Аполлон – непревзойденный певец и лучник 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аполлон – непревзойденный певец и лучник



Мифология Древней Греции


Олимп

Олимпийские боги

Зевс–повелитель Олимпа

Гера – ревнивая жена

Афина - женщина Воин

Аполлон – непревзойденный певец и лучник

Артемида – Девственная Охотница

Гермес – Покровитель богов и торговцев

Гефест – Божественный Кузнец

Афродита – Богиня Любви

Эрот – Любовь на Крыльях

Харита – Олимпийская тамада

Арес – Воитель

Земные боги

Гестия–хранительница домашнего очага

Деметра–Несчастная Мать Всего Сущего

Дионис–Справедливый Бог Пьяниц

Пан–Любвеобильный "Козел"

Силен–Добрый Учитель Диониса

Сатир – ну "козел" и все тут!

Нимфы–Это Природа

Асклепий–Всемогущий Врач

Греческий бог Гимерот

Греческий бог Фобос

Греческий бог сна Морфей

Греческая богиня Гея

Греческая богиня Ананке

Греческий бог ужаса Деймос

Греческая богиня Апата

Греческая богиня Геката

Греческая богиня Тефида

Греческий бог Тритон

Греческий бог Радамант

Греческий бог Океан

Греческая богиня Амфитрита

Греческая богиня Ата

Греческий бог Эфир

Греческая богиня Эрида

Греческий бог Мом

Греческая богиня Гемера

Греческий бог Форкий

Греческий бог Тавмант

Греческий бог Нерей

Греческая богиня Кето

Греческий бог Понт

Греческий бог Уран

Греческий бог Эреб

Греческая богиня Никта

Греческий бог Хаос

Греческий бог Тартар

Морское царство

Посейдон - бог подводного царства

Подземное царство

Аид - бог царства мертвых

Персефона


Мифология Древней Греции

Греческая мифология или мифология Древней Греции возникла гораздо позже большинства античных представлений греческого народа о мире. Эллины, подобно другим народам древности, стремились каким-то образом разгадать грозные и часто непонятные природные явления, познать те таинственные неизвестные силы, которые управляют человеческой жизнью. Фантазия древних греков и породила древнегреческую мифологию, населила окружающий мир добрыми и злыми сказочными существами: в рощах и на деревьях поселились дриады, в реках – нимфы, в горах – ореады, в океанах и морях – океаниды. Облик природы, дикий и непокорный, олицетворяли кентавры и сатиры.

При исследовании греческой мифологии становится ясно, что миром в то время правили бессмертные боги, добрые и мудрые. Они обитали на вершине громадной горы Олимп и представлялись как прекрасные и совершенные существа, подобные по внешнему облику на людей. Они представляли из себя единую семью, главой которой был Зевс-Громовержец. Очеловечивание божественных существ является характерной особенностью греческой религии, что позволяло сделать греческую мифологию ближе обычным людям. В качестве высшей меры совершенства считалась внешняя красота. Итак, могучие силы природы, ранее неподвластные ни понимаю человеку, ни тем более его влиянию, становились понятными, становились более объяснимыми и понятными для воображения обычного человека.

Греческий народ стал творцом неповторимых в своей красочности мифов и легенд о жизни людей, богов и героев. В древнегреческой мифологии воспоминания о далеком, давно забытом прошлом и поэтический вымысел сливались воедино. Отдельные легенды о греческих богах соединялись в комплексные космогонические сказания (о возникновении человека и мира).

 

Греческая мифология представляет из себя первобытную попытку осмыслить действительность, придать всей природной картине целесообразность и стройность, расширить жизненный опыт.

Незабвенность мифов и легенд Древней Греции объясняется чрезвычайно просто: ни одно другое человеческое творение не отличается таким богатством и полнотой образов. В дальнейшем к древнегреческой мифологии обращались философы и историки, поэты и художники, скульпторы и писатели, черпая в неисчерпаемом море легендарных сюжетов идеи собственных произведений, привнося в мифы новое мифологическое мировоззрение, которое соответствовало тому историческому периоду.

