Деметра–Несчастная Мать Всего Сущего 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деметра–Несчастная Мать Всего Сущего



В порванной одежде, с распущенными волосами, посыпанным пеплом и порохом, идет жалостная и грустная стародавняя Скорбящая мать—Деметра. У нее в руках высохшие колоски и завянувший маков цвет. Затуманенные глаза, в которых уже нет слез, растерянно и беспомощно блуждают с предмета на предмет. Мать ищет потерянную дочь.

Она оставила ее посреди луга на берегу Океана играть с нимфами и запретила ей собирать нарциссы, предательские цветы, посвященные подземным божествам. Персефона была послушной. Она срывала тюльпаны, которые держали на крепком стебле желтый или красный бокал, гиацинты, в которых живет душа прекрасного юноши, тихие добрые фиалки и небесные глазки незабудок, но сотой дорогой обходила нарциссы, потому что, как говорила мать, в их белых лепестках спить желание, а их запах отгораживает мысли от неба. И тогда земля создала цветок, которого еще не видело солнце. С одного корня выросло сто головок, которые сияли золотом соцветий, вырезанные края белых лепестков пылали ярким пурпуром. Прекрасный запах наполнял небо и землю, проникал в соленые морские глубины, да так что все нереиды поднялись со своих бриллиантовых лож и выкрикнули «Ах!».

Персефона оглянулась вокруг, никто ли не видит, и быстро сорвала цветок. Ее опьянил запах цветка, в глазах у нее затуманилось, и душу заполонила тьма. Тогда разверзлась земля, и Аид, бог ада, на колеснице, запряженной черными конями, выкрал Персефону. Придя в себя, она начала звать на помощь, кричала. Но ни один бог не услышал ее голоса, ни одна из нимф, с которыми она играла на лугу, не прибежала помочь. Только маленькая Киана, водная русалка, раскинула слабенькие руки, пытаясь загородить дорогу насильнику. Но черные кони пролетели над ней, нимфа залилась слезами и растеклась ручьем. Повитые тучами, они мчали с ураганным свистом над землей и морем. С глаз Персефоны пропали знакомые побережья, из ее корзинки высыпались цветы. Наконец раскрылась бездна Тартара.

Зря мать спрашивала о ней каждого встречного. Ни бог, ни человек, ни птица не могли ничего сообщить о дочери. Деметра блуждала по всем морям и землям. Ночью зажигала факел и при его красном свете обыскивала расщелины в скалах, лесные чащи, углы старинных храмов, дупла трухлявых деревьев. Девять дней и девять ночей искала она Персефону, и не была на земле уголка, в который бы не заглянула растерянная мама.

Наконец, уставшая и беспомощная, Деметра пришла на Элевсин возле Саламинской затоки и села около Девственного источника. Камень момент пришли к источнику за водой дочери царя Келея. Они заметили несчастную бабушку в разорванной одежде и назвали ее мамой, не зная, как сильно они при этом ранят ее сердце. Они утешали Деметру, как могли и просили, чтобы она пошла с ними. Деметра согласилась и сказала: «Я могу быть полезной в доме. Знаю женскую работу и умею стелить ложе для хозяев. Знаю много хороших сказок и могу ухаживать за маленькими детьми». Царевны обрадовались, потому что у них недавно родился братик.

Когда Деметра стала возле порога, она показалась царице Метанире уважаемой и величественной. Царица подбежала к незнакомке и попросила сесть. Деметра села и в этой позе была похода на одну из бабушек, которые в царских дворцах присматривают за детьми или ведут хозяйство. Женщины не узнали ее, потому что смертным трудно узнать бога. Видя ее грусть, пытались развлечь ее шутками. В конце концов, она улыбнулась, заговорила и взяла пищу, которую ей давали. В благодарность за гостеприимство Деметра стала воспитывать самого младшего царевича, слабого и болезненного ребенка. Желая сделать его бессмертным, она ночью брала ребенка с колыбели и клала в огонь, чтобы огонь уничтожил в нем все земное и смертное. Однажды Метанира увидела это сквозь щель в дверях и, закричав, вбежала в комнату, уверенная, что чужая женщина хочет сжечь ее сына. Ребенок выпал из рук Деметры и пропал в огне. В то же мгновение комната наполнилась запахом зерна, садовых плодов и всех цветов земли. С оборванной старой женщины восстала небесная красавица. Золотые волосы, похожие на колоски спелой пшеницы, осветили дом, как молнии. Метанира, узнав великую богиню, упала к ее ногам. Прежде чем уйти, Деметра подарила царевичу Триптолему хлебные зерна и колесницу, запряженную крылатыми конями, и велела ему облететь землю с конца в конец и рассеять зерно, когда закончатся засушливые дни.

