Глобальные проблемы человечества в XX веке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глобальные проблемы человечества в XX веке.



В настоящий момент перед человечеством стоят следующие глобальные проблемы:

· экология и жизненное пространство;

· выживаемость человека;

· войны и мир.

Беспрецедентный характер нынешней мировой истории заключается в том, что до сих пор человечество было господином творения на земле в том смысле, что ни силы природы, ни кто-либо из людей не мог уничтожить или даже прервать человеческий прогресс. Человечество издавна знало кризисы, вызывавшимися стихийными силами природы, как-то: землетрясения и наводнения, засухи, эпидемии и т.д. Однако кризисы эти порождались внешними для человека причинами, и сам он был лишь их жертвой. Кризисы, с которыми пришлось столкнутьс современному человечеству являются уже результатом деятельности самого человека, являютс уже результатом деятельности самого человека, носят антропогенный характер.

С изобретением ядерного оружия приобрела особое глобальное значение проблема войны и мира. В мире прогрессировало не только добро, но и зло. Зло концентрировалось в большей степени именно в войнах, которые разрушали все, что, создавалось людьми, и уничтожая самих людей. Первым средством в борьбе против войн должен быть отказ от войны как средства продолжени политики. Ныне стал очевидным ее иррациональный смысл, а точнее полная абсурдность как какого бы то ни было средства решения международных проблем.

Помимо глобальной атомной угрозы существуют и иные глобальные проблемы, порожденные кризисным состоянием взаимоотношения природы и общества в результате научно-технического развития. Среди них наиболее значимым является экологический кризис, выражающийся в повседневном загрязнении окружающей среды, одновременно с прогрессирующим истощением запасов планеты - ее земных и водных ресурсов. Для решения экологической проблемы необходимо правильно рационально и экономно использовать природные ресурсы. Один из рациональных способов организации природопользования - изменение производственной технологии, в чем воплощается непосредственно материальное взаимоотношение человека и природы. Но дл его осуществления требуется и изменение ценностных ориентаций человека - формирование его экологического мышления, новой экологической этики.

Еще одной не менее тревожной глобальной проблемой является проблема физического и нравственного здоровья человека. Информационные перегрузки, общий, все ускоряющийс ритм жизни особенно в гигантских, крупных городах, злоупотребление лекарственными препаратами, химические свойства которых по своим неблагоприятным для организма последствиям оказываются зачастую неизвестными - все это пагубно действует на человека. Это лишь маленькая толика из общего количества неблагоприятных для человека факторов.

 

Основные направления философии XX века. Философия экзистенциализма и психоанализа. Работа со словарем, тестовое задание.

Цель: изучить основные направления философии 20в
2)Теоретические справочно-информационные материалы по теме занятия:
Экзистенциализм-философия существования- направление в современной философии,главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы,,трудности, существование в окружающем мире.
Представитили:
В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны
• Л.Шестов
• Н.Бердяев
В Германии экзистенциализм возник после Первой мировой войны
• К.Ясперс
• М.Хайдеггер
• М.Бубер
Во Франции нашёл своих последователей в период 2-ой мировой войны
• Ж.-П Сартр
• Г.Марсель
• А.Камю
• Симона де Бовуар.

 

В Австрии в 40-50х годах 20в.
В.Франкл(логотерапия)
В Испании:
Х.Ортега-и-Гассет.
Экзистенциализм возводит свои истоки к С.Кьеркегору,Шеллингу,Ницше.
Психоанализ-направление в современной философии,объясняющее,роль бессознательного и иных психических процессов в жизни человека и общества.
Представители психоанализа:
З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм, Г.Маркузе, А.Адлер, В.Райх.
• Неопозитивизм-направление в философии 20в. утверждающие,что философия должна заниматься логическим анализом языка науки.
Представители:
Б.Рассел.
Л.Витгенштейн.
• Постпозитивизм(2 полов.-конец 20в)
направление в философии, определяющее главной целью развитие научного знания.
Представители:
К.Поппер
Т.Кун.
• Прагматизм-направление в философии 20в, которое имело своей целью выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике.
Представители:
(Ч.Пирс, У.Джеймс, Д.Дьюи)
3)Рекомендации студентам по подготовке к занятию:
Для подготовки к занятию изучите:
1)Горелов А.А. Основы философии:
Учебник.-М.:Академия,2010,глава 11."Философия 20 века".стр 117-130.
2)Моисеева Н.А.,Сороковикова В.И.Философия и постклассическая европейская философия 19-20вв.
• Постклассическая европейская философия 19-20вв. стр 113-123.
3)Философия.Пособие для подготовки к экзаменам./под.ред.Якушева.А.В раздел 5.
Современная западная философия.вопросы 60-65.стр 215-238.
4)Практические задания,упражнения.