 

Олимп

Гряда гор с огромными, похожими на головы, скалами, покрытыми сединой снегов, бездонные провалы пещер, откуда бьют источники и стекают быстрыми ручьями по крутым склонам, поросших зеленым лесами. Олимп. Сквозь прозрачный воздух отсюда видно всю Македонию и всю Фессалию, реки которой вырисовываются, как на карте, голубыми ленточками; на востоке простилается море от горы Афон аж до острова Скирос, где среди дочек царя Ликомеда вырастал молодой Ахиллес; на западе гряда Пинда закрывает горизонт зубчатой стеной. Легкие бодрит бесценный нектар воздуха, про который современные фессалийские селяне говорят, что он своей чудодейственной силой заживляет раны. Среди скал и лесов стоит монастырь святого Диониса, а под самой высокой вершиной, где когда-то вздымался дворец Зевса, тулится к голым скалам убогая капель, построенная из неотесанного камня. День и ночь монастырские звоны наполняют опустевшее жилище богов строгими звуками христианских песен.

Олимп был настоящим царством Зевса с тех пор, как после войны с гигантами он поделил власть над миром с двумя братьями – Посейдоном и Аидом. Все трое тянули жребий. Зевсу досталось небо и земля вместе с Олимпом, Посейдону выпало море, Аиду- подземное царство мертвых. Зевс, как хозяин неба, объявил себя верховным богом, которому все должны подчиняться. Сначала братья бунтовали, особенно вспыльчивый Посейдон; бывали даже дворцовые перевороты, но каждый раз, благодаря своей силе и уму, Зевс побеждал, до тех пор пока все не покорились ему.

Землю боги тоже делили между собой; каждый из них получал какой-то город или остров, где жители особенно почитали его. Это родственное деление происходило мирно: подписывались договора и составлялись сделки. Но временами доходило и до стычек. Так, например, Посейдон не хотел уступить Афине городом Афины. Чтобы примирить их, было решено, что город будет принадлежать тому, кто сделает его жителям самый ценный дар. Посейдон ударил трезубцем об землю и из нее выскочил конь (по другим сведениям забил соленым источник), а богиня Афина вызвала из глубины неплодородной афинской земли маслиновое дерево. Все боги и люди единодушно признали подарок Афины ценнее, потому что он был настоящей благодатью для убогого края. Когда таким образом уже вся земля была поделена, оказалось, что как-то совсем забыли про светлейшего из небожителей, Гелиоса, всевидящего бога солнца. На счастье, через несколько дней из моря вынырнул прекрасный остров Родос, который и подарили Гелиосу. На этом острове, который пахнет розами, у него были храмы, жертвенники и преданные поклонники.

Зевс хорошо устроился на Олимпе. Дикие звери не имели туда доступа, и холодный ветер никогда не заносил снежных бурь. Ни одна туча не омрачала прозрачный воздух. Там царила вечная весна. Под самой высокой вершиной блестел палац Зевса, весь из золота и драгоценных камней, а под другими вершинами и на склонах стояли более скромные жилища других богов. Их построил Гефест, непревзойденный мастер. Врата на Олимпе стерегли Горы, непорочные богини времен года.

Счастливо живут боги на Олимпе. Там не слышно ни криков, ни стонов больных, потому что золотистокожие небесные властелины никогда не болеют. Только иногда кто-то из богов, случайно увидев мужеубийственную войну, возвращается раненый, но его раны сразу же заживают по чутким присмотром заботливых врачей. Споры и ссоры обычно длятся недолго, потому что Зевс своим авторитетом решает и улаживает их. Только Зевсова жена Гера, громко при всех ругает властелина мира, потому что она очень сварливая и подозрительная. Боги объединяются в тесные товарищеские группы, а на большие праздники и советы собираются в просторном Зевсовом палаце.

Собрания бывают малые и великие. На малые приглашают только олимпийцев, высшую аристократию богов. Иногда созывается настоящее вече, и быстроногий посланец богов Гермес, должен оббежать всю сушу и все моря, чтобы сообщить о Зевсовом указе всей той группе божков, всей той бессмертной мелкоте, которая, раскрыв от удивления рот, смотрит на небесную роскошь и не смеет и слова проронить в присутствии могущественных властелинов, которые гордо взирают на нее, как бы спрашивая: «Какого черта отец Зевс созывает весь этот сброд?».

А в действительности это очень милые божки. Вот толпятся голубоглазые богини ручьев и рек, белотелые нимфы деревьев и нимфы, живущие в горах и среди полей. Одним словом, все добрые духи, которые значительно ближе человеку, чем горделивые хозяева Олимпа. Они ежедневно окружают человека, разговаривают с ним журчанием ручьев, шелестом листьев и отвечают ему раскатистой трехкратной луной среди скал.

