Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественный строй и государственное устройство Франции в период сословно-представительной монархии
Началом периода сословно-представительной монархии во Франции (XIV-XV вв.) принято считать созыв в 1302 г. Генеральных штатов - высшего органа сословного представительства. Развитие городов и расширение межрегиональных связей, а также установление прочных экономических связей между городом и деревней создали благоприятные условия для преодоления феодальной раздробленности, для формирования единого общенационального рынка и дальнейшего экономического и социального развития страны. Возникает специализация сельскохозяйственного и ремесленного производства в отдельных районах и городах, что приводит к упрочению торговых связей между различными областями королевства. В этих условиях увеличилась численность населения городов и усилилось их влияние на положение дел в стране. С завершением периода феодальной раздробленности государство приобрело форму сословно-представительной монархии. Это стало возможным ввиду того, что: - укрепились социально-экономические основы союза королевской власти и городов; благодаря росту городской промышленности и торговли города смогли оказывать монархии помощь; - вокруг королевской власти сплотились основные группы среднего и мелкого дворянства в надежде защитить свое привилегированное положение силами королевской армии. а также ради получения доходных должностей; - страна нуждалась в сильной королевской власти для борьбы с внешним врагом. В XIV-XV вв. завершилось формирование наследственных сословий. Французское общество разделилось на три сословия: - первое сословие (сословие духовенства); - второе сословие (сословие дворянства); - третье сословие. Первые два сословия были привилегированными, освобождались от государственных налогов и повинностей, пользовались преимущественным правом доступа к государственным должностям. Однако, они не были однородными: так, первое сословие делилось на высшее (в него входили архиепископы, епископы и аббаты) и низшее (священники и монахи). Третье сословие, к которому относились купцы, ремесленники, свободные крестьяне, было податным. Под влиянием развития товарно-денежных отношений произошли существенные изменения в правовом положении крестьян. Феодалы заменяют часть натуральных повинностей и платежей денежным оброком. В XIV в. меняется форма крестьянского землепользования - серваж вытесняется цензивой. Цензивой называлось наследственное земельное держание, держатель которого (цензитарий) ежегодно выплачивал своему господину ценз - твердо фиксированную денежную, реже натуральную ренту, а также выполнял определенные повинности. При соблюдении этих условий цензитарий имел право передавать по наследству свою цензиву, закладывать, сдавать в аренду и продавать ее с согласия сеньора и с уплатой особой пошлины.
В государственном устройстве средневековой Франции предшественниками Генеральных штатов, как высшего органа сословного представительства, были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий, которые положили начало провинциальным штатам. Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству; основной их функцией было вотирование налогов. Каждое сословие заседало отдельно от других: в первой палате - высшее духовенство; во второй - депутаты от дворянства; в третьей - выборные депутаты от верхушки горожан, «третьего сословия». Каждая палата имела только один голос независимо от числа представителей. Утверждение решения осуществлялось всеми палатами простым большинством голосов. Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. Центральными органами управления в X1V-XV вв. были: а) Государственный совет, осуществлявший по указаниям короля руководство и контроль за отдельными звеньями управления; б) Большой совет (1314-1497 гг.); в) Счетная палата, ведавшая финансами. К наиболее значимым должностным лицам относились: - канцлер, в функции которого входили текущее управление и контроль за деятельностью должностных лиц; во время отсутствия короля он председательствовал в Государственном совете, под его руководством составлялись проекты ордонансов;
- коннетабль - командир конного рыцарского войска, впоследствии командир королевской армии; - камерарии - казначей; - палатины - королевские советники, выполнявшие отдельные поручения короля. В системе судебных учреждений произошли следующие изменения: - королевская юстиция потеснила сеньориальную и церковную, значительно расширилась юрисдикция королевских судов - они могли пересмотреть любое решение сеньориального суда; - хотя судебные органы по-прежнему не были еще отделены от административных, наметилось их обособление; - возросла роль Парламента, который рассматривал наиболее важные уголовные и гражданские дела, мог пересматривать решения и приговоры нижестоящих судов, осуществляя таким образом контроль над местными судами. Правосудие на местах от имени короля вершили бальи, сенешали и прево, рассматривая