Вопрос. Понятие бп. Бп как комплексная отрасль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Понятие бп. Бп как комплексная отрасль



Вопрос. Понятие бп. Бп как комплексная отрасль

Банковское право является отраслью права, которая регулирует деятельность банков и иных кредитных организаций

Банковское право как самостоятельная отрасль права выделяет­ся в системе российского права в силу следующих обстоятельств:

1. Наличие общественной потребности и государственного инте­реса в самостоятельном правовом регулировании такой отрасли, обу­словленное особой значимостью банковской системы для осуществле­ния и успешного завершения экономической реформы.

2. Наличие самостоятельного предмета правового регулирования, обусловленное четким выделением специфики регулируемых данной отраслью общественных отношений.

3. Потребность в особом методе правового регулирования.

4. Наличие либо потребность в особых (специальных) источниках права.

5. Конституционное и (или) законодательное закрепление принци­пов данной отрасли права.

2 вопрос предмет бп

Предмет банковского права составляют общественные отношения, возникающие в процессе построения, функционирования и развития банковской системы России, в частности в процессе осуществления Банком России и кредитными организациями банковской деятельности, а также общественные отношения, возникающие в процессе регулирования банковской системы России со стороны государственных органов в интересах граждан, организаций и государства.

Вопрос.источники бп

Источники банковского права представляют собой совокупность официально определенных внешних форм, в которых содержатся нормы, регулирующие общественные отношения.

Систему источников банковского права России составляют:

1) нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;

2) Конституция Российской Федерации;

4) банковское законодательство, которое включает в себя федеральные законы, содержащие нормы банковского права: ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», ФЗ «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О валютном регулировании и валютном контроле»; Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др.;

5) Решения Конституционного Суда РФ;

6) внутренние нормативные акты банковских организаций (нормативные акты Центрального банка – это указания, положения и инструкции, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц).

7 вопрос федеральное банковское законодательство

Федеральное банковское законодательство

Банковское законодательство Российской Федерации подраз­деляется на специальное и общее.

Под специальным банковским законодательством как основной группой источников банковского права понимается система зако­нодательных актов, состоящая из Федеральных законов «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и Закона РФ «О налогообложении дохо­дов банков»2. Предмет специального банковского законодательст­ва совпадает с предметом отрасли банковского права, подчиняется тем же принципам и выполняет те же функции, что и отрасль бан­ковского права.

Специальное банковское законодательство в настоящее время еще окончательно не оформилось. На рассмотрении Госдумы находятся проекты таких Федеральных законов, как «О федеральном государственном архиве кредитных историй», «О гарантировании вкладов граждан в банках», «Об использовании платежных карт в Российской Федерации» и др.

Главным направлением совершенствования специального бан­ковского законодательства помимо принятия законов должна стать его кодификация, которая даст возможность проанализировать весь основной нормативный материал банковского законодатель­ства и корреспондирующей ему отрасли банковского права, обес­печить большую взаимосвязанность нормативных актов.

Общее банковское законодательство включают в себя нормы, со­держащиеся в Гражданском кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, Таможенном кодексе РФ, Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и в других законах, которые в той или иной мере регулируют порядок осуществления банковской деятельности кредитными организациями и Банком России.

Банковское законодательство занимает ведущее место в системе источников права, что предопределяется следующими специфи­ческими признаками законов как основного источника права:

1) они принимаются исключительно законодательными органа­ми государственной власти либо путем референдума;

2) они обладают вьющей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам, т.е. содержание всех иных нормативных правовых актов не должно противоречить законам;

3) они регулируют наиболее важные основополагающие отно­шения. В законах закрепляется тип банковской системы России, компетенция Центробанка, права и обязанности кредитных орга­низаций и т.д.;

4) они содержат нормы первичного характера; все иные акты призваны преимущественно конкретизировать и детализировать нормативные установления законов

5) они принимаются с соблюдением особых процессуальных норм.

Вопрос

Подзаконные акты, содержащие нормы банковского права, в свою очередь, подразделяются на несколько групп:

1. Нормативные акты Банка России, действующие акты Госбанка СССР. В соответствии со ст. 6 Закона о Банке России Центробанк по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физичес­ких лиц. Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам и могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

В зависимости от содержания нормативные акты Банка России могут издаваться в форме:

1) указания (если его содержанием является установление от­дельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России);

2) положения (если его основным содержанием является уста­новление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России);

3) инструкции (если ее основным содержанием является опре­деление порядка применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе в форме его указаний и положений).

Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. Акты Госбанка СССР действуют в части, не противоречащей российскому законодательству и нормативным актам Банка Рос­сии.

2. Указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам и имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам. Они могут приниматься по любому вопросу, входящему в компетенцию Пре­зидента (ст. 80 Конституции РФ), в том числе по вопросам, состав­ляющим предмет банковского права, кроме случаев, когда этот во­прос в соответствии с федеральным законодательством может быть урегулирован только законом.

Относя указы Президента РФ к подзаконным актам, не следует забывать, что согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ в установленном Конституцией порядке принимает меры по ох­ране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и го­сударственной целостности, обеспечивает согласованное функ­ционирование и взаимодействие органов государственной власти. Эти меры Президент РФ уполномочен принимать не только на основании законов, но и в их отсутствие. Это так называемое делегированное законодательство означает обязанность Прези­дента РФ в случаях отсутствия закона принимать нормативные правовые акты для обесценения норм Конституции до принятия федеральных законов.

Наряду с актами федеральных законодательных органов указы Президента РФ являются актами первоначального правотворче­ства, так как содержат нормы права и посвящены общим вопросам.

Президент РФ вправе приостанавливать действие актов испол­нительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Консти­туции РФ и федеральным законам или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответ­ствующим судом.

3. Постановления Правительства РФ. В соответствии с п. «б» ч. 1 ст.,114 Конституции России Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кре­дитной и денежной политики. Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юриди­ческую силу.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ под­лежат обязательному официальному опубликованию (кроме актов или их отдельных положений, содержащих сведения, составляю­щие государственную тайну, или сведения конфиденциального ха­рактера) в «Российской газете» и Собрании законодательства РФ в течение 10 дней со дня их подписания.

Указы Президента, имеющие нормативный характер, и поста­новления Правительства, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных ор­ганов исполнительной власти, а также организаций, по общему правилу, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней со дня их официального опубликования.

Иные указы Президента и постановления Правительства, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

9 вопрос Локальные акты кредитных организаций

Кредитные организации, а также Банк России, как и любые юридические лица, для эффективной организации работы вправе устанавливать для своих участников и членов трудового коллектива определенные правила, которые в совокупности составляют кор­поративное право.

Корпоративное право имеет следующие характерные черты:

во-первых, оно призвано регламентировать повторяющиеся, ти­пичные ситуации и группы общественных отношений в кредитных организациях и состоит из правил поведения общего характера (т.е. нормативность);

во-вторых, в нем выделяются гражданско-правовые, финансо­во-правовые, трудовые, административно-правовые и другие нормы (т.е. системность);

в-третьих, его нормы обязательны для участников и членов тру­дового коллектива кредитной организации и Банка России;

в-четвертых, письменная форма актов этого права;

в-пятых, обеспечение исполнения этих правил поведения с по­мощью принуждения в случае их нарушения.

Корпоративные (локальные) акты подразделяются на две груп­пы: внутренние акты и санкционированные государством уставы, постановления и решения юридических лиц. Санкционирование может выражаться в государственной регистрации, утверждении и в совместном принятии акта.

Корпоративные акты могут приниматься руководителями кре­дитных организаций в форме приказов (с их помощью регулируют­ся вопросы труда и отдыха, заработной платы, материального по­ощрения и другие связи и отношения внутриорганизационного ха­рактера) либо коллегиальными органами управления (советом ди­ректоров, общим собранием акционеров и т.д.) в форме решений, которые преимущественно имеют нормативное содержание.

10 вопрос Акты союзов и ассоциаций кредитных организаций

Действующее законодательство не устанавливает конкретных форм актов союзов и ассоциаций кредитных организаций. Это оп­ределяется самими объединившимися кредитными организациями в положениях и уставах, закрепляющих основы функционирова­ния соответствующей ассоциации или союза, которые являются по сути добровольными сообществами кредитных организаций.

В настоящее время законодательно закреплено, что в компетен­цию союзов и ассоциаций кредитных организаций может входить:

—защита и представление интересов своих членов;

—координация деятельности кредитных организаций — членов соответствующей ассоциации;

—развитие межрегиональных и международных связей;

—удовлетворение научных, информационных и профессио­нальных интересов;

—выработка рекомендаций по осуществлению банковской дея­тельности;

—решение иных совместных задач кредитных организаций.

Мы полагаем, что роль союзов и ассоциаций кредитных органи­заций в нормативном регулировании деятельности своих членов со временем будет все больше возрастать.

11 вопрос Обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике

Термин «обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике» закреплен в ст. 836, 848 и других ГК РФ.