После таких советов начинается банкет. Тогда дриады возвращаются к своим деревьям в лесах, ореады – к своим горам, наяды к источникам и ручьям, лемониады опять прячутся меж цветами и травами на лугах и долго еще разговаривают о том, что видели на небе. А тем временем на Олимпе боги садятся к столам или, скорее, по стародавнему обычаю, ложатся на выстеленных мягкими подушками ложах из слоновой кости и морских черепах. Вокруг гостей ходит замечательная пара: богиня молодости Геба и прекрасный парень Ганимед, любимец Зевса, который сам украл его с Земли и сделал бессмертным. Геба и Ганимед разносят амброзию. Это была обычная пища богов – какие-то чрезвычайно вкусные сладости, которые сами таяли во рту, придавая сил телу, умиротворения мыслям и бессмертия душе. В золотые чаши наливали нектар- олимпийское вино с несказанно приятным запахом.

Когда все уже наедались и напивались, вставал Аполлон и, окруженный девятью музами, пел вместе с ними замечательные песни и играл на кифаре. В счастливом молчании радовались сердца богов. Хариты, белоногие девушки, украшенные цветами, взявшись за руки, танцевали. А когда солнечная колесница завершала определенный дневной путь, все расходились по домам на ночлег. Утром их будила рожевоперстная богиня утренней зори Эос.

Так греки представляли себе жизнь богов. Это была, по сути, человеческая жизнь, перенесенная в вечность. Бога от человека не отделяла бездна. Сначала к олимпийским столам приглашались выдающиеся люди. Но позже перестали, потому что земные гости не умели себя прилично вести и, имея слишком длинные языки, рассказывали своим близким все, что там слышали. Единственное отличие между человеком и богом состояла в том, что бог был бессмертен, а человеку даже самые счастливые мгновения жизнь отравлял страх перед смертью. Боги были бессмертны, но не вечны: каждый из них когда-то родился, и ни один не мог сказать про себя, что был всегда.

От старости и смерти богов оберегала амброзия. Она содержала в себе тайную силу, и даже обычный человек мог стать бессмертным, принимая в еду эту чудодейственную пищу. Боги не были вездесущими, но могли с молниеносной скоростью перелетать с места на место. Их знания и могущество были велики, но не безграничны. Их деятельность ограничивала Мойра, или Судьба, а кроме того они взаимно ограничивали друг друга, потому что каждый из них имел определенную, доверенную ему сферу влияния. Боги вовсе не были безнаказанными. Они правили по своим законам и должны были соблюдать их. Наиболее строго наказывалось нарушение клятвы. Когда какой-либо бог давал клятву, Ирида, радужнокрылый посланник, летала за водой из Стикса. Там, на краю мира, жила ужасная Стикс, старшая дочка Океана. Ее жилище было далеко от богов в высокой скальной пещере, окруженной высокими прямо до неба, серебряными столбами. Ирида набирала в золотой бокал стиксовой воды, которая вытекала из той скалы. Тот, кто давал клятву, выливал эту воду на землю. Если он нарушал клятву, то должен был целый год лежать бездыханным, одеревеневшим, как мертвый, а когда через год просыпался, его ждало еще девятилетнее изгнание. Только после этого он мог снова сесть за стол богов.

Больше, красивее и сильнее людей, греческие боги имели тело, которое, как и человеческое могло уставать и быть раненым. Кровь у них была белая и, вытекая из раны, наполняла воздух прекрасным ароматом. Боги имели почти неограниченную способность перевоплощаться, но они никогда не превращались в страшных или уродливых существ. Иногда, приближаясь к людям, боги становились невидимыми. Их жизнь была легкой и счастливой по сравнению с жизнью человека. Правда, у них были свои страсти, страдания и неприятности, которые приносили им беспокойств не меньше чем людям, но греки считали по-настоящему полнокровной и счастливой жизнью только ту, в которой перемешивались между собой добро и зло.

 

Олимпийские боги

Зевс–повелитель Олимпа

Верховный бог Греции Зевс- прежде всего повелитель молний и грома. Он изменчив, как небо, которым правит, каждую минуту он появляется в новом обличии. В ясном греческом небе, в эфирной утренней прозрачности чувствуется ласковый взгляд отца света. Он посылает дождь и снег. Гром и буря являются проявлением могущества властелина, который сооружает черные клубы туч, ураганом вздымает свинцовые морские волны, разметает песчаные заносы и зажигает на вершинах гор игристые огни. День и ночь на дне действующих вулканов, циклопы куют громы для Зевса.