основную массу уголовных и гражданских дел. Церковный суд превратился в специальный суд по делам особой предметной и персональной подсудности и образовал инстанционную систему: низшая инстанция - суд официалов, специальных уполномоченных епископа; вторая инстанция - суд архиепископа; следующая инстанция - суд кардинала; высшая инстанция - суд римской курии, который рассматривал наиболее важные дела. В XIV в. был создан специальный орган уголовного преследования и обвинения - прокуратура, члены которой именовались королевскими прокураторами и выступали в судах как обвинители по делам, затрагивавшим интересы монархии («интересы короны»). В ходе военных реформ второй половины XIV в. и первой половины XV в. королевская армия становится регулярной, значительной по численности, с централизованным руководством и четкой системой. К этому времени правительство после введения постоянных налогов имело в своем распоряжении значительные средства, которые использовались для вербовки наемников, по большей части иностранцев (немцев, шотландцев и т.д.). Офицерские должности занимало по преимуществу дворянство. 3.3. Общественный и государственный строй Франции
В XVI в. во Франции стала складываться абсолютная монархия. Возникновение этой новой формы монархии вызвано тем, что с конца XV в. в стране началось формирование капиталистического уклада в промышленности и сельском хозяйстве: - в промышленности появились мануфактуры, а с ними - наемная рабочая сила, вербовавшаяся из разорившихся мелких ремесленников, подмастерьев и крестьян; - выросла внешняя торговля с другими европейскими странами, с Востоком, а через Испанию - и с Америкой; - капиталистические и полукапиталистические отношения в сельском хозяйстве приняли форму срочной аренды. Развитие капиталистического уклада ускоряло разложение феодальных отношений, но не уничтожало их: - в городах ремесло, мелкие цеховые и свободные ремесленники существовали во всех отраслях, где не было мануфактур; - сохранялась собственность сеньора на крестьянские земли и, как следствие, феодальные платежи, церковная десятина и т.д. К XVI в. французская монархия утратила существовавшие ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу. Первые два сословия - духовенство и дворянство - полностью сохранили свое привилегированное положение. При 15 млн. чел. населения страны в XVI-XVII вв. к духовенству относилось примерно 130 тыс. человек, а к дворянству - около 400 тыс. человек, то есть подавляющую массу населения во Франции составляло третье сословие (в состав которого вошло крестьянство).
Духовенство, при своей традиционной иерархии, отличалось большой неоднородностью и проявляло единство только в своем стремлении удержать сословные, феодальные привилегии. Между верхушкой Церкви и приходскими священниками усилились противоречия. Дворянство занимало господствующее место в общественной и государственной жизни французского общества, однако в его составе произошли важные изменения. Значительная часть родовитого «дворянства шпаги» разорилась; их место в землевладении и во всех звеньях королевского аппарата заняли выходцы из городских верхов, которые покупали судебно-административные должности (дававшие дворянские привилегии), передавали их по наследству и становились так называемым «дворянством мантии». Дворянский статус предоставлялся также в результате пожалования специальным королевским актом. Внутри третьего сословия усиливалась социальная дифференциация: - на нижних его ступенях находились крестьяне, ремесленники, чернорабочие, безработные; - на верхних ступенях - те лица, из которых постепенно формировался класс буржуазии: финансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты. Французский абсолютизм достиг высшей ступени своего развития в период самостоятельного правления Людовика XIV (1661-1715 гг.). Особенностью абсолютизма во Франции являлось то, что король - наследный глава государства - обладал всей полнотой законодательной, исполнительной, военной и судебной власти. Ему подчинялись весь централизованный государственный механизм, административно-финансовый аппарат, армия, полиция, суд. Все жители страны были подданными короля, обязанными ему беспрекословно подчиняться. В XVI - первой половине XVII вв. абсолютная монархия играла прогрессивную роль. Она вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприятные условия для ее последующего социально-экономического развития. Кроме того, нуждаясь в новых дополнительных средствах, она содействовала росту капиталистической промышленности и торговли: поощряла строительство новых мануфактур, вводила высокие таможенные пошлины на иностранные товары, вела войны против иностранных держав - конкурентов в торговле, основывала колонии - новые рынки сбыта. Однако, во второй половине XVII в., когда капитализм достиг такого уровня, что его дальнейшее благоприятное развитие в недрах феодализма стало невозможным, абсолютная монархия утратила все ранее присущие ей ограниченно прогрессивные черты.