Хозяйка урожаев покрыла поля скорбью. Она прокляла зеленую славу полей, и посевы завяли, и у животных не было свежего корма, и к людям пришел голод. От ужасной жары повысыхали реки и источники, с пустых жертвенников не поднимался к богам жертвенный дым. Необходимо было извиниться перед Деметрой. Но она сама узнала всю правду от всезнающего Солнца и, разгневанная на богов, спряталась так, что ее никто не мог найти. Только Гермес разыскал ее в глубокой пещере в аркадских горах, где она поселилась далеко от мира, наедине со своим горем. Зевс послал к ней муз и харит--самых милых, и красноречивых нимф, но она не слышала их—Тогда Зевс велел своему брату Аиду вернуть украденную Персефону. Царь ада выполнил приказ, но, расставаясь с Персефоной, дал ей плод граната, и она съела несколько зернышек, не зная, что это навсегда связывает ее с царством теней. С тех пор каждый год на три месяца она должна была возвращаться к мужу.

Когда Персефона выходила из подземелья, мир искрился всеми весенними цветами, такой большой была радость Деметры. Но таким же большим было и ее горе во время каждой разлуки. Они прощались так, как будто им уже никогда не судилось увидеться.

И каждый раз, как в первые дни скорби, Деметра уходит с полей и садов, и все замирает. Наступает зима. А когда она пройдет, Персефона возвращается к матери, принося с собой новую весну. В этой легенде—вся жизнь на земле, ее рассвет и увядание, боль и радость матери, потому что земля—это мать.

В последний день перед тем, как уйти с Элевсина, Деметра собрала вокруг себя царскую семью и, сев на холме, рассказала присутствующим священную тайну. На том месте со временем был построен храм Деметры, где каждый год проводились великие мистерии. В золотистые сентябрьские дни выступали походы из Афин в Элевсин. Жрецы, чиновники, граждане, рабы и чужеземцы шли за повозкой, на которой везли корзины с таинственными святынями, стародавние изображения и символы богов, удивительных и страшных с виду. После долгих постов и ограничений начинали исполнять обряды, участие в которые имели право брать только таинственные. Для них по окончании открывались врата телестекриона, большого, вроде театрального зала, окруженного с трех сторон рядами сидений, выдолбленных в скале.

Ставили священную драму, которая воссоздавала «периоды» страданий Деметры. Под звуки музыки пел хор нимф, духов, теней умерших и блаженных душ.

Изображали растерянность богини и ее напрасные поиски. Персефона в венке из нарциссов сидела на троне рядом с Аидом, среди адских душ, держа в руках пучок маков. По окончании праздника дочку, которую возвращали матери, радостно поздравляли небожители. Потрясающее ощущение от пьесы усиливал мрак храма. Только на кроткое мгновение вспыхивал яркий свет, который показывал роскошно одетую статую Деметры, потом снова падала тьма, и под сводом появлялись мигающие отблески, высветляя какие то видения и чудовища. Тишину нарушали неожиданные громы. Наконец, среди полной тишины раскрывались огромные ворота, и при свете факелов в глубине открывался роскошный сад, наполненный запахами деревьев и цветов. Жрец оглашал священные заповеди, рассказывал историю возникновения праздника, и предвещал таинственным и праведным лучшую судьбу на том свете, то есть в такой стране счастья, где все время танцуют и гуляют по цветущим лугам, воздух которых освежает ласковый ветер.

Деметра—одна из самых уважаемых богинь. Ее имя означает «земля-мать», а она сама является воплощением того плодородного шара земли, в который человек засевает зерно. Божество, со всех сторон добродетельное, дало людям, кроме злаков, фиговое дерево, маков цвет, а в сухих и скалистых местностях открыло источники. Деметра опекала жилища хлеборобов, их жизнь и обычаи. Весной, когда рождаются ягнята, Деметра была на полях, осенью ходила возле стодола, как добрый дух снопов; ее присутствие ощущали хозяйки, когда сажали в печь первый хлеб с нового урожая.

Но эта покровительница земледельческого быта присматривала еще и за другими делами. Ее имя объявляли во время заключения договоров, а госслужащие и судьи, прежде чем занять свои должности, принимали присягу Деметре, что будут соблюдать писаные и неписанные законы.

В Аркадии было стародавнее изображение Деметры с конской головой; она держала в одной руке голубя, а в другой дельфина. Потому что это вечная богиня в представлении древнейших жителей Греции была творцом и птиц, и рыб, богиней всей живой природы. А когда грек произносил слово «природа», то он в тот момент видел не только поля и луга, леса, полные зверей, и воды, полные рыбы, но и чувствовал творческую силу, которая кроется в земле и в воде и благодаря которой все вокруг живет и все время возрождается. То есть, Деметра была богиней жизни, как Персефона (ее часто называли Кора-«дочь»)—богиней смерти.

Атрибутами Деметры и Персефоны были колоски и маки, нарцисс и плод граната. Обычно им приносили в жертву корову или свинью. Деметру изображали уважаемой богиней с задумчивыми глазами; на голове у нее венок из колосков, а в руке она держит факел; длинное одеяние спадает к ногам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.007 с.)