Это по-настоящему могущественный бог. Если к вершине неба прикрутить канат из золота и при этом все божества потянули бы за него, у них не было бы ни единого шанса сбросить Зевса с Олимпа. Но кабы Зевс потом сам дернул за канат, то море, землю и всех богов поднял бы вверх и привязал к Олимпийской горе. Так, по крайней мере, он хвалился. Арес, который мало в чем так хорошо разбирался, как в том, что касается физической силы, очень возмущался: «Я не возражаю, что Зевс намного могущественнее и сильнее каждого из нас по отдельности, но чтобы мы все вместе в сравнении с ним так мало весили, это не укладывается в моей голове». И он вспомнил один случай, когда очень давно Посейдон, Гера и Афина вместе напали на Зевса и связали его так, что он мог пошевелить ни одним мускулом. И никто не знает, как бы все завершилось, если бы не богиня моря Фетида (в будущем мать Ахиллеса). Она что есть мочи побежала в Тартар и притащила сторукого великана Бриарея, который и освободил хозяина небес. Да, действительно, это все хорошо помнили. Но Ареса в тот день сторонились. Умный Гермес подошел незаметно к богу войны и прошептал на ухо: «Прекрати. Нам опасно слушать твои слова, а тебе говорить их». Он не ошибался. Зевс был горяч и легко вспыхивал, а когда гневался, то немилосердно расталкивал богов по залам своего палаца, да так, что трещали его золотые стены.

Представления греков о Зевсе менялись с развитием цивилизации греков. Когда они еще были полуварварами, то ценили в нем прежде всего его могущество и непредсказуемую разрушительную силу. Со временем его украшали все более идеальными достоинствами разума и сердца, до тех пор пока не возник идеальный образ высшего божества, мудрой власти которого подчиняются все сферы жизни. Под именем Горкий, Зевс выступает как покровитель законов с высоты своего трона, на ступенях которого сидит богиня Правосудия, оберегает святость клятвы, которую дают люди, возводя руки и глаза к небесам и называя его имя.

Как Ксений он охраняет непреложный закон гостеприимства, заботится о пришельцах, которые просят о помощи и приюте, под его покровительством находятся послы и гонцы, его имя защищает от презрения даже самого несчастного нищего: достаточно ему лишь прикоснуться к краю домашнего очага- и с этого момента с его головы не упадет ни единого волоса. Зевс придает человеку чувства добра, уважения, и милосердия. Он следит за тем, чтобы люди были благодетельны и добры друг к другу. Зевс стоял на страже единого общества и требовал при этом от богов и людей придерживаться законов морали. Добрый и ласковый, Зевс окружает заботой всякий человеческий труд. На золотых весах он кладет судьбы смертных и, в соответствии с тем, что показывают эти весы, посылает счастье или несчастье, добро или зло. Каждое поселение имеет своего Зевса по прозвищу Геркей (защитник ограды), который оберегает закон собственности и безопасность рода или общины. И наконец, Зевс как Геллений представлял собой национальное божество, целью которого было объединять разрозненные греческие племена в единое целое и не давать им утонуть в море соседних варварских племен.

Однажды, переодевшись человеком, Зевс пошел вместе с Гермесом на землю, чтобы увидеть, придерживаются ли люди его священных законов. После захода солнца они прибыли в какой-то город и стучались в каждый дом, выпрашивая ночлег. Но перед двумя путешественниками закрывались все двери. Уже была ночь, когда они постучали в маленькую хижину на холме за городом. Там жила старенькая пара- Филемон и Бавкида.

Добрые люди подали незнакомцам табуреты и разожгли веселый огонь, подбросив в него сухие листья и кору. С огорода Филемон насобирал немножко овощей, Бавкида приготовила их в глиняной посудине. После накрыли на стол и приготовили для гостей ложе, постелив им удобнее. Но, увидев, что количество еды и питья не становится меньше, а все прибывает и то, что их скромные чашки и тарелки превращаются в чистое золото, они признали в путешественниках богов и упали на колени перед величественными гостями. Филемон хотел принести богам жертву, зарезав единственного гуся, которого они держали, но Зевс сдержал его. Все четверо взошли на вершину холма, в свете утра старики увидели на месте своей халупы прекрасный храм, который отражался в водах большого озера. Боги утопили негостеприимный город, а его жителей превратили в жаб. Филемон и Бавкила жили еще много лет, став жрецами в новом храме, до тех пор пока однажды не превратились в два дерева, сросшихся стволами. Так осуществилось их последнее желание: умереть вместе и не видеть смерти друг друга. На деревьях птицы свивали себе гнезда, а путешественники отдыхали там, в тени, рассказывали историю про недостойных жителей города и благочестивых стариков.