С укреплением абсолютизма вся государственная власть сконцентрировалась в руках короля. Деятельность Генеральных штатов практически прекратилась, они собирались очень редко (последний раз в 1614 г.). С начала XVI в. светская власть в лице короля усилила свой контроль над церковью. Рос бюрократический аппарат, его влияние усиливалось. Центральные органы государственного управления в период абсолютной монархии делились на две категории: - унаследованные от сословно-представительной монархии учреждения, должности в которых продавались. Они частично контролировались знатью и постепенно оттеснялись во второстепенную сферу государственного управления; - учреждения, созданные абсолютизмом, в которых должности не продавались, а замещались чиновниками, назначаемыми королем. Они со временем составили основу управления. Государственный совет фактически превратился в высший совещательный орган при короле. В состав Государственного совета входило и «дворянство шпаги», и «дворянство мантии» - представители и старых, и новых учреждений. К сословно-представительным органам управления, должности в которых занимала знать, и которые практически не функционировали, относились также тайный совет. Большой и Малый королевский советы, совет депеш, а также аппарат канцлера. Органы, созданные во время абсолютизма, возглавляли генеральный контролер финансов (по сути, первый министр) и четыре государственных секретаря - по военным делам, морским делам и делам колоний, иностранным делам, и делам двора. Большое значение в финансовом управлении имели откупщики косвенных налогов, они же - государственные кредиторы. В местном управлении, как и в центральных органах, сосуществовали две категории должностных лиц и органов: - утратившие значительную часть своих реальных правомочий бальи, прево и губернаторы, должности которых замещались знатью; - фактически руководившие местным административным управлением и судом интенданты юстиции, полиции и финансов - особые уполномоченные королевского правительства на местах, на посты которых обычно назначались лица незнатного происхождения. Интендантства делились на округа, реальная власть в которых была вручена субделегатам, назначаемым интендантом и подчиненным ему. Судебную систему возглавлял король, который мог принять к своему личному рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое дело любого суда. В судопроизводстве сосуществовали: королевские суды; сеньориальные суды; городские суды; церковные суды; специальные суды. В период абсолютной монархии продолжалось усиление королевских судов. Им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел. Общие королевские суды состояли из трех инстанций: суды превотальные, бальяжные и суды парламентов. Особыми полномочиями пользовался Парижский парламент, заседания которого при рассмотрении особо важных дел возглавлял сам король. Сеньориальным судам эдикт 1788 г. оставил в области уголовного судопроизводства лишь функции органов предварительного дознания. В области гражданского судопроизводства им были подсудны только дела с небольшой суммой иска. В специальных судах рассматривались дела, затрагивавшие ведомственные интересы: свои суды имели счетная палата, палата косвенных налогов, управление монетного двора; были также суды морские, таможенные и военные..
Создание постоянной армии при абсолютизме завершилось. От набора наемников- иностранцев постепенно отказались и перешли к комплектации вооруженных сил за счет вербовки в солдаты рекрутов из низших слоев «третьего сословия», в том числе и уголовных элементов. Офицерские должности по-прежнему занимало лишь дворянство, что придавало армии ярко выраженный сословный характер. Глава 4. 4.1. Периодизация истории средневековой Англии.