Отношения, складывающиеся в процессе осуществления кре­дитными организациями и Банком России банковской деятельности, могут регулироваться положениями, которые не укладываются в рамки понятий «нормативный правовой акт» и «договор». Как отмечается в литературе, обычаи делового оборота в иерархии рас­положены после нормативных правовых актов и договоров. Со­гласно ст. 5 ГК РФ обычаи делового оборота, противоречащие обя­зательным для участников соответствующего отношения положе­ниям законодательства или договора, не применяются»1.

Для признания обычая либо обыкновения обычаем делового оборота необходимыми считаются следующие условия:

1) правило поведения должно быть сложившимся, т.е. достаточ­но постоянным и определенным;

2) оно должно применяться широко, а не иметь узкоспециаль­ный, частный характер2;

3) сфера применения правила ограничена предприниматель­скими отношениями;

4) оно не должно быть предусмотрено законодательством;

5) содержание обычного правила не должно противоречить нравственности.

12 вопрос Нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ предусмотрено, что «общепри­знанные принципы и нормы международного права и международ­ные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Следовательно, в российскую правовую сис­тему введено две категории международно-правовых норм1.

К первой категории относятся общепризнанные принципы и нормы международного права, т.е. принципы и нормы, установ­ленные и признанные международным сообществом государств. Сюда входят:

— нормы, содержащие основополагающие принципы между­народного права;

— нормы общего международного обычного права;

— общие принципы права, признанные цивилизованными на­циями.

Вторую категорию составляют нормы, содержащиеся в между­народных договорах России, причем согласно ч. 4 ст. 15 Конститу­ции РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то при­меняются правила международного договора.

Вопрос

Условия найма, увольнения, оплаты труда, служебные обязанности и права, система дисциплинарных взысканий служащих ЦБ РФ определяются Советом директоров в соответствии с трудовым законодательством. Кроме того, Совет директоров создает пенсионный фонд для дополнительного пенсионного обеспечения своих служащих, а также организует страхование их жизни и медицинское страхование. Служащие ЦБ РФ, занимающие должности, перечень которых утвержден Советом директоров:

не имеют права работать по совместительству, а также на основании договора подряда (за исключением преподавательской, научно-исследовательской и творческой деятельности);

не имеют права занимать должности в кредитных и иных организациях;

обязаны в письменной форме уведомить в десятидневный срок Совет директоров о приобретении ими акций (долей) кредитных организаций;

могут получать кредиты на личные нужды только в ЦБ РФ.

18 вопрос Территориальные учреждения ЦБ РФ:

не являются юридическими лицами;

не имеют права принимать решения нормативного характера;

не имеют права выдавать без разрешения Совета директоров банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства;

по решению Совета директоров могут создаваться в регионах, объединяющих территории нескольких субъектов Российской Федерации. Задачи и функции территориальных учреждений ЦБ РФ определяются Положением о территориальных учреждениях ЦБ РФ, утверждаемым Советом директоров.

Территориальными учреждениями ЦБ РФ являются среди прочих и Национальные банки республик в составе Российской Федерации.

19 вопрос.

Полевые учреждения ЦБ РФ:

являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях ЦБ РФ, утверждаемым совместно ЦБ РФ и Министерством обороны Российской Федерации;

предназначены для банковского обслуживания:

воинских частей;

учреждений и организаций Министерства обороны РФ;

иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации;

физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями ЦБ РФ, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений ЦБ РФ невозможны.

Вопрос

1.Банковский надзор

Органом банковского регулирования и банковского надзора в соответствии с ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» является Банк России. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства и нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Банковская система – это объект надзора для Банка России. Надзор – это средство обеспечения пруденциального регулирования. Это надзор в узком смысле слова, т. е. надзор за отдельными кредитными организациями как частью банковской системы.

Каждая в отдельности кредитная организация является предметом конкретного надзора со стороны ЦБ РФ. Усиление надзора за конкретной кредитной организацией может быть продиктовано общими интересами укрепления банковской системы, в частности, управлением системными рисками. Однако в этом есть и обратная сторона: кредитная организация теряет свои преимущества в системе конкурентных отношений. Информация о том, что определенная кредитная организация подвергается интенсивному надзору, может породить сомнения у ее клиентов.

Вид банковского надзора – это обусловленная объектом и предметом банковского надзора конкретная деятельность Банка России по проверке деятельности кредитной организации.

Банковский надзор можно классифицировать по нескольким критериям.