На всем греческом мире Зевсу отдавали наибольшее почтение. Во всех больших городах стояли его храмы. На Ликеене в Аркадии происходили таинственные обряды в его честь, во время которых не обходилось без человеческой крови. Но самым святыми местами были Додона и Олимпия.

Возле подножия эпирского Тинара, в плодородной и влажной долине, которую овевали холодные ветра, стоял стародавний додонский храм. Сюда, из далекого Египта, из священных Фив, прилетела голубка и, сев на дубе, заговорила человеческим голосом. По этому божественному знамению был построен храм, в котором правили службу особые жрецы, которых звали селами. Они вели строгую жизнь, спали на сырой земле и никогда не мылись, как со временем делали аскеты. Их задачей было растолковывать волю бога по шелесту листьев на дубе. Говорили, что в стволе того дерева находится божество. На его верхушке гнездились священные голуби, а из под корней вытекал священный источник. Там еще стояла бронзовая миска, в ее стенки ударялся подвешенный шар, и по тому звону тоже пытались предвещать будущее. Пророчество объявляли жрецы, отвечая на вопросы, заранее выбитые на свинцовых табличках. В современной Додоне найдено множество таких табличек, и с них можно узнать, каким важными вопросами беспокоили бога. На одной из найденных табличек было написано: «Агис спрашивает: одеяла и подушки потеряны или украдены?». Отвечая, жрецы говорили стихами, которые всегда начинали словами: «Зевс жил, Зевс жив, Зевс будет жить!».

В стране Элиде, на Пелопоннесе, была расположена Олимпия, самое известное место культа Зевса в стародавнем мире. Там, где встречаются две речки, Алфея и Кладея, между холмами, покрытыми лесом, среди зеленых лугов, в том священном месте стояло множество храмов и строений, где жили жрецы, тренировались спортсмены, а также находились склады драгоценных подарков. Каждые четыре года здесь происходили игры, которые проводились с 776 года до нашей эры, аж до 393 года нашей эры, когда их запретил император Феодосий; через тридцать лет его наследник приказал сжечь храм Зевса. Олимпия превратилась в руины, которые остались до наших дней; разбитые колонны и разбросанные камни зарастают травой и ромашками.

Олимпия была не городом, а вроде прибежищем храмов, в которых жрецы выполняли надлежащие обряды. Становилась по настоящему оживленным городом она только раз в четыре года всего на несколько дней, которые припадали на второе или третье полнолуние после солнцестояния, то есть в середине сентября или же августа. На это время во всей Греции прекращались междоусобицы и войны: объявлялся «мир божий», чтобы звон оружия не затенял всеобщей радости. В долине Алфеи торговцы ставили палатки, делали лотки и навесные сооружения. Аркадские и Мессенийские пастухи приганяли стада коров, отары коз и овец, которых охотно покупали для жертвоприношений. Шли огромные толпы пилигримов, пели божественные или веселые песни. Со всего мира собирались спортсмены, естественно, со своими учителями гимнастики. На возах ехали вельможи, лошади которых брали участия в скачках. Из греческих городов торжественно везли богатые дары для храма Зевса.

Игры продолжались несколько дней и включали все виды соревнований, где показывали ловкость и силу. Наградой был маслиновый венок, символический подарок, бесценный в глазах тысяч юношей, которые с самых отдаленных мест греческого мира прибывали в Олимпию, надеясь на победу. Спортсмен, украшенный этой священной веткой, возвращался в родной город как победитель. В его честь ставили памятники и слагали гимны. Он сидел на первых местах на публичных торжествах и был на содержании государства. Греция, поделенная на племена, города и маленькие государства, объединялись под доброжелательным взглядом Зевса. В Олимпии объявляли важные распоряжения и договоры, историки и поэты читали свои произведения, ораторы и философы выступали со своими речами, зная, что их слушает вся Эллада.