В I в. н. э. Британия была одной из окраинных провинций Римской империи. В начале V в. н. э. римское владычество здесь прекратилось. Началось завоевание Британии англосаксами - северогерманскими племенами англов, саксов и ютов, оттеснивших кельтское население (бриттов) на окраины острова. К концу VI в. на территории Британии образовалось семь раннефеодальных королевств (Уэссекс, Сассекс, Кент и др.), которые в IX в. под главенством Уэссекса объединились в англосаксонское государство - Англию. Основными этапами развития английского феодального государства являются: - период англосаксонской раннефеодальной монархии (IX-XI вв.); - период централизованной сеньориальной монархии (XI-XIII вв.); - период сословно-представителъной монархии (вторая половина XIII - XV вв.); - период абсолютной монархии (конец XV - середина XVII вв.). Главной особенностью становления феодализма у англосаксов является сохранение в течение длительного времени свободной сельской общины. В первое столетие после завоевания социальную основу общества составляли свободные крестьяне-общинники (керлы) и знатные люди (эрлы). Родовая знать сначала занимала особое положение, но постепенно была оттеснена дружинниками, на которых опирался король, утверждая свою власть, и которым он раздавал земельные пожалования - общинные земли вместе с жившими на нйх крестьянами. Крестьяне несли в пользу земельных собственников повинности и становились лично зависимыми от своих господ (вилланами). Те крестьяне, которые оставались свободными (сокмены), выполняли повинности в пользу государства. По мере роста социального неравенства и разложения общины эрлы превращались в крупных землевладельцев. К XI в. благодаря поддержке как со стороны королевской власти, так и церкви, поощрявшей развитие феодальной собственности на землю и оправдывавшей закабаление крестьян, общинные отношения были заменены феодальными. В раннефеодальную (англосаксонскую) эпоху потребности обороны в борьбе с набегами норманнов и необходимость сплочения всех сил господствующего класса с целью преодоления сопротивления крестьян закрепощению создали предпосылки для укрепления королевской власти. Несмотря на то, что еще сохранялись отношение к королю как к военному предводителю и принцип выборов при замещении престола, монарх постепенно утвердил: - свое право верховной собственности на землю; - монопольное право на чеканку монеты, пошлины; - право на получение натуральных поставок со всего свободного населения; - право на военную службу со стороны свободных. Королевский двор сделался центром управления страной, а королевские приближенные - должностными лицами государства. Высшим государственным органом был вита- нагемот - совет витанов (мудрых), в который входили король, высшее духовенство, светская знать. Основными функциями совета витанов были избрание королей и высший суд. Местное управление в Англии сохраняло принципы территориального самоуправления. Главными территориальными единицами страны в X в. стали 32 округа - графства, центрами которых были укрепленные города. Наиболее важные местные дела дважды в год обсуждались на собрании графства. В нем должны были участвовать все свободные люди округа. Города и порты имели свои собственные собрания, со временем превратившиеся в городские и купеческие суды. Существовали также собрания деревень. Графство возглавлял элдормен, назначаемый королем с согласия витанагемота из представителей местной знати и руководивший собранием графства, а также его вооруженными силами. К X в. существенные полицейские, финансовые и судебные полномочия личный представитель короля приобрел - герефа (шериф), который назначался королем из среднего слоя служилой знати и надзирал за своевременным поступлением в казну налогов и судебных штрафов. 4.2. Периоды централизованной сеньориальной и
