной силе, ворвались в Париж. 28 мая 1871 г. Парижская Коммуна пала.

Образование Третьей республики во Франции. Конституционные законы 1875 года

 

После окончания войны с Пруссией и поражения Парижской Коммуны основной по­литической проблемой являлся будущий государственный строй страны.

Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание. Однако реше­ние конституционных вопросов Законом от 31 августа 1871 г. было поручено Националь­ному собранию, где большинство принадлежало монархистам. Вместе с тем во Франции уже не было достаточной социальной базы для монархии, а политика Второй империи развеяла монархические иллюзии крестьянства, составлявшего около 70 % населения страны. Рабочие также придерживались республиканских убеждений. Это вынудило мо­нархическое большинство в собрании отказаться от восстановления монархии. Собранию пришлось наделить главу исполнительной власти титулом «президент Республики».

Конституция Третьей республики, принятая Учредительным собранием в 1875 г., не представляла собой единого документа, а складывалась из трех конституционных зако­нов:

- Закон от 24 февраля 1875 г. об организации Сената;

- Закон от 25 февраля 1875 г. об организации государственных властей;

- Закон от 16 июля 1875 г. об отношениях между государственными властями.

Конституционные акты определяли структуру и компетенцию высших органов госу­дарственной власти. Отсутствие единого конституционного нормативного акта давало воз­можность обойти вопрос об общих принципах государственного строя. Ни одна статья прямо не утверждала республику, но в целом три конституционных закона устанавливали республиканский строй во главе с президентом, парламентом как высшим органом зако­нодательной власти и парламентским правительством.

Главой государства являлся президент, который избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов Сената и Палаты депутатов, соединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Он мог быть переизбран. Ему было предоставлено право законо­дательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, потребовать повторного обсуждения законопроекта, уже со­гласованного палатами. С согласия Сената он распускал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предос­тавлялось право назначения на все высшие военные и гражданские должности.

Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием, и Сенатом, состоявшим из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действую­щим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Как и Палата депутатов, Сенат обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Лишь финансовые законы должны были в первую очередь представляться в нижнюю палату и приниматься ею. Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На единое Национальное собрание они созывались в случае избрания президента или пересмотра конституции.

Конституция 1875 г. предусматривала создание Совета министров, осуществлявше­го исполнительную власть, но его правовой статус детально разработан не был.

Государственный строй Третьей республики, созданный в соответствии с Конститу­цией 1875 г., впоследствии претерпел достаточно существенные изменения в связи дальнейшим развитием французского общества и обострением борьбы консервативных и ли­берально-демократических сил. Так, в 1877 г. президентом Мак-Магоном были предпри­нята попытка государственного переворота.

В 1884 г. были приняты важные поправки и дополнения к Конституции:

- запрещалось пересматривать республиканскую форму правления;

- представители династий, правивших во Франции, лишались права избираться на пост президента;

- был изменен порядок комплектования сената (упразднялись несменяемые сенато­ры, и всех сенаторов стали избирать выборщики от коммун пропорционально численности населения).

Развитие государственной системы Третьей республики проявилось в существен­ном сокращении власти президента. Начиная с 1880-х гг. президент на практике перестал использовать свои наиболее значимые конституционные полномочия (право роспуска палаты, отсрочки сессий и т.д.). Во избежание политических конфликтов по молчаливому соглашению основных политических партий на пост президента стали выбираться заведо­мо безынициативные и маловлиятельные политические деятели. Официальные конститу­ционные полномочия президента оставались резервом на случай кризисной или чрезвы­чайной обстановки. Таким образом, во Франции утвердилась парламентская республика.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1002; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.022 с.)