Храм в Олимпии хранил одно бесценное сокровище—там стояла статуя Зевса работы великого афинского скульптора Фидия—одно из семи чудес света. На золотом троне сидел огромный бог, в восемь раз больше человека. Головой он достигал потолка, плечи были на всю ширину нефа. Говорили, что если бы он вдруг встал, то развалилось бы все строение. В вытянутой руке левой руке он держал богиню Победы, а правой опирался на жезл, на котором сидел золотой орел с распростертыми крыльями. Перекинутый через левое плечо широкий золотой плащ, обшитый изображениями животных и цветов, прикрывал ему ноги до ступней, открывая грудь из слоновой кости. Ноги в золотых сандалиях опирались на подножье, которое поддерживали львы. Буйные кучери из под золотисто-маслиновой ветви спускались по обе стороны лица, наполненного величия, ласки и покоя.

Эту статую по приказу одного из римских императоров перевезли в Константинополь, и она сгорела там во время пожара. Но произведение Фидия было для всего стародавнего мира таким священным образцом, что тысячи статуй Зевса в наших музеях дают возможность догадываться, какой он выглядел.

 

Гера – ревнивая жена

Из темных туч появляется несколько павлинов. За ними еще несколько, и еще-целая стая. Они широко расправляют крылышки, и солнечный свет отражается на них удивительными огнями. Голубоватые шеи птиц выгибаются в полете. Птицы тащат золотую колесницу. Тоненькие, словно паутинки, вожжи уверенно держит в руках крылатая богиня Ирида. Сразу же за ней, облокотившись на свой жезл, видна еще одна богиня: высокая, выглядит гордо, тело богини покрыто пышным одеянием, а в волосах у нее звездная диадема, на тебя смотрят строгие, темные и властные глаза. Это Гера, небесная царица, жена Зевса. В данный момент она как обычно осуществляет утренний променад над миром, который, естественно, считает своей собственностью.

Но на самом деле мало что происходит по ее желанию. Зевс часто соглашался с ней, но не всегда и скорее ради того, чтобы избежать ссоры, к которым Гера была очень склонна. Когда у Зевса не хватит терпения, он достаточно грубо дает ей прочувствовать кто здесь главный. Был случай, когда он связал Геру цепью и за руки привязал к вершине Олимпа, а для большего мучения привязал к ногам два тяжелых молота. И лишь спустя два дня по просьбе богов освободил ее.

Гера очень близко к сердцу воспринимала все, что говорили про ее красоту. Не терпела никаких сравнений, считая, что царица неба должна быть самой прекрасной в мире. Поэты, чтобы угодить ей, восхваляли ясную белоснежность ее рук и большие темно-голубые глаза, сравнивая их с глазами коровы. Но женщины думали об этом иначе. Дочки царя Прета, не укрываясь, говорили, что не уступают ей красотой. Гера наслала на них безумство, и они убежали в лес, мычали, паслись на лугах, считая себя коровами. Других заносчивых девушек она наказала тем, что превратила их в каменные ступени храма. Их отец, который был жрецом, каждый день ступал по окаменевшим телам дочек и слышал тихий стон своих детей у себя под ногами.

Белорукая богиня была покровительницей женщин. Ей молились девушки в день брака, она опекалась материнством и утешала вдов. В городе Олимпии, где находился один из древнейших храмов Геры, раз в пять лет проводили игры, в которых брали участие только девушки. В рубашках на голое тело, с распущенными волосами девушки состязались между собой в беге. Победительница получала награду - маслиновую ветвь и кусок печени жертвенных животных. А вообще, Гера в каждом городе имела свой храм, капель или жертвенник. В стародавние времена ее воплощением был простой столб или колода. Позднее ее изображали как уважаемую матрону величественной красоты. Такой изобразил ее Поликлет в колоссальной статуе, стоявшей в храме Гера в Аргосе. Богиня сидела на троне, держа в одной руке плод граната- символ плодородности, а в другой- жезл с кукушкой, посвященной ей птицей.

 

Афина - женщина Воин

Зевс, у которого уже давно очень болела голова, позвал Гефеста, лучшего кузнеца среди богов, и приказал разрубить себе череп топором, чтобы узнать, что причиняет ему такие мучения. Как только Гефест ударил его, из разрубленной головы вылетела богиня в блестящих латах с безупречной воинской выправкой. Так необычно появилась на свет Афина- богиня мудрости. Зевс любил ее больше, чем всех своих детей, садил на почетном месте на совете богов, всегда ценил ее мнение и испытывая к ней особую благосклонность, дал разрешение использовать самое ужасное его оружие- молнию.