В течение периода централизованной сеньориальной монархии (XI-XII вв.) в Англии завершилось становление феодального строя. После нормандского завоевания (1066 г.), когда на английскую землю вступили войска герцога Вильгельма, провозглашенного королем Англии, закрепилась характерная особенность английского феодализма - политическое объединение страны и централизация государственной власти. Короли Нормандской династии находили прочную опору в слое средних и мелких феодалов; поддержка крупных феодалов носила относительный и временный характер, так как они сами стремились к самостоятельности. Тем не менее, при оформлении феодально-иерархической лестницы установилась прямая вассальная зависимость всех феодалов от короля, что отличает Англию от других стран Европы. В 1086 г. была проведена всеобщая поземельная перепись («Книга Страшного суда»), закрепившая за каждым феодалом его земельные владения и место в системе феодальной иерархии. Свободные крестьяне по большей части были записаны в ней как крепостные - вилланы; оставшиеся - как фригольдеры: - для английских вилланов характерны повинности «по воле лорда», тяжелая барщина, строгое ограничение прав ухода с надела, подсудность только суду своего лорда; - фригольдерство предполагало свободное держание на условиях выплаты сравнительно низкой ренты. Для крестьян-фригольдеров были характерны личная свобода, фиксированность ренты, право свободного завещания, раздела и отчуждения держания, а также право защиты в королевских судах. Существовали также полусвободные крестьяне - бордарии и коммарии. В период сеньориальной монархии главой государства был король, при котором действовали Великий совет, королевская курия, Палата шахматной доски и и два ведомства - канцлера и финансовое. Исполнительную власть осуществляли назначаемые королем должностные лица: камерарий, маршал и главный юстициарий. В местном управлении опорой главы государства были шерифы. В результате реформ Генриха II (1154-1189 гг.) укрепились судебные, военные и финансовые полномочия центральной власти. К королевскому домену были присоединены обширные земельные владения, упорядочивается взимание налогов и сборов, ограничивается юрисдикция церковных судов, реорганизуются вооруженные силы. В судебной сфере был введен институт разъездных судей, в обязанность которых входила судебная и административная деятельность, а также создан Суд Королевской скамьи и Суд Общих тяжб. В королевских судах к разбору гражданских и уголовных дел стали привлекаться присяжные заседатели. На местном уровне действовали мировые судьи, судебные собрания сотен и графств, а также суды отдельных феодалов. Переход к новой форме государства - сословно-представительной монархии - начал осуществляться в Англии во второй половине XIII в. Неудачная внутренняя и внешняя политика Иоанна Безземельного (1199-1216) вызывала недовольство во всех слоях свободного населения Англии. Король лишился поддержки в обществе, расстроенном непомерными налогами, злоупотреблениями при их взимании, конфискациями земель, внесудебными расправами, обострением конфликта с церковью. Иоанн был вынужден пойти на компромисс с союзом дворян и горожан. Отражением этого компромисса стала Великая хартия вольностей, дарованная монархом своим подданным в 1215 г. После нового политического конфликта в 1258 г. король Генрих 1П утвердил Оксфордские провизии, устанавливавшие режим баронской олигархии. В ответ недовольные рыцари при поддержке горожан и некоторых баронов потребовали от короля подписания Вестминстерских провизии, защищавших рыцарство и свободных крестьян от произвола крупных феодалов и королевской администрации. В 1263 г. началась гражданская война, длившаяся до 1267 г. Ее итогом было создание первого английского парламента, окончательно утвердившегося при Эдуарде I. В XIV в. парламент стал двухпалатным: - верхняя палата - палата лордов, где заседали бароны и высшее духовенство; - нижняя палата - палата общин, где заседали рыцари и городская верхушка вместе с низшим духовенством. Их прочный союз обеспечил палате общин большее политическое влияние, чем сословно-представительных собраний в других странах. Первоначально парламент лишь определял размеры налогов на недвижимость и подавал коллективные петиции на имя короля. Но постепенно он закрепил свою компетенцию в следующих вопросах: право на участие в издании законов; право решать вопросы о поборах с населения в пользу государственной казны; право контроля над высшими должностными лицами; право выступать в качестве высшего судебного органа. Управление на местах осуществляли шериф с помощником - бейлифом, а также избиравшиеся в местных собраниях коронеры и констебли. Полицейскими и судебными полномочиями наделялись назначаемые королем мировые судьи. Высшими судами в период сословно-представительной монархии были Суд королевской скамьи, Суд общих тяжб и Суд казначейства.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 4602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.046 с.) |