 

Ерменевтика

Экзистенциализм

Свобода

Гносеология

Позитивизм

 

Пограничные ситуации по К.Ясперсу

 

 


1.По мнению американского философа Ч.Пирса-представителя прагматизма,"истина это-то,во что мы верим".
• Что такое прагматизм?
• Каковы его положения?
• Как с ним связано высказывание Р.Пирса?Выскажите своё отношение к прагматизму.
2.Изобразите графически модель личности,созданную З.Фрейдом.
3. По каким признакам учение З.Фрейда можно отнести к иррационализму?
4.В чём заключается значение психоанализа?
5.В чём заключается актуальность философии экзистенциализма?
6.Каково отношение прагматизма к идее "моральных абсолютов"?
7.Какие нравственные выводы следуют из положения Ж-П Сарта об абсолютности свободы выбора?
5) Задания студентам для самостоятельной работы.
1.Раскройте причины способствующие зарождению экзистенциализма?
2.Каким проблемам уделяют внимание философы _экзистенциалисты?
3.Что такое "пограничные ситуации " по К.Ясперсу?
4.Как понимает свободу Ж-П Сартр?
5.Как раскрывает проблему смысла жизни А.Камю?
6.В чём значение философии экзистенциализма? Почему она так актуальна в наши дни?
7.Может ли любовь преодолеть экзистенциальное одиночество?
6)Контрольные вопросы,тесты, задания по теме.
1.Является ли экзистенциализм в подлинном смысле слова гуманизмом? Объясните.
2.Согласно психоанализу З.Фрейда, жизнь в целом и в большинстве конкретных поступков человека определяется:
а)Мышлением
Б)бессознательным
в)разумам
г)рассудком.
4)Известное утверждение прагматизма (по Ч. Пирсу.)
а)истина-то,что доказано
б))истина-то,что полезно
в))истина-то,что привычно
г))истина-то,что непостижимо
5)Какое философское направление рассматривает человека,как существо,"заброшенное в мир",жизнь которого трагична, проблематична, временна и абсурдна?
а)экзистенциализм
б)прагматизм
в)неопозитивизм
г)неотомизм
6)Проблемы свободы вообще, свободного выбора в частности,и ответственности за выбор,за то что он совершает,стали центральными в философии_____________(назовите философа)
7)О бессмысленности и абсурдности человеческого бытия пишет другой французский мыслитель_________(назовите философа)
8)Завершите определение:
"Иррационализм -философское направление,в основе миропонимания которого лежит_________
9)Одним из иных принципов познания сторонники неопозитивизма считают:
а)интенциональность
б)инструментализм
в)верификацию
г)интерпретацию

Кейс – задание

На занятие по философии преподаватель предложил прочитать следующий текст из книги: «На протяжении свей истории философии философы склонялись к двум точкам зрения на сущность философии и ее специфику. Первую точку зрения можно назвать точку зрения на философию как на строгую науку. Наиболее последовательно отстаивал этот взгляд Г.Гкгель – выдающийся всего идеалистического направления в западноевропейской философии, создатель самой масштабной в истории философской стстемы – диалектики.

Вторая точка зрения на философию определяет ее как несводимое к любым другим способам духовной деятельности людей и никоим образом не выводимое «философствование», т.е. глубоко личностное размышление человека,о неповторимости его присутствия в мире. Такое обоснование этой позиции дает Мартин Хайдеггер – один из основоположников немецкого варианта экзистенциализма.

Экзистенциализм – направление в философии _____ века,акцентрирующее свое внимание на уникальности бытия человека, провозглащающее его иррациональным.

IV X VII XX

Соозданная Гегелем философская система - это – картина мира, которая логически упорядочила ________, ____________и человеческое мышление на протяжении всей их истории

Общество

Абстракцию

Природу

Инстинкты

Г.Гегель –виднейший представитель _____________классической философии

 

 

Задание на дом: Составить к

 

 

Задание на дом

Составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII–XIXвв.

научиться определять особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени.

2. Теоретические, справочно-информационные материалы по теме занятия: Основные направления философии эпохи Возрождения:

●Гуманистическое (XIV-XV в.) представите ли: Франческо Петрарка, Данте Алигьери, Лоренцо Валли и др.) ставило в центре внимании человека, воспевало его достоинство, величие и могущество иронизировало над догматами церкви.
●Неоплатоническое(XVI-XVII в.) представители: Николай Кузанский Парацельс и др.) развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма.
●Натурфилософское(нач.XVI-XVII в.) представители: Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей. и др.) пытались развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе, основах мироздания, опирались на астрономические и научные открытия.
●Реформационное(XVI-XVII в.) представители: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Ж. Кальвин и др.) стремились пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и церковью.
●Политическое (XV-XVI в. (Николо Макиавелли) – изучали проблемы управления государством, поведение правителей.
●Утопическо- социалистическое (XVI-XVII в.) представители Томас Мор, Томмазо Компанелла) искали идеально фантастические формы построения общества и государства основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
Практическое занятие №5

Тема: Основные понятия немецкой классической философии

Цель:Изучить основные понятия немецкой классической философии.

Литература:

 

2. Практический, справочно-информационный материал по теме занятия.

Философия совершила 3 круга:
Античный(от Сократа- через Платона и Аристотеля- к скептикам.)
Христианский(от Христа- через Блаженного Августина и Фому Аквинского к Монтеню)
Новоевропейский(от Декарта через Канта и Гегеля к экзистенциалистам)

1 круг - мифолого-философский, когда разум был выше веры и чувств
2 круг - религиозно- философский, когда вера была выше разума и чувств
3 круг - научно-философский, когда чувства выше разума и веры.

Методы философии:
1)Диалектика как метод есть рассмотрение явлений в их развитии.
2)Прагматический метод состоит в том,что философия пытается истолковать каждое мнение, указывая на его практические следствия.
Структурный метод - основу которого образует выявление структуры(порядок, связь, строение) как совокупность отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях.
Системный метод - суть которого в объединении некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое. Философская система является соединением принципиальных и основополагающих в некоторую органическую целостность.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.015 с.)