Афина была строгая и неприступная дева огромного роста, наделенная недюжинной силой и стойкостью. Она никогда не думала ни о любви, ни о замужестве. Просто не имела для этого времени. Ее интересовало все. Она изобрела множество полезных вещей, а философы и люди науки почитали Афину своей покровительницей. Не поощряли лишь ее любовь к войнам. Но Афина носила оружие только для того, чтобы защищать правое дело и города, на которые коварно нападали. Ветка, с посвященного ей маслинового дерева стала символом согласия между врагами. Жрецам Афина велела проповедовать такие правила: «Не отказывай никому ни в воде, ни в огне. Не показывай неправильного пути. Не оставляй чьих угодно останков незахороненными. Не убивай вола, который тянет плуг».

Афина умела очень хорошо ткать и вышивать. О потому, что ни одна богиня этим не занималась, на Олимпе единогласно определяли непревзойденность Афины. Иначе было на земле, где некоторая царица по имени Арахна уверяла, что она вышивает так же хорошо, а может еще и лучше, чем богиня. Тогда Афина решила посоревноваться с ней: кто из них лучше вышьет на ткани. Арахна вышила на полотне чудесные приключения. Был там Зевс, похищающий Европу, Леда, резвящаяся с лебедем, Даная, осыпанная золотым дождем, и многое другое, и все такое красивое и живое, что Афина, работа которой, оказалось, была не лучше, разозлилась и разорвала ткань Арахны. Девушка настолько огорчилась, что покончила жизнь самоубийством—повесилась. Только тогда Афина поняла, как ослепил ее гнев. Она вернула девушке жизнь, но превратила ее в паука. С тех пор Арахна «ткет между сволоками серебряное полотно», на котором повисают радужные капельки солнца.

Из всех греческих городов Афина больше всего любила тот, который взял от нее свое название- гордые, прекрасные Афины. Там стояли лучшие ее храмы и происходили самые пышные торжества. С давних времен афиняне в жнива, то есть в начале августа, праздновали Панафинеи. Сначала это был земледельческий праздник, пока царь Пизистрат (VI ст.до нашей эры) не превратил его в главный афинский праздник, который очень пышно отмечали каждые четыре года. Панафинеи были известны тем, что во время этого праздника устраивали гонки на колесницах, музыкально-вокальные концерты, соревнования греческих атлетов. Со всей Греции съезжались артисты и выступали в Одеоне, большом концертном доме, возле подножия скалы Акрополь. Победители получали определенное количество масла, выдавленного из священных маслин Афины, которое хранилось в разрисованных амфорах.

После соревнований под аккомпанемент флейт исполняли давний пиррийский военный танец. Рассказывали, что Афина была первой, кто исполнил данный танец, после победы над гигантами. По очереди выступали три хора: Мальчиков, юношей и мужчин. Все певцы были голыми, только в шлемах и со щитом в левой руке. После конкурса красоты, в котором принимали участие красивейшие мужчины и юноши со всей Аттики, проводили бег с факелами. На улицах до поздней ночи звучали песнопения.

На второй день рано утром жители собирались возле одних из городских ворот, откуда должна была выйти праздничная процессия. С первыми лучами солнца кортеж двигался с места. Впереди мужчины катили на колесах или несли на плечах священный корабль. На носу и на реях развевался пеплос- роскошное одеяние из покрашенной в желтый и фиолетовый цвета шерстяной ткани, на которой были вышиты сцены из гигантомахии. Целый год ее вышивали под присмотром жрицы Афины четыре девушки с самых уважаемых афинских семей. За кораблем вели жертвенных животных: коров и овец. А дальше в установленном порядке, за которым следили специальные распорядители, шли девушки в белой одежде с храмовыми росписями, чиновники, войско, и завершали процессию конница- прекрасное аристократическое афинское рыцарство. Улицы в этот день старательно убирали, дома украшали зеленью и цветами, а вдоль улиц стояли рабы и чужеземцы с дубовыми ветками в руках. Под пение гимна и музыку процессия обходила все святые места и, в конце концов, останавливалось перед Акрополем. С корабля снимали пеплос, который у входа в храм передавали в руки жрицы Афины, которая надевала его на стародавнюю деревянную статую. Стада животных шли под жертвенный нож, и, когда в небо поднимался дым от огня, горящего на жертвеннике, все начинали банкет. Самый праздничный день год заканчивался общим праздником: люди ходили в гости, с венками на голове ходили по улицам, ночью пели в гаях и садах.