1. Общая классификация банковского надзора. В зависимости от предмета надзора следует выделить функциональные виды надзора, а в зависимости от субъекта – институциональные.

2. Предметная классификация банковского надзора (функциональная). Банковский надзор классифицируется в соответствии со спецификой нормативного, экономического и финансового содержания банковской деятельности, которая является предметом надзора.

3. Нормативная классификация банковского надзора. Выделяют два вида: общий (юридический) и пруденциальный (финансовый).

4. В зависимости от развития банковской деятельности кредитной организации, следует различать виды банковского надзора:

лицензирование банковской деятельности;

текущий надзор за соблюдением законов, финансовых нормативов и нормативных актов Банка России.

5. В зависимости от экономического и финансового содержания банковской деятельности различают валютный надзор и надзор, связанный с обслуживанием банками бюджетных счетов.

6. В зависимости от места проведения надзора текущий контроль делится на два вида: дистанционный и контактный.

Дистанционный надзор – это наблюдение за деятельностью кредитных организаций на основе представленных ею банковских и, в частности бухгалтерских документов.

Контактный надзор – это проверки деятельности кредитных организаций, проводимые представителями Банка России непосредственно в кредитной организации. Для этих целей в структуре Банка России создаются специальные подразделения – Департамент инспектирования кредитных организаций и соответствующие структуры в его территориальных учреждениях.

Виды банковских счетов

1) расчетный счет – открывается юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, для проведения платежных операций по всем расчетам. Филиалам, представительствам, отделениям и другим обособленным подразделениям предприятий открываются расчетные счета при представлении ходатайства предприятия.

2) текущие счета открываются организациям, не являющимися юридическими лицами: филиалам, представительствам, отделениям и др. По данным счетам, как правило, осуществляется ограниченный круг операций, связанных с основной деятельностью клиента, в частности с текущих счетов производятся:– расходы на содержание аппарата управления;– выдача средств на заработную плату;– расходы и выплаты, связанные с выполнением функций представительства по иностранному страхованию;

3) Депозитный счет - предназначен для хранения временно свободных денежных средств. Открывается клиенты на основании договора банковского вклада.

4) Валютный – открывается для зачисления и расчетов денежными средствами, представленными в иностранной валюте.

5) Ссудный счет- счет, на который банк учитывает предоставление и возврат кредитов

6) Карточный – счет, открываемый банком для учета операций, совершенных с помощью кредитных карт.

Виды банковских вкладов.

Существует два вида вкладов:

-вклад до востребования (вклад выдается по первому требованию)

-срочный вклад (выдается по истечении определенного срока)

Срочные вклады могут быть, в свою очередь, разделены на отдельные подвиды по своему назначению: сберегательный, накопительный или расчетный. Самый простой из них – сберегательный. По такому вкладу запрещены операции пополнения и частичного снятия сумм. Сберегательные депозиты, как правило, имеют самые высокие ставки.

Накопительные вклады рассчитаны на тех, кто хотел бы пополнять депозит в течение срока действия договора. Они предназначены для тех, кто хотел бы накопить какую-то крупную сумму (например, на дорогостоящую покупку).

Расчетный вклад позволяет клиенту сохранить в той или иной мере контроль за своими денежными средствами, управлять своими накоплениями, совершая приходные или расходные операции. Еще одно название этого вида депозита – универсальные вклады. Расчетные вклады также бывают расходно-пополняемыми и расходными.

вопрос. Понятие бп. Бп как комплексная отрасль

Банковское право является отраслью права, которая регулирует деятельность банков и иных кредитных организаций

Банковское право как самостоятельная отрасль права выделяет­ся в системе российского права в силу следующих обстоятельств:

1. Наличие общественной потребности и государственного инте­реса в самостоятельном правовом регулировании такой отрасли, обу­словленное особой значимостью банковской системы для осуществле­ния и успешного завершения экономической реформы.

2. Наличие самостоятельного предмета правового регулирования, обусловленное четким выделением специфики регулируемых данной отраслью общественных отношений.

3. Потребность в особом методе правового регулирования.

4. Наличие либо потребность в особых (специальных) источниках права.

5. Конституционное и (или) законодательное закрепление принци­пов данной отрасли права.

2 вопрос предмет бп

Предмет банковского права составляют общественные отношения, возникающие в процессе построения, функционирования и развития банковской системы России, в частности в процессе осуществления Банком России и кредитными организациями банковской деятельности, а также общественные отношения, возникающие в процессе регулирования банковской системы России со стороны государственных органов в интересах граждан, организаций и государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.057 с.)