В последний девятый день Больших Панафиней в Саламинской затоке устраивались гонки парусников. В сиянии августовского солнца плавали целые флотилии лодок и маленьких кораблей. На легком ветру, светясь всеми красками, трепыхались паруса. Красивейшая картина в конце прекрасного праздника- веселое лазерное море, золотое солнце и тихие небеса- надолго сохранялись в памяти людей.

Афиняне видели в своей богине идеальное воплощение самих Афин и самое достойное воплощение всех афинских достоинств. Ей давали множество имен, в зависимости от ее разнообразных увлечений и занятий. Называли ее Эрганэ, то есть Работница, Полиада- Покровительница городов, Промахос- Воинственная, Паллада- Дева. Географ Страбон так объясняет имя Паллада: «Красивую и статную девушку эллины зовут палладой». Но любимым ее именем было Патернос- Девственница.

Афине построен храм в Афинах, Парфенон, прекрасные руины которого сохранились до наших дней. В храме стояла статуя Афины работы Фидия, такая же ценная, как его олимпийский Зевс: сделанная из золота и слоновой кости. В высоту статуя достигала двенадцати метров. Левой рукой Афина опиралась на щит, из-под которого выглядывала змея, а в правой руке держала богиню победы Нику. Голову богини, одетой в длинные одежды, которые тяжелыми складками спадали к ногам, венчал красивый шлем. Это была величественная статуя, наполненная благородности и силы, как можно судить по многочисленным статуям, которые сохранились. Афине посвящали сову, которая и теперь считается символом знаний и мудрости.

Афродита – Богиня Любви

Афродита в определенной степени может считаться сиротой, у нее ни было отца, не было и матери. Но все же ее не считали бедной сироткой. Одного очень хорошего, спокойного утра она просто появилась из морской волны неподалеку от Кипра. Афродиту, наверняка, ждали, потому что на берегу ее поздравили Привлекательности, Улыбки, Развлечения — веселые и милые божества, которые с тех пор остались в ее свите. Везде, где ступала Афродита, вырастали прекрасные цветы. Служанки вытерли тело Афродиты, намазали пахучими маслами, отжали ее влажные волосы и причесали. На голову надели золотую корону, в уши вставили сережки с жемчугом, шею украсили рубиновым ожерельем. Афродиту одели в прозрачную, как мгла, рубашку и в плащ, цветастый, как радуга. Потом покатили красивую колесницу, выложенную ракушками, и впрягли в нее голубей. Так богиня красоты поехала на Олимп. Когда она там появилась, среди бронзовых стен Зевсового дворца прозвучало такое «ах!» всех богов, что зависть кольнула в самое сердце Геру, хозяйку неба, Афину, величественную царицу мудрости и других богинь, которые стали шепотом сговариваться, как бы укротить эту приблуду.

Но ничего не причинили ей, потому что она пленила всех своей привлекательностью. Афродита имела на себе волшебный пояс, благодаря которому все сердца сразу подчинялись ей и делались послушными. Она стала богиней любви. И впервые познала сладости и горести этого прекрасного чувства.

Ее сердце избрало для себя Адониса—красивого охотника. Афродита, привыкшая к роскошной жизни, вставала рано утром, чтобы сопровождать Адониса на охоте. Она ранила нежные ноги об терновник и камни, ее легкое одеяние разрывалось в лесной глуши. Однажды на вершине Ливана под кедрами Адониса разодрал вепрь. Богиня не успела вовремя помочь ему. Адонис склонил голову на ее белые руки и умер. Афродита полила кровь любимого нектаром, и красная кровь превратилась в цветок, названный анемоном.

Безутешная богиня, придя к Зевсу, попросила, чтобы он велел вывести душу любимого из подземного царства и вернул ее в бывшее красивое тело. Ее желание исполнили, и с тех пор Адонис шесть месяцев находился возле Афродиты, а на другую половину года возвращался к Аиду. Его чтили как бога. Восьмидневный праздник Адонии был одновременно и грустным и веселым. В искусственную могилу клали деревянную статую и четыре дня тосковали по Адонису, стоя над ней. Следующие четыре дня носили на руках данную скульптуру, тем самым как бы провоглашалия его вокрешение. В каждом доме на подоконники ставили «Адонисовы садочки», растения в вазах, которые, как жеруха, быстро восходят и быстро вянут—символ быстротечности молодости или лета, которое гинет под серебряной косой зимы.

Афродита наиболее охотно находилась на Кипре, остове, который был свидетелем ее рождения. В Пафосе был знаменитый храм, в котором жрецы рассказывали людям о чуде, произошедшем в доме Пигмалиона



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.061 с.)